Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО

  • Любите ли вы эстраду

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница64 из 66
    1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66

    ЭПАТАЖ


    Эпатаж (фр. - выходка) - необычное поведение, скандальная выходка, нарушение общепринятых правил поведения. Прием в шоу-бизнесе с целью привлечения внимания зрителей.

    ЭПИЗОД

    Эпизод (греч. epeisodion — вставка) — часть кинопроизведения, состоящая из одной или нескольких сцен, объединенных общей темой и общим драматическим конфликтом, и обладающая относительной завершенностью и самостоятельностью по отношению к фильму в целом. Главные отличительные особенности эпизода — смена отношений между действующими лицами, переход действия в новое качество, но новую ступень развития конфликта.

    ЭПИЛОГ


    Эпилог (гр. - послесловие) - особая, заключительная часть художественного произведения с кратким изложением дальнейшей истории его героев после изображаемых событий. Необходимое, по мнению автора (режиссера), добавление к завершенному произведению(представлению), послесловие для читателя или зрителя, в котором идея (сверхзадача) должна прозвучать “во весь голос”. Например: монолог актера (от имени автора), непосредственно обращенный к зрителю

    ЭПОПЕЯ


    Эпопея (гр. - творю) - ряд крупных событий, образующих одно целое. Сложная продолжительная история, складывающаяся из рядя крупных событий. Значительные исторические события (войны, революции).

    ЭСКИЗЫ


    Эскизы (фр. - предварительные наброски) - рисунки, на которых во всех подробностях изображено будущее оформление спектакля и костюмов.

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ


    Эстетические нормы - нормы эстетики. Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Эстетические нормы отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.

    Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

    ЭСТРАДА

    Эстрада (лат. – помост, фр. estrade, «подмостки, помост») – возвышение. Сценическая площадка для выступлений артистов, творческих коллективов.

    Эстрада — вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера одного или нескольких артистов (рассказчиков, певцов, куплетистов, танцоров, акробатов, фокусников и др.) составляют целостную программу, рассчитанную, как правило, на массовое восприятие. Разделяют: театральную эстраду, где артист работает «живьем», на сцене. И отдельно выделяют эстраду в форме кино, клипа, ролика и в виде постановки шоу на телевидении.

    Эстрада многолика и разнообразна. Разнообразно и зрительское восприятие этого искусства. Для одних эстрада — это Раймонд Паулс или Иосиф Кобзон, для других — рок-группа «Аквариум», для третьих — Михаил Жванецкий, для четвертых — «Лицедеи» Вячеслава Полунина или исполнители брейк–данса. Различны и формы существования этого искусства: концерт в кафе, ресторане, клубе, киноконцертном зале, студенческий капустник в актовом зале института, театрализованная программа на стадионе или во Дворце спорта, спектакль Театра миниатюр, представление в Театре эстрады, сольный концерт и т. д. И в каждом случае состав аудитории, ее численность определяют особенности живого эстрадного действия.

    Но бывают и видеоклипы, радио- и телепередачи.

    Корни эстрады уходят в далекое прошлое, прослеживаются в искусстве античности — Египта, Греции, Рима, ее элементы есть в представлениях странствующих комедиантов — скоморохов, шпильманов, жонглеров, франтов и др. Однако в современных формах искусство эстрады складывалось в Западной Европе на протяжении XIX в. Так, посетителей парижских кафе развлекали музыканты, певцы, куплетисты, в репертуаре которых встречались вещи острые и злободневные. Успех таких кафе вызвал появление более крупных зрелищных предприятий — кафе-концертов («Амбассадор», «Эльдорадо» и др.). В Англии при постоялых дворах (гостиницах) возникли музыкальные залы — мюзик-холлы, где исполнялись танцы, комические песни, цирковые номера; первым считается «Стар мюзик-холл», основанный в 1832 г.

    По типу лондонского мюзик-холла «Альгамбра» в 1869 г. в Париже открылся «Фоли Бержер», а через два десятилетия — «Мулен Руж», получивший название «варьете-зал» (от французского variete — разнообразие). Постепенно слово «варьете» стали применять не только к конкретным театрам, но и к целому искусству, состоящему из разнообразных жанров, из которых в конечном счете создается целостное представление.

    В 1881 г. в Париже открылось артистическое кабаре (от французского cabaret — кабачок) «Шануар» («Черный кот»), где собирались молодые художники, актеры, литераторы. Здесь нередко затрагивались острые социальные и политические проблемы.

    ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО

    Эстрадное искусство – вид сценического искусства, объединяющий малые формы драматического, вокального искусства, музыки, хореографии, цирка. Концертно-зрелищные выступления.

    Основа эстрадного искусства — номер, короткое по времени, законченное по форме выступление (одного или нескольких артистов) со своей драматургией, в котором, как и в большом спектакле, должны быть экспозиция, кульминация и развязка. Короткометражность предполагает предельную концентрированность выразительных средств. Поэтому на эстраде широко используется гипербола, гротеск, буффонада, эксцентрика; отсюда и яркость, преувеличенность деталей, мгновенность актерского перевоплощения. Номер сохраняет свое значение и в эстрадном спектакле (шоу, ревю и др.), созданном на основе пьесы (обозрения). В таком спектакле номера объединяются фигурой обозревателя либо несложным сюжетом.

    В любом виде сценического искусства — драме, опере, балете — артист является одной из главных фигур. На эстраде же он фигура поистине центральная. Независимо от того, кем написан текст фельетона, монолога, куплета, эстрадный артист обращается к зрителю, чтобы поделиться своими мыслями, настроениями, чувствами. Вокальные номера лучших эстрадных певцов — всегда маленькие новеллы, ярко раскрывающие личность исполнителя.

    Выступающие на эстраде артисты широко используют так называемую маску, определенный образ, отличающийся постоянством не только внешнего облика, но и свойств характера, биографии. Этот образ, рожденный художественным воображением, может не иметь ничего общего с личностью самого артиста.

    Часто, однако, маска эстрадного артиста становится как бы концентрированным выражением его собственной личности. Но за какой бы маской ни скрывался артист, он обращается непосредственно к зрителям, стремится включить их в действие, сделать своими «собеседниками».

    Любите ли вы эстраду?

    Планета еще не знала, что первый ее сын, первый землянин собирается в космос. Над Байконуром цвела весна 1961 года. Юрий Гагарин уже находился в корабле.

    Павел Попович – тогда еще не космонавт, а только член отряда космонавтов – сказал Гагарину по радио, что объявлена часовая готовность. Всего час оставался до исторического мгновения. Как он тянулся для всех, кто ждал старта!

    Поповичу показалось, что другу там, в корабле, одиноко, тревожно и грустно. И он, взяв микрофон, спросил: Юра, ну как ты там? Не скучаешь?

    – Если есть музыка, можно немножко пустить, – ответил Гагарин.

    Пошла команда:

    – Станция... Дайте ему музыку, дайте ему музыку!.. Ну как, есть музыка? – спросил через минуту

    Попович.

    – Дали про любовь. Слушаю Леонида Утесова...

    Эстрадное искусство провожало землянина в первый космический рейс.

    Леонид Осипович Утесов (1895 –1982) – легендарный артист советской эстрады. Все очень любили его искусство. А во время Великой Отечественной войны появился даже... остров Утесова! Не ищите его на географических картах. Так назвали моряки клочок земли в районе реки Свири, на севере Ленинградской области. И самоотверженно защищали его.

    Когда-то в эстрадном представлении можно было увидеть силачей, фокусников, дрессированных и «ученых» собачек, чревовещателей. Вы скажете: ведь все эти номера больше подходят для цирка! Да, сегодня это так. Но в прошлом столетии главными «артистами» цирка были лошади. А на эстраде сверкала и шумела вереница самых невероятных номеров. Артисты состязались не столько в мастерстве, сколько в том, чтобы как можно больше удивить почтеннейшую публику, вызвать острый интерес и жгучее любопытство к представлению у тех, кто на нем еще не побывал.

    Сейчас другие времена. «Королевой» эстрады стала песня. Каждая эпоха рождает и возводит на пьедесталы своих кумиров, в том числе и эстрадных. В свое время здесь блистали уже названный мною Леонид Осипович Утесов, Клавдия Ивановна Шульженко, Алла Пугачева: ею были покорены слушатели многих стран мира. И композиторы, чья музыка стала одной из примет эстрады второй половины 20-го века: Василий Соловьев-Седой, Матвей Блантер, Аркадий Островский, Валерий Гаврилин, Арно Бабаджанян, Никита Богословский, Юрий Саульский, Раймонд Паулс, Марк Фрадкин, Давид Тухманов...

    Однако важнейшим видом эстрадного искусства всегда было, остается и должно оставаться слово, как говорят специалисты – речевой жанр. Здесь первым и главным следует назвать Аркадия Райкина (1911 –1987). А начинал Райкин свою работу на эстраде в качестве конферансье.



    Этого актера знали и любили миллионы зрителей. Выдающийся советский актёр театра, эстрады, кино, конферансье, театральный режиссёр, юморист. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Аркадий Исаакович Райкин
    Есть такая шутка. Каким должен быть человек, желающий стать конферансье? Он должен обладать многими качествами: умом, остроумием, находчивостью, смелостью, изяществом, быть в высшей степени образованным и культурным человеком. Но если у человека есть все эти достоинства, тогда зачем ему идти в конферансье?!. Райкина эта шутливая мысль не смутила.

    На одном из первых в своей жизни концертов, когда предстояло конферировать и вести программу, Райкин вышел на сцену... с патефоном (вы, может быть, уже не знакомы с этим аппаратом; придя на смену старику граммофону, патефон многие годы, даже десятилетия был единственным звуковоспроизводящим устройством, имелся почти в каждом доме, именно на его диске крутились пластинки тридцатых, сороковых, пятидесятых годов).

    Райкин поставил патефон на стул посреди сцены и начал... разговаривать с ним. Крутилась пластинка. Артист, обращаясь к патефону, задавал ему какие-то вопросы, а в ответ раздавался... его же голос, записанный на пластинку.

    Зрители полюбили молодого конферансье.

    Но Райкин не захотел ограничиться этой ролью. Однажды в концерте для детей он вышел на эстраду и прочел маленький рассказ под названием «Мишка». Сюжет его таков. Мальчик получил от своего дяди-полярника необычный подарок – живого белого медвежонка, и тот вскоре стал членом семьи. Постепенно он вырос и превратился в огромного зверя. И вот однажды бабушка, придя домой, замерла на пороге: на шкафу, поджав ноги, сидел незнакомый гражданин, дрожа от страха. А посреди комнаты стоял медведь и не спускал с человека на шкафу упорного, внимательного взгляда. Незваный гость оказался квартирным вором.

    Дети принимали рассказ восторженно. А Райкин не просто читал его, а попутно показывал, как этот номер объявили бы в качестве конферансье люди разных профессий: докладчик-пустослов, ученый-пушкинист, цирковой шпрехшталмейстер (так раньше называли в цирке инспектора манежа, артиста, объявляющего номера и руководящего программой).

    Так рождались знаменитые райкинские маски, искусство моментального перевоплощения, трансформации. Артист умел менять внешний облик и внутренний характер своих многочисленных персонажей в считанные секунды. Такие трансформации позволили артисту вывести на эстрадные подмостки сотни различных фигур, показать многих хороших и дурных людей. К одним артист вызывал сочувствие, любовь, уважение, к другим – насмешливое, презрительное отношение, к третьим – чувства гнева и протеста.

    На лондонской телевизионной студии готовились показать пять больших программ, посвященных искусству советского артиста эстрады Аркадия Райкина. Играть свои монологи и сценки на чужом языке и притом сохранить блеск и мастерство исполнения – дело нелегкое. И все же, гастролируя за рубежом, Райкин всегда исполнял свои программы на языке страны.

    На этот раз произошло непредвиденное. В самый последний момент перед выступлением британские телевизионные деятели попросили некоторые сценки из программы убрать. Артист удивился: в чем дело? Ему объяснили.

    – Мистер Райкин, мы поняли ваш коварный замысел. Вот вы хотите показать бюрократа, а ведь всем известно, что настоящий бюрократ родился в Англии. Или, например, вы собираетесь в одном из номеров осудить взятку. А у нас она нередко считается вполне допустимым бизнесом. И об этом принято молчать. Возникает вопрос: чья мораль выше? Ваша или наша? Вероятно, ваша, мистер Райкин. Но зачем же нам подрывать наши собственные нравственные устои, свою мораль?! А вашу хитрость дать действующим лицам для отвода глаз русские имена мы, конечно, раскусили...

    Сначала артист рассердился на британских телевизионщиков. А потом подумал: «Как хорошо, что в нашей стране никто и никогда не посмеет защищать взятку и подкуп как «вполне допустимый бизнес»! Какое счастье, что никто не считает бюрократа в нашей стране законной фигурой! И как важно, что советский артист может сражаться с этими пороками средствами сатиры!»

    Сатира – одна из черт и достоинств эстрады. Ее острое и смелое оружие.

    Известный польский писатель-сатирик Станислав Ежи Лец, сказал: «Ни на одних часах стрелки не указывают, как жить». Указывать, как жить, – обязанность не часов, а художников.

    Юмористические и сатирические спектакли народного артиста СССР Героя Социалистического Труда А. И. Райкина, отвергая зло, учили добру, чести и честности, неравнодушию и милосердию, – это старое русское слово сейчас снова пошло в обиход. Оно хранит свой высокий смысл.

    Те же уроки добра и чести преподносят нам тысячи артистов российской эстрады – театра, горячо и преданно любимого каждым.
    1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66


    написать администратору сайта