ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Скачать 0.58 Mb.
|
Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» (1914)Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Есенин вошел в нашу отечественную поэзию со стихами о деревенской Руси. За исключением последнего периода творчества, у Есенина почти нет лирики любви. Место любимой у поэта занимает Русь, родина, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты. Русь Есенина в первых книгах его стихов - смиренная, дремотная, дремучая, застойная, кроткая, - Русь богомолок, колокольного звона, монастырей, иконная. Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и золоте осени, в рябине, в аржаном цвете полей, в необъятной сини небес. Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Гой ты, Русь, моя родная Хаты - ризах образа. Для поэта родная деревня в России -это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Гой ты, Русь, моя родная». Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Стихотворение со строки «только синь сосет в глаза» обретают ноту щемящей грусти, со строки «как захожий богомолец» возникает образ странника, появляется чувство неприкаянности: А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Но затем чувство тихой щемящей грусти сменяется «девичьим смехом»: Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичьих смех. Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый пляс», где радость коротка, а печаль бесконечна. В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Стихотворение — признание в любви к родной земле, стремление раствориться в ней: Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех.. Поэтический язык стихотворения своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной. Лирический герой - странник, который «как захожий богомолец» смотрит в родные поля и не может наглядеться, потому что «синь сосет в глаза». Русь сравнивается в стихотворении с раем: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Отличительная черта стихотворения – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, к родине, к деревне. В стихах Есенина, в некоторых мотивах, чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, от ливенки и частушки пришедший в город со своими песнями, навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью. Есть в них искренняя любовь к скирдам, к тополям и рощам, к коровам и кобылам. История создания и идейный смысл стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…»Стихотворение относится к раннему периоду творчества Есенина (написано в 1916 году) и является чуть ли не первым стихотворением - сожалением о прошедшей любви. Считается, что адресатом его была некая девушка Наталья (фамилия в разных источниках звучит по- разному), которая жила в том же селе Константиново, где родился и провёл отроческие годы поэт, и была возлюбленной Есенина. Известно, что когда Сергей Александрович уезжал из деревни, то он и эта девушка пришли в местную церковь и попросили знакомую монахиню обвенчать их. Но та, сославшись на их юный возраст, велела немного подождать и дать пока всего лишь обещания хранить друг другу верность в разлуке. Но Наталья не долго смогла находиться в одиночестве и через год вышла замуж. Узнав об этом, Есенин написал той самой монахине письмо с просьбой «отпороть розгами неверную Наташку». Позже Сергей Александрович сам остепенился (его женой стала Зинаида Райх, дружбу и тёплое отношение к которой он пронёс через всю жизнь), но не забыл свою первую влюблённость и даже посвятил ей целое стихотворение, правда, будучи уже в зрелом возрасте . Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» о мечте и красоте, о разлуке с неназванной любимой. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви. Но уже по первому катрену мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувства: Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. Для лирического героя его любимая, его мечта не ушла совсем, она просто растворилась в природе, стала ее частью. Все самое нежное, ласковое, милое, беззащитное и безгрешно- очаровательное напоминает поэту о девушке: С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была, На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Пусть его любимая была «песней», «мечтой», пусть чувство было недолговечным, сам факт того, что любовь согревала душу, уже счастье. Тот, кто может любить, способен «к светлой тайне приложить уста». Тайне красоты и гармонии, тайне слияния с природой, с мирозданием. Печаль лирического героя по-пушкински светла, он отпускает любимую с легким сердцем, ни в чем не упрекает ее. Последняя строфа стихотворения, дословно повторяя первую (по принципу кольцевой композиции), все же несет другой смысл. Если в первой строфе подчеркивается то, что разлука окончательна и судьба не подарит новых встреч с возлюбленной даже во сне, то в последней строфе те же слова хочется прочитать совсем по-другому: пусть любимая и «отоснилась» поэту, но все же навсегда осталась с ним в мыслях, в тех картинах жизни природы, которые напоминают ему о ней. |