Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ№ 3 ТЕМА: "Хождение за три моря" Афанасия Никитина

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 ТЕМА: Бытовые повести

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ТЕМА: Демократическая сатира

  • СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

  • ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ

  • К ЭКЗАМЕНУ НЕОБХОДИМО: I . Выучить наизусть отрывки на древнерусском языке

  • Примечание.

  • ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  • пособие по древнерусской литературе. Пособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И.. Армавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеАрмавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир
    Анкорпособие по древнерусской литературе
    Дата14.01.2020
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И..doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #104063
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА: "Повесть о разорении Рязани Батыем"
    Задание:

    1. Прочитать учебный и научный материал о "Повести".

    2. Прочитать текст памятника на древнерусском языке (все цитаты на языке оригинала).

    3. Сформулировать и записать основную идею "Повести".

    4. Составить план "Повести", разбив текст на логические завершенные части.


    План

    1. Эпоха создания "Повести о разорении Рязани Бытием".

    2. Основная идея повести. (Место повести среди литературных памятников XIII века).

    3. Композиционное своеобразие "Повести" (вставные новеллы и пр.).

    4. Черты жанра воинской повести.

    5. "Повесть" и традиции УНТ.


    Литература


    1. Учебники Кускова В.В., Гудзия Н.К., Водовозова Н.В.

    2. Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. – С. 143-149.

    3. Художественная проза Киевской Руси X – XIII веков. – М., 1957. –- С. 358-366.

    4. Лихачёв Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси (любое издание).

    5. Лихачёв Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVI веков. – М., 1987.

    6. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 3 (XIII в.). – М., 1982.

    7. Хрестоматия Н.К. Гудзия.

    8. История русской литературы в 4 т. т.1. – М., 1980. – С. 117-125.


    ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ№ 3
    ТЕМА: "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
    План

    1. Эпоха создания памятника (эпоха "Великих географических открытий"). Отражение в памятнике политического строя, экономических и культурных связей Русского государства с другими народами.

    2. Личность путешественника (патриотизм, широта взглядов, доброжелательное отношение к другим народам и верам).

    3. Жанровое своеобразие памятника. Язык и стиль "Хожения".


    Литература


    1. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. 1466-1472. – М., 1980.

    2. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. – Л., 1986.

    3. Памятники литературы Древней Руси. Вып. 3 (XIII в.). – М., 1982.

    4. Вузовские учебники.

    5. Лихачёв Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси (любое издание).

    6. История русской литературы в 4 т. т.1. – Л., 1980. –- С. 185-193, 203-208.

    7. Книга хожений: Записки русских путешественников XI- XV вв. – М., 1984. – С. 178-198, 362-383.

    8. Ваташевская М.Н. Странствования Афанасия Никитина. – М., 1972.

    9. Семёнов Л.С. Путешествие Афанасия Никитина. – М., 1980.



    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
    ТЕМА: Бытовые повести XVII в.
    План

    1. Историко-литературное значение XVII века.

    2. Проблематика повестей, идейная направленность.

    3. Жанровое своеобразие повестей.

    4. Расширение авторского начала в памятниках.

    5. Новые приёмы изображения человеческой личности.

    6. Стилевое своеобразие и язык памятников.


    Тексты для анализа: "Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть о Фроле Скобееве".
    Литература


    1. Хрестоматии. Памятники литературы Древней Руси XVII век. Книга первая (десятый выпуск). – М., 1988.

    2. Руcская бытовая повесть XV-XVII веков. – М., 1991.

    3. Вузовские учебники.

    4. История русской литературы в 3 т. т.1. – М., 1968. – С. 349-351, 363-367.

    5. История русской литературы в 4 т. т.1. – Л., 1980.

    6. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили (Глава 4. Возрастание личностного начала в литературе XVII века). Избранные работы: В 3-х томах. Т.1. – Л., 1987. – С. 171-202.

    7. Лихачёв Д.С. Великое наследие. (Глава "Повесть о Горе-Злосчастии") (любое издание).

    8. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси (Глава 9 "Открытие ценности человеческой личности в демократической литературе XVII века") (любое издание).

    9. Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе. Памятники литературы Древней Руси XVII век. Книга первая. – С. 5-26. (любое издание).

    10. Демкова Н.С. Лихачёв Д.С. Панченко А.М. Основные направления в беллетристике XVII века //Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.

    11. Буслаев Ф. О литературе: Исследования; Статьи. – М., 1990. –- С. 164-260.



    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
    ТЕМА: Демократическая сатира XVII века
    ЦЕЛЬ: рассмотреть причины возникновения демократической сатиры, определить тематику, жанровое своеобразие, назвать приёмы сатирического изображения действительности.
    План

    1. Возникновение демократической сатиры XVII века (традиции древнерусской литературы XI XVII веков, социальные и идеологические предпосылки).

    2. Проблематика сатирических произведений, идейная направленность.

    3. Жанр сатиры.

    4. Приёмы сатирического изображения действительность.

    5. Сатирические произведения и фольклор.


    Тексты для анализа: "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде", "Калязинская челобитная", "Повесть о бражнике", "Повесть о Фоме и Ерёме", "Сказание о Куре и Лисице" и др.


    Литература

    1. Вузовские учебники.

    2. История русской литературы в 4 т. т.1. – Л., 1980.

    3. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры //Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М., 1979. – С. 284-299.

    4. Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII века. – М., 1977.

    5. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974. – С. 120-157.

    6. Лихачёв Д.С. Сочинения в 3 т. Т.2. (Смех в Древней Руси). (любое издание).

    7. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси (гл.2,3) (любое издание).

    8. Сатира XI-XVII веков. – М., 1987.

    9. Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга 11. – М., 1989.

    10. Лихачёв Д.С. , Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.

    11. Пушкарёв В.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века: Очерки истории. – М., 1992.


    ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
    ТЕМА: "Слово о полку Игореве"
    План

    1. Открытие "Слова", его издание, изучение.

    2. Эпоха создания памятника (международное положение Руси в XII веке, феодальная раздробленность, культура).

    3. Поход Игоря Святославича Новгород-Северского.

    4. Время создания памятника, проблема подлинности "Слова" ("Слово" и "Задонщина").

    5. Споры об авторе памятника.

    6. Основная идея "Слова". Политическая позиция автора.

    7. Система образов "Слова" (образ Русской земли, природа в "Слове", образы князей, образ Ярославны, образ Бояна и автора, образ крамолы).

    8. "Слово" в ряду памятников современной ему зарубежной литературы ("Песнь о Сиде", "Песнь о Роланде", "Витязь в тигровой шкуре").

    9. Мотивы и образы "Слова" в русском искусстве XIX-ХХ веков. Национальное и мировое значение памятника.



    Литература

    1. Текст "Слова".

    2. Вузовские учебники.

    3. Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. –- С. 143-149.

    4. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. – М., 1971.

    5. Лихачёв Д.С. "Слово о полку Игореве". Историко-литературный очерк (любое издание).

    6. Лихачёв Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVII вв. – М., 1987. –- С. 62-66.

    7. Лихачёв Д.- - С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1979 (Гл. о "Слове").

    8. Косоруков А. Гений без имени. – М., 1986.

    9. Осетров Е. Мир Игоревой песни. – М., 1977.

    10. Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве" и его современники. – М., 1971.

    11. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиски автора "Слова о полку Игореве". – М., 1991.

    12. Булахов М.Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь. – Минск, 1989.

    13. "Слово о полку Игореве". 800 лет. Альманах библиофила. Выпуск 21. – М., 1986.

    14. Сулейменов О. Аз и я. Книга благонамеренного читателя. – Алма-Ата, 1975.


    СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ


    1. Повесть временных лет.

    2. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона.

    3. Сказание о Борисе и Глебе.

    4. "Поучение" Владимира Мономаха.

    5. Слово о полку Игореве.

    6. "Моление" Даниила Заточника.

    7. Повесть о битве на реке Калке.

    8. Повесть о разорении Рязани Батыем.

    9. Слово о погибели Русской земли.

    10. Житие Александра Невского.

    11. Задонщина.

    12. "Житие Стефана Пермского", написанное Епифанием Премудрым.

    13. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина.

    14. Сказание о князьях Владимирских.

    15. Повесть о Петре и Февронии.

    16. "Сказание о Магмете-салтане" Ивана Пересветова.

    17. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

    18. Новая повесть о преславном Российском царстве.

    19. Из "Летописной книги", приписываемой И.М. Катыреву-Ростовскому.

    20. Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков.

    21. Повесть о Горе и Злочастии.

    22. Повесть о Савве Грудцыне.

    23. Повесть о Фроле Скобееве.

    24. Повесть о Шемякином суде.

    25. Повесть о Ерше Ершовиче.

    26. Калязинская челобитная.

    27. Слово о бражнике.

    28. Сочинения протопопа Аввакума.

    29. Сочинения Симеона Полоцкого.

    30. Стихотворения Сильвестра Медведева.

    31. Стихотворения Кариона Истомина.


    ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

    ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Агиография.

    2. Апокриф.

    3. Барокко.

    4. Беллетристическая повесть.

    5. Бытовая повесть.

    6. Вирши силлабические.

    7. Воинская повесть.

    8. Второй монументализм.

    9. Жанровая система древнерусской литературы.

    10. Жанры демократической сатиры XVII в.

    11. Житие.

    12. Интермедия.

    13. Легенда.

    14. Летопись.

    15. Мировой сюжет, "бродячий" сюжет.

    16. Моление.

    17. Палеография, текстология.

    18. Панегирик.

    19. Патерик.

    20. Политическая легенда.

    21. Послание.

    22. Поучение.

    23. Притча.

    24. Псалтырь.

    25. Публицистика.

    26. Русское барокко.

    27. Свод, список, редакция.

    28. Слово.

    29. Стиль "плетения словес".

    30. Хождения (хожения).

    31. Хроника.

    32. Четьи-минеи.

    33. Эпос.



    ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ


    1. Студент должен внимательно ознакомиться с формулировкой вопроса.

    2. Если в вопросе стоит только название памятника, необходимо дать ему полную характеристику по плану:

    а) время создания (по необходимости – краткая характеристика эпохи, исторические события);

    б) имя автора (если известно или существуют на этот счёт научные предположения);

    в) тематика, проблематика, идейная направленность (приведение необходимых цитат, обращение к тексту);

    г) форма художественного выражения (стиль, конкретные художественные приёмы, язык);

    д) в продолжение всего ответа необходимо приведение цитат.

    1. Если вопрос предлагает название конкретного жанра, необходимо:

    а) дать научное определение жанра и время его появления в ДРЛ;

    б) назвать памятники, относящиеся к этому жанру или испытывающие его влияние;

    в) проанализировать один из памятников по собственному усмотрению с позиции выявления конкретных жанровых черт или, исходя из этой же самой позиции, обратиться к различным образцам жанра;

    г) по необходимости кратко остановиться на судьбе жанра.
    ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА
    "Жанр жития"

    Житие – жанр христианской литературы, описывающий жизнь святого. Был заимствован из византийской литературы в период становления жанровой системы ДРЛ. Медиевистами используется синонимичный термин – агиография (букв. перевод с греческого – описание святого). Автор житий=агиограф, житийная литература=агиографическая литература

    Жития были столь популярны на Руси, что мы можем выделить несколько их видов: житие князей-мучеников (самый древний вид житий, посвященный мученикам за христианскую веру) – "Повесть о Борисе и Глебе", "Слово о князьях"; житие монахов-основателей монастырей – "Житие Феодосия Печерского", житие монахов-видных представителей православной церкви - "Житие Сергия Радонежского", "Повесть о Стефане Пермском" Епифания Премудрого, житие князей-воинов – "Житие Александра Невского".

    Житие строится по строгим законам (канонам). В первой части жития автор формулирует цели и задачи памятника: он не достоин писать о святом, но не может не писать о нём, т.к. жизнь святого ориентир для грешных мирян, бродящих в потёмках. Вторая часть – описание жизнь святого. Автор выбирает наиболее показательные моменты, оказывающие на читателя эмоционально-нравственное воздействие (приводятся конкретные примеры). Огромную роль играют чудеса. Чудо в житие – подтверждение богоизбранности героя. Чудеса могут происходить как до рождения будущего святого (пример), так и при жизни (пример) и после смерти (пример). Третья часть посвящена похвале святому, закончившему свой земной путь и ставшему у трона Господня. Композиция жития – открытая, т.к. чудеса, происходящие у мощей святого, после вознесения молитвы к нему – новая страница жития.

    Под влиянием процесса секуляризации житие в конце XVI- XVII веках трансформируется в биографическую ("Житие Ульянии Осоргиной") и автобиографическую ("Житие протопопа Аввакума") повести, а традиции его дошли до современной литературы (серии книг "Пламенные революционеры" и "ЖЗЛ").
    Примечание

    Традиционно ответ строится по трёхчастной схеме:

    а) общая постановка вопроса, введение в проблему, подготовка логического перехода к главной части;

    б) аргументированное всестороннее рассмотрение предложенного вопроса. Обозначение различных подходов литературоведов к нему, различных трактовок образа, если таковые присутствуют;

    в) основные выводы, указание на перспективы возможной связи данного вопроса с последующими этапами литературного развития.

    К ЭКЗАМЕНУ НЕОБХОДИМО:
    I. Выучить наизусть отрывки на древнерусском языке:

      1. "Слово о полку Игореве" (по выбору студента), отрывок должен иметь логическую завершенность.

      2. "Слово о погибели Русской земли" (Первый абзац от слов "О, светло светлая и украсно украшенная земля Русская…" и до слов "…Правоверная вера христианская…").

    II. Выполнить контрольную работу по теме "Стиль "плетения словес" в литературе второй половины XIV – начала XV веков" по следующему плану:

    1. Исторические и философские предпосылки возникновения стиля "плетения словес".

    2. Определения стиля "плетения словес". Общая характеристика стиля.

    3. Характерные черты стиля в "Житии Стефана Пермского" ("Повести о Стефане Пермском") Епифания Премудрого:

      • формулирование автором основной цели и задачи жития;

      • крайняя степень самоуничижения автора как литературный приём;

      • отношение автора к слову;

      • "поиски слова" (цитаты и аналогии из библейских источников; использование библейской символики; внимание к звуковой стороне слова; однокоренным словам, неологизмам, синонимическим и тавтологическим сочетаниям).

    4. "Абстрактный психологизм" (Д.С. Лихачёв) в изображении человека:

      • прямолинейность характеристики героев (святой – язычник);

      • роль чуда в мотивировке человеческих поступков;

      • приёмы изображения автором психологического состояния героя.


    Примечание. Вопросы освещаются тезисно. При ответе на вопросы 3,4 необходимо привести характерные цитаты из текста.
    Литература к контрольной работе:
    1. Текст "Жития" (Повести). Древнерусские предания. – М., 1980. (можно из хрестоматии)

    2. Соответствующие страницы учебников.

    3. История русской литературы: В 4 т. Т 1. – Л, 1980. – С. 145-150, 159-162, 166.

    4. История всемирной литературы: В 9 т. Т 3. – М, 1985. – С. 461-468.

    5. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси (гл. 4 Экспрессивно-эмоциональный стиль конца XIV-XV вв.) (любое издание).

    6.Лихачёв Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т 1. – Л., 1987. – С. 102-158.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


    1. Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Проблемы периодизации ДРЛ.

    2. Своеобразие древнерусской литературы.

    3. Система жанров литературы Древней Руси.

    4. Летописание. Летописный свод. Принципы изображения событий и человека в летописи.

    5. "Повесть временных лет". Жанровое своеобразие летописи.

    6. "Повесть временных лет" (общая характеристика). Анализ одного из отрывков.

    7. "Слово о законе и Благодати" митрополита Илариона.

    8. "Поучение " Владимира Мономаха.

    9. Фольклорные традиции в произведениях древнерусской литературы.

    10. Споры о подлинности "Слова о полку Игоре" и дате создания памятника. "Слово" и "Задонщина".

    11. Основная идея "Слова о полку Игореве".

    12. Жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве".

    13. Система образов "Слова о полку Игореве".

    14. Проблема автора "Слова о полку Игореве". "Тёмные места" "Слова".

    15. Мотивы и образы "Слова о полку Игореве" в русском искусстве XIX – ХХ веков (литература, живопись, музыка).

    16. Проблематика и жанровое своеобразие "Моления" Даниила Заточника.

    17. "Киево-Печерский патерик" (общая характеристика памятника).

    18. Тема княжеских усобиц в литературе XI-XIII веков.

    19. Летописные повести о битве на реке Калке.

    20. Общая характеристика литературы периода борьбы за национальную независимость (первая треть XIII – нач. XV вв.).

    21. "Слово о погибели Русской земли". Идейно-художествен-ные особенности памятника.

    22. Повести рязанского цикла. "Повесть о разорении Рязани Батыем".

    23. Жанр жития. Основные виды житий. Каноны.

    24. "Житие Александра Невского", жанровое своеобразие памятника.

    25. Воинская повесть Древней Руси.

    26. Повести о Куликовской битве.

    27. Понятие о стиле "плетения словес". Епифаний Премудрый "Житие Стефана Пермского" (или "Житие Сергия Радонежского").

    28. Жанр политической легенды (теория "Москва – третий Рим", "Сказание о князьях Владимирских", "Повесть о Новгородском белом клобуке").

    29. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Личность автора.

    30. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. Жанровое своеобразие памятника. Язык и стиль.

    31. "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Основные особенности содержания и формы.

    32. Публицистика XVI в. Иван Грозный, Иван Пересветов, Ермолай Еразм.

    33. Переписка Ивана Грозного с А. Курбским.

    34. Литературные памятники XVI века, отразившие политику государственного централизма ("Великие Четьи-Минеи", "Лицевой летописный свод", "Степенная книга", "Стоглав", "Домострой", "Измарагд").

    35. Демократическая сатира XVII в.

    36. Церковная реформа середины XVII в. и "раскол". Публицистика протопопа Аввакума.

    37. "Житие" протопопа Аввакума. Жанровые особенности памятника.

    38. Бытовые повести XVII в. ("Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о Фроле Скобееве").

    39. Общая характеристика литературы эпохи Смуты (конец XVI –начало XVII в).

    40. Азовские повести ("Повесть о взятии Азова донскими казаками в 1637 году" или "Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков").

    41. Творчество Симеона Полоцкого (общая характеристика). Анализ одного стихотворения.

    42. Основные итоги развития русской литературы за семь столетий (XI-XVII веков).

    43. Переводная литература Древней Руси(XI-XIII вв.). Анализ одного из произведений переводной литературы (по выбору студента).

    44. Переводная литература Древней Руси(XV-XVII вв.). Анализ одного из произведений переводной литературы (по выбору студента).

    45. Процесс секуляризации в древнерусской литературе.

    46. Процесс демократизации в древнерусской литературе. Его составляющие.

    47.Становление русского театра и драматургии.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта