Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для контроля

  • Литература

  • Лекция 4. Отражение исторических событий в произведениях С.Сейфуллина. Цель лекции

  • Ключевые слова

  • 1. Творческое наследие С.Сейфуллина и его значение.

  • 2. Отражение политических событий в произведениях С.Сейфуллина.

  • Ао казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина сакеноведение


    Скачать 299.19 Kb.
    НазваниеАо казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина сакеноведение
    АнкорUMK_Sakentanu_Avtosokhranenny_POSL.docx
    Дата20.01.2018
    Размер299.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаUMK_Sakentanu_Avtosokhranenny_POSL.docx
    ТипПрограмма
    #14605
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    О таможенном деле. Казахстан в период работы Сакена Сейфуллина главой Правительства граничил с Монголией, а к осени 1924 года с присоединением к Казахстану трех областей Туркестанской республики его граница вплотную подошла к границам Китая. На заседании Совнаркома 18 сентября 1924 года С.Сейфуллин утверждает бюджет на 1924-1925 годы трех воссоединенных областей.

    Ранее, 28 мая 1924 года на заседании Совнаркома Сакен Сейфуллин подписывает постановление «Об отпуске средств по организации охранно-карантинной линии по границе с Монголией».

    5 сентября 1924 года на заседании Совнаркома рассматривался вопрос «О надзоре за торговлей и передвижением соли, о борьбе с корчемной (контрабандной) безакцизной солью, обращающейся в пределах КССР и вывозимой из неразрабатываемых озер Туркестанской республики». В резолюции, подписанной С.Сейфуллиным, говорилось о причислении к контрабанде провоза соли свыше 20 пудов из неразрабатываемых озер приграничных районов Туркестанской республики. Также отмечалось: «Командирам пароходов, начальникам поездов и железнодорожных бригад вменяется в обязанности, чтобы отдельные лица судовых команд, провозных бригад, проводники и служители вагонов и кондуктора не провозили соли в количестве более 15 пудов без провозных документов, удостоверяющих легальность ее приобретения».

    В другом документе за подписью С.Сейфуллина от 30 мая 1923 года говорится: «Автомоторединицы, ввезенные из-за границы без разрешения ЦУМТ НКПС РСФСР, а также не имеющие регистрационной визы КИРОМЕС, не могут быть эксплуатируемы в пределах КССР».

    Конечно же, эти документы не могли отразить всю сферу таможенного дела молодой казахской республики, полностью подчиненной московскому центру. Только с обретением независимости Казахстана 12 декабря 1991 года были созданы таможенные органы и определены таможенные границы суверенной республики. Но первые документы в сфере таможенного дела, заверенные Сакеном, сыграли свою определенную роль в историческом развитии Казахстана.

    Вопросы для контроля:

    1. В каком году Сакен Сейфуллин занял должность Председателя Совнаркома Казахстана и какова его роль в развитии культуры?

    2. Какое внимание уделял Сакен Сейфуллин архивному и музейному делу?

    3. Какова роль Сакена в развитии фольклорного и музыкального наследия?

    4. Цель принятия первого Земельного Кодекса Казахстана

    5. Какие меры принимает С.Сейфуллин по либерализации экономики?

    6. Чем полезны кооперативы в 20-е годы?

    7. Назовите известного казахского юриста, депутата Первой и Второй Государственной Думы, которого С.Сейфуллин привлекает в органы юстиции?

    8. Какой документ был утвержден С.Сейфуллиным 6 июня 1924 года на заседании Совнаркома?

    9. Какие меры были приняты С.Сейфуллиным по оптимизации работы судебного следствия?

    10. Когда утверждено Постановление Правительства «О порядке движения грузовых, легковых автомобилей и мотоциклов в городах и местностях КССР»?

    11. На каких принципах стоял вопрос развития судебно-следственных органов?

    Литература:

    1. Какишев Т. Сакен Сейфуллин. А-А., 1967.

    2. Каратаев М., Сакен Сейфуллин, Москва, 1964;

    3. Калел. Не покоренный сын степи. А. 2008

    4. Абсеметов М. Сакен Сейфуллин. Председатель Совета народных комиссаров Казахстана (г. Оренбург, 1922-1924 гг.)

    5. Михайлов в. Хроника Великого джута. Алматы, СП «Интербук», 1990.

    6. Жолдасбеков М., Степанов С. История сберегательного дела в Казахстане. 1922-2003 гг. Алматы: «Комплекс», 2003.

    Лекция 4. Отражение исторических событий в произведениях С.Сейфуллина.

    Цель лекции: раскрыть исторические взгляды Сакена Сейфуллина, дать характеристику произведениям С. Сейфуллина.

    Ключевые слова: исторические взгляды, период, культура, интеллигенция.
    План:

    1. Творческое наследие С.Сейфуллина и его значение.

    2. Отражение политических событий в произведениях С.Сейфуллина.
    1. Творческое наследие С.Сейфуллина и его значение.
    Знаменательным событием общественной мысли Казахстана конца XIX – начала XX века является выход на арену социально-политических и культурных событий целой группы представителей казахской интеллигенции. Весь центр исторических событий в казахской степи воплотился в деятельности воистину уникальных по уровню знаний, интеллекта, ответственности перед народом, представителей казахской интеллигенции начала XX века. Все они ставили перед собой одну цель – достижение свободы, независимости казахского народа. Этой цели посвятил свою жизнь выдающийся представитель казахской интеллигенции Сакен Сейфуллин, вся жизнь которого проходила в период сложных, противоречивых процессов истории Казахстана. Он был свидетелем бурной политической жизни Казахстана начала XX века, крушения самодержавия, роста политического сознания масс. Именно в эти годы он создает произведения, отражающие события неистовых, переломных лет: поэмы о новой жизни, историко-мемуарный роман «Тернистый путь».

    Непреходящую значимость деятельности поэта для Отечественной истории отметил в своем выступлении на юбилейных торжествах, посвященных 100-летию Сакена Сейфуллина, Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев: «Сәкен – біздің ұлттық мақтанышымыз, ел үшін еңіреген ер, қайтпас қайсар күрескер. Сәкен – өлеңнен өрнек өрген ақын, қара сөздің сиқырын игерген прозашы».

    Жизнь, общественно-политическая деятельность, творческие искания Сакена Сейфуллина воплотились в короткий временной отрезок (1894-1938), всего 44 года. Но этот период вместил в свои рамки весь драматизм, и все величие знаменательных событий первых десятилетий XX века, в этих событиях он принимал непосредственное участие. Именно в этот период им написано около 200 статей, в которых автор излагает собственное видение проблем социалистического строительства в Казахстане. На страницах газеты «Еңбекші қазақ» Сакен Сейфуллин публикует в некоторых номерах две, три иногда до четырех статей, в которых пишет о текущем моменте, о необходимых преобразованиях и решениях. Из этих фактов можно сделать вывод о том, какое сложное было время, каких безотлагательных решений оно требовало. При этом он всегда уделял особое внимание вопросам образования, культуры, истории. Давая высокую оценку культурным достижениям казахского традиционного общества, он высказывает своеобразную мысль, о том, что, развивая лишь культуру кочевого общества, казахи остались в стороне от цивилизационно-культурного воздействия ведущих стран Европы и Арабского мира. Кочевой способ хозяйствования, сам образ жизни казахских родов и племен способствовал консервации культурного развития, утрачивались процессы культурного воздействия другой цивилизационной среды, утверждает автор. В своих исследованиях Сакен Сейфуллин также затрагивает проблемы этнографии казахского народа, традиции, обычаи, верования, религию, особенности потестарно-политической системы традиционного казахского общества, ее структуры, роль биев, батыров.

    Творческое наследие Сакена Сейфуллина, получило всестороннее освещение, прежде всего, как известного поэта, писателя, публициста, исследователя истории литературы, рассмотрены его философские взгляды. Но, что парадоксально, при этом малоизученными, не подвергнувшимися научному анализу, остается такой аспект творческого наследия теоретической мысли Сакена Сейфуллина как его историко-культурологические взгляды. В исторических исследованиях не дано точного определения понятия «исторический взгляд». Отмечается, что «выражение «исторический взгляд» не является строго определенным научным термином. Ближе всего это понятие отражает термин «историзм» – принцип подхода к предмету исследования как изменяющемуся во времени, развивающемуся». Исторические взгляды отдельных личностей, содержат их понимание философии истории, в частности смысла истории, эволюции, прогресса.

    В работе «Қазақ тарихынан қысқаша мағлұмат», он подчеркивает тот факт, что именно в детстве он услышал песню о тяжелой доле казахов в период джунгарского нашествия. Старинные легенды, сказания, воспевающие мужество батыров, традиции рыцарства, силу, отвагу, окружающие чудесные пейзажи, способствовали воспитанию любви к родной земле, к поэзии акынов. Как позднее вспоминал поэт: «С тех пор, как я помню себя, все айтысы, песни, рассказы вливались в мою душу щедрым потоком и выстраивались чередой ярких незабываемых картин степной жизни». Ранние впечатления детства отразились позднее в его творчестве. Вся жизнь Сакена Сейфуллина, это стремление к знаниям, обучение он начинает в школе на Нильдинских рудниках. Здесь ему представилась совсем другая сторона жизни, когда из быта патриархального аула, он попадает в суровые, порой жестокие будни рабочих горняков. Он видит тяжелое, беспросветное положение рабочих, жестокость хозяев, унизительное положение казахской бедноты, которые страдали от гнета российских и французских капиталистов. Перед Сакеном Сейфуллиным раскрываются совершенно несопоставимые особенности жизни, быта города и степи. К примеру, в 1905 году он впервые оказался свидетелем редкого события в жизни казахского общества данного периода – забастовки рабочих. Это было первое в истории Казахстана революционное выступление рабочих Нильдинского завода. На формирование личности особое влияние оказывает то время, в котором он живет, та социальная среда, в которой он находится, в этом смысле нильдинские впечатления оказали огромное влияние на мировосприятие Сакена Сейфуллина.

    Таким образом, эпоха, среда, воспитание стали основными предпосылками способствовавшими формированию историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина. Именно эти факторы оказывают существенное влияние на формирование его мировоззрения. При этом в становлении мировоззрения поэта можно выделить следующие периоды. Первый период 1913-1917 годов относится к дореволюционному этапу формирования историко-культурологических взглядов Сакена Сейфуллина, учеба в Омской учительской семинарии, влияние на Сакена одаренных, интеллектуальных преподавателей, знакомство с омскими революционерами, участие в молодежном кружке просветительского направления «Бирлик». В омский период проявляется интерес Сакена к истории, к работе с памятниками устного народного творчества казахов, фольклору казахского народа, по сути, над источниковой базой различных периодов казахской истории. Молодые люди занимались сбором, записью, обработкой произведений казахского устного народного творчества. Все это способствует формированию исследовательских навыков Сакена Сейфуллина, что позднее отчетливо проявилось в его творческой деятельности.

    К этому же периоду относится активное сотрудничество с журналом «Айкап», в котором была опубликована первая заметка «Омская центрально-фельдшерская школа», она характеризует непримиримое отношение к несправедливости, дискриминации казахских детей, стремящихся к образованию, это первые попытки противостояния политике колониальной администрации, в 1914 году выходит первый поэтический сборник «Минувшие дни». В своем первом поэтическом сборнике, молодой поэт пытается ставить общественно-политические, социальные проблемы своего времени. В работах современных исследователей творчества Сакена Сейфуллина высказывается мнение, что в его ранних стихах, в сборнике «Минувшие дни», чувствуется тематика и влияние поэзии Ахмета Байтурсынова.

    Именно омский период, когда молодой поэт попадает в водоворот стремительных событий начала ХХ века, в совершенно иную социо-культурную среду, иную обстановку. Когда происходит накопление жизненно важных наблюдений, новых идей, когда он впервые задается размышлениями о судьбах казахского народа, способствовали дальнейшему формированию взглядов будущего поэта, развитию просветительских идей, началом первых шагов к знакомству с социалистическими идеями, и формированию основ его исторических событиях в трудах. После окончания «Сибирского университета», в знаковый 1916 год, Сакен возвращается на родину, в Акмолинскую область. Однако, встреча с родными местами омрачена начавшейся первой мировой войной, в которой участвовала и царская Россия. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 года, охватившее все регионы Казахстана и Среднюю Азию. Эти события оказали особое воздействие на формирование мировоззрения молодого Сакена.
    2. Отражение политических событий в произведениях С.Сейфуллина.

    Значительное влияние на формирование исторических трудов Сакена Сейфуллина оказал второй период, 1917-1925 годов. События Февральской, Октябрьской революций, активное участие в общественной жизни казахского края, гражданская война, политическая, государственная деятельность, оказали определяющее влияние на мировоззрение поэта. Идеи общественной борьбы отразились в его творчестве, в художественных и публицистических произведениях автора. Однако с приходом к власти известного партийного функционера Ф. И.Голощекина, упрочением тоталитарного режима Сакен Сейфуллин отходит от политической деятельности, переходит к творческой, педагогической работе (1925-1933). Основное внимание уделяет изучению истории казахского края, истории казахской литературы. Необходимость обращения к историко-культурологической тематике определяется тем, что он являлся директором, а также вел преподавательскую работу в Ташкентском Казахском педагогическом институте. Исходя из практической необходимости, Сакен Сейфуллин приходит к мысли о необходимости создания учебника по истории казахской литературы, по мысли автора это должен был быть вузовский учебник, который бы «давал знания из истории и из литературы». Сам автор в предисловии к учебнику пишет: «Қазақ әдебиеті» туралы бірдеме жазу, ескі ел әдебиетініз деп құрастырып, жинастыру, өте қажет екендігі соңғы жылдарда тым қатты сезілді». В период создания трудов по казахской истории и истории казахской литературы, отмечает Т. Какишев, Сакен Сейфуллин много времени проводил в архивах г. Ташкента. Неоценимую помощь в работе над историческими исследованиями оказали помощь и консультации известного ученого А. Диваева, он также предоставил ряд материалов и документов в помощь Сакену Сейфуллину.

    В этот период он систематизирует, множество произведений казахского устного народного творчества, готовит их к публикации, к изданию. При этом ставит следующие задачи: во-первых, сохранность произведений, необходимость их издания, во-вторых, критический анализ и публикация данных произведений, в-третьих, обеспечить школы и вузы необходимыми изданиями по истории казахской литературы. Именно в этот период выходит целый ряд исследований автора: «Ескі әдебиет нұсқалары» (1931), «Қазақ әдебиеті»(1932), «Батырлар жыры» (1933), «Әдебиеттану оқу құралы» (1933), «Көркем әдебиет», учебник-хрестоматия (1934). Однако научно-творческая деятельность поэта была прервана репрессиями.

    Сакен Сейфуллин дает характеристику положения и состояния тюркских родов и племен, накануне монгольского вторжении, анализирует хозяйственную деятельность, отмечает, что основным занятием всех родов и племен было кочевое скотоводство, лошадь почиталась как священное животное «қасиетті мал», с рождения все мужчины считались воинами, всегда имели при себе оружие, все воины были конные. Сакен Сейфуллин дает объяснение данному состоянию постоянной мобильности и готовности к военным действиям «Бұлар – мал өсірген көшпелі, қоныс қаталасып, малға таласып жауласқан рулар болғандықтан, еркектері жасынан жауынгерлікке үйреніп, шабуылға шыныққан, көнтерілі, ыстыққа-суыққа, аштыққа-шөлге шыдамды болған». Подводит к выводу, что постоянная борьба между родами за власть, за кочевья, за сохранение поголовья, вынуждала тюркские роды и племена быть готовыми к постоянным военным действиям, исходя из этих причин, военное дело ценилось высоко.

    Этими же причинами автор объясняет суровые нравы, терпеливость, неприхотливость тюрков. При завоевательных походах, монголы, отмечает Сакен Сейфуллин, просто истребили часть тюркских родов, часть пополнила ряды воинов Шынгыс-хана, в рядах монгольских войск были почти все тюркские роды. Мнение автора о жестоком тотальном истреблении части тюркских племен, подтверждается в работах Эренжен-Хара-Давана, в которых факты жестокого истребления покоренного населения, объясняются политикой Чингис-хана по удержанию покоренных народов страхом, насилием. Интерес С. Сейфуллина вызывает личность грозного завоевателя Чингис-хана, он анализирует этимологию имени «Шынкузхана», дает собственную интерпретацию его значения.

    В своих исследованиях уделяет особое внимание проблемам этнических процессов на территории Казахстана, вносит оригинальную концепцию роли ногайлинского фактора в этногенезе казахского народа, рассматривает процессы становления казахской государственности, особенности потестарно-политической системы казахского общества периода средневековья. В качестве источников им были привлечены произведения устного народного творчества, героический эпос «Ер Таргын», «Камбар батыр», «Ормамбет хан». Данные предания восхваляют ногайских батыров живших в эпоху «ногай» или «ногайлы», в этот период еще не оформилась казахская народность. Это время постепенного распада и раздробленности Золотой орды. Автор выдвигает гипотезу рождения многих богатырских сказаний в этот период.

    Характеризуя этнические процессы средневекового Казахстана, приходит к выводу, что на сложение казахской народности определяющее влияние оказали ассимиляционные и миграционные процессы в результате монгольского вторжения, миграционные перемещения в ходе образования казахской государственности, казахского ханства. Выделяет фактор «ногайлы» в этнических процессах на территории Казахстана, утверждает что казахи, это ветвь отделившаяся от ногайлинских племен, что «ногайлы», это корень, основа казахской народности. Характеризуя период завершения сложения казахской народности, закрепления этнонима «казах», автор проводит исторический экскурс в историю возникновения этнонима «казах» и слова «алаш».

    Таким образом, в своих исследованиях по истории казахского народа, Сакен Сейфуллин дает обстоятельную характеристику исторического процесса на территории Казахстана в период средневековья. На основе анализа исторических событий, приходит к следующим выводам. На протяжении длительного исторического периода на территории обширного региона, постоянно велась ожесточенная борьба за власть, приводившая к уничтожению целых династийных линий, неустойчивости существующих государственных образований, происходили постоянные миграции этнических компонентов. В ходе сложных исторических процессов происходит формирование казахской народности, на основе племен, которые, неоднократно подчеркивает Сакен Сейфуллин, входили в этнополитический союз «ногайлы».

    Особое место отводит процессу формирования и значению создания казахской государственности, подчеркивает ведущую роль в происходящих событиях субъективного фактора, значение деятельности отдельных персоналий. В его исследованиях отражена хронологическая  последовательность событий, стремление автора дать

    объективную оценку событий, умение говорить на языке данного исторического времени, данной исторической эпохи.

    Важное место в творчестве Сакена Сейфуллина занимали проблемы колониального Казахстана. Анализируя исторические события данного периода, он исследует причины, приведшие казахов в российское подданство, дает анализ социально-экономического развития традиционного казахского общества в период первой половины XVIII – начала XX века.

    Основными факторами, приведшими казахов к российскому подданству, автор считает внешнеполитические факторы, указывает на заинтересованность российской стороны в колонизации казахских земель. Прослеживает постепенность данного процесса, когда казахские земли попадают в российский «железный капкан», приходит к выводу о вынужденности, «еріксіз» принятия российского подданства. При анализе социально-экономического развития Казахстана в колониальный период, С. Сейфуллин отмечает, что политика метрополии приводила к уничтожению традиционных институтов кочевого общества, распаду родовых устоев, усилению борьбы за власть среди правящей казахской элиты, а также к усилению антиколониальной борьбы казахского населения.

    Характеризует особенность кочевого способа хозяйствования казахов в тех или иных регионах Казахстана, как основную форму жизнедеятельности казахского общества. Прослеживает разрушение данной системы вследствие политики проводимой метрополией (реформы 1822, 1824, 1867-1868 г. г.) когда резко обостряется земельная проблема. С. Сейфуллин анализирует экономическое развитие разных регионов Казахстана, к примеру он сравнивает хозяйственную деятельность казахов в регионе степей Сары-Арки и реки Чу, приходит к выводу о неравномерности их развития.

    Политика колониальных властей приводит к усилению национально-освободительного движения, кульминацией которых являются события 1916 года. Причина восстания указывает автор в политике царизма, накапливавшейся многовековой ярости казахского населения против угнетения, произвола колониальной администрации, изъятия земель, переселенческой политики. В центре внимания автора вопросы подготовки и хода восстания, анализ социально-психологического настроения масс, создание объективной картины социальной базы восставших. В научной трактовке автора, особая концептуальная линия, на первый план он выводит народные массы, прослеживает процесс превращения стихийного начала в организованную крестьянскую армию, которая начинает борьбу против могущественной империи. Среди исследователей много споров вызывала проблема связанная с отношением национальной интеллигенции к событиям 1916 года, долгое время бытовало мнение о коллаборационистской позиции алашской интеллигенции, которая призывала не сопротивляться указу о мобилизации. Представитель радикального крыла казахской демократической интеллигенции, очевидец событий, С. Сейфуллин всей душой с народом, однако он также высказывает мысль, что слишком сильно русское оружие, военные силы царя, было бы лучше, если бы молодые казахские джигиты побывали в солдатах, научились бы владеть оружием. Таким образом, мнение Сакена Сейфуллина в определенной мере созвучно призывам алашской интеллигенции, объясняет в целом его нейтральную позицию в событиях 1916 года.

    В трудах Сакена Сейфуллина, дана объективная характеристика культурных достижений казахского общества периода 13-18 веков. Несмотря на утверждение автора о том, что кочевой образ жизни способствовал консервации культурного развития, отрыву от достижений других цивилизаций, он создает поистине «энциклопедию» культурных достижений кочевого общества. В работе «Казахская литература» приводит примеры эпических произведений, песен, загадок, особое место отводит выдающимся представителям, традиционного казахского общества его интеллектуальной элите: бии, батыры, акыны, жырау, прославлявшим, развивавшим, охранявшим культурные достижения кочевого общества.

    Следовательно, автор уделяет особое внимание проблемам интеллигенции и культуры дореволюционного Казахстана. Долгое время согласно европоцентристской концепции считалось, что казахская интеллигенция сформировалась в советскую эпоху, в период культурной революции, когда казахское население получило доступ к образованию. На культуру дореволюционного традиционного казахского общества смотрели с пренебрежением, для европейских стран казахи считались темным малограмотным народом. Исследователи не брали во внимание тот факт, что в традиционном казахском обществе издревле были люди, занимавшиеся умственной деятельностью – акыны, бии, жырауы [27,7]. К примеру, в работе «Қазақтың ескі әдебиет нұсқалары» представлено творчество выдающихся акынов, жырау казахской степи, Бухаржырау, Балкы Базар, Шортанбай, Доскожа, Суюнбай, Шоже, Балта, Кемпирбай, Жанак, Тубек, Орынбай, Сералы, Кулмамбет, Жамбыл.

    Особое место в традиционном обществе отводилось представителям властных структур потестарной политической системы. Время позднего средневековья автор считает «эпохой биев», которые передавали из поколения в поколение опыт народа, парадигмы жизнедеятельности казахского общества. Он считает, их основными распространителями, носителями, а также стражами «мықтыкүзет» культурных достижений традиционного общества. С. Сейфуллин отмечает значительную роль биев в сплочении и единении родовой общины, они являлись хранителями основных устоев традиционного общества. Прекрасные ораторы, знатоки юридических норм способствовали трансформации норм обычного права казахов в кодифицированное право. К примеру, нормы обычного права традиционного кочевого общества казахов составили основу законов «Жеты жаргы».

    Анализируя законы, Сакен Сейфуллин приходит к верному выводу, что для традиционного кочевого общества казахов, жизненно важными приоритетами являлись, земля и скот, исходя из этого, основная суть обычного права казахов, это решение земельных и имущественных споров, «жердауы», «жесірдауы». Он отмечает: «билер табы ықпалындағы көшпелінің ең қиындауы – жердауы мен жесір дауы болған. Мақал болған сөздер деген саланың бас кезінде: «Жер дауы мен жесір дауы бітпейді» деген мақал мұны дәлелдейтін тәрізді».

    Сакен Сейфуллин придает особое значение деятельности батыров. Прежде всего, как защитников народа, роль которых особенно возрастала в моменты военной опасности, воинская доблесть, мужество батыров воспевалось в героическом эпосе казахов. Батыры это профессиональные военные, выполняли роль военачальников, защитников интересов общины, они олицетворяли собой честь, мужество, славу рода, являлись образцами для подражания молодежи, автор подчеркивает, что многие казахские национальные игры имели характер военных игр, воспитывающих силу, ловкость, храбрость, имели состязательный характер. В целом характеризуя данные процессы, автор приходит к верному выводу о том, что по мере развития экономической жизни, совершенствования уровня хозяйственной деятельности, происходят изменения в социально-бытовой сфере развития общества, развивается культура, изменяется сознание, идет процесс последовательного развития общества.

    В творческом наследии Сакена Сейфуллина, в публицистических исследованиях, поэтических произведениях, поэме «Альбатрос», а также в историко-мемуарном романе «Тернистый путь» воссоздана цельная картина исторических событий на территории Казахстана в период знаменательных явлений начала ХХ века. Автор воссоздает исторические события периода Февральской, Октябрьской революции, гражданской войны, приводит сведения по развитию исторического процесса на территории Казахстана, анализирует причины возникновения и ход происходящих событий, приводит информацию документальных источников, материалов периодической печати, воссоздает яркую портретную характеристику целого ряда исторических персоналий. Характеризует тот факт, что в течение пяти лет – с октября 1917 года по октябрь 1922 года – страна советов находилась в состоянии войны. События весны 1918-конца 1920 года, когда интервенция и гражданская война слились в единое целое, и вопрос военный, военных событий в стране выступал как главный коренной вопрос революции, вошли в отечественную историю, как период иностранной интервенции и гражданской войны. История данного периода является ведущей проблематикой отечественной историографии. По мнению академика М. Козыбаева: «В историографии Октября и гражданской войны Казахстана трудно переоценить значение историко-мемуарного романа основоположника казахской советской литературы С. Сейфуллина «Тернистый путь».

    «Сакен Сейфуллин поднял в своей книге богатейший материал великих исторических событий. Богатству материала, документов и фактов, которыми располагал писатель, может позавидовать целое научно-исследовательское или архивное учреждение. Приходится только удивляться, как один человек, действовавший лишь в одной из областей Казахстана и около года томившийся в тюрьмах и лагерях, оказался обладателем такого документального сокровища». Объясняя причины выхода романа, автор пишет: «Время требует ее неотлагательного издания, может быть, поэтому в книге заметны следы торопливости и непоследовательности изложения. Отчеканивать каждую фразу, исправлять мелкие недочеты у автора не было досуга». До наших дней он сохранил свое значение как важнейший документ по новейшей истории Казахстана в целом, событиям революции и гражданской войны в Казахстане, в частности.

    В обращении Сакена Сейфуллина к истории видно стремление извлечь из истории уроки, избавить от ошибок будущее поколение. Не слова и не польза, а знание истины становится задачей истории. Именно об этом он пишет в предисловии к своему роману «Тернистый путь», где отмечает: «основная задача автора заключена в том, чтобы оставить грядущему поколению живое свидетельство бурных исторических событий, развернувшихся в Казахстане в 1916-1919 годах, свидетелем и непосредственным участником которых был я сам». При этом основное видение событий дано с партийно-классовых позиций, автор рассуждает как большевик, революционер.

    Сакена Сейфуллина анализирует причины, ход событий периода Февральской и Октябрьской революции, гражданского противостояния. Основные причины Февраля видит в политике проводимой царским правительством, характеризует особенности политической ситуации в период от Февраля до Октября. Анализ данных событий позволяет прийти к выводу, что двоевластие на территории Казахстана имело свои особенности, когда в качестве третьей политической силы выступают казахские комитеты. Отмечает, что в данный нестабильный период образованные люди группировались вокруг периодических изданий, дает их классификацию, издания алашского направления, издания поддерживавшие большевиков. Объективно отмечает тот факт, что последних было очень немного. Дает обстоятельную характеристику событиям гражданской войны, начало которых на территории Казахстана отводит к перевороту 3 июня 1918 года в Акмолинске, почти вся территория Казахстана стала ареной ожесточенных боев. Автор характеризует политику представителей алашского движения, которые идут на сотрудничество с белогвардейцами, консолидацию сил в белогвардейском лагере, проявляет резкое неприятие действий лидеров алашского движения, сотрудничающих с Сибирским правительством Колчака, представителями Комуча, даже с атаманом Анненковым, характеризует деятельность западного отделения алаш-орды.

    Согласно Декрета ВЦИК создаются регулярные воинские подразделения, вводится обязательная воинская повинность, автор прослеживает процесс создания отрядов Красной гвардии в Омске и Петропавловске, отмечает, что немногочисленные, плохо вооруженные красноармейцы не смогли оказать сопротивление в период мятежа белочехов. Показывает процесс расширения военных действий на территории Казахстана действия на фронтах (Актюбинский, Семиреченский), подчеркивает важность экспедиции Алиби Джангильдина. Жестокие действия белогвардейцев, казачьих войск приводят к подъему партизанского движения, сопротивления народных масс Кустанайское восстание (Жалеев, Таран), Мариинское восстание (Ирченко). Характеризует героические подвиги красных командиров, Угара Жанибекова, Зикира Мукеева, Абдоллы Асылбекова.

    В творчестве Сакена Сейфуллина уделено особое внимание экономическим преобразованиям, он ставит вопросы о необходимости разработки природных ресурсов Казахстана, строительстве заводов и фабрик в близи источников сырья, проведении индустриализации с максимальной выгодой для Казахстана, выражает протест против идеи Голощекина о превращении Казахстана в сырьевую базу союза. Отводит особое место проблеме формирования национальных рабочих кадров впервые поднимает данную проблему в повести «Жер казгандар». Создает поэтические произведения «Мускулы», «Песня каменщика», «Маржан» в которых воспевает труд свободных людей.

    Одним из первых С. Сейфуллин выражает протест против политики перегибов в период коллективизации, против тоталитарного режима в поэме «Кызыл ат». Трагические события в Казахстане в значительной степени были связаны с политикой проводимой руководством партийной организации Казахстана во главе с Ф. И.Голощекиным, который в трудах М. Шокая охарактеризован, как «московский красный жандарм». Под его руководством, казахский край оказался в трагическом положении, миллионные людские жертвы в угоду силовой политике центра, диктат, насилие. Идеологической подоплекой политики Ф. И.Голощекина, который считал, что казахский аул остался в стороне от революционных преобразований, явилась политика «Малого Октября». 

    Отчаяние Сакена Сейфуллина от трагических последствий коллективизации было видимо так велико, что его не могли остановить усиливавшиеся репрессии, идеологические препоны. Необходимость борьбы со сложившейся ситуацией, он отчетливо высказал лишь в одной фразе: «Мағанөте тез жазу керек болған еді, мен поэмамды ұзақ уақытқа созып жаза алмадым, бұлай ету менің рухым үшін керек болды», он спешил донести до общественности трагедию казахского народа.

    Основной задачей культурных преобразований Сакен Сейфуллин считает просвещение, образование масс, проводит работу по открытию школ, ликбезов, ходатайствует о предоставлении льгот рабоче-крестьянской молодежи, привлечении в школы, техникумы, вузы. Придает огромное значение периодическим изданиям, подчеркивает степень их влияния на массы, выступает на страницах ведущих газет и журналов по насущным проблемам политики, просвещения, активно решает проблемы придания должного статуса казахскому языку. Проблемы решения национального вопроса он поднимает в ряде публицистических исследований. По мысли автора автономия казахского края, лишь внешнее решение проблемы, остается множество вопросов внутреннего характера, требующих безотлагательного решения.

    Вся жизнь Сакена Сейфуллина, это беззаветное служение своему народу, что ярко проявляется в его революционной, общественно-политической деятельности, в его творчестве, которое сконцентрировало в себе идеи и мысли целого поколения послереволюционного казахского края, в его особом внимании к вопросам истории, культуры казахского народа.

    Сакен Сейфуллин заложил основу для культурологических исследований в Казахстане.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта