пособие по древнерусской литературе. Пособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И.. Армавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир
Скачать 0.72 Mb.
|
[ХОЖДЕНИЕ ИГУМЕНА ДАНИИЛА] ЖИТЬЕ И ХОЖЕНЬЕ ДАНИЛА, РУСЬСКЫЯ ЗЕМЛИ ИГУМЕНА Се аз недостойныи игумен Данил Русския земля, хужши во всех мнисех1, смеренный грехи многими, недоволен2 сый во всяком деле блазе3, понужен мыслию своею и нетерпением моим, похотехь видети святый град Иерусалима и землю обетованную. И благодатию божииею доходих святаго града Иерусалима и видех святая места, обходих всю землю Галилейскую и около святаго града Иерусалима по святым местом, кудаже Христос Бог наш походи своима ногама и велика чюдеса показа по местом тем святым. И то все видех очима своими грешныма, беззлобивый показа ми Бог видети, егоже жедах4 много дний мыслию моею. Братиа и отци, господие мои, простите мя грешнаго и не зазрите5 худоумью моему и гробости, еже писах о святем граде Иерусалиме, и о земли той блазей, и о пути, еже к святым местом. Иже бо кто путем сим ходил с страхом божиим и смереньем, не погрешить6 милости божия николи же. Аз же неподобно ходих путем сим святым, во всякой лености и слабости и во пьянстве и вся неподобная дела творя. Но обаче7, надеяся на милость божию и на вашу молитву, да ми простить Христос Бог моих грехов бещисленых, да си исписах путь си и места сии святая, не возносяся ни величаясь путем сим, яко что добро створив на пути сем, не буди то: ничтоже бо добра сътворих на пути сем; но любве ради святых мест сих исписах все, еже видех очима своима, дабы не в забыть8 было то, еже ми показа Бог видети недостойному. Убояхся онаго раба лениваго, скрывшаго талант господина своего и не створившего прикупа9 им да сие написах верных ради человек. Да кто убо, слышав о местех сих святых, поскорбл10 бы ся душею и мыслию к святым сим местом, и равну мзду приимут от Бога с теми, иже будуть доходили святых сих мест. Мнози бо дома суще, в местех добрыми своими делы достигають мест сих святых, иже болшую мзду приимут от Бога спаса нашего Исуса Христа. Мнози бо доходивше святых сих мест и святый град Иерусалим и възнесшеся умом своим, яко нечто добро сетворивше, и погубляють мзду труда своего, от них же первый есмь азъ; мнози бо, ходивше святаго града Иерусалима, пойдут опять, много добра не видевши, тщаще11 опять вскоре, а сего пути нелзе вcкоре сотворити ни истоком12 того мощи и вся святаа та места и в граде и вне града. О Иерусалиме, о лавре. Аз недостои игумен Данил, пришед в Иерусалим, пребых месяц 16 в месте в лавре святаго Савы и тако могох походити и испытати вся святая си места. Невозыожно бо без вожа13 добра и без языка14 испытати и видети всех свяхых мест. И что имея в руку моею худаго моего добыточка е, то от того все подавах ведущиим добре вся святаа места в граде и вне града, да бьша ми указали все добре, якожь и бысть. И пригоди15 ми Бог налести16 в лавре мужа свята и стара деньми и книжна вельми. Тому святому мужеви вложи Бог в сердце любити мя худаго, и тои указа ми добре вся святаа та места, и в Иерусалиме и по всей земли той поводи мя и до Тивириадскаго моря поводи мя, и до Фаворы, и до Назарефа, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем местом поводи мя, и потрудися со мною любве ради. И ина святаа места вндех многа, яже последи скажу. О Иерусалиме. Есть же святый град Иерусалим в дебрех17, около его горы камены и высокы. Да полны18 пришедше близь ко граду тоже видети первое столп Давидов и потом, дошедше мало, увидети Елеоньскую гору и свята святых и Воскресение церквь, идеже есть гроб господень, и узрети потом весь град. И ту есть гора равна от пути близ града Иерусалима, яко19 версты вдале20; на той горе сседают с конь вси людие и поставляют крестьци21 ту и поклавяются святому Воскресению на дозоре22 граду. И бывает тогда радость велика всякому христианину, видевше святый град Иерусалим, и ту слезам пролитье бывает от верных человек. Никто же бо можеть не прослезитися, узрев желанную ту землю и места святаа вида23, идеже Христос Бог нашь претерпе страсти нас ради грешных. И идут вси пеши с радостию великою к граду Иерусалиму. И ту есть на левой руце, у пути тамо идучи, церкви святаго Стефана первомученика; на том месте побиен бысть камением Стефан первомученик от июдей, и ту есть гроб его. И ту есть гора камена плоска, проселася в распятие Христово; то зоветься адъ; есть близь стены градныя, яко повержет24. И потом входять в святый град Иерусалим вси людие с радостию великою враты, сущими близь столпа Давидова, и та суть врата от Вифлеома лиць25, и ту суть врата Вениаминова. Яко войдуче в град путь есть сквозе град в святая святых на правую руку, а на левую к святому Воскресению, идеже есть гроб господенъ. О церкви Воскресения господня... Есть же церковь та Воскресение образом кругла, всямокачна26 и в дле и в преки27 имать же сажень 30. Суть же в ней полати пространьны, и тамо горе живет патриарх. И есть же от дверей гробных до стены великаго олтаря сажень 12. Ту есть вне стены за олтарем пуп земли, и создана над ним комарка28, и горе написан Христос мусиею29 и глаголеть грамота: "се пядию моею измерих небо и зеылю". О месте среди земля, идеже распяться Христос. А от пупа земнаго до распятия господня и до края есть сажен 12. Есть же распятие господне к востоку лиць, есть же на камени высоко было, яко стружия30 выше. Камень же тый был кругол, яко горка мала. А посреди камени того, на самом верху, высечена есть скважня31 лакти во глубле32, а в шире мний пяди круг, и ту был водружен крест господень. Исподи же под тем каменем лежить первозданнаго Адама глава; и в распятие господне, егда на кресте Господь наш Исус Христос предасть дух свой, и тогда раздрася церковная катапетазма33, и камение распадеся; тогда же и т камень проседеся над главою Адамлею, и тою разселиною сниде кровь и вода из ребер владычень на главу Адамову и омы вся грехы рода человеча34. И есть разселина та на камени том и до днешняго дне; знати есть на десней35 стране распятия господня знамение то честное. О Ердане. Иордань же река течеть быстро, бреги же имать обон пол36 прикруты, а отсуду пологы; вода же мутна велми и сладка пити, и несть сыти пиюще воду ту святую; ни с нея болеть, ни пакости во чреве человеку. Всем же есть подобен Иордан к реце Сновъстей37 и вшире, и в глубле, и лукаво течет и быстро велми, яко же Снов река. Вгубле же есть 4 сажень, среди, самое купели, яко же измерих и искусих; сам собою, ибо пребродих на ону страну Иордана, много походихом по брегу его: вшире же есть Иордан, яко же есть Сновь на устии. Есть же по сей стране Иордана на купели тои, яко леси древо не высоко, аки вербе подобно ест выше купели тоя на брегу Иорданову стоит яко лозие много, но несть якоже наша лоза, но некако аки силяжи38 подобно есть; есть же и тростие много; болоние39 имать яко Сновь река. Зверь мног ту и свинии дикии бещисла много, и пардуси40 мнози, ту суть лъвове же. Обон пол Иордана горы высоки каменыя и суть подаль от Иордана; а под теми горами другыя горы близь суть белы, и ты суть близ Иордана; и то есть земля Заулоня и Нефоалимьдя обон пол Иордана. О пещере Илии пророка. И ту же есть другая пещера дивна, идеже жил святый Илия пророк с Елисеем учеником его. И то все благодатию божиею видехом очима своима грешныма и недостойныма. И сподоби мя Бог трижды быти на святем Иордане, и в самы водокрещный, праздник быхом, на Иордане, видехом благодать божию, приходящюю на воды иорданьскыя, и множьство народа безчисла тогда пришедших к воде; всю нощь ту пение бывает изрядно и свещь безчисла горящих и в полунощи бывает крещение воде; тогда бо и дух святый приходит на воды иорданскиа, и видять достойнии человеци добрии, а вси народи не видять ничтоже, но токмо радость и веселие бывает тогда в сердци всякому християнину, и егда рекут: "во Иордане крещьшутися41, господи", тогда вси людие в воде и крестьяться в полунощи в Иерданьстей реце, яко же и Христос в полунощи крестился есть. И ту есть гора, высока зело, обон пол Иордана; видети ю есть отвсюду издалеча, и на той горе пророк Моисий преставился есть, видев землю обетованную... [СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ] СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУСКЫЯ ЗЕМЛИ О свéтло свéтлая / и укрáсно укрáшена / зéмля Руськая! / и мнóгыми красóтами удивленá есù: / озéры мнóгыми удивленá есù, / рéками и клáдязьми месточéстьными, / горáми, крутыми холмù / высóкыми дубрáвоми, / чùстыми польмù, / дùвными зверьмù, / разлùчными птùцами, / бещùслеными городы велùкыми, / сéлы дùвными, / виногрáды обùтелными, / домы церкóвьными, / и князьмù грóзными, / бояры чéстными, / вельмóжами мнóгами. / Всего есù испóльнена земля Руская, / о прававéрьная вера християньская! Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици погании и за дышючим морем, от моря до болгарь, от болгарь до буртас, от буртас до чермис, от чермис до мордви, – то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вяда и мордва бортьничаху на князя великого Володимера, и жюр Мануил цесарегородскый опасъ имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял. А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняга Ярослава, и до брата его Юрья, князя володимерьскаго. РАССКАЗ О ПРЕСТУПЛЕНИИ РЯЗАНСКИХ КНЯЗЕЙ В тот же 6726 (1218) год Глеб Владимирович, князь рязанский, подученный сатаной на убийство, задумал дело окаянное, имея помощником брата своего Константина и с ним дьявола, который их и соблазнил, вложив в них это намерение. И сказали они: «Если перебьем их, то захватим всю власть». И не знали окаянные божьего промысла: дает он власть кому хочет, поставляет всевышний царя и князя. Какую кару принял Каин от бога, убив Авеля, брата своего: не проклятие ли и ужас? или ваш сродник окаянный Святополк, убив братьев своих, тем князьям не принес ли венец царствия небесного, а себе – вечную муку? Этот же окаянный Глеб ту же воспринял мысль Святополчью и скрыл ее в сердце своем вместе с братом. Собрались все в прибрежном селе на совет: Изяслав, кир Михаил, Ростислав, Святослав, Глеб, Роман; Ингварь же несмог приехать к ним: не пришел еще час его. Глеб же Владимирович с братом позвали их к себе в свой шатер как бы на честный пир. Они же, не зная его злодейского замысла и обмана, пришли в шатер его – все шестеро князей, каждый со своими боярами и дворянами. Глеб же тот еще до их прихода вооружил своих и братних дворян и множество поганых половцев и спрятал их под пологом около шатра, в котором должен был быть пир, о чем никто не знал, кроме замысливших злодейство князей и их проклятых советников. И когда начали пить и веселиться, то внезапно Глеб с братом и эти проклятые извлекли мечи свои и стали сечь сперва князей, а затем бояр и дворян множество: одних только князей было шестеро, а бояр и дворян множество, со своими дворянами и половцами. Так скончались благочестивые рязанские князья месяца июля, в двадцатый день на святого пророка Илью, и восприняли со своею дружиною венцы царствия небесного от господа бога, предав души свои богу как агнцы непорочные. Так окаянный Глеб и брат его Константин приготовили им царство небесное, а себе со своими советниками – муку вечную. СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ Был в городе Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий, благочестивый в наставленьях господних, обучавшийся им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. И был он смирен душой и печален, часто ходил к господню кресту помолиться за жителей Петровского конца. Ибо тогда злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно и христиан истязая. И, придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск, стал тот царь от города в тридцати поприщах, и многие святые церкви пожег, и христиан убил, и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь, неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы, смиренно взывая с плачем великим в обильных слезах к всемогущему богу, и пречистой его богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город тот от всякого зла. И вот случилось предначертание божие к жителям: за городом, возле Днепра-реки, в Печерском монастыре, достославно явилась пречистая богородица пономарю этой церкви, сказав: «О божий человек! Иди скорее к тому кресту, у которого молится угодник мой Меркурий, и скажи ему: «Зовет тебя божия матерь!» Тот же, пойдя туда, нашел его у креста молящимся богу и окликнул по имени: «Меркурий!» Тот же спросил: «Что тебе, господин мой?» И сказал ему: «Скорее иди, брат, зовет тебя божия матерь в Печерскую церковь». Потом же, войдя в святую церковь, богомудрый увидел пречистую богородицу, на золотом престоле сидящую, Христа у груди держащую, окруженную ангельскими силами. Он же упал пред ногами ее, и поклонился с великим благоговением, пораженный. Подняла его с земли пречистая матерь божия и сказала ему: «Чадо Меркурий, избранник мой! Посылаю тебя: иди скорее, сотвори мщение за кровь христианскую; пойди и победи злочестивого царя Батыя, все войско его! Потом подойдет к тебе человек, красивый лицом, передай ему в руки все оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви». Он же весьма о том затужил, и заплакал, и сказал: «О, пречистая госпожа, матерь Христа, бога нашего, как я, окаянный и слабый недостойный раб твой, на такое великое дело могу быть способен? Неужели, владычица, нет у тебя небесных сил победить злочестивого царя?» И, взяв у нее благословение и весь изготовясь, отступил, поклонись до земли, и вышел из церкви. И нашел удалого коня, ожидавшего тут, и, вскочив на него, отправился из города. И, достигнув войск злочестивого царя, с помощью божьей и пречистой богородицы истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их в свой город, отважно скакал по полкам, как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истреблеиье людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там Злочестивый убит был Стефаном-царем. Потом же предстал пред Меркурием прекрасный воин. И Меркурий поклонился ему, отдал все оружье свое и, голову тихо склонив, был убит. И после блаженный, взяв голову в руку свою, а в другую – поводья коня, пришел, обезглавлен, в свой город. Жители же видели это, поражаясь божьему замыслу. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то девушка по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить. Он же лег возле этих ворот и достойно отдал душу свою господу, конь же в мгновенье исчез от него. Архиепископ этого города, придя с крестами, с толпою народа, хотел унести славное тело святого. Но не дался святой им. Раздался тогда громкий плач средь людей и рыданье оттого, что не возжелал, чтоб его подняли, святой. Архиепископ, также в великом недоумении пребывая, молился богу об этом, и раздался вдруг голос, говорящий ему: «Господень слуга, о том не скорби: кто послал на победу, тот его погребет». Пока святой лежал так три дня без погребения, архиепископ ночами без сна пребывал, богу молясь, чтоб явил ему бог эту тайну. И, глядя в окошко свое осторожно напротив соборной церкви, вдруг видит ясно, – в ярком сиянии, будто в солнечном свете, выходит из церкви пречистая богородица с архангелами господними Михаилом и Гавриилом. И, дойдя до места того, где лежало тело святого, взяла пречистая богородица в полу свою честное тело святого и, принеся в свою соборную церковь, положила на месте своем в гробнице, что стоит и доныне, всем видимая, чудеса сотворяя во славу Христа, нашего бога, благоухая как кипарис. Архиепископ же, войдя к утрене в церковь, увидел преславное чудо: святой лежит, словно спит, на месте своем. И люди, собравшись и видя то чудо, восславили бога. ЧУДО СО ЗМЕЕМ, БЫВШЕЕ СО СВЯТЫМ ВЕЛИКОМУЧЕНИКОМ ГЕОРГИЕМ Благослови, отче! Как изреку ужасную эту и преславную тайну? Что возглашу и о чем подумаю? Как передам и поведаю удивительную эту и преславную молву? Ибо грешный я человек, но надеюсь на милосердие святого и великого мученика и страстотерпца Христова Георгия; возвещаю вам чудо это, самое дивное из всех чудес его. Был в древние времена один город, под названием Гевал, в стороне палестинской, и был он очень большой, и множество людей в нем жило; и все поклонялись идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению, отвернулись они от бога, и бог отвернулся от них. Около города этого было большое озеро, весьма полноводное. По вере и по делам их воздал им бог: появился огромный змей в этом озере и, выходя из озера того, жителей города этого поедал. Некоторых свистом своим умерщвлял, других же, удушив, утаскивал в озеро. И была скорбь великая, и плач неутешный в городе том из-за этого зверя. Собрались однажды все жители этого города и пошли к царю своему, говоря: «Что будем делать – ведь зло погибаем от этого змея?» Ответил им царь: «Все, что сказали мне боги, то вам возвещаю, и давайте обдумаем это: каждый из вас ежедневно сына своего иль дочь свою пусть отдаст на съедение змею в черед свой, пока не наступит и мой срок. Отдам и я единственную мою дочь». И угоден был замысел этот всем жителям, и, отвечая, сказали они царю: «Воистину, о царь, сердце твое в руках богов; хвалу же им вознесем за то, что вложили в тебя эту мысль». И, удалившись, поочередно исполнили царское повеление, начиная с верховных вождей и до самых незнатных, ежедневно отдавая детей своих в пищу змею на берегу озера, тот сына своего, другой же дочь свою, рыдая и плача безмерно. Выходил змей, и уносил их, и поедал. Когда же все жители отдали своих детей, снова прийдя, сказали царю: «Господин, все мы отдали своих детей одного за другим, каждый из нас по очереди. Что повелишь ты теперь?» И, отвечая, сказал царь: «Отдам и я единственную мою дочь, а затем, что откроют мне бессмертные боги, так и решим». Призвав единственную свою дочь, обрядил царь ее в багряницу и, поцеловав и горько оплакав, повелел отвести на погибель к змею. И, отведя, оставили ее у озера. Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места. Увидев на берегу озера деву, великий и славный мученик Георгий спросил ее, так говоря: «Зачем здесь стоишь ты, дева?» Она же ответила ему: «Отойди, господин мой, отсюда, скорее отойди, чтоб не погибнуть жестоко». Отвечая, святой Георгий сказал деве: «О чем говоришь ты, девица? разбойники здесь или что другое?» Девушка же сказала: «Змей страшный здесь есть, гнездящийся в озере этом; теперь же тебя умоляю, господин мой, уйди отсюда: я вижу приятный твой вид, и младость, и блеск, и красоту лица твоего, и тебя умоляю, отойди отсюда скорее, чтобы не погибнуть жестоко». Спросил ее святой и великий мученик Георгий: «А ты почему здесь сидишь, не уходишь?» Ответила девушка: «Многое могла бы я тебе поведать и рассказать, говоря о себе, но как бы змей не пришел и со мною тебя не похитил». И сказал ей святой и великий мученик Георгий: «Говори мне правду, девица, не бойся – не оставлю тебя». И отвечала ему девушка дрожа: «Видишь ли, господин мой, как город этот велик, и очень красив, и процветает во всем: потому и не хочет отец мой уйти и оставить город этот. Однако живет здесь змей, огромный и страшный безмерно, в озере этом, и поедает много людей; и порешили жители вместе с царем, отцом моим, и давали они ежедневно, каждый в черед свой, детей своих змею на съеденье; дошел черед и до царя, отца моего, и меня, хоть имел он одну-единственную дочь, но не желая нарушить повеление свое, повелел и меня отдать на съедение змею. И вот, господин мой, все я тебе рассказала; уходи отсюда скорей, пока не явился тот змей и тебя не похитил». Услышав же это, великий мученик и страдалец за веру Христову Георгий деве сказал: «Не бойся, девица!..» И тут же, на небо воззрев, помолился раб божий, так говоря: «Безначальный, живоносный, бог мира всего, не имеющий ни конца, ни начала, создавший времена и годы, солнце в течение дней и луну в освещение ночи, внимавший святым своим апостолам, передавший им дух свой святой, выслушай и меня, недостойного раба твоего, и покажи на мне прежние твои милости, и повергни лютого этого зверя к ногам моим, пусть видят и пусть все поверят, что ты лишь один – бог, и, кроме тебя, другого не знаем». И только сказал так святой и великий мученик Георгий, раздался голос с небес, говорящий: «Георгий, дерзай, не останется тщетным твой глас, когда ты попросишь». Внезапно девушка вскричала, говоря: «Беги, человек, отсюда: вот ведь змей свища идет». И тут же, отпрянув слегка, страдалец за веру Христову святой Георгий увидел, как из взбурлившего озера явился огромный змей, поднял голову свою, точно свод, и раскрыл пасть, будто пропасть, и с ревом пошел на святого и на деву. Но тотчас, знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». И сразу же силою божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея. И сказал святой и великий мученик Георгий девушке: «Сними пояс твой и поводья коня моего и свяжи ими голову змея, влеки его и иди в город». Она и сделала то, что велел ей святой и великий мученик за веру Христову Георгий. И шел вслед за нею страшный тот змей, волочась по земле, как овца на закланье. Девушка же вела его, радуясь и веселясь. Царь же, отец ее, и мать ее в тот день рыдали и плакали очень о деве этой. Но, внезапно увидев девицу, ведущую змея, и чудотворца святого, великого мученика и страстотерпца Георгия, идущего впереди, испугавшись ужасно, пустились бежать. Святой же и великий мученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: «Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье свое». Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?» Он же ответил: «Георгием зовут». Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого бога-вседержителя и в единого сына его, господа нашего, Иисуса Христа, и в святой животворный дух». Тогда святой и великий чудотворец Георгий, протянув руку, извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю. Увидев все это, царь и все жители тотчас подошли и поклонились ему, богу хвалу воздавая и угоднику его великому чудотворцу Георгию. И повелел царь построить церковь во имя многославного и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром и дорогими каменьями. И повелел поминать его в месяц апрель в двадцать третий день. Святой и великий мученик за веру Христову Георгий, увидев их веру, что всей душой уверовали они в господа нашего Иисуса Христа, сказал им: «Покажу вам и новое чудо, знаменье и силу господа бога моего». И, когда была завершена эта церковь и окончили ее мастера, послал им свой щит и велел повесить его над святым алтарем. Силой и действием духа святого и доныне висит в воздухе, недержимый никем, этот щит, во все времена и года на веру неверным. Таковы удивительные и достославные чудеса преславного и великого чудотворца и мученика за веру Христову Георгия. И не только эти таинства совершаются святым его именем, но также исцеления многие бог совершает по молитвам его всем, приходящим с верой в церковь его святую: хромые ходят, слепые прозревают, глухие слышат, страдающие от нечистых духов освобождаются, и большая радость бывает всегда от чудесных его деяний. Потому и мы, братья, подражая ему, восславим милосердного бога, чтоб молитвами святого и преславного и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия и нам получить вечные и бесконечные блага по милости Иисуса Христа, господа нашего, которому всякая слава и власть, честь и преклонение с отцом и со святым и животворящим его духом и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. |