Главная страница
Навигация по странице:

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • ИССЛЕДОВАНИЯ

  • ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • пособие по древнерусской литературе. Пособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И.. Армавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеАрмавирский государственный педагогический университет А. А. Безруков, Н. И. Крижановский история древнерусской литературы учебнометодическое пособие армавир
    Анкорпособие по древнерусской литературе
    Дата14.01.2020
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПособие по ДРЛ Безруков А.А., Крижановский Н.И..doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #104063
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Библиография
    ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. Древнерусская литература / Сост. О.В. Творогов. – М., 1995.

    2. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. – М., 1986.

    3. Древняя русская литература; Хрестоматия / Сост. Н.И Прокофьев. – М., 1980; 2-е изд. – М., 1988.

    4. История русской литературы XI—XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. 2-е изд. – М., 1985.

    5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 4-е изд. – М., 1982; 5-е изд. – М., 1989.

    6. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. – М., 1990.


    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

    2. Древняя русская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. Л.Н. Гусева, Л.Л. Короткая. – Минск, 1979.

    3. Елеонская А.С. и др. История русской литературы XVII-XVIII веков. – М., 1969.

    4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. 2 -е изд. – Л., 1987.

    5. История русской литературы: В 10 т. – М.; Л., 1941. – Т. 1., Т. 2., Ч. 2.

    6. История русской литературы: В 3 т. – М.; Л., 1958. – Т. 1.

    7. История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980. – Т. 1.- С. 11-164.

    8. Кусков В.В., Прокофьев Н.И. История древнерусской литературы. – Л., 1987.

    9. Орлов А.С. Древняя русская литература XI—XVII веков. – М., 1945.

    10. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. М.Е Федорова и Т.А. Сумникова. 3-е изд. – М., 1986.


    ИССЛЕДОВАНИЯ


    1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.

    2. Адрианова-Перетц В.П. "Слово о полку Игореве" и памятники русской

    3. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974.

    4. Алешковский М.Х. Повесть временных лет. – М., 1971.

    5. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. – М., 1973.

    6. Альманах библиофила: Тысячелетие русской письменной литературы (988—1988). – М., 1989. – Вып. 26.

    7. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. 2-е изд. – М., 1977.

    8. Барокко в славянских культурах. – М., 1982.

    9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

    10. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. – М., 1977.

    11. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание "Изборников" 1073—1076 годов. – Киев, 1990.

    12. Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. - Л., 1980.

    13. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. – М., 1990.

    14. Бычко А.К. Народная мудрость Руси: Анализ философа. – Киев, 1988.

    15. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. – М., 1977.

    16. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991.

    17. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв. – М., 1992.

    18. Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II-III вв.). – М., 1981.

    19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. 2-е изд. – М., 1989.

    20. Волкова Т.Ф. Развитие повествовательности и художественного вымысла в русской исторической литературе XV—XVII веков. – Сыктывкар, 1989.

    21. Всеволодскнй-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра. – М., 1977. – Т.1: От истоков до конца XVIII века.

    22. Гетманец М.Ф. Тайна реки Каялы: "Слово о полку Игореве". – Харьков, 1989.

    23. Глухов А.Г. Русские книжники. – М., 1987.

    24. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси начала XII века. – Киев, 1988.

    25. Горский А.А. "Слово о полку Игореве" и "Задонщина": Источниковедческие и историко-культурные проблемы. – М., 1992.

    26. Грихнн В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV веков. – М., 1973.

    27. Громов М.Н. Максим Грек. – М., 1983.

    28. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X— XVII веков. – М., 1990.

    29. Гудзий Н.К. Литература Киевской Руси и украинско-русское литературное единение XVII—XVIII веков. – Киев, 1989.

    30. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – СПб., 1992.

    31. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981.

    32. Гуревнч А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. – М., 1984.

    33. Демин А.С. Писатель и общество в России XVI—XVII. Общественные настроения. – М., 1985.

    34. Демин А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. – М., 1977.

    35. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения). – Л., 1974.

    36. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХШ-XVII веков. – Л., 1973.

    37. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.

    38. Древнерусская литература: Изображение общества. – М., 1991.

    39. Дубровина Л.А. История о Казанском царстве (Казанский летописец) (Списки и классификация текстов). – Киев, 1989.

    40. Елеонская А.С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. - М., 1990.

    41. Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины XVII века. – М., 1978.

    42. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд. – Л., 1987.

    43. Еремин И.П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. – М.; Л., 1966.

    44. Замалеев А.Ф. Философская мысль средневековой Руси. – Л., 1987.

    45. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья. Конец XIV – первая треть XVII века. – Киев, 1990.

    46. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XI—XVI в.). – М., 1977.

    47. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI века). – М., 1972.

    48. Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека. – Л., 1970.

    49. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. – М., 1974.

    50. Изборник Святослава 1073 года: Сб. статей / Отв. ред. Б. А. Рыбаков. – М., 1977.

    51. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть ХVI века – Л., 1970.

    52. Казакова Н.Д. Западная Европа в русской письменности XV - XVI веков: Из истории международных культурных связей России. – Л., 1980.

    53. Карпунин Г.Ф. По мысленному древу: Перечитывая "Слово о полку Игореве". – Новосибирск, 1989.

    54. Карташев А.Б. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. – М., 1991.

    55. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. – М., 1977.

    56. Книжные центры Древней Руси XI—XVI вв.: Разные аспекты исследования. – СПб., 1991.

    57. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.

    58. Козлов В.П. Кружок А.И. Мусина-Пушкина и "Слово о полку Игореве". – М., 1988.

    59. Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. – Л., 1989.

    60. Колобанов В.А. Владимиро-Суздальские литературные памятники ХIV- XVI веков. – М., 1982.

    61. Колосов Б.Д. Мир человека в слове Древней Руси. – Л., 1986.

    62. Конрад Н.И. Запад и Восток. 2-е изд. – М., 1972.

    63. Корецкий Б.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. – М., 1986.

    64. Косоруков А.А. Гений без имени. – М., 1986.

    65. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М., 1975.

    66. Куликовская битва в литературе и искусстве: Сб. статей. – М., 1980.

    67. Купреянова Е.Н., Макогоненко Т.П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. – Л., 1976.

    68. Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском: Историко-текстологическое исследование. – М., 1974.

    69. Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986.

    70. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. – М., 1970.

    71. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

    72. Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI-XVI вв. – Минск, 2001.

    73. Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. – Л., 1967.

    74. Литература Древней Руси: Сб. трудов. Вып.1. – М., 1975.

    75. Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. – Л., 1978. 2-е изд. – Л., 1985.

    76. Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве": Историко-литературный очерк. – М., 1976.

    77. Лихачев Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII веков. – М., 1987.

    78. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. 2-е изд. – М., 1979.

    79. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. – Л., 1987.

    80. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л., 1986.

    81. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV – начало XV века). – М.; Л., 1962.

    82. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. – М., 1979.

    83. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. – Л., 1973.

    84. Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы XVII веков. 2-е изд. – Л., 1983.

    85. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд. – М., 1970.

    86. Лихачева В.Д., Лихачев Д.- - С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971.

    87. Лурье Л.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. – М.; Л., 1960.

    88. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. – Л., 1976.

    89. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения: книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. – Л., 1988.

    90. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979.

    91. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. – М., 1963.

    92. Мещерский Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности XI-XV вв. – Л., 1978.

    93. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопрос типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.

    94. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художестве 'знании и исторической мысли России XVIII века. – Л., 1984.

    95. Моисеева Г.Н. Спасо-Ярославский хронограф и "Слово о полку Игореве". 2-е изд. – Л., 1984.

    96. Муравьева Л.Л. Летописание Северо-Восточной Руси конца XIII — начала XV века. – М., 1983.

    97. Насонов А.Н. История русского летописания XI- начал

    98. а XVII века: Очерки и исследования. – М., 1969.

    99. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1983.

    100. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984.

    101. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. – Л., 1973.

    102. Пауткин А.А. Галицкая летопись как памятник литературы Древней Руси. – М., 1990.

    103. Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. – М., 1971.

    104. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси: Историкефилософский очерк. – М., 1988.

    105. Попова Т.В. Византийская народная литература. – М., 1985.

    106. Прийма Ф.Я. "Слово о полку Игореве" в русском историко-литературном процессе первой трети XIX века. – Л., 1980.

    107. Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература древней Руси. – М., 1975.- С. 5-39.

    108. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы IV-XV веков. – Л., 1987.

    109. Ремнева М.Л. Особенности литературного языка Древней Руси. – М., 1991.

    110. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI—ХШ вв.: Очерки литературно-исторической типологии. – М., 1980.

    111. Розов Н.Н. Русская рукописная книга: Этюды и характеристики. – Л., 1971.

    112. Русская литература и фольклор (XIXVIII вв.). – Л., 1970.

    113. Рыбаков Б.А Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

    114. Рыбаков Б.А Из истории культуры Древней Руси: Исследования и заметки. – М., 1984.

    115. Рыбаков Б.А Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве". – М., 1972.

    116. Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве" и его современники. – М., 1971.

    117. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. XII-ХШ вв. 2-е изд. – М., 1993.

    118. Рыбаков Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XI1 вв. – М.; Л., 1966.

    119. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич: Поиски автора "Слова о полку Игореве". – М., 1991.

    120. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

    121. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

    122. Сапунов Б.Б. Книга в России в XI-XIII вв. – Л., 1978.

    123. Сахаров А.М., Муравьев А.В. Очерки истории русской культуры XI-XVII вв. – М., 1961.

    124. Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. – М., 1982.

    125. Синицына Н.В. Максим Грек в России. – М., 1977.

    126. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М., 1983.

    127. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV— XVI вв.: Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991.

    128. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы ЭдвардаКинана. – Л., 1973.

    129. Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л., 1990.

    130. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. – Л., 1988.

    131. Скрьнников Р.Г. Иван Грозный. – М., 1980.

    132. Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. – М., 1979.

    133. "Слово о полку Игореве" и древнерусская философская культура: Сб. статей. – М., 1989.

    134. "Слово о полку Игореве" и мировоззрение его эпохи: Сб. науч. трудов. – Киев, 1990.

    135. "Слово о полку Игореве": Комплексные исследования / Отв. ред. А.Л. Робинсон. – М., 1988.

    136. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

    137. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII – первой половины XVIII века: Польша, Украина, Россия. – М., 1981.

    138. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. – Л., 1975.

    139. Творогов О.В. Литература Древней Руси. – М., 1981.

    140. Тихомиров М.Н. Русская культура XXVIII вв. – М., 1968.

    141. Федотов Г.Л. Святые Древней Руси. – М., 1990.

    142. Филлиповский Г.Ю. Столетие дерзаний: Владимирская Русь в литературе XII века. – М.-Л., 1991.

    143. Франчук В.Ю. Киевская летопись: Состав и источники в лингвистическом освещении. – Киев, 1986.

    144. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета. IX-XV вв. – М., 1978.

    145. Хазагеров Г.Г. Введение в русскую филологию: Учебное пособие для студентов вузов. – Екатеринбург, 2000.

    146. Хейзига И. Осень средневековья. – М., 1988.

    147. Художественный язык средневековья. – М., 1982.

    148. Человек и история в средневековой мысли русского, украинского и белорусского народов. – Киев, 1987.

    149. Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV—XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. – М., 1960.

    150. Шайкин А.А. "Се повести времяньных лет." от Кия до Мокомаха. – М., 1989.

    151. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина ХV в.). – М., 1988.

    152. Шохин К.В. Очерк истории эстетической мысли в России (Древнерусская эстетика XI—XVII вв.). – М., 1963.


    ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
    СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    Любая национальная литература имеет свои отличительные (специфические) черты.

    Древнерусская литература (ДРЛ) вдвойне специфична, поскольку помимо национальных черт несет в себе черты эпохи средневековья (XI – XVII вв.), оказавшие определяющие влияние на миросозерцание и психологию человека Древней Руси.

    Можно выделить два блока специфических особенностей.

    Первый блок можно назвать общекультурным, второй самым тесным образом связан с внутренним миром личности человека русского средневековья.

    О первом блоке скажем совсем кратко. Во-первых, древнерусская литература носила рукописный характер. В первые века русского литературного процесса писчим материалом был пергамент (или пергамен). Производили его из кожи телят или ягнят и поэтому он назывался на Руси «телятиной». Пергамент был дорогостоящим материалом, его использовали крайне бережно и писали на нём самое важное. Позже взамен пергамента появилась бумага, что отчасти способствовало, говоря словами Д.Лихачева, «прорыву литературы к массовости».

    На Руси последовательно сменяли друг друга три основных типа письма. Первый (XI – XIV вв.) назывался уставом, второй (XV – XVI вв.) – полууставом, третий (XVII в.) – скорописью.

    Поскольку писчий материал был дорог, заказчики книги (крупные монастыри, князья, бояре) желали, чтобы под одной обложкой были собранны наиболее интересующие их произведения различной тематики и времени их создания.

    Произведения древнерусской литературы принято называть памятниками.

    Памятники в Древней Руси функционировали в виде сборников.

    Особо следует остановиться на втором блоке специфических особенностей ДРЛ.

    1. Функционирование памятников в виде сборников объясняется не только большой ценой книги. Древнерусский человек в своем стремлении приобрести знания об окружающем его мире стремился к своеобразной энциклопедичности. Поэтому в древнерусских сборниках часто встречаются памятники различной тематики и проблематики.

    2. В первые века развития ДРЛ художественная литература ещё не выделилась как самостоятельная область творчества и общественного сознания. Поэтому один и тот же памятник одновременно был и памятником литературы, и памятником исторической мысли, и памятником философии, которая в Древней Руси существовала в виде богословия. Интересно знать, что, например, русские летописи вплоть до начала XX века рассматривались исключительно как историческая литература. Только благодаря усилиям академика В. Адриановой-Перетц летописи стали объектом литературоведения.

    Вместе с тем особая философская насыщенность древнерусской литературы в последующие века русского литературного развития не только сохраниться, но будет активно развиваться и станет одной из определяющих национальных черт русской литературы как таковой. Это позволит академику А.Лосеву со всей определенностью утверждать: «Художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского <...> часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой, в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными».

    3. Древнерусская литература носила анонимный (имперсональный) характер, который неразрывно связан с ещё одной характерной чертой – коллективностью творчества. Авторы Древней Руси (часто их называют книжники) не стремились оставить свое имя векам, во-первых, в силу христианской традиции (книжники-монахи часто называю себя «неразумными», «грешными» иноками, дерзнувшими стать творцами художественного слова); во-вторых, в силу понимания своего труда как части общерусского, коллективного дела.

    На первый взгляд, эта черта вроде бы указывает на слабо развитое личностное начало в древнерусском авторе по сравнению с западноевропейскими мастерами художественного слова. Даже имя автора гениального «Слова о полку Игореве» до сих пор неизвестно, в то время как западноевропейская средневековая литература может «похвастаться» сотнями великих имен. Однако не может быть и речи об «отсталости» древнерусской литературы или её «безличности». Речь может идти о её особом национальном качестве. Как-то Д.Лихачёв очень точно сравнил западноевропейскую литературу с группой солистов, а древнерусскую – с хором. Неужели хоровое пение менее прекрасно, чем выступления отдельных солистов? Неужели в нём отсутствует проявление человеческой личности?

    4. Главным героем древнерусской литературы является Русская земля. Согласимся с Д.Лихачёвым, который подчеркивал, что литература домонгольского периода – литература одной темы – темы Русской земли. Эта нисколько не означает, что древнерусские авторы «отказываются» от изображения переживаний отдельной человеческой личности, «зацикливаются» на Русской земле, лишая себя индивидуальности и резко ограничивая «общечеловеческую» значимость ДРЛ.

    Во-первых, древнерусские авторы всегда, даже в самые трагические моменты отечественной истории, например, в первые десятилетия татаро-монгольского ига, стремились через богатейшую византийскую литературу приобщиться к высшим достижениям культуры иных народов и цивилизаций. Так, в XIII веке переводятся на древнерусский язык средневековые энциклопедии «Мелисса» («Пчела») и «Физиолог».

    Во-вторых, и это самое главное, надо иметь в виду, что личность русского человека и личность западноевропейца формируется на различных мировоззренческих основах: западноевропейская личность индивидуалистична, она утверждается за счёт своей особой значимости, исключительности. Это связанно с особым ходом западноеврорпейской истории, с развитием западнохристианской церкви (католичества). Русский человек в силу своей православности (принадлежности к восточному христианству – православию) отрицает индивидуалистическое (эгоистическое) начало как губительное и для самой личности, и для её окружения. Русская классическая литература – от безымянных книжников Древней Руси до Пушкина и Гоголя, А.Островского и Достоевского, В.Распутина и В.Белова – изображает трагедию индивидуалистической личности и утверждает своих героев на путях преодоления зла индивидуализма.

    Среди древнерусских авторов носителями такого разрушительного для русского человека и Русской земли начала являются только Даниил Заточник («Моление Даниила Заточника») (XIII в.) и Андрей Курбский (XVI в.)

    5. Древнерусская литература не знала вымысла. Имеется в виду сознательная установка на вымысел. Автор и читатель абсолютно верят в правду художественного слова, даже если речь идёт о вымысле с точки зрения секулярного человека.

    Сознательная установка на вымысел появится позже. Это произойдет в конце XVвека в период обострения политической борьбы за лидерство в процессе объединения исконно русских земель. Правители также будут апеллировать к безусловному авторитету книжного слова. Так возникнет жанр политической легенды. В Москве появятся: эсхатологическая теория «Москва – Третий Рим», закономерно принявшая злободневную политическую окраску, а также «Сказание о князьях Владимирских». В Великом Новгороде – «Сказание о Новгородском белом клобуке».

    6. В первые века ДРЛ быт стремились не изображать в силу следующих причин. Первая (религиозная): быт греховен, его изображение мешает земному человеку направить свои устремления к спасению души. Вторая (психологическая): быт казался неизменным. И дед, и отец, и сын носили одну и ту же одежду, не менялось оружие и т.д.

    С течением времени под воздействием процесса секуляризации быт все более и более проникает на страницы русских книг. Это приведет к возникновению в XVI веке жанра бытовой повести («Повесть об Ульянии Осоргиной»), а в XVII веке жанр бытовой повести станет самым популярным.

    7. Для ДРЛ характерно особое отношение к истории. Прошлое не только не отделено от настоящего, но и активно присутствует в нём, а также определяет судьбы будущего. Примером тому – «Повесть временных лет», «Рассказ о преступлении рязанских князей», «Слово о полку Игореве» и др.

    8. Древнерусская литература носила учительный характер. Это означает, что древнерусские книжники стремились прежде всего просветить светом христианства души читателей. В ДРЛ, в отличие от западной средневековой литературы, никогда не присутствовало стремление завлечь читателя чудесным вымыслом, увести от жизненных трудностей. Авантюрные переводные повести станут постепенно проникать в Россию с начала XVII века, когда западноевропейское влияние на русскую жизнь станет очевидным.

    Итак, мы видим, что отдельные специфические черты ДРЛ будут постепенно утрачиваться со временем. Однако те характеристики русской национальной литературы, которые определяют ядро её идейной направленности, останутся неизменными вплоть до настоящего времени.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта