Главная страница
Навигация по странице:

  • ГИС «Точный фермер», компания «Информтех» (Махачкала

  • Дневник

  • 3.1.9. Дополненная и виртуальная реальность.

  • Сценарий использования Техн. Экономия времени ↓ Снижение ошибок ↓ Сложность операций ↓ Повышение

  • Рынок навигационных и сервисных платформ. Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем


    Скачать 5.59 Mb.
    НазваниеАссоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем
    Дата03.07.2022
    Размер5.59 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРынок навигационных и сервисных платформ.pdf
    ТипИсследование
    #623651
    страница13 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    ГИС
    «ПанорамаАгро»,
    КБ
    «Панорама»
    (Москва,
    http://www.gisinfo.ru). ГИС «Панорама АГРО» предназначе-на для комплексной автоматизации управления сельскохозяйственным предприятием в отрасли растениевод-ства и обеспечивает учет сельскохозяйственных угодий, ведение базы почвенного плодородия, агротехнологи-ческое планирование земледелия, мониторинг состояния полей и посевов, ведение базы сведений об авто-транспорте, сельскохозяйственной техники и агрегатах, дистанционный контроль механизированных работ на основе ГЛОНАСС/GPS навигации технических средств и информационное взаимодействие с внешними про-граммами, включая продукты на платформе «1С».
    ГИС «Точный фермер», компания «Информтех» (Махачкала,
    http://www.farmscan.ru). Основной задачей ГИС «Точный фермер» является сбор, преобразование, хранение и анализ данных о собранном урожае, а также аналитика планирования будущей деятельности. К заявленным возможностям относятся: обработка и анализ данных, полученных в процессе работы сельскохозяйственных машин; построение карт урожая; создание карт дифференцированного распыления удобрений; получение граничных карт поля; расчет статистических характе-ристик карты сельхозугодий и проведение сравнительного анализа карт.
    ГИС
    «Агроаналитика»,
    компания
    «Gurtam»
    (Минск,
    http://www.agroglonass.ru).
    ГИС
    «Агроаналитика» изначально разрабатывалась как дополнение к системе Wialon, предназначенной для контроля передвижения техники.
    Дополнительная система позиционируется как профильная и интегрирует воедино работу агрономического, инженерного и экономического отделов

    203 сельхозпредприятия. Система позволяет вести журнал полевых работ и учет технологических операций, а также строить отчеты по полевым работам. Какого-либо аналитического ГИС функционала кроме создания карты полей среди возможностей программы не наблюдается.
    ИАС
    «ГЕО-Агро»,
    компания
    «ГЕОМИР»
    (Мытищи,
    http://www.geomir.ru). ГИС-модуль ИАС «ГЕО-Агро» предназначен для хранения и анализа различных карт: агрохимических, агрофизических, урожайности, дифференци-рованного внесения удобрений по технологии точного земледелия, карт направления движения техники на по-лях, карт отбора проб, почвенных карт и других. Система ведет учет климатических и метеоданных, формирует пользовательские отчеты и позволяет печатать карты.
    Дневник
    Агронома,
    компания
    «ExactFarming»
    (Москва,
    http://www.exactfarming.com).
    Мобильное приложение
    «Дневник
    Агронома» позволяет вести электронную книгу истории полей севооборотов, составить карту полей, спланировать севооборот и техкарту, организовать учет полевых работ.
    Анали возможности представленных программных продуктов позволяет сделать вывод о достаточно однотипном предложении, как со стороны сервисов, так и разработчиков программного обеспечения. Для веб-сервисов стоит подчеркнуть специализацию на обработке данных дистанционного зондирования, а программное обеспечение делает упор на совмещение навигационных данных сельскохозяйственного транспорта с аналитическими картами полей. Скорее всего, дальнейшее развитие ГИС для сельского хозяйства будет включать в себя и возможности веб-сервиса, и более техническую настольную компоненту
    [60].
    Сравнительный анализ зарубежных и российских ГИС показал, что для всех зарубежных программных платформ характерно наличие

    204 полноценной работы с различными картографическими проекциями и системами координат (СК), в том числе имеются встроенные механизмы преобразования пространственных данных из одной системы координат в другую. Однако работа с российскими СК, особенно местными и кадастровыми МСК-ХХ, созданными для каждого субъекта федерации, затруднена, так как параметры привязки этих систем к географическим
    СК являются секретными. На практике это приводит к тому, что пользователи для работы с зарубежными ГИС выбирают либо условную плоскую систему координат, либо наиболее похожую по характеристикам из имеющихся зарубежных. И в том, и в другом случае исключена правильная географической привязки данных, которая не позволит создать единое координатное пространство и совместить данные из разных источников.
    Второй общей проблемой является система графических условных обозначений, применяемых в Российской Федерации для цифровых карт, которая является излишне сложной и скопирована с условных знаков для традиционных бумажных карт. Практически для всех широко используемых зарубежных ГИС существуют наборы условных знаков, которые позволяют сделать внешний вид карты максимально похожим на российские внутренние требования, но ни один из них не позволяет добиться полного соответствия и отобразить все необходимые условные обозначения.
    Особенностью практически всех ГИС, которые разработаны в
    Российской Федерации или странах СНГ, состоит в том, что они очень сильно ориентированы на решение конкретных прикладных задач в той или иной предметной области. При этом в данной области они обычно решают задачи лучше, чем зарубежные универсальные ГИС, поскольку лучше соответствуют сложившимся технологическим процессам и системе нормативных требований. При работе в универсальных ГИС

    205 типа ArcGis или MapInfo без приобретения дополнительных модулей или привлечения опытных разработчиков, которые смогут адаптировать данную ГИС под российские требования, удовлетворительный результат получить не получится [60].
    По данным ГИС-Ассоциации лидером рейтинга использования ГИС в Российской федерации стала платформа ArcGis в виду большого количества продуктов и универсальности платформы, которая может использоваться практически во всех сферах применения ГИС. Далее следуют продукты фирмы Autodesk (AutoCad), что объясняется большим распространением базовых пакетов
    САПр среди проектных организаций, которые разрабатывают и выдают заказчикам большое количество технической документации, в том числе содержащей пространственные данные. Третье место заняла платформа российской разработки КБ «ГИС Панорама», которая имеет собственное проработанное геоинформационное ядро и множество специализированных решений на его базе, что также позволяет использовать данную платформу практически во всех сферах применения ГИС.
    3.1.9. Дополненная и виртуальная реальность.
    Объем российского рынка устройств, ПО и контента к концу 2016 г. оценивался в 1,2 млрд. руб. Объем рынка VR-решений для бизнеса – 348 млн. руб. Количество проданных VR-единиц в 2016 г. составило 560 тыс., а к середине 2020 г. показатель вырастет до 5,41 млн.

    206
    Рисунок 51 – Объём российского рынка VR в млрд. рублей по типу клиента,
    2016 – 2020 годы
    Объем российского рынка корпоративных клиентов к середине
    2020 г. составит 7,5 млрд. долл. При этом рынок оборудования снизит темпы роста, передав пальму первенства услугам и ПО.
    Рисунок 52 – Объём российского рынка VR в млрд. рублей, по типу категории продуктов, 2016 - 2020 годы
    При анализе игроков рынка были изучены в основном сегменты
    «Обучение» и «Промышленность». Как видно из диаграммы самым насыщенным сектором VR/AR является «Образование» (ОУ). Также, популярными отраслями являются недвижимость, автомобильная и авиационная, искусство, во многом, потому что данные отрасли чаще всего работают на конечного потребителя B2C.
    Если рассматривать рынок с позиции услуг, то большинство игроков концентрируются исключительно на VR, AR и 3D моделировании. При этом обучение персонала далеко не всегда является их основной продукцией. На первое место выходят маркетинг, продажи, реклама и сфера развлечений. Исключение составляют две компании. Они

    207 предлагают электронное и дистанционное обучение, а также разработку технической документации.
    Несмотря на высокий потенциал VR / AR, российские промышленные предприятия пока не готовы (и не видят смысла) внедрять эти технологии в производственные процессы. Виртуальная реальность не является жизненно важным элементом существования компании, оставаясь дорогой игрушкой в глазах большинства руководителей.
    Рисунок 53 - Позиционирование компаний по отраслям
    Эксперты утверждают, что российский рынок систем AR отстает от мирового на 1-2 года. Ряд сегментов, которые на Западе уже активно развиваются, в России представлены только пилотными проектами.
    Однако в целом рынок уверенно растет: с 2016 по 2018 год совокупный объем продаж в отрасли вырос почти в 5 раз, а количество компаний, так или иначе занимающихся этой деятельностью, увеличилось с 60 до 200.
    Большинство из них — это небольшие студии с численностью персонала от 3 до 20 человек. Крупные предприятия из смежных отраслей пока не проявляют к этому рынку большого интереса, хотя серьезные клиенты уже есть — ряд заказов уже разместили Сбербанк, Росатом, несколько крупных

    208 музеев, парк ВДНХ. Однако пока это больше PR-проекты, призванные привлечь интерес к самой технологии и компаниям, которые ее реализуют.
    Рисунок 54 – Динамика рынка дополненной реальности в России в 2016-2018 гг.
    Среди основных тенденций развития российского рынка можно выделить следующие:
     отечественные компании в основном занимаются разработкой специализированного ПО. В части аппаратных средств рынок пока целиком зависит от импорта. Тем не менее начинают появляться разработки и от российских производителей. Так, в 2018 году стартап Mixar представил первые российские очки дополненной реальности, которые имеют гибкую структуру, работают через смартфон и поэтому предположительно могут продаваться по вполне доступной цене;
     опросы показывают, что наибольший интерес с точки зрения инвестиций вызывают игры образование, медицина и строительство;
     большинство экспертов (80%) уверены, что разработчики сосредоточатся на разработке приложений для смартфонов;

    60% опрошенных специалистов считают, что основным источником заработков для участников рынка будут продажи продуктов или

    209 платные подписки. 30% предполагают, что ПО будет распространяться по условно-бесплатной схеме;
     бизнес-решения дополненной реальности первыми применяют крупные международные компании, которые уже имеют опыт их использования на более развитых рынках. В ближайшие 1-1,5 года следует ожидать увеличения спроса со стороны отечественных предприятий;
     формат AR-очков постепенно отходит на второй план по причине высокой стоимости. В основном они востребованы в сегменте бизнес- решений и в индустрии развлечений;
     возможности современных смартфонов уже давно применяются в торговле и маркетинге, причем интеграция AR-систем происходит как в онлайн-, так и в офлайн-ритейле. В ближайшие годы такая интеграция может стать стандартом этой отрасли.
    Текущая структура потребления систем дополненной реальности в
    2018 году представлена на диаграмме. С учетом тенденций, существующих на мировом рынке, наиболее перспективными направлениями развития в основных отраслях-потребителях являются [56]:
     строительство и архитектура — визуализация проектов, построение трехмерных моделей будущих конструкций;
     энергетика — обслуживание и ремонт оборудования, контроль штатного режима функционирования установок;
     добывающие компании — моделирование условий залегания горных пород, геологоразведка, управление сложным оборудованием;
     автопром — контроль производства, логистики и качества сборки, внедрение систем навигации, основанных на AR-технологиях;
     образование — визуализация учебного процесса, чтение книг на виртуальном экране и т. д.;

    210
     торговля — примерка одежды в онлайне, модели расстановки мебели, упрощение выбора товара с предоставлением всех необходимых характеристик;
     реклама — персонификация и таргетинг, новые инструменты визуализации, новые типы контента, интерактивный продакт-плейсмент.
    Рисунок 55 – Структура потребления систем дополненной реальности в
    России в 2018 году
    В целом, ситуация с аналитическим сопровождением рынка промышленных VR/AR-решений (особенно для России) далека от идеальной. В то время, когда определенный научно-популярный (со значительным перекосом в популярность и в потребительский сегмент рынка) хайп относительно VR/AR постоянно присутствует в СМИ,

    211 новости о промышленных решениях появляются нечасто – как правило, в форме пресс-релизов компаний, продвигающих свои наработки (часто – уровня технологических стартапов, реже – в форме комплексных решений от крупных ИТ-компаний и системных интеграторов).

    Технологии VR/AR позволяют осуществлять реинжиниринг существующих процессов и преобразовывать цепочку создания ценности.
    Основные направления использования VR/AR в промышленности:

    Проектирование и сборка: цифровое моделирование конструкции и операций оборудования, тестирование и изменение цифровой модели до реализации «в металле»;

    Обучение в иммерсивной среде: погружение работника в виртуальную среду, позволяющую принимать решения в безопасной и /или цифровой обстановке;

    Проверки и обеспечение качества: быстрый, тщательный мониторинг и контроль с помощью средств визуализации и информирования;

    Ремонт и обслуживание, использование визуализации и информирования в режиме реального времени, с целью поддержки выполнения задач обслуживания или ремонта.

    По данным аналитического отчета компании CapGemini, наиболее популярными сферами внедрения VR/AR-решений являются ремонт и обслуживание промышленного оборудования; на втором месте идут проектирование/конструирование и сборка.

    К наиболее востребованным типам VR/AR-решений относятся:

    Комплексные симуляторы и тренажеры для обучения операторов и ремонтников сложного технологического оборудования;

    Тренажеры и симуляторы военного/специального назначения
    (авиатренажеры для пилотов, «виртуальное поле боя»);

    Приложения дистанционного присутствия (дистанционная экспертиза, телемедицина);

    212

    Приложения архитектурной, конструкторской и научной визуализации;

    Геомоделирующие приложения, применяющиеся в добывающих отраслях (нефте- и газодобыча, шахтные разработки).
    Эксперты TAdviser [116] скомпоновали перечень основных бизнес- сценариев использования технологий VR/AR из отчета CapGemini, дополнив их ссылками на российские компании, в которых уже используются в опытном или промышленном режимах. В таблице 13 приведены основные сценарии использования технологий VR/AR в промышленности. Обозначения достигаемых выгод:
    +++ – Высокая степень реализации фактора выгоды / Наиболее важная выгода, достигаемая в сценарии;
    ++ – Существенная степень реализации фактора выгоды;
    + – Фактор выгоды реализуется на достаточном для практического применения уровне.
    Таблица 13 – Бизнес-сценарии использования VR/AR-технологий
    Сценарий
    использования
    Техн.
    Экономия
    времени ↓
    Снижение
    ошибок ↓
    Сложность
    операций ↓
    Повышение
    эфф-ти ↑
    Повышение
    безоп-ти ↑
    Повышение
    произв-ти ↑
    Снижение
    затрат ↓
    Примеры в
    России
    Цифровые инструкции по сборке/разборке и конфигурированию оборудования.
    Использование инструкций по сборке в процессе обучения.
    AR
    ++
    +++
    ++
    +
    ++
    СИБУР (планы)
    Виртуальные тренировки по сборке/ разборке, ремонту и обслуживанию оборудования
    VR
    ++
    ++
    ++
    Газпром нефть,
    Северсталь,
    СИБУР, РЖД
    Виртуальные тренировки по работе в условиях повышенной опасности.
    Виртуальные тренировки по поведению в экстремальных ситуациях и ликвидации аварий
    VR
    +++
    +++
    +++
    Газпром нефть,
    Северсталь,
    СИБУР (планы),
    ММК
    Реализация режима "Удаленный эксперт" с целью помощи и руководства действиями операционного персонала
    AR
    ++
    +
    +
    ++
    +
    ++
    Газпром нефть,
    СИБУР

    213
    Сценарий
    использования
    Техн.
    Экономия
    времени ↓
    Снижение
    ошибок ↓
    Сложность
    операций ↓
    Повышение
    эфф-ти ↑
    Повышение
    безоп-ти ↑
    Повышение
    произв-ти ↑
    Снижение
    затрат ↓
    Примеры в
    России
    Наложение данных в реальном времени на реальные детали машин.
    AR
    ++
    ++
    ++
    Газпром нефть,
    СИБУР (планы)
    Сравнение физической и виртуальной версий оборудования.
    AR
    ++
    ++
    ++
    ++
    Газпром нефть
    Просмотр справочных видео и цифровых руководств
    Визуализация исторических записей техобслуживания и представление рекомендаций по выполняемым задачам
    AR
    +++
    +++
    ++
    ++
    ++
    ++
    Газпром нефть
    Визуализация инфраструктурного проекта с разных точек зрения Визуализация специфических компонентов и функций за физическими границами оборудования
    AR
    ++
    ++
    ++
    ++
    Газпром нефть,
    СИБУР,
    Северсталь
    (планы)
    Визуализация
    `цифрового двойника" с целью имитации реальной среды
    VR/AR
    +
    ++
    +
    ++
    Газпром нефть,
    СИБУР,
    Предварительная концепция дизайна, полностью созданная средствами VR
    VR
    +
    ++
    ++
    ++
    +++
    Газпром Нефть
    Удаленное взаимодействие между различными локациями с целью просмотра одних и тех же проектных данных и разрешения конфликтных ситуаций
    VR/AR
    +++
    ++
    ++
    +++
    Газпром нефть
    Электронные границы опасных зон
    AR
    ++
    +++
    Виртуальный осмотр производственной площадки
    VR
    ++
    ++
    ++
    ++
    +
    Газпром нефть.
    Евраз, ММК,
    СИБУР
    Изменение ракурса при визуальном осмотре оборудования
    VR
    +
    +
    +
    Газпром нефть
    Источник: [116]

    214
    В таблице 13 представлены примеры приложений, базирующихся на соответствующих сценариях из таблицы 14.
    Таблица 14 – Примеры практической реализации сценариев использования
    VR/AR
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта