глава1. Анализ информационных ресурсов по цирковому искусству
Скачать 2.68 Mb.
|
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ЦИРКОВОМУ ИСКУССТВУ. . Современное состояния зарубежных информационных ресурсов
«Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша)» является единственным в стране государственным профессиональным цирковым учебным заведением. Более 90 лет училище готовит мастеров эстрады и цирка. Его выпускниками были Михаил Румянцев, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев и многие другие. Для многих мастеров цирка училище было и остается навсегда родным домом, началом всех начал – порой юности, надежд и мечтаний. Искусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Профессия, по традиции, передавалась в семье или от мастера к ученику. В 20-е годы прошлого столетия на заседаниях Управления цирками все чаще обсуждался вопрос о создании цирковой школы. Пылкими сторонниками защиты идеи школьного образования были такие мастера арены, как В.Л. Дуров, Д.С. Альперов, Д. Костанди и др. Они говорили о том, что молодое поколение артистов цирка, наряду с профессией, должны изучать дисциплины, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. Таким образом, осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения принял решение открыть Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения. Так впервые возникла система воспитания молодого циркового артиста, возможность приобщения цирковой смены к знаниям, к высотам культуры. Не сразу и не вдруг, а в долгих, подчас трудных, поисках создавалось первое в мире профессиональное цирковое учебное заведение, по окончании которого выдавались дипломы государственного образца. Новизна и отсутствие школьной системы воспитания цирковой смены требовала смелости в решении многих вопросов и прежде всего, методики профессионального обучения – разработки учебных планов и учебных программ. Надо было четко определить, чему и как учить цирковую смену. Летели годы, менялось и название училища. В 1930 году Курсы циркового искусства были реорганизованы в Техникум циркового искусства (ТЦИ) с оборудованной ареной, ставшей не только учебной площадкой, но и «Районным цирком», где студенты проходили творческую практику в качестве артистов, униформистов и контролеров. Студентов обучали акробатике, эквилибристике, гимнастике, здесь же готовились цирковые номера, был открыт класс клоунады. С тех пор выпускные представления стали традицией училища. Цирковые представления молодых артистов производили яркое впечатление, особенно на юных зрителей. Молодая артистическая смена была способна входить исполнителями в действующие номера системы Союзгосцирка или создавать свои – новые. В праздничные дни студенты показывали свои цирковые программы, выступали на различных концертных площадках, а в летнее время выезжали на гастроли. В 1934 году Техникум приобрел статус Всесоюзной школы циркового искусства, а еще через три года – Государственного училища циркового искусства (ГУЦИ). Студенты наряду с цирковыми жанрами изучали историю театра, историю цирка, историю изобразительного искусства, историю музыки, а также мастерство актера и другие дисциплины. В 1961 году было открыто отделение эстрады для подготовки речевых и оригинальных жанров и Училище приобрело современное название – Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Будущий артист эстрады получает в училище разностороннюю подготовку. В программу обучения входят и цирковые дисциплины. Задача преподавателей дать студенту почувствовать на практике соотношение маски и образа, образа и трюка, подсказать решение номера, который будет для него органичным и в то же время оригинальным. Сегодня направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности кажется совершенно естественной. Но не стоит забывать, что разработка учебных планов и программ потребовала от преподавателей и недюжинного профессионального опыта, и глубокой личной культуры, и невероятной работоспособности. Сейчас воспитанники училища получают полноценное среднее профессиональное образование, изучают историю цирка и историю мировой культуры, историю костюма, и изобразительного искусства, в цикле специальных дисциплин, кроме занятий избранным жанром, особое внимание отведено хореографии, мастерству актера, пантомиме, гриму и охране труда. Выпускники училища – его гордость. Это и первый выпускник училища – клоун Карандаш (М.Н. Румянцев), и Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Александр Песков и многие другие. Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, быть преданным и выбранному жанру цирка и эстрады, дружить и уметь жить в коллективе – вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели училища, дать им не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры. И вполне закономерно, что, участвуя в различных международных конкурсах – фестивалях циркового и эстрадного искусства, многие выпускники училища становились и становятся лауреатами. Немало среди выпускников ГУЦЭИ и таких, которые избрали театральную, кинематографическую и научную деятельность. Пройденные десятилетия, высокое мастерство выпускников училища, признание у нас в стране и за рубежом показали, что путь по которому шел коллектив училища от истоков до современности, был определен верно. На наш опыт обратили внимание и другие страны. Сегодня многие дипломированные специалисты циркового и эстрадного искусства России, республик бывшего Советского Союза и многие артисты зарубежных стран: Египта, Болгарии, Кубы, Монголии, Лаоса, Чехии и Словакии, Польши, Югославии, Вьетнама, Венгрии, Бирмы, Йемена, Никарагуа, Камбоджи – выпускники училища. Училище сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год в ГУЦЭИ приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии Голландии, Японии, Австралии, Японии, Франции, Австрии и других стран. Преподаватели училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе. На Кубе цирковая школа носит имя ее создателя, преподавателя училища Ю. Мандыча. 1.2. Анализ состояния создания и использования информационных ресурсов по цирковому искусству и Узбекистане . |