Главная страница
Навигация по странице:

  • ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЯМ

  • Подбор фотографий и рисунков Ю. Л.

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница66 из 66
    1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66

    ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ


    Сценические эффекты производятся при помощи специальных приборов и приспособлений. Их цель — создать слуховую или зрительную иллюзию, необходимую по ходу спектакля, произвести на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Они использовались еще в античном театре, а в средние века в театрах работали специальные «мастера чудес» (см. Средневековый театр).

    Сценические эффекты делятся на шумовые, механические и световые. Деление это условно, так как зачастую для достижения необходимой иллюзии приходится сочетать два, а то и все три их вида.

    Шумовые (или звуковые) эффекты производятся за кулисами с помощью простых приспособлений, которые известны в театрах с незапамятных времен. Набор необходимых приборов, имитирующих наиболее часто встречающиеся в пьесах шумы, до недавнего времени имел каждый профессиональный театр. Так, чтобы изобразить дождь, используют вращающийся на горизонтальной оси барабан, в котором перекатывается обыкновенный горох; в зависимости от скорости вращения дождь утихает или припускает сильным ливнем. Гром очень эффектно производится железным листом, подвешенным на раме (или набором из 2—3 листов разного размера и разного звучания). Цоканье подков имитируется постукиванием определенным образом деревянными коробками без крышек друг о друга.

    Шумовое оформление очень важно для создания на сцене определенной атмосферы. Хорошо продуманный и точно выполненный звуковой эффект может стать ярким художественным компонентом спектакля. В постановочной части Московского Художественного театра звуку в спектаклях уделялось большое внимание и в свое время было изобретено немало оригинальных шумовых приборов. Когда в четвертом действии пьесы «Три сестры» А. П. Чехова за сценой кричали пролетающие журавли, это производило на зрителей сильное впечатление, создавалась живая атмосфера грустного осеннего дня.

    Сейчас шумовые приборы обнаружить в театрах трудно, их заменили магнитофоны, стереофонические акустические системы и наборы пластинок с записанными на них всевозможными шумами и звуками.

    Механические эффекты связаны со сложным передвижением артистов по сцене (полеты, провалы) и с движением самой декорации (лодка, корабль, вагон поезда, мельница и т. д.). На хорошо оборудованной современной сцене предусмотрен ряд стационарных приспособлений для производства механических эффектов. Для «провала» актера под землю в планшете сцены сделаны опускные люки (см. Техника сцены). Из такого люка может появиться Мефистофель, вырасти на глазах у зрителя дерево или огром

    Ю

    ЮМОР

    Юмор (англ. humor – причуда, настроение, нрав; лат. humor – 1) влага {вода, вино, молоко, роса, слюна, слезы и т.п.}; 2) питательный сок растений) – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выраженное специфическим словом или действием, изображение недостатков и слабостей людей в комическом, смешном виде. Умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизни.

    Юмор - добрый, весёлый смех. Юмор – дружеский смех, беззлобный, хотя и не беззубый. Это вид комического, возникающего при сочетании серьезного и смешного. Он способствует раскрытию добрых человеческих качеств, скрытых внешне. Юмор помогает в недостатках увидеть достоинства.

    Юмор – это изображение героев в смешном виде. Смех веселый, добрый.






    Петросян, Евгений Ваганович (р. 1945) – советский и российский писатель-юморист, артист разговорного жанра и телеведущий, Народный артист РСФСР

    ЮМОРЕСКА

    Ю мореска (нем. – юмор) – небольшое художественное произведение (рассказ, сценка) юмористического характера.
    ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЯМ

    Дорогие друзья!

    Вот и закончены наши короткие рассказы о театре и кино. Мы писали их в надежде, что вы полюбите театр, оперу, балет как уже любите кино и мультфильмы, увлечетесь ими. И что «Азбука театра и кино» поможет вам хоть немного в будущей жизни.

    С появлением кинематографа, а потом и телевидения, стали раздаваться голоса, пророчившие театру конец. Некоторые люди опасались, что театр не выдержит конкуренции белого и голубого экранов. «Дома-то ведь удобнее сидеть и смотреть телевизионный спектакль, чем ехать в театр!.. – говорили они. – А кино вообще более массовое искусство. Один и тот же фильм в большом городе могут в течение дня посмотреть сотни тысяч людей!»

    Опасения эти оправдались только частично. «Конкуренции» не выдержал плохой театр, слабые, неталантливые спектакли. На них действительно стали ходить меньше. Но глубокие, талантливые спектакли не только выдержали испытание новыми видами зрелищных искусств, но кое в чем даже победили их.

    Победили – потому что театр даже в эпоху научно-технического прогресса остается чудом.

    Кино повторимо. Сеансы начинаются утром и оканчиваются поздно вечером. И каждый раз, на каждом сеансе, в ту же самую минуту тот же самый герой входит все в ту же комнату и улыбается все той же улыбкой. Точно такой же, как на предыдущем сеансе.

    В истории советского киноискусства жила такая легенда (или быль?). Маленький мальчик ходил смотреть «Чапаева» сеанс за сеансом, много раз подряд. На вопрос билетерши, зачем он это делает, мальчик ответил: «А вдруг он все-таки выплывет?» Юному зрителю хотелось, чтобы случилось чудо, чтобы Чапаеву удалось спастись...

    В театре время начала чуда тоже известно: в 19.00 или в 19.30. И все же в эти минуты, когда меркнет в зале свет и, вздрогнув, раздвигается занавес, начинается единственный в своем роде неповторимый и прекрасный процесс творчества. На сцену выходят живые люди. Они вступают между собой в определенные отношения. Они волнуются, ссорятся, мирятся, любят, ненавидят, смеются и плачут. Иногда они просто пьют чай, говорил Чехов, а в эти минуты рушится их жизнь. И все это всегда происходит по-разному, по-новому. Потому что чувства и мысли, возникающие на сцене и в зале, рождаются всегда заново.

    Когда я был подростком4, мне показалась чудом залитая лунным светом сцена, хотя тогда, в театральной ложе, я даже не понял до конца, что там плыло в полумраке голубой бездны. Но и теперь я вхожу в театр, чтобы дождаться чуда, увидеть его. И бываю счастлив, когда оно происходит. Ради этого и существует театр. Ради того, чтобы мы, покидая театральный зал, становились честнее, благороднее, умнее, добрее.

    В свое время великая российская литература возникла потому, что в России образовался Великий Читатель. Его глубокий, вдумчивый интерес к новой книге, к творчеству писателя, его горячее желание получить в книге ответы на многие острые вопросы жизни «подогревали» литературное творчество, вдохновляли его, побуждали писателей искать на эти вопросы ответы.

    Все новые поколения Великих Читателей приходят в библиотеки и книжные магазины. Все новые поколения Великих Зрителей идут в театр и кино. И чем выше наши запросы к ним, чем глубже наш интерес к искусству, тем выше и глубже становится в ответ на это мир сценического искусства.

    Именно от Вас в большой мере зависит, будет ли у нас в России Великий Театр и Великое Кино.

    Давайте попробуем сделать это!

    С уважением,

    Ваши

    Авторы.
    Алянский Юрий Лазаревич, Сердюкова Ирина Дмитриевна

    АЗБУКА ТЕАТРА, КИНО И ЭСТРАДЫ

    Алянский Ю. Л., Сердюкова И.Д.

    А 60 Азбука театра, кино и эстрады / Ю. Л. Алянский, И.Д. Сердюкова. – СПб,: «БКК», 2022. – 184 с.: фотоил.; 21 см. – (Под сенью дружных муз)

    ISBN 5-270-01708-3

    ISBN13: 978-5-270-01708-8

    © Алянский Ю., Сердюкова И. 2022

    Подбор фотографий и рисунков Ю. Л. Алянского, И. Д. Сердюковой

    Ответственный редактор О. В. Москалева

    Художественный редактор И. Г. Т р а у г о т

    Технический редактор Л. Б. Куприянова

    Корректор И. И. Жукова

    Издательство «Балтийская книжная компания»

    196066, Санкт-Петербург, ул. Алтайская, д. 12, литер «А» Подписано в печать 26.01.2022. Формат 60x90/16 Доп. тираж 10000 экз. Печ. л. 7. Заказ 27181.

    Отпечатано по технологии Ctp в ОАО «Первая Образцовая типография», обособленное подразделение «Печатный двор»

    197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15 Реализация:

    Санкт-Петербург, ООО «Балтийская книжная компания»

    (812) 373-10-29, e-mail: sales@baltbc.ru Москва,

    ООО «А. В. К. — Тимошка», (495) 973-69-69, e-mail: novak@avktimoshka.ru

    7

    Несколько слов об авторах:


    Писатель Юрий Алянский, 1973 год
    Алянский Юрий Лазаревич (1921 – 2014) – писатель, член Союза писателей СССР, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, член Санкт-Петербургского союза журналистов, член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

    Он автор 35 книг и множества журнальных и газетных публикаций.
    Сердюкова Ирина Дмитриевна — кандидат экономических наук, доцент. По второму образованию - она – дипломированный преподаватель высшей школы.

    Своё место в музыкальном искусстве её повезло начать с индивидуальных занятий по классу фортепьяно с преподавателем Белгородского музыкального училища. Искусству вокала она училась в школьном хоре средней школе № 3 города Белгорода. Хор был знаменит тем, что не раз выигрывал вокальные турниры в Областном Дворце пионеров и школьников. В своё время она много ездила в пионерские лагеря Белгородской области, где развивала свои вокальные данные (в стиле фильма «Каникулы строго режима»). Что пригодилось в дальнейшей работе на должности старшей пионервожатой средней школы Фокинского города Брянска (образ Дмитрия Дюжева – разница только в цвете волос, поскольку по сценарию – он северный славянин, хотя на самом деле всё строго наоборот).

    Своё непосредственное знакомство с бардовской песней она начала с 1984 года (год смерти поэта и композитора Юрия Визбора) в ходе подготовки к заключительному концерту после пешего похода по Карпатским горам на турбазе в городе Рахове, куда она попала по туристической путевке после того, как сдала Госэкзамены и защитила диплом в Московском отделении ВЗФЭИ (ныне он вошёл в состав Финансового университета при Правительстве Российской Федерации).

    Свою постановку оригинального дикторского стиля воспроизведения текста получила в ходе двадцатилетней работы в качестве преподавателя высшей средней профессиональной школы. А переезд семьи в 1975 году в Брянск помог поближе познакомиться с театральным искусством, поскольку Столица СССР - Москва стала после этого физически намного ближе.

    Непосредственное знакомство с театральным искусством Санкт-Петербурга начала с 1996 года, когда в период белых ночей, когда приезжала туда во время отпуска.

    Она автор ряда научных и художественных произведений в прозе. В том числе и для детей.


    1 Рассказывает Юрий Лазаревич Аянский.

    2 Рассказывает Ирина Дмитриевна Сердюкова.

    3 Рассказывает Ю. Аянский.

    4 Рассказывает Юрий Лазаревич Аянский.
    1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66


    написать администратору сайта