Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
Юрий Лазаревич Алянский, Ирина Дмитриевна Сердюкова АЗБУКА ТЕАТРА, КИНО И ЭСТРАДЫ Аннотация Театр и кино – особые миры, где властвует Актер. Артистический (актерский) талант – вещь редкая. Из 30-50-ти претендентов на место в театральное учебное заведение поступает лишь один. Хотя в 70-е годы 20-го века бывали случаи, когда конкурс достигал 1000 человек на место. А в 3-м тысячелетии бывают случаи, когда конкурс составляет всего 2-5 человек на место. И даже на платные отделения может быть минимальный конкурс. И уже есть переизбыток артистических кадров. И есть очень красивые актёры со специальным образованием, но на самом деле – это не актёры, а модели. Таланта у них нет совсем. И не важно: пел ли абитуриент, танцевал или рассказывал стихи. Важно только одно: есть у него этот самый талант или нет. А это можно распознать уже после 3-5 минут наблюдений за поведением конкретной личности. «Волшебный край!» – назвал театр Александр Сергеевич Пушкин. В волшебный край, в царство муз сценического искусства Мельпомены и Талии приглашает вас «Азбука театра, кино и эстрады». В этой небольшой энциклопедии рассказывается об истории мирового театра, о великих драматургах и выдающихся режиссерах и актерах, раскрывается смысл многих понятий, названий, терминов, необходимых каждому зрителю театра и кино. Книга большей частью адресована юному читателю, и может быть использованной в качестве учебного пособия на уроках пения, эстетики и актерского мастерства в школах, лицеях и гимназиях, детских садах. Но она будет интересна и для взрослых: воспитателей детсада, учителей, преподавателей, абитуриентов и студентов театральных вузов, консерваторий, колледжей искусств и техникумов, музыкальных школ. Книга посвящена специфической аудитории зрителей. Дошкольный и младший школьный возраст – это неглубокие общие знания и неспособность концентрировать внимание надолго. Подростковый возраст – это повышенная критичность и эмоциональная ранимость. К. С. Станиславский говорил, что для детей нужно играть гораздо лучше, тоньше, совершеннее. Данная книга может стать пособием для тех, кто решил связать свою дальнейшую жизнь с этими областями искусств. СОДЕРЖАНИЕ ЗАЧЕМ НАПИСАНА ЭТА КНИГА 15 А 17 АБОНЕМЕНТ 17 АБСТРАКЦИЯ 17 АБСУРД 17 АВАНГАРД 17 АВАНЛОЖА 17 АВАНСЦЕНА 17 АВТОМАТЫ 17 АВТОР 18 АВТОРСКАЯ РЕЧЬ 18 АДАЖИО 18 АДМИНИСТРАТОР 18 АЖИОТАЖ 18 АЗАРТ 18 АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА 18 АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ (АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ) 18 АККОМПАНЕМЕНТ 19 АККОМПАНИАТОР 19 АКТ 19 АКТЕР 19 АКТЕРСКИЙ ШТАМП 23 АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО (ИСКУССТВО АКТЕРА) 23 АКТУАЛЬНЫЙ 24 АКЦИОНИЗМ 24 АЛЛЕГОРИЯ 24 АЛЛЮЗИЯ 24 АМБИВАЛЕНТНОСТЬ 24 АМБИЦИЯ 25 АМПЛУА 25 АМФИТЕАТР 25 АНАЛОГИЯ 26 АНГАЖЕМЕНТ 26 АНДРЮША 26 АНИМАТОР 26 АНИМАЦИЯ 27 АНИМАЦИОННОЕ КИНО 27 АНЕКДОТ 27 АНОНС 27 АНСАМБЛЬ 27 АНТРАКТ 29 АНТРЕПРЕНЕР 29 АНТРЕПРИЗА 29 АНТУРАЖ 29 АНШЛАГ 29 АПАРТЕ 29 АПЛОМБ 30 АПОФЕОЗ 30 АРАНЖИРОВКА 30 АРЕНА 30 АРЛЕКИН 30 “АРЛЕКИН” 30 АРТИКУЛЯЦИЯ 30 АРТИСТ 30 АРТИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 30 АРТХАУС 31 АССИСТЕНТ 31 АУДИТОРИЯ 31 АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ 31 АФИША 31 АФИШИРОВАТЬ 31 АФОРИЗМ 31 Б 31 БАЙОПИК 31 БАЛАГАН 32 БАЛКОН 32 БАЛЕТ 32 БАЛЕТМЕЙСТЕР (ХОРЕОГРАФ) 35 БАНАЛЬНЫЙ 35 БАРД 36 БАРО́ККО 36 БЕЛЬЭТАЖ 36 БЕЛЬКАНТО 36 БЕНЕФИС 36 БЕНУАР 37 БЕСТСЕЛЛЕР 37 БИ-БА-БО 37 БИБЛЕЙСКИЕ КУКОЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ 37 БИЗНЕС 37 БИС 37 БЛЕФ 37 БЛОКБАСТЕР 37 БЛЮЗ 37 БОГЕМА 38 БОЕВИК 38 БОСАНОВА 38 БРАВАДА 38 БРАВО 38 БУМ 38 БУРАТИНО 38 БУРЛЕСК 38 БУТАФОР 38 БУТАФОРИЯ 39 БУФФОНАДА 39 В 39 ВАГА 39 ВАГАНТЫ 39 ВАРЬЕТЕ 40 ВДОХНОВЕНИЕ 40 ВЕРА 40 ВЕРТЕП 41 ВЕРХОВАЯ КУКЛА 41 ВИДЕОКЛИП 41 ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО 41 ВЕРСИЯ 43 ВИДЕОРЕДАКТОР 43 ВИРТУОЗ 43 ВОДЕВИЛЬ 43 ВОЗРОЖДЕНИЕ 44 ВОКАЛ (или ПЕНИЕ) 44 ВОКАЛИСТ 45 ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА 45 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 45 ВООБРАЖЕНИЕ 46 ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ 46 ВУЛЬГАРНЫЙ 46 ВЫХОДНАЯ АРИЯ 46 Г 46 ГАПИТ 46 ГАУЧО-ТЕАТР 46 ГАСТРОЛИ 47 ГАСТРОЛЬ 47 ГАРНАЧА 47 ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ 47 ГЕНИЙ 47 ГЕРОЙ 47 ГИМАТИИ 47 ГИСТРИОН 47 ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР 48 ГОТИКА 48 ГРИM 48 ГРИМЕР 50 ГРИМЕРКА 50 ГРОТЕСК 50 ГРЯДКА 50 ГУММОЗ 50 Д 50 ДЕБЮТ 50 ДЕЙСТВИЕ 50 ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО 51 ДЕКАДАНС 51 ДЕКЛАМАЦИЯ 51 ДЕКОРАТОР 51 ДЕКОРАЦИЯ 52 ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО 52 ДЕКОРАЦИЯ КИНОТЕАТРАЛЬНАЯ 52 ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ 53 ДИАЛОГ 53 ДИАПАЗОН 54 ДИВЕРТИСМЕНТ 54 ДИКЦИЯ 54 ДИРИЖЁР 54 ДИ́СКАНТ 54 ДОКТОР ФАУСТ 54 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО 55 ДРАМА 55 ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР 56 ДРАМАТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 56 ДРАМАТУРГ 56 ДРАМАТУРГИЯ 56 ДРАМАТУРГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ 64 ДУБЛЁР 64 ДУБЛЬ 64 ДУБЛЯЖ 64 ДУХОВНАЯ МУЗЫКА 65 ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 65 ДУХОВНЫЕ СТИХИ 67 ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 67 Ж 67 ЖАНР 67 ЖЕСТ 68 З 68 ЗАДАЧА 68 ЗВУКООПЕРАТОР 68 ЗВУКОРЕЖИССЁР 69 ЗРИТЕЛЬ 69 И 70 ИГРА 70 ИДЕЯ 70 ИМПРОВИЗАЦИЯ 70 ИНВЕСТОР 70 ИНДИ 71 ИНЖЕНЮ 71 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ 71 ИНСЦЕНИРОВКА 71 ИНТЕРМЕДИЯ 71 ИНТОНАЦИЯ 72 ИРОНИЯ 72 ИСКУССТВО 72 ИСПАНСКИЕ ТЕНИ 72 ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО (ИСКУССТВО) 72 К 72 КАБАРЕ 72 КАМЕО 72 КАМЕРНАЯ МУЗЫКА 72 КАМЕРНАЯ ПОСТАНОВКА 73 КАМЕРНЫЙ ТЕАТР 73 КАПЕЛЛА 73 КАСТИНГ 73 КИНЕМАТОГРАФИСТ 73 КИНЕМАТОГРАФИЯ 73 КИНО 73 КИНОАКТЕР 74 КИНОКАДР (КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ КАДР) 74 КИНОКАМЕРА 75 КИНОКОМЕДИЯ 75 КИНОПЛЕНКА 75 КИНОПРОДЮСЕР 75 КИНОБИЗНЕС 75 КИНОПРОИЗВОДСТВО 75 КИНОРЕЖИССЁР 75 КИНОСЪЁМКА 76 КИНОСТУДИЯ 76 КИНОСЦЕНАРИЙ 78 КИНОСЦЕНАРИСТ 79 КИНОТЕАТР 79 КИНОШЛЯГЕР 79 КИНОХИТ 79 КИЧ 79 КЛАВИР 79 КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА 79 КЛИП 79 КОМБИНИРОВАННЫЕ СЪЕМКИ 79 КОМЕДИЯ 80 КОМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 81 КОМИЧЕСКОЕ 81 КОМПЛИМЕНТ 81 КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ 82 КОНЦЕРТ 82 КОНЦЕРТМЁЙСТЕР 82 КОСПЛЕ́Й 82 КОСТЮМЕР 82 КОСТЮМ КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ 83 КОТУРНЫ 84 КРОССОВЕР 84 КРУНЕР 84 КУКЛА НА ГОЛОВЕ 84 КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ 84 КУКЛЫ-АВТОМАТЫ 84 КУКЛЫ НА ВОДЕ 85 КУКОЛЬНАЯ КОМЕДИЯ 85 КУКОЛЬНИК 85 КУКЛОВОД 86 КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР 86 КУПЛЕТЫ 87 КУРАЖ 87 Л 87 ЛИБРЕТТИСТ 87 ЛИБРЕТТО 87 ЛИПСИНК 87 ЛИЦЕДЕЙ 87 ЛИЦЕДЕЙСТВО 87 ЛОГЛАЙН 87 М 88 МАКЕТ 88 МАНЕРА 88 МАРИОНЕТКА 88 МАСКА 88 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 89 МАССОВЫЕ ЗРЕЛИЩА 89 МАСТЕРСТВО 89 МАШИНКА 89 МЕДИАФРАНШИЗА 89 МЕШОЧНЫЕ (КУЛЬКОВЫЕ) КУКЛЫ 89 МИДКВЕЛ 90 МИМЫ 90 МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА 90 МЕЛОДРАМА 90 МЕЛЬПОМЕНА 90 МЕССА 91 МЕЦЕНАТ 91 МЕЦЕНАТСТВО 91 МИЗАНСЦЕНА 91 МИМ 92 МИМЕСИС 92 МИМИКА 92 МОНОЛОГ 92 МОНТАЖ 93 МОНТАЖ В КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИИ 93 МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ 94 МУЗА 94 МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ 94 МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ИМЕНИ С. В. ОБРАЗЦОВА 95 МУЗЫКА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ 95 МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ 96 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР 96 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ 96 МУЛЬТИПЛИКАТОР 96 МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО 97 МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ 97 МУТАЦИЯ 97 «МЫЛЬНАЯ ОПЕРА» 97 МЮЗИКЛ 97 МЮЗИК-ХОЛЛ 98 Н 98 НАРОДНЫЙ ВОКАЛ (ЭТНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ) 98 НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО 98 НОМЕР 98 НОН-ФИКШН 99 НУАР 99 НЮАНС 99 О 99 ОБРАЗЦОВ С. В. 99 ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ 99 ОВАЦИЯ 100 ОЗВУЧЕНИЕ 100 ОЗВУЧИВАНИЕ ФИЛЬМА 100 ОПЕРА 100 ОПЕРА (ОПЕРНЫЙ ТЕАТР) 101 ОПЕРАТОР КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ 103 ОПЕРЕТТА 104 ОРКЕСТР 106 ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА 106 ОРКЕСТРОВКА 106 П 107 ПАНОРАМА 107 ПАНТОМИМА 107 ПАНТОМИМИКА 109 ПАПЬЕ-МАШЕ 109 ПАРТЕР 109 ПАРТИТУРА 109 ПАРТИЯ 110 ПАСТОРАЛЬ 110 ПАЯЦ 110 ПЕВЕЦ 111 ПЕВЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ 111 ПЕСНЯ 111 ПЕНИЕ 111 ПЕРЕЛОЖЕНИЕ 112 ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ (ПЕТРУШКИ) 112 ПЕРФОРМАНС 112 ПЕТРУШКА 112 ПИТЧ 113 ПИТЧИНГ 113 ПЛАКАТ КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ 113 ПЛАНШЕТНАЯ КУКЛА 116 ПРЕМЬЕР 116 ПРИКВЕЛ 116 ПРИЧИТАНИЯ 116 ПРИМАДОННА 116 ПРОДЮСЕРСКИЙ ПИТЧИНГ 116 ПЛАН В КИНО 116 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ 117 ПОЛИШИНЕЛЬ 117 ПОЛИЭКРАННОЕ, ПОЛИКАДРОВОЕ, ПАНОРАМНОЕ КИНО 117 ПОП-КУЛЬТУРА 117 ПОСТЕР 117 ПРИ́КВЕЛ 117 ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ 118 ПРОДЮСЕР 118 ПРОСТРАНСТВО В КИНО 118 Р 118 РАДИОТЕАТР 118 РАЁК 119 РАКУРС 119 РАКУРС В КИНО 119 РАМПА 119 РАСКАДРОВКА 120 РЕВЮ 120 РЕЖИССЁР 120 РЕЖИССУРА 124 РЕЗОНЁР 124 РЕЙТИНГ 124 РЕКВИЗИТ 124 РЕЛИЗ 124 РЕМАРКА 124 РЕМЕЙК 125 РЕНЕССА́НС 125 РЕПЕРТУАР 125 РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР 125 РЕПЕТИЦИЯ 125 РЕЧИТАТИВ 126 РОК-ВОКАЛ 126 РЭП 126 РЭПЕРЫ 126 С 126 САУНДТРЕК 126 САСПЕНС 127 САТИРА 127 САТИРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР 127 СВЕТОВАЯ АППАРАТУРА 127 СЕЗОН 127 СЕНСАЦИЯ 127 СИМФОНИЯ 127 СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР 128 СИСТЕМА К. С. СТАНИСЛАВСКОГО 128 СИКВЕЛ 130 СИНОПСИС 130 СИТКОМ 130 СКЕТЧ 130 СКЕТЧКОМ 131 СКОМОРОХИ 131 СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 131 СЛЭШЕР 131 СОБЫТИЕ 131 СОЛИСТ 131 СОПЕРЕЖИВАНИЕ 131 СОФИТЫ 131 СПЕКТАКЛЬ 131 СПЕЦИФИКА 132 СПОЙЛЕР 132 СПОСОБНОСТИ 132 СТАТИСТ 132 СТЕРЕОТИП 132 СТИЛИЗАЦИЯ 133 СТИЛЬ 133 СТУДИЯ 133 СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ 133 СУБРЕТКА 133 СУБТИТРЫ 133 СЦЕНА 133 СЦЕНАРИЙ 133 СЦЕНАРНЫЙ ПИТЧИНГ 133 СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА 133 СЦЕНИЧЕСКАЯ НАИВНОСТЬ 134 СЦЕНИЧЕСКАЯ УСЛОВНОСТЬ 134 СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ 134 СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ 134 СЦЕНОГРАФИЯ 134 СЮЖЕТ 134 Т 134 ТАГЛАЙН 135 ТАЛАНТ 135 ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 135 ТЕАТР 135 ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ 139 ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПИТЧИНГ 141 ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ (ТЕАТР ЮНЫX ЗРИТЕЛЕЙ) 141 ТЕАТР КУКОЛ 142 ТЕАТР ТЕНЕЙ 145 ТЕМБР ГОЛОСА 145 ТЕНЕВЫЕ ФИГУРЫ 145 ТИЗЕР 146 ТИПАЖ 146 ТИТРЫ 146 ТЕМНОЕ ФЭНТЕЗИ 146 ТЕХНИКА РЕЧИ 146 ТРАВЕСТИ 147 ТРАГЕДИЯ 147 ТРАГИК 148 ТРАНСКРИПЦИЯ 149 ТРЕЙЛЕР 150 ТРОСТЕВАЯ КУКЛА 150 ТРОПА 150 ТРИКВЕЛ 150 ТРУППА 150 ТРЮК 150 ТРЭШ 150 ТЯПА 150 Ф 151 ФАБУЛА 151 ФАЛЬШЬ 151 ФАНТАЗИЯ 151 ФАНТАСМАГОРИЯ 151 ФАНТАСТИКА 151 ФАРС 151 ФАТ 152 ФЕЕРИЯ 152 ФЕСТИВАЛЬ 152 ФИАСКО 152 ФИЛАРМОНИЯ 152 ФИЛЬМ 152 ФИНАЛ 152 ФЛЭШБЕК 153 ФОЛЬКЛОР 153 ФОНОГРАММА 153 ФОНОТЕКА 153 ФРИЛАНСЕР 153 ФРОНТАЛЬНЫЙ 153 ФУНКЦИИ РЕЖИССЕРА 153 ФУРА 153 ФУРОР 153 ФЭНТЕЗИ 153 Х 153 ХАРАКТЕР 153 ХАРАКТЕРНОСТЬ 154 ХАРАКТЕРНЫЙ АКТЕР 154 ХИТ 154 ХЛОПУШКА (НУМЕРАТОР) 154 ХОР 154 ХОРЕОГРФ 154 ХОРЕОГРАФИЯ 154 ХОРИСТ (ХОРИСТКА) 154 ХОРМЕЙСТЕР 154 ХОРРОР 155 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ 155 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ 155 ХУДОЖНИК 155 ХУДОЖНИК КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ 155 ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ 155 ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК 155 ХЭППИ ЭНД 156 Ц 156 ЦЕЙТРАФЕР 156 ЦЕНЗУРА 156 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ 156 ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ КУКЛЫ 156 Ч 157 ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА 157 ЧТЕЦ (АРТИСТ) 157 Ш 160 ШАБЛОН 160 ШАНСОНЬЕ 160 ШАРЖ 160 ШЕДЕВР 160 ШИРМА 160 ШКОЛЬНАЯ ДРАМА 160 ШЛЯГЕР 160 ШОК 161 ШОУ-БИЗНЕС 161 ШТАМП 161 ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 161 ШУТКА 161 Э 161 ЭКСПРЕССИЯ 161 ЭКРАНИЗАЦИЯ 162 ЭКШЕН (ЭКШН) 162 ЭПАТАЖ 162 ЭПИЗОД 162 ЭПИЛОГ 162 ЭПОПЕЯ 162 ЭСКИЗЫ 162 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ 162 ЭСТРАДА 162 ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО 163 ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ (ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ) 165 ЭТЮД 166 ЭФФЕКТ 167 ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ 167 Ю 168 ЮМОР 168 ЮМОРЕСКА 168 ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЯМ 169 ЗАЧЕМ НАПИСАНА ЭТА КНИГА Однажды родители решили повести меня в театр1 (рассказывает Юрий Лазаревич Аянский). Не в кукольный или детский, а в самый настоящий, «взрослый». В тот вечер шла опера Н. А. Римского-Корсакова (1844—1908) «Сказка о царе Салтане». Родители вряд ли предполагали, какое ошеломляющее впечатление произведет на меня первый увиденный в жизни спектакль. Вернувшись домой, я был, что называется, не в себе. Долго не мог заснуть, а когда все-таки уснул – увидел во сне залитую огнями сцену и парящую над нею Царевну-Лебедь... С тех пор я полюбил театр на всю жизнь. И я с удовольствием позже посмотрел фильм по этой сказке. Так в мою жизнь следом за театром пришла любовь к классике в кино. Я помню, что в средней школе меня поразил кинофильм по опере П. И. Чайковского (1840—1893) «Иоланта»2 (рассказывает Ирина Дмитриевна Сердюкова). Я с удовольствием его пересматривала несколько раз. И только взрослой мне повезло попасть в Большой Театр, и увидеть эту оперу, в специальном исполнении для школьников. А «Сказку о царе Салтане» я неоднократно, и с удовольствием, смотрела в кинотеатре, ещё в начальной школе, но «живьем» не довелось. Повезло, что пьесу А. В. Вампилова (1937—1972) «С лёгким паром» я, будучи подростком, сначала увидела в Белгородском Драматическом театре им. М. С. Щепкина (1788—1863), куда меня взяли с собой родители, и мне она очень понравилось. Поэтому я была безумно рада, когда её удачно экранизировали. А его же пьесу «Старший сын» я увидела подростком, уже экранизированной с гениальным Н. П. Караченцовым (1944—2018) в главной роли, и много позже, будучи взрослой, прочла в электронном виде. После прочтения пьеса мне еще больше понравилась. Такое же потрясение могли испытать и вы. Сначала, возможно, познакомившись с куклами и мультфильмами: над ширмой кукольного театра, заменяющей сцену, разыгрываются сказки, очень похожие на действительность; на экране играют свои роли рисованные актеры. Потом вас пригласил к себе Театр юных зрителей – ТЮЗ. Наконец, наступает черед «взрослых» театров и кинофильмов... Например, «Золушка» или «Принц и нищий». В науке любое открытие совершается один раз – одновременно для всех и навсегда. Таково кино. А хороший спектакль каждый раз, каждый вечер дарит нам что-то новое – открытие для каждого человека в отдельности. Первооткрывателем Великих Истин здесь становится каждый из нас. И на следующем представлении – новые знакомства, новые открытия. Кино делает тоже самое при помощи пересъёмок новых версий (см. ремейк), которые обычно делаются каждые 20-30 лет. У искусства есть важнейшая особенность: оно способно ответить человеку на один из самых главных вопросов – зачем человек живет на земле и как ему жить? Именно искусство способно помочь людям совершенствовать свою личность, побудить людей сражаться против войны, убийства и невежества. На страницах этой книги мы не сможем рассказать вам подробно о многовековой истории театра и примерно вековой истории кино. Например, только театр в СССР за 73,5 года своего существования дал столько славных имен писателей-драматургов, актеров, режиссеров-постановщиков, художников-декораторов, что рассказы о них заняли бы много томов и у нас получилась бы не детская, а самая настоящая взрослая энциклопедия. Имена некоторых наиболее выдающихся деятелей советского, российского и мирового театра и кино будут названы в книге. В основном же «Азбука театра и кино» посвящена кинотеатральным понятиям и терминам. Есть одна особая причина, побудившая нас написать эту книгу. И состоит она в том, что любое искусство – и театр и кино – не откроют зрителю своей красоты, своих глубин, своих увлекательных тайн, если человек не готов к знакомству с ними, если художественно не образован, не знает самых простых законов искусства, его азбуки и грамматики. Человек, мало знакомый с основами и законами искусства, приходя в театр, на выставку, в концертный и кино-зал, не приобретает, а теряет. Он видит фигуры людей, предметы, краски, слышит голоса, звуки – одним словом, воспринимает «верхний слой» искусства – сюжет произведения. Но главное – мысль, идея создателей спектакля или кинофильма – от внимания такого зрителя ускользает. Теперь Вы знаете, зачем написана наша «Азбука театра и кино» – маленькая энциклопедия в рассказах. Надеемся, она поможет вам сделать первые шаги в пленительный мир кино-сценического искусства, и, может быть, вам захочется остаться в нем надолго, на всю жизнь. И в любом случае всем будет интересно знать, что каждый год 3-го марта отмечают всемирной День Писателя, 21-го марта празднуется Всемирный день поэзии и кукольного театра, а 27-го марта весь мир отмечает День театра. Международный День танца празднуется 29 апреля. Международный день музыки отмечается ежегодно 1 октября. Всемирный день мультфильмов (анимации) отмечается ежегодно 28 октября. И тогда же отмечают Международный День Оперы. 28 декабря весь мир отмечает День кино. Счастья и Успехов! Приятного прочтения. Авторы А |