Ао казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина сакеноведение
Скачать 299.19 Kb.
|
2. С.Сейфуллин и общественно - политическая жизнь Казахстана в начале ХХ в. Предпосылками и условиями формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина выступают в первую очередь следующие основные факторы: эпоха - условия предреволюционного Казахстана; среда, где родился и проживал будущий поэт и политик; факторы воспитания. Известный исследователь С.Зиманов, акцентируя внимание именно на этих факторах, подчеркивает, что они способствуют формированию взглядов человека. «Эпоха, среда и воспитание - факторы, формирующие мироощущение и миропонимание человека, общественного деятеля. Он воспроизводит в своей деятельности и идеях внутреннюю связь многих сторон жизни общества, данную в зрелой форме или в тенденциях его развития» [24,29]. Период начала ХХ века, время полное противоречий, в то же время ожидания новых перемен, ощущаемых населением казахских степей. Истоки будущего пламенного революционера, следует искать в начале его жизненного пути, в детстве, явившемся прологом, преддверием будущей деятельности поэта. В работе «Қазақ тарихынан қысқаша мағлұмат», он подчеркивает тот факт, что именно в детстве он услышал песню о тяжелой доле казахов в период джунгарского нашествия. Старинные легенды, сказания, воспевающие мужество батыров, традиции рыцарства, силу, отвагу, окружающие чудесные пейзажи, способствовали воспитанию любви к родной земле, к поэзии акынов. Как позднее вспоминал поэт: «С тех пор, как я помню себя, все айтысы, песни, рассказы вливались в мою душу щедрым потоком и выстраивались чередой ярких незабываемых картин степной жизни». Ранние впечатления детства отразились позднее в его творчестве. Вся жизнь Сакена Сейфуллина, это стремление к знаниям, обучение он начинает в школе на Нильдинских рудниках. Здесь ему представилась совсем другая сторона жизни, когда из быта патриархального аула, он попадает в суровые, порой жестокие будни рабочих горняков. Он видит тяжелое, беспросветное положение рабочих, жестокость хозяев, унизительное положение казахской бедноты, которые страдали от гнета российских и французских капиталистов. Перед Сакеном Сейфуллиным раскрываются совершенно несопоставимые особенности жизни, быта города и степи. К примеру, в 1905 году он впервые оказался свидетелем редкого события в жизни казахского общества данного периода - забастовки рабочих. Это было первое в истории Казахстана революционное выступление рабочих Нильдинского завода. На формирование личности особое влияние оказывает то время, в котором он живет, та социальная среда, в которой он находится, в этом смысле нильдинские впечатления оказали огромное влияние на мировосприятие Сакена Сейфуллина. Таким образом, эпоха, среда, воспитание стали основными предпосылками способствовашими формированию историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина. Именно эти факторы оказывают существенное влияние на формирование его мировоззрения. При этом в становлении мировоззрения поэта можно выделить следующие периоды. Первый период 1913-1917 годов относится к дореволюционному этапу формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина, учеба в Омской учительской семинарии, влияние на Сакена одаренных, интеллектуальных преподавателей, знакомство с омскими революционерами, участие в молодежном кружке просветительского направления «Бирлик». В омский период проявляется интерес Сакена к истории, к работе с памятниками устного народного творчества казахов, фольклору казахского народа, по сути, над источниковой базой различных периодов казахской истории. Молодые люди занимались сбором, записью, обработкой произведений казахского устного народного творчества. Все это способствует формированию исследовательских навыков Сакена Сейфуллина, что позднее отчетливо проявилось в его творческой деятельности. К этому же периоду относится активное сотрудничество с журналом «Айкап», в котором была опубликована первая заметка «Омская центрально-фельдшерская школа», она характеризует непримиримое отношение к несправедливости, дискриминации казахских детей, стремящихся к образованию, это первые попытки противостояния политике колониальной администрации, в 1914 году выходит первый поэтический сборник «Минувшие дни». В своем первом поэтическом сборнике, молодой поэт пытается ставить общественно-политические, социальные проблемы своего времени. В работах современных исследователей творчества Сакена Сейфуллина высказывается мнение, что в его ранних стихах, в сборнике «Минувшие дни», чувствуется тематика и влияние поэзии Ахмета Байтурсынова [21,30]. Мы считаем, что именно омский период, когда молодой поэт попадает в водоворот стремительных событий начала ХХ века, в совершенно иную социо-культурную среду, иную обстановку. Когда происходит накопление жизненно важных наблюдений, новых идей, когда он впервые задается размышлениями о судьбах казахского народа, способствовали дальнейшему формированию взглядов будущего поэта, развитию просветительских идей, началом первых шагов к знакомству с социалистическими идеями, и формированию основ его историко-культурологических взглядов. После окончания «Сибирского университета», в знаковый 1916 год, Сакен возвращается на родину, в Акмолинскую область. Однако, встреча с родными местами омрачена начавшейся первой мировой войной, в которой участвовала и царская Россия. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 года, охватившее все регионы Казахстана и Среднюю Азию. Эти события оказали особое воздействие на формирование мировоззрения молодого Сакена. Вопросы для контроля: 1. Когда и как начался процесс формирования казахской интеллигенции в Казахстане? 2. Какова была социальная база национальной интеллигенции в начале ХХ века? 3. Кто входил в число традиционной казахской интеллигенции? 4. На каких принципах строилась государственная политика царизма в отношении национальной интеллигенции Казахстана? 5. В каких сферах нашли применение своих способностей казахская интеллигенция, кроме политики? 6. Что легло в основу формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина? 7. Какую роль сыграл омский период в жизни С.Сейфуллина? Литература: 1. Какишев Т. Сакен Сейфуллин. А-А., 1967. 2. Каратаев М., Сакен Сейфуллин, Москва, 1964; 3. Калел. Не покоренный сын степи. А. 2008 4. С. Сейфуллин. Избранное. А-А. 1984 5. Абжанов Х. Казахская национальная интеллигенция начала ХХ века: формирование, позиция, миссия. http://www.iie.kz/?p=796 Лекция 2. Деятельность С. Сейфуллина во время двух революций и гражданской войны Цель лекции: раскрыть основные идеи и политические взгляды Сакена Сейфуллина, дать характеристику общественной деятельности С. Сейфуллина, его политические убеждения. Ключевые слова: журнал «Айкап», молодежная организация «Бірлік», поэтический сборник «Минувшие дни», национально- освободительное восстание 1916 года. План: 1. С.Сейфуллин и Февральская революция 2. С. Сейфуллин и Октябрьская революция 3. С. Сейфуллин и Гражданская война Период конца XIX - начала XX века является временем выхода на арену социально-политических и культурных событий целой группы представителей казахской интеллигенции. Весь центр исторических событий в казахской степи воплотился в деятельности воистину уникальных по уровню знаний, интеллекта, ответственности перед народом, представителей казахской интеллигенции начала XX века. Все они боролись за возрождение казахской нации, за достижение свободы и независимости народа. Этой цели посвятил свою жизнь выдающийся представитель казахской интеллигенции Сакен Сейфуллин, вся жизнь которого проходила в период сложных, противоречивых процессов истории Казахстана. Судьба С.Сейфуллина тесно переплетается с знаменательными событиями первых десятилетий XX века. Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле Акмолинского уезда (ныне Карагандинская область). С 1905-1908 гг. - С.Сейфуллин учится в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем он учится в Акмолинской начальной приходской школе и в Акмолинском трехклассном городском училище. Помимо этого, в 1912 году Сакен обучает русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин поступает в Омскую учительскую семинарию, где учится с Магжаном Жумабаевым. Так же здесь он знакомится с русскими революционерами, горячо поддерживает их идеи и стремления. В 20-летнем возрасте Сейфуллин стал соруководителем первой Омской молодежной организации под названием «Бірлік» («Единство»), занимавшейся культурно-просветительской деятельностью среди своих соотечественников. К этому же периоду относится активное сотрудничество с журналом «Айкап», в котором была опубликована первая заметка «Омская центрально-фельдшерская школа», она характеризует непримиримое отношение к несправедливости, дискриминации казахских детей, стремящихся к образованию, это первые попытки противостояния политике колониальной администрации. В 1914 году выходит первый поэтический сборник «Минувшие дни», в котором молодой поэт пытается ставить общественно-политические, социальные проблемы своего времени. В сборник вошло около двадцати стихотворений о любви, родине, степной природе. В них выражены мечты и стремления одаренного поэта. В 1916 году Сакен работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвященное волнениям казахского народа в 1916 году. С первого сентября 1916 года Сейфуллин преподает в Бугулинской школе, в основании которой он принимал самое непосредственное участие. 9 марта 1917 года Сакен Сейфуллин переехал в город Акмолинск и сразу объединил вокруг себя представителей интеллигенции, работая в инициативной группе большевиков. Как вспоминал впоследствии писатель, составляя предисловие к своим мемуарам, акмолинцы во главе с российскими большевиками с большим воодушевлением участвовали в революционной агитации, помогали Советской власти в народно- освободительной борьбе. В этот же год Сейфуллиным была создана общественно-политическая молодежная организация под названием «Жас казақ», одновременно он успевал писать для большевистской газеты «Тіршілік» и участвовать в ее выпуске. В конце 1917 г., уже при Советской власти, С.Сейфуллина избрали членом Совета депутатов и назначили наркомом просвещения. В июне 1918 г. во время контрреволюционного мятежа молодого большевика арестовали и отправили в тюрьму. Вместе с другими совдеповцами Сакен оказался в «вагоне смерти» зверствующего атамана Анненкова, после ужасных мучений был послан на смерть в омский концлагерь. В апреле 1919 г. благодаря счастливому случаю ему удалось бежать. По возвращении в Акмолинск Сейфуллин начал свою деятельность в качестве зампредседателя и завотделом управления исполкома. Имея неплохое образование, внес свою лепту в дело обучения казахской молодежи. Общественная и политическая деятельность Сейфуллина разносторонняя. Он участвовал в создании Союза писателей Казахстана, редактировал республиканскую литературную газету «Əдебиет майданы», партийную республиканскую газету «Енбекші казақ» - предшественницу современной газеты «Социалистік Қазақстан», читал курс лекций по казахской литературе в Кызылординском институте народного просвещения, Ташкентском педагогическом институте и Казахском педагогическом институте имени Абая, составлял казахские учебники и хрестоматии, писал теоретические и критические статьи по литературе. При его непосредственном участии и содействии организованы Казахский республиканский драматический театр и Казахский республиканский театр оперы и балета. Ему первому из казахских писателей вручен был орден Трудового Красного Знамени. В обращении Сакена Сейфуллина к истории видно стремление извлечь из истории уроки, избавить от ошибок будущее поколение. Не слова и не польза, а знание истины становится задачей истории. Именно об этом он пишет в предисловии к своему роману «Тернистый путь», где отмечает: «Основная задача автора заключена в том, чтобы оставить грядущему поколению живое свидетельство бурных исторических событий, развернувшихся в Казахстане в 1916-1919 годах, свидетелем и непосредственным участником которых был я сам». При этом основное видение событий дано с партийно-классовых позиций, автор рассуждает как большевик, революционер. Сакен Сейфуллин анализирует причины, ход событий периода Февральской и Октябрьской революции, гражданского противостояния. Основные причины Февраля видит в политике, проводимой царским правительством, характеризует особенности политической ситуации в период от Февраля до Октября. В творчестве Сакена Сейфуллина уделено особое внимание экономическим преобразованиям, он ставит вопросы о необходимости разработки природных ресурсов Казахстана, строительстве заводов и фабрик вблизи источников сырья, проведении индустриализации с максимальной выгодой для Казахстана, выражает протест против идеи Голощекина о превращении Казахстана в сырьевую базу союза. Одним из первых С.Сейфуллин выражает протест против политики перегибов в период коллективизации, против тоталитарного режима в поэме «Қызыл ат». Отчаяние Сакена Сейфуллина от трагических последствий коллективизации было видимо так велико, что его не могли остановить усиливавшиеся репрессии, идеологические препоны. Открытие Сакеном Сейфуллиным в 1934 году Первого съезда казахских советских писателей дало основание считать его «классовым поэтом-революционером», «настоящим советским поэтом». Советская власть, в 1936 году наградившая поэта орденом, через некоторое время низвергла его. 24 сентября 1937 года Сакен Сейфуллин был арестован сотрудниками НКВД, а 25 февраля 1938 года был расстрелян по известной 58-й статье. 21 марта 1957 года автор поэмы «Советстан» Сакен Сейфуллин был реабилитирован. По свежим следам создается правительственная комиссия, и все произведения поэта с политической точки зрения исследуются заново. Впоследствии Сакена Сейфуллина стали называть «Маяковским казахской советской литературы». Он рассматривался как «основатель казахской советской литературы», как один из поэтов, которого широко исследуют после Абая. Вся жизнь Сакена Сейфуллина, это беззаветное служение своему народу, что ярко проявляется в его революционной, общественно-политической деятельности, в его творчестве, которое сконцентрировало в себе идеи и мысли целого поколения послереволюционного казахского края, в его особом внимании к вопросам истории, культуры казахского народа. Вопросы для контроля: 1. В каких образовательных учреждениях учился С.Сейфуллин? 2. В работе редакций каких газет и журналов принимал участие С.Сейфуллин? 3. В каких учебных заведениях С. Сейфуллин читал курс лекций по казахской литературе? 4. В чем С.Сейфуллин видел основные причины Февральской буржуазно-демократической революции? 5. В какой поэме С.Сейфуллин выражает протест против политики перегибов в период коллективизации и против тоталитарного режима? 6. В качестве какой должности С. Сейфуллин начал свою деятельность по возвращению в Акмолинск? 7. В деятельности каких молодежных организаций принимал участие С. Сейфуллин? Литература: 1. Какишев Т. Сакен Сейфуллин. А-А., 1967. 2. Каратаев М., Сакен Сейфуллин, Москва, 1964; 3. Калел. Не покоренный сын степи. А. 2008 4. Исмаилов Е., Ақын және революция, Алматы, 1964 Лекция 3. Деятельность Сакена Сейфуллина на посту председателя Совета Народных Комиссаров Казахстана Цель лекции: раскрыть роль С.Сейфуллина в решении народнохозяйственных задач и социальных проблем республики, в развитии культуры и духовного наследия казахского народа, в создании национальных воинских частей и подготовки военных кадров, органов юстиции, судебной системы и в сфере таможенного дела КАССР. Ключевые слова: казахская государственность, армия, народнохозяйственные задачи, либерализация экономики, развитие кооперации, ликвидации культурной отсталости, архивное и музейное дело, киноискусство, воинские части, автономная республика, военная школа, курсант, кавалерийская часть, таможенное дело, национальные кадры, судебная система, органы юстиции, нотариат, судоустройство, школы милиции, контрабанда, бюджет. План: 1. Сакен Сейфуллин – организатор и руководитель народного хозяйства Казахстана 2. Роль Сакена Сейфуллина в развитии культуры и духовного наследия казахского народа. 1. Сакен Сейфуллин – организатор и руководитель народного хозяйства Казахстана Создание Казахской Автономной Республики впервые за много веков за казахским народом закрепило огромную территорию. Вновь образованной молодой республике требовались кадры. С.Сейфуллин с первых дней образования казахской автономии принимает активное участие в ее становлении, входит в центральный аппарат руководства республики. 12 октября 1922 г. Сейфуллин был утвержден Председателем Совета Народных комиссаров республики. В этот нелегкий период при острой нехватке кадров молодой автономии С.Сейфуллин одним из первых представителей казахской интеллигенции включился в решение народнохозяйственных задач и социальных проблем республики. Сейфуллин возглавил Правительство с октября 1922 года по октябрь 1924 года. В этот короткий отрезок времени, в оренбургский период деятельности казахской автономии, решались поистине важнейшие задачи, и был заложен прочный фундамент казахской государственности и обретения в будущем казахской государственности. Большую роль сыграл Сейфуллин в присоединении к Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей, в борьбе с голодом и разрухой, организации помощи голодающим, детям сиротам и т.д. Многоукладность экономики, животноводческий и аграрный характер хозяйствования республики определяли основные цели и задачи Правительства. Одной из главных задач Сейфуллин ставил развитие финансовой системы Казахстана. Засуха, падеж скота, гражданская война, продразверстка, повлекшая за собой небывалый голод, требовали кардинальных решений от Правительства. В этих сложных условиях Сейфуллин принимает меры по либерализации экономики (переход от продразверстки к продналогу, позже – к фиксированному налогу). С 1923 г. начался подъем производительных сил сельского хозяйства, чему способствовал введенный в мае, при участии Сейфуллина, единый сельскохозяйственный налог. В результате чего производители получили право продавать излишки на рынке, разрешалась свобода торговли, аренда земли, применение наемного труда, поощрялось развитие кооперации, использовался хозрасчет, что привело к стабилизации народного хозяйства. В августе 1923 г. Сакен Сейфуллин на заседании Правительства предложил освободить от уплаты единого сельскохозяйственного налога маломощные и нерентабельные хозяйства. Занимаясь непосредственно финансированием бюджета республики, Сейфуллин вел жесткий контроль за исполнением налогового законодательства и налоговой дисциплины. Одной из первоочередных задач Правительства Сакен Сейфуллин ставит вопрос о казначействе, банковском и сберегательном деле, регулировании госбюджета, соотношении дохода и расхода. Важным мероприятием Правительства Сейфуллина явилась разработка и принятие первого Земельного Кодекса Казахстана в январе 1923 г., который стимулировал устойчивое землепользование. Данный Кодекс ликвидировал последствия колонизаторской политики царизма в земельном вопросе. В ходе претворения в жизнь земельного законодательства расширились площади под посев пшеницы и ячменя, улучшилось снабжение сельского хозяйства машинами и орудиями труда, семенным зерном, возросло поголовье скота и т.д. Введены беспроцентные сельхозкредиты и ссуды. В своей статье «Необходимо усилить кооперацию» Сакен утверждает, что самыми необходимыми и требующие срочного исполнения мерами являются строительство городов, переход к земледелию, открытие школ и развитие кооперации. Он писал, что кооперативы полезны тем, что сельское население, создав объединение и собрав воедино свою продукцию, сможет продать ее в городе по наиболее приемлемой цене, не сдавая спекулянтам и посредникам задешево. В целях развития торговли и торговых отношений, был рассмотрен вопрос «Об открытии в г. Оренбург отделения Московской Конторы Торговли и Промышленности Хорезмской республики». В 20-е гг. из 307 национализированных предприятий 250 бездействовали. Джезказганский, Риддерские и Успенские рудники были затоплены, обогатительная фабрика на Спасском заводе сожжена, железные дороги бездействовали. Правительство Казахстана направило все усилие на восстановление разрушенного хозяйства. В помощь заводам были направлены опытные специалисты, был взят курс на техническое оснащение заводов и фабрик. Сейфуллин был активным инициатором восстановления железных дорог, организации воздушного сообщения. |