Главная страница

Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


Скачать 6.93 Mb.
НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
Дата17.07.2022
Размер6.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
ТипКнига
#632035
страница65 из 66
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66

ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ (ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ)


Эстрадный вокал (фр. estrade, «подмостки, помост») – это особенный вид вокального искусства, который напрямую связан с эстрадой.

Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадный вокал - это сочетание народного вокала и классического с применением специальных вокальных приемов, таких как: хрип, сип, мелизмы, подъезды, заглубления.

В эстрадном вокале передаются эмоции. Эстрадный вокал открыт для слушателя: он более приближен к разговорной речи и направлен на выражение человеческих эмоций. То есть с эмоциональной точки зрения здесь все сложнее, чем в академическом вокале. И чем в обычной актерской работе на сцене и в кино.

Особенностью эстрадного вокала является его более доступная для восприятия форма и манера исполнения. Тексты зачастую характеризуются светским содержанием и простой повторной формой.

Эстрадное выступление может представлять собой сольное или групповое хоровое пение.

Исторически так сложилось, что эстрадный вокал произошел от слияния классического и народного пения. 100 лет назад эстрада была очень приближена к классическому вокалу. Эстрадное направление развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.

Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:

  • отсутствие строгих правил, объединение разных вокальных техник в рамках одного жанра;

  • поиск уникальной манеры исполнения, внимание к индивидуальности исполнителя;

  • простота формы музыкального произведения, запоминающийся мотив, ориентация на широкую аудиторию;

  • пение, схожее с разговорной речью, исполнитель не выпивает, а проговаривает слова.

В эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Эстрадный вокал является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. В эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.

Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения.

Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Эта манера пения основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Особенности эстрадного пения состоят в том, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано, а в грудной клетке и носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в исполнении, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие.

А как же рок? Это новый виток в развитии музыки. Рок произошел от джаза и блюза. Сначала был рок-н-ролл, потом рок-блюз и дальше рок. Рок-вокал - это сочетание джазового и рокен-рольного звучания с добавлением расщепления. То есть, пение с хрипотцой.

Особенность современной эстрады в том, что она сочетает в себе и рок, и соул, и джаз и блюз.

Виды эстрадных вокальных композиций:

  • джазовое исполнение;

  • современная интерпретация народных композиций;

  • произведения рок-исполнителей и шансонье;

  • авторские, бардовские песни.

ЭТЮД


Чтобы вполне осмыслить это понятие, надо сопоставить разные употребления слова «этюд»: в живописи — наброски будущей картины или ее части; в музыке — пьеса для развития мастерства исполнителя; в шахматах — задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с ограниченным числом фигур; в театре — сценка, включающая в себя импровизацию, т. е. сочинение в момент исполнения.

Этюд (фр. - изучение) - вид упражнения, способствующий развитию творческих и профессиональных навыков актера. Прием в театральной педагогике, представляющий собой комплекс упражнений, служащих для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем. Миниатюрная постановка, которая может стать предпосылкой для создания крупного произведения. (Этюды на органическое молчание, этюды на П. Ф. Д. и т. п.)

На этюдах строится программа воспитания актера по системе К. С. Станиславского, особенно на начальной стадии. Студенты самостоятельно придумывают сценку с определенным сюжетом и выполняют ее на учебной сцене. Педагог и не участвующие в этюде студенты становятся зрителями этюда, а по окончании — критиками его; участники этюда не высказываются, так как оценка работы на сцене может быть дана только со стороны.

В первых этюдах осваиваются такие элементы мастерства актера, как публичное одиночество (умение правдиво и свободно действовать), отношение (способность на сцене вымыслом воображения как бы изменять предмет: отнестись к стулу, как к памятнику, выставочному стенду, колодцу и т. д.), действия с воображаемыми предметами (умение физически логично и точно действовать, пользуясь воображаемыми предметами, ощущая их объем, вес, фактуру). Этюды на органическое молчание учат будущего актера взаимодействовать в условиях, когда невозможно или нет необходимости разговаривать (например, через толстое стекло или в обстоятельствах ссоры). И наконец, этюды на словесное общение.

Эти разделы школы объединяются понятием «Я» в предлагаемых обстоятельствах и в основном составляют программу I курса театрального института. За исключением действий с воображаемыми предметами, требующих длительной отработки, этюды на одного человека делаются без подготовки; этюды на двух и более человек также могут выполняться без репетиций, но исполнители оговаривают между собой предварительные обстоятельства и взаимоотношения. По заданию педагога этюд отрабатывается для повторного показа на уроке или экзамене, но и в этом случае важнейшим условием остается импровизация поведения и текста.

Режиссерские этюды — это тоже импровизированные сценки, которые по заданию педагога выстраивает будущий режиссер, обучаясь искусству завязывать сценический конфликт, находя для этого убедительную и выразительную форму. Постигая искусство мизансцены, начинающий режиссер учится организовывать свои композиции в статике (в виде «стоп-кадра») и в движении.

Некоторые режиссеры пользуются этюдом как методом репетирования спектакля: после прочтения пьесы не продолжают работу за столом, но и не переходят к мизансценам, а, выяснив обстоятельства, конфликт, основные события эпизода, предлагают актерам импровизировать в сюжете пьесы своими словами (метод действенного анализа). Такой метод оправдывает себя, если помимо анализа режиссер в совершенстве владеет и синтезом, т. е. умеет выстроить четкий режиссерский рисунок, привести все компоненты сценического зрелища к единому целому по стилю, жанру, смысловому решению. Метод действенного анализа дает успешные результаты при особо высокой режиссерской культуре и предполагает скрупулезную работу режиссера перед каждой репетицией и предельное его внимание к авторскому тексту.

ЭФФЕКТ

Эффект (лат. – действие, результат) – средство создания сильного впечатления (фейерверк, световые, шумовые эффекты в театре и на эстраде).
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66


написать администратору сайта