Главная страница
Навигация по странице:

  • [ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ] В СРЕДУ 5-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО... ВЕЛМИ ДУШЕПОЛЕЗНО, О ПОКОИ ВСЕГО МИРА

  • ЕРМОЛАЙ – ЕРАЗМ [ПРАВИТЕЛЬНИЦА] НАСТАВЛЕНИЕ В ЗЕМЛЕМЕРИИ ЦАРЯМ, ЕСЛИ ИМ УГОДНО

  • ФАЦЕЦИИ ПОВЕСТИ СМЕХОТВОРНЫ, ЕСТЬ ЖЕ И ЗЛЫХ ОБЫКЛОСТЕЙ ОБЛИЧИТЕЛЬНЫ, ПЕРЕВЕДЕНЫ С ПОЛЬСКАГО ЯЗЫКА О НЕКОЕМ СЕЛЯНИНЕ, ИЖЕ СЫНА СВОЕГО В НАУЧЕНИЕ ПРЕДАДЕ

  • О ТАТЕ, ИЖЕ ПРИДЕ КРАСТИ ПИАНИЦУ

  • О ПЕКШЕМ ЯЙЦО НА СВЕЩИ

  • ЖЕНА ГРАМОТЕ НАУЧИЛА МЕДВЕДЯ

  • МУЖ УТОПШУЮ ЖЕНУ ПРОТИВУ ВОДЫ ИЩЕТ

  • КАК МУЖА ЖЕНА ПОМИНАЛА

  • пособие по древнерусской литературе. Пособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И.. Армавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеАрмавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир
    Анкорпособие по древнерусской литературе
    Дата14.01.2020
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И..doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #104063
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    <ФИЗИОЛОГ>
    СЛОВО И СКАЗАНИЕ О ЗВЕРЯХ И ПТИЦАХ
    Физиолог о льве. Три свойства имеет лев. Когда львица родит, то приносит мертвого и слепого детеныша, сидит она и сторожит его до трех дней. Через три же дня приходит лев, дунет ему в ноздри, и детеныш оживет. То же и с вер­ными народами. До крещения они мертвы, а после крещения очищаются святым духом.

    Второе свойство льва. Когда спит, то глаза его бодрствуют. Так и господь наш говорит иудеям: «Я сплю, а глаза мои божественные и сердце бодрствуют».

    А третье свойство льва, – когда львица бежит, то следы свои заметает своим хвостом, и охотник не может отыскать ее сле­дов.

    Так и ты, человек. Когда творишь милостыню, то пусть левая рука не знает, что делает твоя правая. Да не помешает дьявол делам помысла твоего.

    Об антилопе. У антилопы два рога. Живет она около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из реки и упивается, упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там дерево, называемое танис, сильно напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями, – и, продираясь сквозь прутья, антилопа запутывается в них, – тогда охотник ее ловит и одолевает.

    Так и человек. Вместо рогов бог дал ему оба Завета, Ветхий и Новый. Рога – это сопротивление силе; как говорит пророк Давид: «С тобою избодаем рогами врагов наших». Река океанская – это богатство. Танис же – житейские наслаж­дения. Запутывается в них человек, который не заботится о вере, и находит его дьявол и одолевает его.

    О слоне. Слон живет в горах. Слониха находит траву, на­зываемую мандрагорой, и поглощает ее. Так же и слон; и сходится с нею. А когда слониха рожает, то входит в реку до вымени и рожает в воде. Спит же слон стоя около дере­ва. А если упадет, то вопит, и приходит большой слон, но не может поднять его; и затем приходят другие двенадцать. Но и они поднять не могут. И тогда завопят все двенадцать слонов. И приходит маленький слон, и подставляет хобот свой, и поднимает его.

    Таким образом, первый слон – это Ева, второй – Адам. Тра­ва – древо ослушания. И если вкусил, то совершил преступление. А что такое озеро? – Рождества рай. А что такое склоненные деревья? – Оплот райский. И кто с топором, тот дьявол. А что топор? – Это язык змеи. И когда упал, то был изгнан. А кто большой слон? – Мои­сей. А кто двенадцать слонов, которые не могли поднять его, и кто поднял его? – Христос, который вывел того Адама из ада.

    Об олене. Олень живет пятьдесят лет. А затем уходит в до­лины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает ее и отбрасывает ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. Об этом говорит пророк: как стремится олень к источникам водным.

    Так и ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церк­ви, и к живому книжному источнику, и к пророческому ска­занию, и испей живой воды, то есть святого причастия.

    Об орле. Орел живет лет сто. И растет кончик клюва его. И ослепнут глаза его, так что он не видит и не может охо­титься. Тогда он взлетает в высоту, бросается на утес, и от­ломится кончик клюва его; и искупается в золотом озере. А потом садится на солнцепек. Когда же он согреется, с него сходит чешуя, и он опять становится птенцом.

    Так и ты, человек, если много нагрешишь, возвысься, то есть обратись к вере, и оплакивай проявление греха, и умойся слезами своими. Отогрейся в церкви и сбрось с себя грехи.

    О фениксе. Феникс самая красивая птица из всех, и красивее павлина. У павлина в обличье ни золота, ни серебра, а у феникса – иакинфы и многоценные камни. Голова его укра­шена венцом, а на ногах – сапоги, как у царя. Обитает же феникс близ Индии, около Солнечного города. Возлежит он лет пятьсот на кедрах ливанских без еды. Питается же от святого духа. И по пятьсот лет наполняет крылья свои благо­вониями. И бьет в било иерей Солнечного города, и та птица идет к иерею и входит в церковь. Иерей же садится на солее с птицей. И превращается птица в пепел. А назавтра прихо­дит иерей и находит птицу в виде малого птенца. А через два дня он находит ее зрелой, какой была раньше. И целует ее иерей, а она опять уходит на свое место.

    А неразумные иудеи не верят в тридневное воскресение господа нашего Иисуса Христа. И что эту птицу он сам оживляет и будто сам себя не воскрешает. Сего ради пророк Давид говорит: «Праведник процветает, как феникс, как кедр ли­ванский, умножится насаждение в доме господнем».

    О куропатке. Куропатка кладет много яиц в гнезде своем. Она весьма чадолюбива. И даже идет к чужим гнездам и тас­кает оттуда яйца. Только чтобы увеличить число птенцов своих.

    Так и ты, человек: когда собираешь богатство, не можешь насы­титься, и все тебе мало.

    О горлице. Горлица – птица-однолюб. Если погибнет одна из четы, то другая улетает в пустыню, садится на сухом де­реве и оплакивает супруга своего. И уже не сочетается больше ни с кем другим никогда.

    Так и ты, человек, если разлучился с женой своей, то не при­лепись к другой.

    О пеликане. Пеликан – чадолюбивая птица. Самка проклевы­вает ребра птенцам своим. А самец прилетает с кормом, разди­рает клювом грудь свою и вытекшей кровью оживляет птенца.

    Так и господь наш. Его ребра прокололи иудеи копьем. Высту­пили кровь и вода. И оживил он вселенную, то есть умерших. Сего ради и говорит пророк, что уподобился пеликану в пу­стыне.

    О ласточке. Ласточкино гнездо в пустыне на распутье. Когда ослепнет один из птенцов ее, она отправляется в пустыню, и приносит травы, и кладет их на очи его. И он прозревает.

    Так и ты, человек, когда согрешишь, то обратись к молитве и прими покаяние, и ради единосущной троицы ты избавишься от того греха.

    Об удоде. Удод свивает гнездо свое и выкармливает птенцов своих. А затем птицы линяют и делаются нагими. Тогда выхо­дит один из их птенцов и приносит пищу родителям своим, пока они не оперятся и не взлетят оба.

    Так и ты, человек. Когда состаришься, не отчаивайся, но, идя в церковь, помолись и обретешь милость.

    О дятле. Дятел – пестрая птица, живет она в горах, садится на кедры и стучит своим клювом. А где найдет мягкое дерево, там делает себе гнездо.

    Так и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то найдет сла­бость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнез­дится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него.

    О лисице. Лисица, когда будет голодна, идет на солнечное место, и ложится на солнцепеке, и сдерживает свое дыхание. Увидев это, птицы, принимая ее за мертвую, слетаются, что­бы клевать ее. Когда же они приблизятся к ней, она вскаки­вает, хватает какую-нибудь из них и съедает. Так и кормится.

    О жене и о муже. Жена на западе, а муж на востоке. И вот они сходятся, и жена съедает голову своего мужа, и зачнет, и родит двойню. А как родит, сразу тут съедает своих детей. И тотчас умирает. И уходит муж на восток, а жена на запад.

    Так и ты, человек. Когда настигнет тебя житейская беда, устре­мись в церковь, прослезись и плачь. И отступит от тебя неудача.

    О Горгоне. У Горгоны обличие красивой женщины и блуд­ницы. Волосы же на ее голове – змеи. А взгляд ее – смерть. Играет она и все время смеется. Живет она в горах на за­паде. И когда приходит ее брачная пора, встанет она и начнет звать. Начиная от льва и прочих зверей, от человека до до­машних животных и птиц и змей, зовет, говоря: «Идите ко мне!» Как только они услышат ее зов, то идут к ней. А уви­дев ее, умирают.

    И знает она язык всех зверей. Каким же образом одолевает ее волхв: он своей мудростью по звездам узнает день ее брачной поры. И идет на место ее, волхвуя издалеча. Она станет звать, начиная от льва и всех прочих зверей.

    Когда же дойдет до языка волхвов, он ей отзовется так: «Вы­копай на этом месте яму и вложи в нее свою голову, чтобы я не видел ее и не умер. Тогда я приду и лягу с тобой». И она сделает так.

    Тогда волхв, придя, убьет ее, не глядя на нее и не видя головы ее, поэтому и не умирает. И прячет голову в сосуд. А если он увидит змею, или человека, или зверя, то покажет им го­лову Горгоны, и тотчас они оцепенеют; и Александр ведь имел эту голову и победил все народы. И ты, человек, имей уважение к господу и непременно одолеешь вражьи силы.

    О змее. Когда змея идет пить воду, то яд свой в гнезде своем оставляет. Чтобы не отравить пьющих после нее.

    И ты, человек, когда идешь в церковь святую, всякую злобу оставь дома.

    И еще: когда состарится змея и не видит, влезает в узкую рас­селину в скале, и постится сорок дней, и затаится, и поли­няет, и опять станет молодой.

    И ты, человек, постился сорок дней, чтобы сбросить с себя лесть дьявола и принять новый облик, обновляющийся во Христе.

    И еще: когда змея видит одетого человека, то убегает от него. Если она увидит его раздетым, то нападает и борется с ним. Если же он защищен верою, то она бежит от него.

    Сего ради господь говорил: «Будьте мудры, как змея, и чисты, как голуби».

    О голубе. Голубь – славнейшая из всех птиц. Различай же белую и черную голубку, как ходят белые, и пестрые, и чер­ные, и красные и кормят птенцов своих по-голубиному. Не могут они сами возлететь, – пока красная голубка не появит­ся и не подаст им пищу, они не возлетят.

    Так и Спасово пришествие предсказали пророки Моисей и Аарон, Самуил, Даниил, Малахия, Исайя, Иеремия и прочие про­роки о Иисусе. И не могли удостоверить свое слово, пока не пришла красная голубка – Иоанн Креститель; он же и кре­стил Иисуса, говоря; «Это агнец божий, принявший грехи всего мира». И ты, человек, не отдаляйся от церкви, чтобы не услышать: «Не знаю вас».


    [ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ]

    В СРЕДУ 5-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО... ВЕЛМИ ДУШЕПОЛЕЗНО, О ПОКОИ ВСЕГО МИРА
    ...Богородица, хотящи дабы видела, како ся душа мучать, и рече Михаилу архистратигу: "исповемся42, исповеждь43 ми, яже суть на земли всяческая". И рече к ней Михаил: "яко же... речеши, благодатная, аз всяческая тебе исповем". И рече к нему святая Богородица: "колко есть мук, идеже мучится род христьянский?" – И рече к ней архистратиг: "неизрекомыи суть мукы". – Рече же к нему благодатная: "исповежь ми на небеси и на земли".

    И повеле архистратиг явитися ангелом от полудне44, и отверзеся ад, и виде во аде мучащаяся, и бяше ту множство муж и жен, и вопль мног бяше. И воспроси благодатная архистратига: "кто си суть?" – И рече архистратиг: "сии суть, иже не вероваша во отца и сына и святаго духа, но забыша Бога и вероваша юже ны бе тварь Бог на работу сотворил45, того они все Богы прозваша: солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади... Трояна, Хорса, Велеса, Перуна на Богы обратиша, бесом злым вероваша и доселе мраком злым содержими суть, того ради зде тако мучатся..."

    И виде на друзем месте тму велику, и рече святая Богородица: "что есть тма сии, и кто суть пребывающи в ней?" – И рече архистратиг: "многи душа пребывают в месте сем". – И рече святая Богородица: "да отымется тма сии, да бых видела и ту муку". И отвещаша ангели, стрегущии муку: "поручено ны есть, да не видять света, дондеже явится сын твои благыи, паче 7 солнць светлийши". И прискорбна бысть святая Богородица, и ко ангелом возведе очи свои, и возрев на невидимый престол отца своего, и рече: "во имя отца и сына и святаго духа, да отимется тма сии, и да бых видела сию муку". И отъятся тма си, и 7 небес явися, и ту пребываше множство народу, мужь и жен, и вопль многии бысть, и глас велик исхожаше. И видевши я46 пресвятая Богородица и рече к ним плачющися со слезами: "что сотворили есте, бедницы47 окаянии, недостойнии, како вы семо приидосте?" И не бысть гласа от них, ни ответа, и рекоша ангели стрегуще: "почто не глаголите?" Рекоша мучащиися: "о благодатная, от века несмь света видели, да не можем зрети горе". И возревши на ня48 святая Богородица и восплакася велми. И видевши ю49 мучащиися и рекоша к ней: "како ны еси присетила50, святая Богородица, но сын твой благодатный на землю приходить, и не воспроси нас, то ни Авраам прадед, ни Моисеи пророк, ни Иоанн креститель, то ни апостол Павел, возлюбленник божии, но ты, пресвятая Богородица, заступнице, – ты еси роду христьянскому стена, ты молишь Бога. Како еси нас присетила бедных?" Тогда рече святая Богородица ко архистратигу Михаилу: "что есть согрешение тех?" – И рече Михаил: "сии суть, иже не вероваша во отца и сына и святаго духа, то ни в тя, святая Богородица, не хотяща проповедати имени твоего, якоже родися от тебя наш Исус Христос, плоть приим, освяти землю крещением, – да того деля51 в том месте мучатся". И паки прослезися святая Богородица и рече к ним: "почто ся соблазнисте, не весте ли вы, якож мое имя чте все создание?"

    То рекше святая Богородица, и паки тма нападе на них. Рече к ней архистратиг: "куды хощешь, благодатная, да изидем – на полудне или на полунощ52?" – И рече благодатная: "изыдем на полудни". – Тогда обратишася херувимы и серафимы и 400 ангел, изведоша Богородицу на полудень, идежь река огненая исхожаше, и ту бяше множство муж и жен, бяху погружении ту, овии до пояса, овии до пазуху, овии до шии, а друзии до верха. И видевше святая Богородица, возопи гласом великим и воспроси архистратига: "которыи суть си, иже до пояса во огни погружении?" – И рече к ней архистратиг: "се суть, иже отець и матерей своих клятву53 прияша, да за то зде мучатся, яко прокляти суть". – И паки рече Богородица: "иже суть под пазусе в огни, котории суть?" - И рече к ней архистратиг: "сии суть присныя54 куми были карящеся55, а другии блуд творяху, да за то ти зде мучатся". И рече пресвятая Богородица: "а иже суть до шия во пламени огню, котории суть?" – И рече к ней архангел: "сии суть, иже мяса ядшая человеча, да за то зде мучатся тако". – Рече святая Богородица: "а сии до верха суть ввержении во пламени огню, которыи суть сии?" – И рече архистратиг: "си суть, госпоже, иже крест честный держаще, кленутся лжами, – таковыми силы честнаго креста, егоже ангели зряще трепещут и со страхом поклоняются ему, – тогож человецы держаще, кленутся им, не ведуще, какова мука ожидает их; того ради тако мучатся".

    И увиде святая Богородица мужа висяща за нози, и червии ядяху его, и воспроси ангела: "кто сей есть? что ли грех сотворил есть?" – И рече к ней архистратиг: "сий есть, иже приклады56 имаше на злато свое и на сребро, да за то на веки мучится".

    И виде жену висящу за зуб, и различныя змия исхожаху изо уст ея и ядаху ея. И видевши пресвятая, и воспроси ангела: "что есть жена сии, что ли грех ея? – И отвеща архистратиг и рече: "та есть, госпоже, еже хожаше по ближная своя и по суседом, послушающи, что глаголют, и слагающи словеса неприязнена, сважающии на сваре57, да того ради сице мучится". И рече святая Богородица: "добро было человеку тому, да ся бы не ражал".

    И рече к ней Михаил: "и еще, святая Богородица, несть видела великих мук". – И рече святая ко архистратигу: "изыдем да походим, да видим вся муки". – И рече Михаил: "куды хощеши, благодатная?" – И рече святая: "на полунощь". И обратишася херувими и серафими и 400 ангел, изведоша благодатную на полунощь, и бысть облак огнен распростерт, посреди его одрове58, яко пламеный огнь, и на них лежаше множство муж и жен. И видевши святая, и воздохнув, и рече ко архистратигу: "кто си суть, что суть согрешили?" – И рече архистратиг: "сии суть, госпоже, иже во святую неделю на заутреню не воставають, но ленящеся лежать, яко мертви, да за то те мучатся". – И рече святая Богородица: "да аще кто не может встати, да что сотворили?" – И рече Михаил: "послушаи, святая, аще кому загорится храмина на четверо59, и обыдеть и60 огнь и згорит не мога востати, таков не имать греха"...

    И увиде святая Богородица древо железно, имеюще отрасли и витвии железныи, и вершие61 ветвия того имеяше уды железныя, и бяше множество висящии, муж и жен, за языки. И видевше святая, прослезися и воспроси Михаила: "кто си суть, что [ли] согрешении их?" – И рече архистратиг: "и се суть клеветницы и свадницы62, иже разлучиша брата от брата и мужь от жен своих"...

    И виде пресвятая жены висяща за вся ногти, и пламени исхожаше изо уст их и опаляше вся, и змия исхожаше из пламени того и прилепяху к ним, и вопияху, глаголаше: "помилуйте нас, яко едины мучимся паче всех мук". – И рече святая, прослезившися: "что есть согрешении тех?" – И рече архистратиг: "то суть попадьи, иже попов своих не почтоша и по смерти их идоша за муж, да того ради мучатся".

    И виде другия жены во огни лежаща, и различныя змия ядаху их, и рече святая: "что согрешение их?" – И отвеща Михаил: "то суть монастыря черницы, яже телеса своя продаша на блуд, да того ради зде мучатся".

    И рече архистратиг: "поди, пресвятая, и покажу ти, где ся мучит множство грешник". И виде святая реку огненую, и видение реки тоя яко кровь текущи, и пояда всю землю, и посреде волны тоя множство грешник. И видевши Богородица, прослезися и рече: "что есть согрешение их?" – Рече архистратиг: "то суть блудницы и любодеицы, татие63, ниже послушають отаи64, что суть ближнии глаголять, свадницы и клеветницы... пьяницы, немилостиви князи, епископи и патриарси, и цари, иже не сотвориша воля божия, сребролюбци, иже лихву емлют65, беззаконницы". Слышавше то, пречистая Богородица прослезися и рече: "люте грешником!" – и рече ко архистратигу: "тяжко согрешающим, да бы ся не ражали66.

    И рече к ней Михаил: "почто ся плачеши, святая, неси ли видела67 великих мук". И рече пресвятая: "поведи мя, да вижю вся мукы". – И рече к ней Михаил: "куды хощеши, благодатная, да изыдем – на восток или на запад или в раи, на десно или на лево, идеже суть великия муки?" – И рече пресвятая: "изыдем на левую страну". Слово рекше пресвятей, и обратишася херувими и серафими и 400 ангел, изведоша пресвятую от восток на левую страну, и близ тоя реки бяше тма мрачна: ту лежаше множство муж и жен и клоктаху яко в котле и яко морския волны, и ображаются68 над грешники, да егда волны возхождаху, и погружаху грешники 1 000 локоти, не можаху рещи: "праведныи судья, помилуи ны". Ядяше же червии неусыпаяи, и скрежет зубом. И видевше пресвятую ангели стрегуще, и возопиша вси едины усты, глаголяще: "свят, свят, свят еси, боже святый, и ты, Богородице, благословим тя и сына божия, родившагося от тебе, яко бо от века не видехом света и днесь видим свет тебе ради, Богородице". И паки возопиша вси единем гласом, глаголюще: "радуйся, благодатная Богородица; радуйся, просвещение света вечнаго; радуйся, святыи архистратиже Михаиле, моляся владыце за весь мир, мы убо видим грешныя мучащияся и зело скорбим". Видевши Богородица ангелы скорбныи и уныли грешник ради, и возплакася пресвятая, и возопиша вси единым гласом, глаголюще: "добре есте пришли во тму сию, да не видить како ны есть мука; помолись, пресвятая, со архистратигом". И слыша плач и глас грешных, воздвигоша плач, свои, вопиюще и глаголюще: "господи, помилуй ны", да яко опростиша69 молитву, уставися70 буря речная и волны огненыя, и явишася грешницы, яко зерна горочная71. И видевши святая, прослезися и рече: "что есть река си и волны ея?" – И рече к ней архистратиг: "сии река вся смолена, а волны ея вся огнены, а иже ся мучат, то суть жидове, иже мучиша господа нашего Исуса Христа, сына божия, и вси языцы, иже крестишася во имя отца и сына и святаго духа, иже крестьяне72 суще, ти верують в демоны и отвергошася Бога и святаго крещения, и еже блуд створиша по святом крещении, и с кумы своими и с матерьми своими и со щерьми73 своими, и отравницы, иже ядями уморяють человеки, и оружьем убивают человеки, и давят дети своя, и того ради мучатся противу делом своим". – И рече святая: "по делом их буди тако". И паки наиде на ня бурна река и огненыя волны, и тма покры я. И рече Михаил к Богородицы: "аще ся кто затворит во тме сей, несть памяти о нем от Бога". – И рече пресвятая: "о люте грешником, яко неусыпаемыи есть пламы огня сего!"...

    И рече пресвятая ко архистратигу: "при единои молитве молютися, да вниду и аз, да ся мучу со крестьяны, понеже нарекошася чада сына моего". – И рече архистратиг: "почиваи в раи". – И рече пресвятая: "молю ти ся, подвигни воинства 7-ми небес и вся воинства ангели, да ся помолим за грешники, не бы ли нас услышал74 Господь Бог и помиловал их". – "Жив Господь Бог, имя его велико, 7-жды на день и 7 на нощь, егда хвалу приносим владыце и за грешники, госпоже, господеви поклоняемся, да ни худе нас послушает владыка". И рече пресвятая Богородица: "молимтися, повели ангельскому воинеству, и вознесете мя на высоту небесную и поставите мя пред невидимым отцем". И повеле архистратиг, и предсташа херувими и серафими, и вознесоша благодатную на высоту небесную, и поставиша ю пред невидимым отцем у престола, и возде руце свои ко благодатному сыну своему, и рече: "помилуи, владыко, грегшыя, яко видех я, и не могу терпети, да ся мучю и аз со крестьяны". И прииде глас к ней, глаголя: "како хощу тыя помиловати? а вижу гвоздия во дланех сыну моему, да не имам како я те помиловати". – И рече: "владыко, не молюся за неверныя жиды, но за крестьяны молю твое милосердие". – И прииде глас, глаголя: "аз вижу, яко братия моея не помиловаша, да несть ми како тех помиловати". – И рече паки пресвятая: "помилуй, владыко, грешныя; помилуй, господи, тварь руку своею75, яко по всей земли твое имя нарицают и в муках, и на всяком месте, и по всеи земли глаголюще: пресвятая госпоже Богородице, помогаи нам, и егда ражается человек, и глаголеть: святая Богородице, помози ми". Тогда рече к ней Господь: "послушай, пресвятая Богородице, владычице, – несть того человека, иже не молить имени твоего; аз же не оставляю тех то ни на небеси, ни на земли". – И рече пресвятая Богородица: "где есть Моисеи пророк, где ли суть вси пророцы, и вы, отци, иже греха не сотвористе николиже; где [ли] Павел возлюбленик божий; где есть Неделя, похвала христьянская; где ли есть сила честнаго креста, иже Адама и Иевгу от клятвы избави?" - Тогда Михаил архистратиг и вси ангели рекоша: "помилуй, владыко, грешныя". Тогда Моисеи возопи, глаголя: "помилуй, владыко, яко аз закон твой дах им". Тогда Иоанн возопи, глаголя: "помилуй, владыко, аз евангелие твое проповедах им". Тогда Павел возопи, глаголя: "помилуй, господи владыко, яко аз епистолья76 твоя приях церквам"... Тогда вси святии, слышавше владыку глаголюще, не смеша что отвещати.

    И видевше пресвятая, яко вси не успеша ничтоже и Господь святых не послуша, но удаляеть милость свою от грешник, и рече пресвятая: "где есть архистратиг Гаврил, иже возвести мне: радуися, якоже преже всех век внемляше отца, и ныне на грешники не призираеть?.. где суть служители престолу, где есть Иоанн Богословець? почто не явистеся с нами на мольбу владыце за крестьяныя грешники? не видите ли мене плачющуюся за грешныя? Приидете вси ангели и сущии на небесех; приидети вси праведнии, яже Господь оправди77, и вам дано есть молитися за грешныя. Прииди ты, Михаиле, – ты еси первый безплотным до престола божия, – повели и всем, да припадем пред невидимым отцем и не подвижем78 себе, дондеже послушает нас Бог и помилует грешныя". Тогда падеся Михаил ниц лицем своим пред престолом, и вся лики небесныя, и вси чини бесплотных. И виде владыко молбу святых, умилосердися сына ради своего единороднаго и рече: "сниди, сын мой возлюбленный, виждь молбу святых и яви лице свое на грешники".

    И сшед Господь от невидимаго престола, и увидеша и во тме сущии, и возопиша вси единым гласом, глаголюще: "помилуй ны, сыне божий; помилуй ны, царю всех век". – И рече владыко: "слышит вси, – рай насадих и человека создах по образу своему и поставих и господина раеви, и живот вечный дах им, они же ослуху створиша и в своем хотении согрешиша, и предашась смерти; аз же не бых хотел обозрити79 дела руку своею мучима от диявола, снидох на землю и воплотихся во девицу, и вознесохся на крест, да свобожу ся от работы80 и от первыя клятвы; води испросих, и даша ми желчи со оцетом81 смешено; руце мои создаста человека, – и во гроб вложиша мя; да и во ад снидох и врага своего попрах, избраны своя воскресих, Иордан благослових, да вы82 прощу от первыя клятвы, – и вы небрегосте83 покаятися грехов своих, но крестьяне ся творяще словом точию, а заповедей моих не соблюдосте; да того ради обретостеся во огни негасимом да не имам вас помиловати. Ныне же за милосердие отца моего, яко посла мя к вам, и за молитвы матери моея, яко плакася много за вас, и за Михаила архистратига завету84 и за множество мученик моих, яко многа трудишася за вас, – и се даю вам мучащимся день и нощь от великаго четверга до святыя пянтикостия85, имете вы покои и прославите отца и сына и святаго духа". И отвещаша вси: "слава милосердию твоему".

    Слава отцу и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь.

    ЕРМОЛАЙ – ЕРАЗМ
    [ПРАВИТЕЛЬНИЦА]
    НАСТАВЛЕНИЕ В ЗЕМЛЕМЕРИИ ЦАРЯМ, ЕСЛИ ИМ УГОДНО
    Гласит Соломонова премудрость: «Услышьте, цари, и поймите, научитесь, судьи земных пределов, внемлите, управляющие множеством и кичащиеся толпами народов, что от господа дана вам власть и сила от вышнего». Если же поищем мы теперь благоверного царя, ни у одного народа, кроме русско­го народа, не увидим царя православного. И уж если спра­ведлив он по вере, то стоит ему без устали стараться, при­нимая во внимание то, что к благополучию подданных, забо­титься в делах управления не только о вельможах, но и о самых последних. Необходимы вельможи, но вовсе не трудом "своим снабжаются они. Необходимы прежде всего земле­дельцы: от их трудов хлеб, а от него начало всех благ – хлеб на литургии в бескровную жертву приносится богу и в тело Христово обращается. И вся земля потом от царя и до простых людей питается от их трудов. А они всегда пребы­вают в скорбных волнениях, ибо всегда несут тяжесть не одного бремени. Следовало бы им одно тяглое бремя нести в году, как и всякое животное – и птицы, и звери, и скоты – однажды в год мучается линькой. А земледельцы постоянно поднимают гнет разных работ: то платя оброк деньгами, то ямские поборы, то еще какие. Те, кто из дармоедов направ­лены бывают к ним за царскими поборами, и те еще много себе с них берут, кроме назначенного для царя, да из-за этих направлений, из-за корма лошадям, ямских издержек много к тому же расходуется денег. Много и других обид земледельцам от того, что царские писари-землемеры езди­ли с землемерной цепью, наделяя царских воинов землей и всякую четверть полагая по отдельности мерой земли, силь­но этим затягивая, проедали много съестного у земледельцев.

    О многих царствах мы читали, но такого обыкновения не виде­ли. А видели вот что: когда Иосиф был в Египте, ведя хо­зяйство Фараона-царя, то во время голода придержал неска­занное множество пшеницы. Принимая из рук его пшеницу, египтяне отдали ему все свои сокровища, а когда не осталось ни у кого что дать, то давал им Иосиф пшеницу и возложил на них такую дань, чтобы, когда будет урожай, каждый взял себе четыре части своего хлеба, а пятая часть их хлеба пошла Фараону-царю. И брал он у жнущих пятую часть урожая, но сверх этого ничего не брал. И, наконец, у всех народов каждый человек отдает своему царю или владыкам часть плодов сво­ей земли: где родится золото и серебро, там золото и серебро и дают, а где во множестве плодится многочисленный скот, там скот и дают, а где водятся дикие звери, там зверей и дают. Здесь же в Русской земле не родится ни золото, ни серебро, ни многочисленный скот, но божьим благословением; лучше всего родится хлеб на пропитание людям. Так и нужно, чтобы цари и вельможи в дань с земледельцев брали пя­тую часть от их хлеба, как положил Иосиф в Египте. Ведь написано, что Иосиф как прообраз господа продан был в Еги­пет за тридцать серебреников. Разве же не стоит подражать этому православным царям и вельможам, чтобы в селах сво­их и деревнях брать с земледельцев от собственного их хлеба пятую часть хлебом же, а сверх того ничего, поскольку не­вдомек земледельцам, где приобрести золото и серебро? Ес­ли же голодные годы, тогда многих мучают, как мы знаем. Разве же заслужили они муку за то, что год доставил малый прибыток? Земледельцев мучают из-за денег, которые посту­пают в царское распоряжение и даются на раздачу для обо­гащения вельможам и воинам, а не для необходимости. Для необходимости каждый из вельмож пусть имеет своих зем­ледельцев и довольствуется ими, взимая пятую часть с каж­дого земледельца и исполняя за это царскую службу. И их земледельцы ради своих вельмож или воинов не должны ни­чего никому давать, как и ямского сбора.

    Нужно тщательно наладить все ямское устройство по росписи от одного города до другого. Те, кто покупает и продает в городах и богатеет от прибыли, те должны взять на себя бре­мя связей между городами, потому что они собиратели боль­ших доходов. Кроме же этого бремени, пусть не подвергаются они другим повинностям, но, безо всяких пошлин ведя куплю и продажу по городам, пусть поэтому обеспечивают так назы­ваемое ямское устройство по росписи от города до города. Так и уменьшится в областях всякое недовольство: уменьшится писарей, отменятся поборы, прекратятся бесчестные прибытки <...>

    Разве же захочет сам царь, чтоб не отвечать ему за всю землю, как всякому человеку за свой дом? Ведь сказал господь: «Кому больше дано, с того больше и взыщется, а кому дано особенно много, с того особенно много и спросят». И апостол говорит галатам, что блудники и прелюбодеи и пьяницы не удостоятся царства божия. Мы же тут видим, что в городе по названию Псков и во всех городах русских – корчмы. А пьяницы в корчмах без блудниц никогда не бывают. Если же не будут уничтожены корчмы, а это есть, как известно, пьянство, распутство холостых, прелюбодеяния женатых, от­вечать за это будут те, кто обогащается на этом.

    Но смилуйся, господи, и вразуми нашего царя уничтожить это, и не только это, но и всякое хмельное питье. Ведь если в зем­ле нашей не будет пьянства, не будут блудить замужние, не будет и убийств, помимо разбоя. Но если какой злодей и за­мыслит разбойное дело, один раз исполнит, другой раз из осторожности не исполнит. А эта напасть губит не желая и осторожности не знает. Как сойдутся по нашему обы­чаю на хмельное питье мужчины и женщины, тут же прихо­дят скоморохи, берут гусли и скрипки, и дудки, и бубны, и другие бесовские инструменты, играют на них перед за­мужними женщинами, бесятся, прыгают, поют непристой­ные песни. А жена эта уже сидит от хмеля как в обмороке, трезвая твердость пропадает, и приходит ей охота к сатанин­ской игре, так же притом и муж ее распустился и за другими женщинами в мечтах пустился, и взгляды туда и сюда устрем­ляются, и каждый муж чужой жене питье подносит с поце­луем, и тут случается прикосновенье руками и сплетение ре­чей потаенных и дьявольские связи. Ведь женщина испыты­вает стыд, прежде чем однажды не вкусит, когда же вкусит, больше уже не знает стыда и, привыкнув к этому, становится блудницей. Всякой блуднице впервые дьявольское искушение случается на пьяных сборищах.

    И смертоубийство тоже в опьянении. Придя на пир, всякий хочет прежде всего занять почетное место, и если не выйдет это, то, будучи еще трезвым, молчит, но начинает ненавидеть брата своего, сидящего на более почетном месте, и тут уж затаит гнев на него в своем сердце. А когда в опьяненье уже потеряет разум, начинает злоумышлять и оскорблять того, осыпая злобными словами, и если тот стерпит, этот снова пристает. Но тот в опьяненье тоже не смолчит, тогда случит­ся драка, и один другого ножом заколет. Разве бывает слыш­но о ножевых убийствах, кроме как в пьяных обществах и игрищах, особенно по праздникам, которые празднуют в пьянстве? Вот две радости дьяволу: в пьяных обществах на­чало разврата замужним и смертоубийства.

    Если же кто из любителей пьянства болтает, что если не будет хмеля, то придется с опресноками служить, такой о себе ста­рается, чтобы самому всегда хмелем закваситься. Тесто ква­сится не от хмеля, а от всяких дрожжей, а те бывают и не­хмельные, ведь не говорит Писание о хлебе, употребляемом на службе, чтоб он перебродил.

    Святой апостол Петр поставил в Александрии епископом еван­гелиста Марка, а от Марка и до сего дня ничуть не обеднели александрийские патриархи паствою, но, наследуя друг дру­гу, служили хлебом, квашенным виноградными дрожжами: нет в них хмеля, и тесто может кваситься нехмельными дрож­жами. Если благоволит бог, следует, чтобы благочестивый царь наказал правителям всех русских городов, чтоб запре­щали делать хмельные изделия, от этого упразднится смерто­убийство, блуд, пьянство. А еще бы из-за смертоубийств на­казать во всех областях кузнецам, чтоб ковали ножи с тупы­ми концами, и от этого упразднится смертоубийство. Царю же за это простятся грехи и воздадутся в будущем бесконеч­ные блага от господа бога и спасителя нашего Иисуса Хрис­та во веки веков, аминь.

    ФАЦЕЦИИ
    ПОВЕСТИ СМЕХОТВОРНЫ, ЕСТЬ ЖЕ И ЗЛЫХ ОБЫКЛОСТЕЙ ОБЛИЧИТЕЛЬНЫ, ПЕРЕВЕДЕНЫ С ПОЛЬСКАГО ЯЗЫКА

    О НЕКОЕМ СЕЛЯНИНЕ, ИЖЕ СЫНА СВОЕГО В НАУЧЕНИЕ ПРЕДАДЕ
    Селянин некий со множеством имения предаде сына во учение словесного наказания во едину от краковских школ, но сын в праздности пребывая, не латински глаголати желах, но иде же рюмки гремят, тамо пребывал и изнури все, еже ему отец даде, возвратися ко отцу, еже хотя еще взяти от отца. Отец же, аще и простяк, но помысли: "Вда много, а еще просит. В толикой тщете будет ли что лутчшее в сыне?" И хотя сына вопросити, како что по латыни, но не ведяше. Прилучися же ему во оно время навоз копати, сыну же стоящу на празе и дивящуся трудам его. Отец же вопроси: "Сыне, како по латине вилы, навоз, телега?" Сын отвеща: "Отче, вилы по латыни видлатус, гной – гнаатус, воз – возатус". Отец аще и неведок, обаче уразумел, яко сын за школою учился, а не в школе, удари его вилами в лоб и вда ему вилы в руки, глаголя: "Отселе учися вместо школы в хлеве: возьми видлатус в рукатус и клади гнаатус на возутус и будет ти видлатус

    ператус".
    Не вскоре будет философ,

    Кто сердцем привязан у сох.


    О ТАТЕ, ИЖЕ ПРИДЕ КРАСТИ ПИАНИЦУ
    Тать красти влезе в дом некоего пияницы, иже все еже име стяжание без остатку пропи, обаче пияный оный услыша татя в дому ходяща и ищуща, что взяти, ничесоже обретающа, взыде к нему и рече: "Брате, не вем чесого зде в нощи ищеши, аз уже и в день обрести ничего не могу".
    Пусть весьма той дом бывает,

    Кто все охотно в пьянстве пребывает.


    О ПЕКШЕМ ЯЙЦО НА СВЕЩИ
    Некий старец имеяше у себе единого ученика. Во едино время по обычаю своему иде старец в церковь на молитву, единого ученика в келии оставив. Ученик же его, видев яйца лежащи много и чая, яко старец его не скоро из церкви приидет, и взяв едино яйцо, хотяи испещи на углех, но бояся, егда како старец скоро приидет в келию и услышит смрад и оскорбит его. И сице домыслися: взем ниту и яйце по концам увяза и возжег свещу, печаше яйцо на свещи, того ради, дабы смрада в келии не было. Внезапу толкнув в двери старец и в келию вниде, и видев его сице творяше, сварися на него вельми и удивляся новому и необыкновенному печению яйца и рече ему: "Бес ли тя научи тако творити?" Той же поклонився ему и убоявся старца отвеша ему и рече: "Воистину, отче, той мя научил и сотворил". Бес же невидимо в угле храмины начаша вопити: "Напрасно оклевтаеши мя. Аз убо аще и многолетен есмь и многокознен и много прелестен, но сицевые штуки не видев, ниже в уме моем когда помыслил у иного кого прежде сего видех. Сего ради и сам сему присматриваюся и великим удивлением удивляюся". Тогда ученик паде наногу старцу, прося прощения, глаголя: "Простя мя, отче, господа ради, яко ото своея мысли соблазнихся и сотворих сие".
    Воистинну не всякому злу демон нас научает,

    Егда кой человек сам в злых делех присно пребывает.

    ЖЕНА ГРАМОТЕ НАУЧИЛА МЕДВЕДЯ
    Некий благоплеменитый человек честный, имея в селе своем попа и по некоему оклеветанию разгневася на него и повеле взяти на нем великую пеню. Поп же милый прося да отпустить ему. Он же рече: "Аще не хощеши дати пени, то научи медведя грамоте". Пришед убо поп в дом свой зело печален, попадья же вопроси о прилучаи нашедшия печали. Он же извести ей, како господин пеню возложи и даде ми во двоем на волю618 - или пеню дати, или медведя грамоте научити, и како сие обое тяжко и неудобно, паче же грамоте зверя учити. Слыша сие попадья рече: "Господине мужу, паче удобнее грамоте научити медведя, неже толикую пеню платити. Аз ти сие сотворю и не во многое время медведя грамоте изучю". Поп сему обрадовася, взем господина медведя, приведе его в дом свой. Попадья же прикормила прежде медведя и приучила к себе, и прием книгу, прокладывала между листами блинами и учила медведя блинов искать, листы обращати и моркотати, и тако его за блинами выучила книгу держати и листы превращати. Поп, видя сие, хитрости жены удивися, приведе медведя к господину и, показуя учение, посади медведя, даде книгу. Медведь же яко обыче блинов искати, нача листы обращати и говорил по книге по своему языку: "Мру, мру, мру!" Господин же зело увеселися о сем и вину попу остави.
    Того ради можеши молвить смеле,

    Иже жена хитрое зелье.

    МУЖ УТОПШУЮ ЖЕНУ ПРОТИВУ ВОДЫ ИЩЕТ
    У некоего мужа жена бе зело упорна, всегда противно ему глаголющи. И некогда случися им итти через реку, и жена утопе. Он же многих наят з бограми, повеле сию искати противу воды. Человецы же зрящи глаголют ему: "Что, – рече, – тако противу обычая творищи? Когда повелось кому мертвому противу воды плыти?" Он же рече: "Вем аз жены моей обычай, яко жива будучи не згодися со мною, и в пригоде сей тако о ней разумею, яко зело бе упряма, того ради противу воды плыти ей".
    Верь ми, егда жену получиши упряму и сварливу,

    Не даст ти поспати, яко кашель во всю нощную годину.

    КАК МУЖА ЖЕНА ПОМИНАЛА
    Веси единыя житель, умирая, завеща жене продати вола по смерти своей, иже за нь возьмет раздати неимущим по души его. Жена, видя кончину мужа своего, зело плакала и обещася сие сотворити, и не точию сие, рече, сотворю, но и от своих утворей продам и дам о души твоей. И егда умре муж, погребши его, приведе быка продавати во град, взя же с собою и кота домового продати. Прииде же резчик, сиречь мясник, нача вола торговати и вопроси, что дати. И отвеща жена: "Дай ми, господине, за нь точию един грош". И дивися сему резчик, прилежно зря на ню, и вопроси: "Продаеши ли, рече, или глумишися?" Она же паки рече: "Истинно отда за един грош, точию без кота не продам его, понеже положих слово купно сих обоих продать во едино время". И резчик вопроси: "Что же за кота дати?". Отвеща: "Четыре златых, меныпи отнюдь не возьму". Мясник же размышляя, аще кот и дорог, но ради вола купити, и тако даде за вола грош, а за кота четыре златых. Жена, прииши цену, прииде в весь, идеже живяше, и еже взя за кота, положи на иждивение, а грош, иже взя за вола, по завещанию мужа, отдаде за душу его.
    Таковы жены по смерти мужей бывают,

    Как лукаво души их поминают.

    СОДЕРЖАНИЕ



    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………… 3

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ. БИБЛИОГРАФИЯ...…………………….. 4

    ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ .………………………… 18

    ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ……………………………………. 22

    СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ……...…. 23

    ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

    ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… 24

    ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ………… 25

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ………………………… 27

    БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………… 29

    ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ……………………………………… 34

    ДРЕВНЕРУССКИЕ ТЕКСТЫ ……………………………………… 58


    1 монахах

    2 несовершенный, недостаточный

    3 благом

    4 жаждал

    5 не осуждайте

    6 не лишится

    7 однако

    8 забвение

    9 прибыли

    10 устремился

    11 поспешая

    12 мимоходом

    13 провожатого

    14 переводчика

    15 помог

    16 найти, встретить


    17 в долине

    18 подходя

    19 примерно

    20 далее

    21 крестные поклоны

    22 на виду

    23 видя

    24 в расстоянии, которого может достигнуть брошенный камень

    25 в направлении к Вифлеему

    26 покатая со всех сторон

    27 в длину и ширину

    28 свод

    29 мозаикой

    30 копья

    31 скважина, отверстие

    32 глубину

    33 завеса

    34 Предание о том, что кровь Христа, пролитая на похороненную под крестом голову Адама, омыла грехи человеческого рода, составляет содержание нескольких апокрифов.

    35 правой

    36 на противоположной стороне

    37 Река с именем Сновь известна в Черниговской, а также в Воронежской области. Одна из этих местностей могла быть родиной Даниила.

    38 кизил

    39 прибрежные луга

    40 гепарды

    41 когда в Иордане ты крестился

    42 обращаюсь к тебе

    43 поведай

    44 с юга

    45 создание, которое сотворил Бог нам на службу

    46 их

    47 несчастные

    48 на них

    49 ее

    50 посетила

    51 потому

    52 север

    53 проклятие

    54 собственные

    55 ругающиеся

    56 проценты

    57 возбуждающие к ссоре

    58 постели

    59 с четырех сторон

    60 обнимет её

    61 плоды

    62 склочники

    63 воры

    64 тайно

    65 проценты берут

    66 лучше бы они не родились

    67 ты не видела

    68 разбиваются

    69 окончили

    70 прекратились

    71 горчичные

    72 христиане

    73 дочерьми

    74 может быть, нас услышит

    75 создание рук своих

    76 послания

    77 оправдал

    78 не двинемся с места

    79 видеть

    80 рабства

    81 уксусом

    82 вас

    83 пренебрегли, не позаботились

    84 обета

    85 пятидесятницы


    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта