Главная страница
Навигация по странице:

  • Андреевский Сергей Аркадьевич

  • Карабчевский Николай Платонович

  • Спасович Владимир Данилович

  • Урусов Александр Иванович

  • Плеяда русских юристов 19 века. Расскажите об одном из них

  • Практическое занятие 2 по теме «История развития риторики на Руси» Цель

  • Критерии оценки речей Аспекты

  • пз. Практические задания (текст). Античный риторический идеал


    Скачать 117.32 Kb.
    НазваниеАнтичный риторический идеал
    Дата02.11.2022
    Размер117.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактические задания (текст).docx
    ТипКонспект
    #767755
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Александров Петр Акимович (1838—1893). Как защитник Александров обратил на себя внимание общественности, когда в Петербургском окружном суде слушалось дело по обвинению В. Засулич в покушении на убийство Петербургского градоначальника Трепова. Речь, произнесенная Александровым в защиту В. Засу­лич, принесла ему широкую известность и оказала большое воз­действие на решение присяжных заседателей. Александров был всегда сдержан в своих речах. Речи его отличаются тщательнос­тью отделки основных положений, внутренней согласованностью всех их частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой внутренней силой. Будучи блестящим оратором, он никогда не по­лагался только на свое ораторское мастерство, придавая большое значение досудебной подготовке к делу и судебному следствию. Он всегда тщательно продумывал свои речи.

    Андреевский Сергей Аркадьевич (1847 — 1918). Речь по делу Сарры Беккер в защиту Мироновича принесла ему репутацию одного из блестящих ораторов по уголовным делам. В отличие от Александрова, он не заботился о глубоком всестороннем анализе материалов дела, недостаточно уделял внимания выводам предва­рительного следствия. Большое значение он придавал личности подсудимого, анализу обстановки, в которой тот жил, и условий, в которых подсудимый совершил преступление. Психологический анализ действий подсудимого Андреевский давал всегда глубоко, живо, ярко и убедительно. Его без преувеличения можно назвать мастером психологической защиты. Его особенностью является широкое внесение литературно-художественных приемов в защи­тительную речь. В его речах много ярких образных сравнений, метких слов, детальных воспроизведений событий преступления. Его современники говорили, что слог Андреевского прост, ясен, хотя несколько напыщен. Речи его стройные, плавные, тщательно распланированные, полные ярких запоминающихся образов.

    Карабчевский Николай Платонович (1851 — 1925). Быстро за­воевал популярность как один из способных защитников по уго­ловным делам. Умел дать полный, обстоятельный разбор многочис­ленных доказательств в сложных и запутанных делах, дать правильную оценку свидетельским показаниям. Судебные выступ­ления Карабчевского убедительные, уверенные и горячие. Он все­гда детально изучал материалы предварительного следствия, был активен на судебном следствии, умел показать суду ошибки и про­махи противника, в процессе всегда был находчив.

    Спасович Владимир Данилович (1829—1906). Выступал в каче­стве защитника по ряду политических дел. Оратор огромной эрудиции, энциклопедических знаний. Глубокий знаток истории и литературы. Спасович свои мысли всегда предварительно тщательно отделывал. В его речах никогда не встретишь напыщенных фраз, стиль речи прост, доходчив, логичен. Свои речи он строил всегда в строгом логическом порядке, широко и умело используя богатство русского языка. Большим достоинством речей Спасовича является тщательно продуманный анализ собранных по делу доказательств. Будучи большим психологом, он всегда находит травильный тон. Одна из его лучших речей — речь по делу об убийстве Нины Андреевской. Эта речь показывает огромную подготовительную работу адвоката перед выступлением в суде. Об­ращает на себя внимание та часть выступления Спасовича, где он полемизирует с медицинскими экспертами. Оратор хорошо воо­ружен специальными медицинскими познаниями. Давая характе­ристику Спасовичу, А.Ф. Кони писал: «В числе многих и многие годы я восхищался его оригинальным непокорным словам, кото­рые он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, любовался его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, неотразимая логика которых соперничала с глубокой их психоло­гией и указаниями долгого, основанного на опыте, житейского раз­думья».

    Урусов Александр Иванович (1843—1900). В одинаковой мере известен как талантливый защитник и как обвинитель. Как адво­кат работал в Москве и Петербурге. Первое выступление в суде — в защиту Мавры Волоховой, обвиняемой в убийстве мужа, — при­несло ему успех. Этому выступлению А.Ф. Кони дал следующую оценку: «Посетители Московского суда того времени вспомнят неслыханный восторг присутствующих после защитительной речи по делу Волоховой, — речи сломившей силой чувства и тонкостью разбора улик тяжкое и серьезное обвинение». Урусов — талант­ливый судебный оратор, литературный стиль его речей безупре­чен. Оратор охотно шел на острую полемику с противником, на­ходил и использовал малейшие промахи противника, умело обращал их в пользу подзащитного.

    Юристы-ораторы во многом способствовали развитию русского красноречия. Это они, в сущности, создали ораторское искусство. Когда говорят о русском красноречии вообще или о русских ораторах XIX века, то подразумевают, как правило, судебное красноречие и судебных ораторов.

    Важнейшими особенностями русского судебного красноречия были следующие:

    1) Юристам-ораторам была свойственна широта гуманистического общественно-философского подхода к рассматриваемым фактам. Они были выразителями общественной совести и морали. Для них характерно внимание и уважение к человеку.

    2) Юристов-ораторов отличали высокий профессиональный уровень, общая эрудиция, прекрасная юридическая подготовка, научная разработка важнейших вопросов судопроизводства. Например, А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев известны как теоретики права.

    3) Для судебного красноречия юристов-ораторов XIX века характерны совершенство владения словом, поразительное мастерство в использовании устной и письменной речи.

    Если в условиях дореволюционной России судебное красноречие имело целью не только объективное исследование обстоятельств дела, но и воздействие на чувства присяжных заседателей, то в условиях советского судопроизводства доказательственная сторона судоговорения приобрела гораздо большее значение, чем психологический анализ. Судебная речь стала значительно меньше по объему, ей в большей степени стали присущи формы логического развертывания и в гораздо меньшей - средства эмоционального воздействия. Юристами справедливо высказывалось мнение, что «в судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественных произведений».

    Плеяда русских юристов 19 века. Расскажите об одном из них

    Необходимо отметить значение и судебного красноречия, которое достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Его расцвет связан с судебной реформой 1864 года и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Плевако Ф.Н., Кони А.Ф., Карабчевский Н.П., Андреевский С. А., Спасович В. Д.. Русское судебное красноречие своей практикой служило общественным интересам, оно было источником, из которого должны были «выносится уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству». Речи известных русских судебных ораторов характеризует не только красочность языка, точность и меткость слова, мягкость и певучесть слога, но также стройность, логичность в изложении и анализе материала, глубина юридического исследования доказательств и всех обстоятельств дела. Всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, отсутствовали в речах лучших представителей этого жанра.

    Говоря о Ф.Н.Плевако, В.В.Вересаев в своих воспоминаниях пишет: «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя…Судили священника, совершившего тяжкое преступление, в котором он полностью изобличался, не отрицал вины и подсудимый. После громовой речи прокурора выступил Плевако. Он медленно поднялся, бледный, взволнованный. Речь его состояла всего из нескольких фраз… «Господа, присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех». И сел. Священника оправдали. Рассказывая о другом случае, Вересаев передает его так: «Прокуроры знали силу Плевако. Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка и, как лицо привилегированного сословия, подлежала суду присяжных…Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушилось на нас, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник , стоимостью в 30 копеек.Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно!» . Смех… Старушку оправдали…

    С середины XYIII столетия и вплоть до 1923 г., когда был издан последний учебник по теории словесности Д.Н.Овсяннико-Куликовского «Теория поэзии и прозы», в России было издано 175 названий учебников, учебных пособий, исследовательских работ по различным аспектам риторики и ораторского искусства. Некоторые учебники переиздавались десятки раз, вплоть до 1917 года.

    Риторика читалась повсеместно, практически во всех учебных заведениях России: в торговых школах и низших технических училищах, в кадетских корпусах, в мужских и женских гимназиях, в коммерческих, реальных и военных училищах, в духовных семинариях и академиях, в университетах. Риторика стала фактом культурной жизни общества.

    Однако со второй половины XIX века риторика постепенно из разряда общеобразовательных дисциплин переходит в статус дисциплин специальных. С чем это связано? Дело в том, что в истории русской науки победила критика риторики, хотя университетские профессора пытались объяснить, что существует «истинное и ложное красноречие», что предубеждение против красноречия основано на его «злоупотреблении», но возобладал взгляд на риторику как на ложное ораторство, фразерство, «многословие не без пустословия», стремление скрыть за внешне красивыми словами какой-то обман для аудитории, умение строить тропы и фигуры, находить красивые слова безотносительно к содержанию речи. Во-2-х, риторика, описывая классические формы речи, никак не касалась обыденной речи и не успевала отражать общественные проблемы, чем занимались художественные литераторы. Революционно-демократическая критика во главе с «неистовым» Виссарионом Белинским выдвинула тезис о том, что главным видом речи является художественная литература, риторика же не нужна. Таким образом, в конце 19 века риторика как бы изжила себя. Появился новый предмет «Теория словесности». Новая дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, стилях и фигурах речи. Но традиционный канон риторики нарушался, опускаются вопросы, связанные с изобретением речи, анализом аудитории и т.п. Задачей курса теории словесности становится формирование читателя художественной литературы. Затем от теории словесности отделяют стилистику, разрабатывающую учение о теории языка и стиля. Т.е. теория словесности также была разрушена.

    Карабчевский Николай Платонович

    Карабчевский Николай Платонович (1851--1925 гг.) родился в Херсонской губернии 30 ноября 1851 г. В 1869 году окончил с серебряной медалью Николаевскую реальную гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, который в 1874 году успешно окончил со степенью кандидата прав.

    В связи с тем что участие в студенческих волнениях не давало ему права на получение удостоверения о благонадежности, требуемое при поступлении на службу по Министерству юстиции, он вступил в адвокатуру при Петербургской окружной судебной палате. Быстро завоевал популярность как один из видных защитников по уголовным делам.

    Отношение Карабчевского к профессии адвоката выражено в его словах: "...Современному судебному оратору, желающему стоять на высоте своей задачи, нужно обладать такими разносторонними качествами ума и дарования, которые позволили бы ему с одинаковой легкостью овладеть всеми сторонами защищаемого им дела. В нем он дает публично отчет целому обществу и судейской совести, причем, по односторонности ли своего дарования, по отсутствию ли достаточных знаний и подготовки, он не вправе отступить ни перед психологическим, ни перед бытовым, ни перед политическим или историческим его освещением" {Н. П. Карабчевский, Около правосудия, 1908, СПб., стр. 90.}.

    Из крупных процессов, в которых он принимал участие, можно назвать дело об интендантских злоупотреблениях во время русско-турецкой войны, рассмотренного особым присутствием Петербургского Военно-окружного суда. Позднее Карабчевский выступал в защиту Мироновича по делу об убийстве Сарры Беккер, поручика Имшенецкого, обвиняемого в убийстве жены. Во всех этих процессах он проявил себя как настойчивый адвокат, умеющий дать обстоятельный анализ в сложных и запутанных делах.

    Впоследствии он выступал почти во всех громких процессах. К числу наиболее известных его речей по уголовным делам относится ею блестящая речь в защиту Ольги Палем, обвинявшейся в убийстве студента Довнар, в защиту братьев Скитских, в защиту мултанских вотяков, в разрешении судьбы которых горячее участие принимал В. Г. Короленко. Большой известностью пользовалась его речь по делу крушения парохода "Владимир". Широко известны его речи по политическим делам.

    Судебные выступления Карабчевского убедительные, уверенные и горячие. Карабчевский всегда детально изучал материалы предварительного следствия, активен был на судебном следствии, умело использовал в целях защиты добытые там доказательства. Умел суду показать ошибки и промахи противника. В процессе всегда был находчив, его речи легко воспринимаются, доходчивы

    В профессиональной деятельности Карабчевского особое место занимают его речи по так называемым политическим делам и по делам, в которых политическую направленность процесса царская юстиция маскировала общеуголовными составами преступлений. Принимая в них участие в качестве защитника, Карабчевский понимал свою ответственность перед лицом прогрессивных слоев дореволюционной России. Этим и объясняется, что в своих судебных выступлениях по данной категории дел он всегда затрагивал острые политические вопросы.

    Карабчевский большой художник, мастер живого слова, безупречно владеющий искусством судебной речи. И там, где требуется обстоятельный разбор юридической стороны дела, он находится на высоте и дает глубокий анализ норм права, показывая богатый запас знаний, глубокую эрудицию.

    Карабчевский одинаково силен как в делах, требующих тонкого психологического анализа, так и в делах, требующих тонкого анализа доказательств, умелой полемики с научными выводами экспертов.

    Нередко в своих речах Карабчевский затрагивал вопросы теории уголовного права и уголовного процесса. Так, отмечая трудности пользования косвенными доказательствами при расследовании и рассмотрении уголовных дел и вместе с тем отдавая им должное, он удачно формулирует требования, которым должны отвечать косвенные доказательства.

    "Косвенные улики, в отличие от прямых, могут быть очень тонкие, очень легковесные сами по себе, но одно внутреннее качество им обязательно должно быть присуще: они математически должны быть точны. Точны в смысле своей собственной достоверности, качества и размера. Другое непременное условие: чтобы эти малые сами по себе величины давали все-таки некоторый реальный итог, чтобы они составляли собой одну непрерывную цепь отдельных звеньев" {Н. П. Карабчевский, Речи 1882--1914 гг., М., 1916, стр. 387.}.

    Помимо адвокатской деятельности, Н. П. Карабчевский занимался литературной работой. Его перу принадлежит ряд литературных произведений -- прозаических и поэтических, опубликованных в сборнике "Поднятая завеса". Воспоминания и статьи по юридическим вопросам опубликованы в его книге "Около правосудия". Н. П. Карабчевский также известен как редактор выходившего в свое время журнала "Юрист". Умер за границей в эмиграции.



    Практическое занятие 2 по теме «История развития риторики на Руси»

    Цель: рассмотреть особенности древнерусской речевого поведения, этапы развития русской риторики

    1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития риторики на Руси.

    2. Кто из русских юристов относится к плеяде русских юристов 19 века. Расскажите об одном из них.

    3. Как изменился предмет риторики (риторика Ломоносова, Кошанского, Никольского Сперанского).

    4. В чем особенность академического красноречия 19 века.

    Задачи Выберите одного из современных ораторов и проанализируйте его речь по представленным ниже критериям. Если оратор наберет 34 балла, то его речь можно считать идеальной.

    Критерии оценки речей

    Аспекты

    Возможные ситуации

    Баллы

    Интерпретация фактов

    а) удачная интерпретация

    2

    б) не вполне удачная {не все факты освещены полно, объективно)

    1

    в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)

    0

    Количество аргументов

    а) аргументы содержатся в достаточном количестве

    2

    б) в недостаточном количестве

    1

    в) в излишнем количестве

    1

    г) аргументов по существу нет

    0

    Характер аргументов

    а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.)

    3

    б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)

    1

    в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)

    0

    Использование типов

    а) использование аргументов разных типов

    3

    б) типовое однообразие аргументов

    1

    Ориентация содержания

    а) заметная ориентация на всю аудиторию

    2

    б) ориентация только на часть аудитории

    1

    в) отсутствие ориентации

    0

    Композиционная (структурная) сторона речи

    а) композиция четкая (хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны

    4

    б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)

    1

    в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)

    0

    Выразительность речи

    а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды

    4

    б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое число фигур речи немногих типов; периоды не используются

    1

    в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют

    0

    Ортологическая сторона речи

    а) ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т. п.

    3

    б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер

    1

    в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)

    0

    Подготовленность речи

    а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)

    4

    б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т. п.)

    1

    в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т. п.)

    0

    Соблюдение правил произнесения речи

    а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т. п.)

    4

    б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна

    1

    в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них

    0

    Реакция выступающего на поведение аудитории

    а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам

    3

    б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль

    0
    1   2   3   4


    написать администратору сайта