Главная страница

Братусь Б.С. - Аномалии личности. Аномалии личности


Скачать 1.5 Mb.
НазваниеАномалии личности
Дата10.03.2022
Размер1.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБратусь Б.С. - Аномалии личности.pdf
ТипДокументы
#390934
страница22 из 28
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28
230
достаточно сравнить ее (в особенности у людей, уже больных алкоголизмом) с деятельностью здорового человека. Возьмем, например, столь важную для каждого потребность в удовлетворяющей его самооценке. Здоровый человек обычно старается ставить перед собой такие цели и задачи, достижение которых достаточно высоко оценят окружающие ион сам, что приведет к поддержанию и повышению его самооценки.
Иной способ организации деятельности, направленный на поддержание самооценки, самоуважения, у людей, злоупотребляющих алкоголем. В работе,
выполненной под нашим руководством, КГ. Сурнов, специально исследовавший этот вопрос, показал, что важнейшей особенностью алкогольного способа удовлетворения потребностей является подмена результатов реально осуществляемых действий субъективными переживаниями, приблизительно схожими с теми субъективными переживаниями, которые испытывает здоровый человек, входе предметной деятельности реально осуществивший намеченные действия
Иначе говоря, если для здорового человека цели и мотивы его деятельности лежат по преимуществу в области изменений объективного мира, то пьющий сосредоточивает главное внимание на субъективных эмоциональных переживаниях, обычно сопровождающих предметную деятельность и ее результаты. Достигает же он желательных эмоциональных переживаний с помощью алкоголяте. посредством нереальной, а иллюзорно-компенсаторной деятельности.
Наконец, важно отметить, что искомые субъективные состояния обычно не достигаются пьющим человеком в одиночку. Иллюзорно-компенсаторная деятельность требует достаточно развернутого разыгрывания этих состояний, которое подразумевает компанию, собеседника, слушателя, зрителя — словом,
специфическую обстановку совместной выпивки. Если вычесть эту обстановку,
то не возникнет и ожидаемого переживания. Это доказывает, в частности,
следующий эксперимент, проведенный психологами. Испытуемые-добровольцы,
позитивно относящиеся к алкоголю, были приглашены в один из кабинетов психоневрологического диспансера для проведения опыта по изучению влияния алкоголя на психику. Они должны были после принятия определенной дозы рассказать о своих субъективных ощущениях. К некоторому удивлению испытуемых, алкоголь не вызвал ожидаемого ими состояния в казенном медицинском помещении, под присмотром врача-экспери-. ментатора ощущения были скорее тягостные, чем приподнятые. В самоотчете испытуемые говорили о физиологических коррелятах опьянения — чувстве жара, под-ташнивании и т. п.
Чувство же облегчения испытуемые ощутили тогда, когда спало действие алкоголя.
Этот опыт в известном смысле даже более показателен, чем вышеприведенные наблюдения доктора ПИ. Сидорова, и свидетельствует о том, что не только анонимное введение алкоголя лишает опьянение обычно приписываемых ему атрибутов. Иллюзорно-компен-саторное переживание разрушается и при нарушении определенной обстановки, антуража выпивки. Правда, этот параметр,
как мы увидим ниже, значительно изменяется в том случае, если пьянство прогрессирует и переходит в болезнь, но по крайней мере в начальных стадиях его роль весьма велика. Клиницисты и патопсихо-логи знают, что пьянство в одиночку указывает либо на атипический характер течения, отягощенность сопутствующими психическими нарушениями, либо на крайнюю степень деградации. В обычных же случаях даже простое присутствие одного-двух трезвых людей нередко воспринимается как нарушение компании, участники которой стремятся либо напоить их, либо вовсе удалить из компании, чтобы восстановить прежние условия развертывания иллюзорно-компенсаторного действа. Поэтому корректнее говорить не о влиянии алкоголя на психические процессы, а о влиянии всего ритуала употребления алкоголя в той или иной компании.
Можно (с известной долей метафоричности, конечно) говорить о некоем
«алкогольном театре. Каждая пьющая компания по сути есть такой театр со своим набором исполнителей и ролей. Особенность этого театра — нарочитость,
подчеркнутость происходящего. Вот один утрированно мрачен, другой буйствует,
третий нарочито весел. Если внимательно приглядеться и проанализировать поведение, то нередко обнаружится, что многие в этом спектакле как бы реализуют, изживают свои комплексы, обиды, что-то не сложившееся, несостоявшееся. Вот кто-то в роли непризнанного, а рядом — играющий роль его единственного поклонника:
«Да, брат, ты — талант, ты им еще покажешь Давай выпьем Именно вследствие этого алкогольные переживания мало назвать просто иллюзорными,
они всегда
232
содержат более или менее выраженную компенсаторную направленность,
попытку прийти в конечном итоге к оправданию пьющего, к выводу, что он человек достойный. Этому обычно служит определенное построение алкогольной роли, способ ее разыгрывания. Вот один из приемов. Часть первая —
«очернительная»: Я никто, я подлец, я разорил семью, отравляю всем жизнь, я полное ничтожество Слушатели сочувствуют, растроганы таким раскаянием,
появляются слезы. Затем кающийся неожиданно задает вопрос Актов этом виноват И следует часть вторая — обеляющая Жена, стерва, сгубила, на работе начальник сволочь, общество не обеспечило В результате этого действа пьющий выходит вполне очищенным, примиренным с собой. Понятно, что это примирение и очищение временны, ирреальны. Но ведь, для того чтобы достичь подлинного очищения, надо в реальности проделать большую и сложную работу по преодолению конфликтов, претерпеть и трудности, и разочарования на пути к
целям жизни. А здесь, в алкогольном театре, индульгенцию можно получить за один вечер. Поэтому, как мы говорили, в пьяной компании не любят трезвого он слишком наглядное олицетворение, напоминание о другом — реальном мире, он мешает разыгрываться иллюзорно-компен-саторному алкогольному действу. Если же вычесть из пьянства это иллюзорно-компенсаторное действо, тоне останется главного, ради чего и собрались стремящиеся к выпивке люди.
Особо следует упомянуть о-роли тех, кто непосредственно приобщает других к выпивке. Традиции ведь не живут сами по себе, их поддерживают, олицетворяют и предлагают конкретные люди. Как правило, в жизни почти любого больного алкоголизмом или еще бытового пьяницы можно усмотреть особое влияние таких алкогольных наставников, которые показывают своим примером, а иногда просто непосредственно обучают новичка, как надо пить, в какой последовательности совершать те или иные конкретные действия, как наилучшим образом ловить кайф — искомое для пьющего состояние благодушия. Мы уже говорили в гл. II, что каждое психологическое образование сначала как бы разделено между двумя полюсами ребенок и взрослый, ученики учитель,
воспитанник и воспитатель, и лишь затем оно интериоризируется и становится принадлежностью самого ребенка, ученика, воспитанника. С алкогольными переживаниями дело обстоит сходным образом.
Сказанное может быть отнесено по сути к любым наркоманиям. Как показал В.
П. Чемиков в исследовании, выполненном под нашим с НИ. Евсиковой руководством, эйфория сама по себе часто не является первоначальным мотивом,
непосредственным побудителем и причиной наркотизации. Это состояние необходимо научиться достигать, пройдя через овладение техническими приемами и через создание образа желаемого результата, который задается извне *, путем обучения новичка опытным наркоманом. Разумеется, этот задаваемый извне образ не является сугубо произвольным, отделенным от способа действия самого наркотика. Хорошо известно, что каждому виду наркотика приписывается по преимуществу и свой особый вид галлюцинаторных образов. Речь идет лишь о том,
что это действие, сводимое по сути к изменению психофизиологических систем,
специфическим искажениям ощущения и восприятия, само по себе неспособно породить все те подчас чрезвычайно сложные и тонкие состояния сознания, которые возникают в наркотизации. Между изменениями психофизиологии и этими состояниями лежит развернутая иллюзорно-компенсаторная деятельность — деятельность иллюзорного переживания, имеющая свою технику, свои средства и цели. Даже такой мощный То, что образ желаемого результата задается извне, хорошо подтверждают и исторические наблюдения. Дох годов нашего века наркотики небыли значительно распространены на Западе и их нелегально употребляли лишь малочисленные социальные группы. В середине х годов ситуация резко изменилась — невиданная волна наркомании прокатилась по западным странам.
Это было связано с особой модой, которая изображала наркотики как орудие революции, средство расширения сознания, а наркомана — как представителя нового, прогрессивного поколения, противостоящего истеб-лншменту. Особую роль сыграли здесь идолы молодежи. В субкультуре джазовых музыкантов была до тонкости разработана система ожиданий эф(ректа марихуаны. Участники
многих популярных ансамблей не скрывали своего пристрастия к наркотикам. Где- тов эти годы галлюциногены (например, ЛСД, мексалин) стали часто называть
«путешествиями», что многие связывали с пластинкой Волшебные путешествия»,
напетой ансамблем «Битлз» под влиянием наркотиков-галлюциногенов
6
Увлечение наркотиками подготовило в свою очередь почву для новой эпидемии появления на Западе с концах годов все новых культов, сект, увлечений вульгарно понятым восточным мистицизмом и др. Поданным социологов, с 1965 г.
только в США появилось более 1300 новых псевдорелигиозных групп и объединений. Понятно, что оба увлечения преемственны в стремлении уйти о1
реальности в ирреальный план.
234
препарат, как ЛСД, по силе и яркости действия многократно превышающий все дотоле известные наркотики, не обеспечивает сам по себе нужного направления галлюцинаторных образов на Западе существует специальная категория ЛСД- тренеров, ЛСД-терапевтов, которые пошагово руководят своими подопечными,
принявшими препарат, и объясняют им смысл возникающих у них необычных состояний. Причем понятно, что сами эти состояния, будучи иллюзорными,
отражают, точнее, конструируют и некий иллюзорный мир, отъединяя человека от мира реального, затмевая его собой.
Очень показательна в этом плане история английского ученого О. Хаксли,
который, страдая смертельным недугом, прибег к наркотиками вскоре стал ярым сторонником и пропагандистом точки зрения, согласно которой психоделические средства способны вызывать мистические состояния примирения со смертью и обретения смысла жизни. Однако, по свидетельству Р. Зене-ра, за неделю до смерти, когда Хаксли казалось, что он достиг под влиянием ЛСД состояния вневременного блаженства, пришло разочарование. Он понял, что это было грандиозным заблуждением, полным непониманием того, что происходит в действительности. Вывод, к которому пришел Хаксли в результате этого осознания, таков Мы не должны пытаться жить вне мира, данного нам, мы должны как-то научиться трансформировать и переделывать его. Мы должны отыскать способ нахождения реальности без волшебной палочки и магических заклинаний. Надо искать способ бытия в этом мире, а не стремиться стать самим бытием»
8
Итак, возвращаясь к алкоголю, особое, часто сверхценное отношение пьющих людей к алкоголю не может быть понято лишь исходя из каких-либо особых, эйфо- ризирующих качеств этилового спирта, как то нередко представляется в психиатрической литературе, где психологическое пристрастие к вину, так называемая психическая зависимость, сводится к условно-рефлекторной связи между событием (выпивкой) и подкреплением (эйфорией. Человек ищет в вине значительно большего, чем состояние эйфории принцип удовольствия слишком тривиален для объяснения столь распространенного и столь грозного по своим последствиям явления. Психологические причины здесь глубже они кроются, во- первых, в тех возможностях (как уже говорилось, иллюзорных) удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения для длительно пьющего человека, научившегося разыгрывать, изживать в этом состоянии свои актуальные проблемы, и, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают его на этот путь. Такой человек в состоянии опьянения может удовлетворить и свое честолюбие (похвальба пьяного, и обиду (пьяные слезы, угрозы и брань в адрес отсутствующего, и потребность в уважении (сакраментальное ты меня уважаешь, и многое, многое другое. Вот почему, в частности, из крайности медицинского психофармакологического подхода, нередко напрямую соединяющего введение в организм этанола с появлением эйфории, нельзя впадать в другую,
на этот раз социологическую крайность, также игнорирующую внутрипси- хологические опосредствования, сводя причины выпивки исключительно к зависимости от пагубных традиций, а пьющего рассматривая как пассивного и слабовольного исполнителя этих, часто тягостных для него самого традиций,
действующего по принципу не хочу пить, мне это не нравится, но что делать обстоятельства (традиции, давление других) заставляют И хотя подобные речи приходится часто слушать даже от явно выраженных пьяниц, не говоря уже о так называемых умеренно пьющих, далеко не всегда следует принимать их за чистую монету. С психологической точки зрения в подобных ответах проявляются нередко не столько мотивы выпивки, сколько ее мотивировка, приемлемое для окружающих и самого пьющего объяснение, оправдание, в котором он, пьющий,
представляет себя как жертву неблагоприятных обстоятельств. Понятно, что в результате этого перекладывания ответственности сам пьющий получает возможность чувствовать себя вполне правыми чистым.
Между тем о непосредственном давлении традиций можно говорить лишь на самых первых стадиях. Когда же начинает формироваться и укрепляться иллюзорно-компенсаторная деятельность, нельзя уже не учитывать те психологические особенности и опосредствования, которые она способна привносить в мировоззрение и способы бытия человека неизбежно возникающие в жизни противоречия и конфликты получают тогда возможность сниматься нереальной деятельностной активностью субъекта, а все большим уходом в иной,
ирреальный план. Причем возможность свершения иллюзорно-
236
компенсаторного действа, временного ухода в ирреальный план, начинает рассматриваться самим пьющим как благо, как важное средство поддержания равновесия с миром, что еще более укрепляет его привязанность к вину*.
Один из героев повести В. Распутина Последний срок объясняет Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали. Мы сильно устаем, и не так, я скажу тебе, от работы, как черт знает отчего Я вот неделю прожили уж кое-как ноги таскаю, мне тяжело. А выпили будто в бане помылся, сто пудов с себя сбросил. Знаю, что виноват кругом на двадцать рядов дома с бабой поругался, последние деньги спустил, на работе прогулов наделал, по деревне ходил попрошайничал — стыдно,
глаз не поднять. Ас другой стороны, легче. Идешь опять работать, грехи замаливать. День работаешь, второй, пятый, за троих упираешься и силы откуда-то берутся. Ну, вроде успокоилось, стыд помаленьку проходит, жить можно. Только не пей. А как не пить День, второй, пускай даже неделю — оно еще можно. А
если совсем, до самой смерти не выпить Подумай только. Ничего впереди нету,
сплошь одно и тоже. Сколько веревок нас держит и на работе и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен — пропади оно пропадом. А выпил — как на волю попал, освобожденье наступило, и ты уже ни холеры не должен, все сделал, что надо».
В этом монологе ярко проявились перечисленные выше качества алкогольного переживания оправдание выпивки сложностью жизни, перенос конфликтов в ирреальный план, их иллюзорное разрешение (выпил — как на волю попал. все сделал, что надоит. д. Люди с таким самосознанием, сами того не подозревая,
находятся на очень опасном рубеже. Им-то кажется, что они установили некое равновесие между двумя мирами — реальными ирреальным, что возможность временных переходов в мир второй помогает им сносить тяготы и напряжение мира первого. Обычно они настолько уверены в неизбежности и правоте своего образа жизни и мыслей, что смело пытаются навязать его другим, рассматривая как всеобщий, обязательный для всех. По сути дела эти люди начинают выступать в роли «алко-
* В работе В. А. Цепцова, выполненной под нашим руководством, было показано, что многие пьющие вполне готовы осудить пьянство, его последствия,
его пагубную роль, ноне само опьянение, выпивку, эмоционально-смысловое отношение к которой остается при этом позитивным. Если же учесть, что осуждение пьянства выступает на уровне внешнем — осознаваемом и словесном, а отношение к своему опьянению, выпивке нередко может быть замаскированным,
выступать на уровне внутреннем скрытом, и даже неосознаваемом, то налицо один из типичных парадоксов психологии пьющего на словах — противник пьянства, а в душе и наделе его поклонник
гольных наставников, прививающих новичкам идеологию и способы,
конкретную технику иллюзорно-компенсаторных переживаний. Обратим при этом внимание на одну важную деталь. Когда мы выше уже упоминали об
«алкогольных наставниках, читатель мог вообразить себе неких особых,
прожженных злодеев. Наделе этого рода наставничество свершается повседневно и буднично. Герой повести В. Распутина — человек во многих отношениях хороший и добрый, но по сути своей является если непрямым наставником, то по крайней мере активным пропагандистом алкогольного переживания. К
пагубному наставничеству оказываются приобщенными и родитель, подносящий своему ребенку первую рюмку, и собрание милых гостей, демонстрирующих своим поведением сидящим за столом детям ритуал винопития. Прав С. Н. Шевердин,
который пишет Представлять дело так, как будто бы подростков совращают и понуждают расстаться с трезвостью законченные забулдыги, никчемные, не заслуживающие никакого уважения и признания пьянчужки, люди, лишенные привлекательных и действительно ценных качеств,—это опасный самообман,
который не поможет нам поставить верный диагноз изучаемого социального недуга и заведомо не позволит назначить правильный курс лечения»
9
Иллюзорно-компенсаторная деятельность, отдаляя человека от задач реальности, от достижения в ней своего назначения и счастья, постепенно переносит центр внутренних устремлений виной, ирреальный план, который все более обживается, обставляется все новыми атрибутами и становится наконец в смысловом отношении более важным, значимыми притягательным, нежели мир реальный.
Но этим отнюдь не исчерпывается пагуба алкоголя. До сих пор мы говорили о сугубо психологических моментах. Однако вспомним любой наркотики алкоголь в том числе яд и его употребление может привести сначала к эпизодическим,
обратимым перестройкам систем организма, а затем к их хронической и стойкой деформации. Последнее обстоятельство качественно меняет весь ход развития к психологической зависимости прибавляется зависимость физиологическая, или,
как ее иногда называют, физическая. В результате перестраивается первый уровень психического здоровья, изменяя условия протекания внутриличностных процессов не
238
только в периоды самой наркотизации (алкоголизации, но и вне ее. Наступает собственно болезнь. АЛКОГОЛИЗМ КАК БОЛЕЗНЬ
Алкоголизм как болезнь, как разновидность наркомании имеет ряд специфических признаков. Кратко познакомимся с основными из них, поскольку без этого трудно будет в дальнейшем понять, почему алкоголизм приводит к столь грубым нарушениям психики.
Систематическое потребление спиртных напитков вызывает постепенную перестройку организма. Спустя примерно 5—7 лет после начала систематического потребления появляется первый симптом болезни — потеря контроля за количеством выпитого. На этой стадии человек уже не в состоянии пить, как все, те. сознательно контролировать количество принимаемого алкоголя и тем самым не переступать определенного порога, за которым наступает реакция
отравления или резко изменяется поведение. Но со временем даже малая доза вызывает непреодолимое желание новых и новых доз алкоголя, которое некоторые авторы сравнивают с чувством голода после приема инсулина или с возникновением зуда при крапивнице. Такое употребление алкоголя все чаще заканчивается состоянием тяжелого алкогольного наркоза, выйдя из которого больные сначала частично, а в поздних стадиях болезни и полностью (полная амнезия) не могут восстановить в памяти события недавней выпивки.
Вслед за потерей контроля появляются признаки абстинентного
(похмельного) синдрома, или синдрома лишения, впервые подробно описанного видным отечественным психиатром С. Г. Жислиным. Явления абстиненции проявляются у больных хроническим алкоголизмом при падении уровня алкоголя в крови в начальных стадиях спустя 8—12 часов после выраженного опьянения
(обычно наутро после алкогольного эксцесса затем входе болезни это время сокращается, ив поздних стадиях явления абстиненции могут наступать через часа после прерывания запоя.
Состояние абстиненции характеризуется тяжелыми физическими и неврологическими расстройствами больные испытывают крайнюю слабость,
выраженное дрожание (тремор) рук, сердцебиение, одышку. Все это сопровождается расстройством сна, подавленным настроением, раздражительностью. Надо заметить, что в отличие от неприятного состояния похмелья, которое испытывают и нормальные субъекты, состояние абстиненции у больных алкоголизмом носит затяжной и мучительный характер.
Это и понятно. В норме наблюдается неспецифическая реакция здорового организма на отравление алкоголем. Болезнь же изменяет сам организм, который реагирует уже не столько на отравление, интоксикацию алкоголем, сколько,
напротив, на прерывание этой интоксикации. Организм теперь уже нуждается в принятии алкоголя как-необходимого средства для восстановления нарушенной жизнедеятельности. Поэтому абстинентная симптоматика по мере удаления от приема алкоголя не затухает, как в норме, но продолжает нарастать и может держаться в развернутых стадиях болезни до 7—10 дней.
Мучительные для больных проявления абстиненции частично или полностью снимаются (купируются) только повторным принятием алкоголя. Причем дозы алкоголя, способные снять явления абстиненции, постоянно растут входе болезни.
Однако повторное потребление алкоголя не только снимает явления абстиненции,
но и снова рождает непреодолимое стремление к алкоголю. И нередко утреннее похмеление приводит к новому злоупотреблению, так что к вечеру, вследствие
«потери контроля за количеством выпитого, больные вновь приходят в состояние глубокого опьянения. Такой характер употребления алкоголя становится сначала обычным для выходных дней (так называемое пьянство выходного дня, затем распространяется на последующие дни. В исходных стадиях болезни, когда состояние абстиненции возникает от все меньших доз алкоголя и через все более короткое время, появляются тяжелые и длительные запои. Если запои в предыдущих стадиях болезни (псевдозапои) могли прекратиться из-за тех или иных ситуационных моментов (например, из-за отсутствия денег, то запои в исходных стадиях болезни (истинные запои) почти не зависят от внешних обстоятельств и прекращаются главным образом из-за тяжелого соматического состояния и уже физической невозможности принятия спиртных напитков. В запойной стадии алкоголизма на фоне абстиненции возникают и наиболее опасные, психотические проявления болезни белая горячка, острый алкогольный галлюциноз и др.
Кроме описанных основных симптомов болезненного
240
пристрастия к алкоголю или физической зависимости от алкоголя существует и целый ряд других, например изменение толерантности
(переносимости) к алкоголю. Сначала потребление алкоголя растет, достигая враз- вернутых стадиях болезни 1,5—2 литров водки вдень, затем падает, ив поздних стадиях болезни больные могут пьянеть от 25—100 граммов водки. Входе болезни изменяется также тип опьянения быстро наступает оглушенное состояние с последующей частичной, а затем и полной амнезией.
Для того чтобы остановить болезнь, необходимо абсолютное воздержание от любых алкогольных напитков. Однако измененная реакция организма на действие алкоголя (потеря контроля, абстинентный синдром и др) не исчезает даже при длительном и полном воздержании. Как подчеркивают психиатры, алкоголик однажды — алкоголик всегда. Известны факты, когда случайное употребление алкоголя спустя 7—15 лет от начала воздержания приводило к запоям, к рецидиву алкоголизма, причем иногда совершенно неожиданно для самого человека
казалось бы давно избавившегося от болезни и успевшего забыть о ней.
Хроническое отравление алкоголем приводит не только к появлению признаков органической потребности в алкоголе, но и к явлениям так называемой алкогольной (токсической) энцефалопатии. К ним в первую очередь относят интеллектуально-мнестическое снижение, колебания внимания, эмоциональную лабильность, истощаемость нервных и психических процессов. Вначале болезни эти нарушения выступают в слабой форме и обнаруживаются только в специальном экспериментально-психологическом исследовании. Постепенно признаки энцефалопатии становятся все более отчетливыми, слагаясь иногда в исходной стадии болезни в картину выраженного слабоумия.
Таковы те психофизиологические, организмические условия, в которых протекают изменения личности. Рассмотрим теперь особенности нарушений на иных уровнях психического здоровья. НАРУШЕНИЯ

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28


написать администратору сайта