Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
АУДИТОРИЯАудитория (лат. auditorium от audire – слушать) – 1) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п.; 2) слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио– и телепередач. АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕАутентичное исполнение (греч. authenticus, αὐϑεντιϰός – подлинный, достоверный, истинный) исполнение, исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и на основе музыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной артикуляции. Исполнительство XX—XXI веков, ставящее своей задачей максимально точное воспроизведение музыки прошлого. Примером аутентичного пения является ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. «Пение без вибрации, богатое обертонами, напоминающее по красоте пение серафимов», - так говорят о нем критики. АФИША Афиша (фр. affiche – объявление, прибитое к стене от afficher – вывешивать) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции, фильме и т.д. Вид рекламы. Объявления о тех или иных событиях (в т. ч. зрелищных, увеселительных) известны с давних пор: в Египте, в Др. Греции, в Др. Риме. Афиши рисовались (иногда вырезывались) на папирусах, на окрашенных в белый цвет стенах зданий, на особых деревянных досках, четырёхгранных колоннах и т. п. Сейчас это театральный плакат. АФИШИРОВАТЬ Афишировать (фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее внимание к чему-либо. АФОРИЗМ Афоризм (гр. – изречение) – краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли, и отточенность формы. Б БАЙОПИК Байопик (англ. biopic) — фильм-биография, или биографическая картина. Фильм, который показывает драматические моменты в жизни человека или людей. В отличие от “картины, основанной на подлинной истории”, или “исторических фильмов” фильм-биография пытается всесторонне передать жизнеописание личности или хотя бы годы, сыгравшие наиболее важную роль в жизни человека. БАЛАГАН Балаган (перс. – верхняя комната, балкон) – ранее служили для торговли на ярмарке. Затем стали приспосабливать для выступлений бродячих артистов, отсюда и название – “балаган”. Временное театральное помещение, выстроенное из досок, покрытых брезентом или холстом. БАЛКОН Балкон (итал. balcone) в театре – места для публики, расположенные амфитеатром в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала (балкон 1-го яруса, 2-го яруса, 3-го яруса) против сцены. В некоторых театрах балкон расположены и по боковым сторонам зала. БАЛЕТ Балет (франц. ballet; от итал. balletto – танцевать; уменьшит. от ballo – танец, бал; от лат. ballo – танцевать, танцую) 1) Вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии, танцевально-пластического языка. Вид театрально-музыкального (сценического) искусства, ведущим средством выражения художественной идеи в котором служит танец. Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. 2) Балет - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы. Они выполняют роль, аналогичную пению в опере. Балетный спектакль - танцевальное представление. Балетный спектакль создаётся на основе сюжета, который описывает драматург или либреттист. Режиссером балетного спектакля является балетмейстер, который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает "рисунок" танца, жесты и пластические решения образов. Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижеру симфонического оркестра. Главное в его работе - умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения, соединив их с идеей балетмейстера-постановщика, индивидуальностью танцоров-солистов и мастерством кордебалета, исполняющего массовые танцевальные сцены. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет. Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы и даже пение (хоры). Этого требует новый музыкальный язык современного балета. В балетном театре главное средство выражения жизни на сцене — танец. И в опере и в балете большое значение имеет звучание симфонического оркестра: музыка связывает все элементы драмы воедино и, выявляя сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выражает главную идею произведения. Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как па-де-де (танец вдвоем), па-де-труа (танец втроем), гран-па (большой танец). адажио (медленный лирический танец главных героев) Так называют отдельные номера балета. Основными типами танца в балетном спектакле являются классический и характерный. Характерные танцы включают в себя движения, распространенные в народной и бытовой культуре. Классический танец - более условный, богатый образной символикой, его особенность и в том, что исполняется он на пуантах. «Летит, как пух от уст Эола» Танцор балета. Немного истории
Балет возник в эпоху Возрождения в XIV - XV вв. в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы. Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин, среди которых был итальянско-французский виртуоз Га, известный своим мастерством и прыжками. Несмотря на это, женщины также внесли свой вклад в развитие балетной техники. Примером тому служит немецкая балерина Энн Эинэль – она была первой балериной (женщиной), которая смогла сделать двойной пирует. И снова – Пушкин. «Евгений Онегин». ...она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола... В этих строчках – восхищение искусством одной из балерин того времени. А Эол – бог ветров в греческой мифологии. То предвоенное лето на озере Селигер выдалось прекрасным. Это редкостное по красоте озеро на Валдайской возвышенности (в Тверской и Новгородской областях) издавна привлекало множество отдыхающих из разных городов страны. В нескольких просторных деревянных домах на самом берегу поселились ленинградцы: профессор Николай Николаевич Качалов – выдающийся ученый в области стекла и стеклоделия, его жена – драматическая артистка Елизавета Ивановна Тиме, писатель Алексей Николаевич Толстой, режиссер и яхтсмен Александр Александрович Брянцев – тот самый, с чьим именем связана история советского театра для детей. Вместе с ними отдыхала тогда на Селигере и молодая балерина Ленинградского театра оперы и балета Галина Уланова. Каждое утро отправлялись на лодках и байдарках кататься по озеру, устраивали на островах веселые пикники. И только один человек нередко удерживался от соблазна присоединиться к друзьям и оставался дома – Уланова. Молодая артистка помнила слова Пушкина: «Талант – это способность к труду...» И она работала – каждое утро, по многу часов. Артистка репетировала тогда роль Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». Ей помогала советами Елизавета Ивановна Тиме, рассказывала о законах искусства, общих для балета и драмы. Кропотливый труд дал свои плоды: роль Марии выдвинула балерину Уланову в первый ряд мастеров мирового балета. Когда миновала Великая Отечественная война, Галина Сергеевна получила письмо от бывшего фронтовика. В нем рассказывался удивительный случай. В течение всей войны молодой сержант бережно хранил и всегда возил с собой фотографию Улановой в роли Лебедя из балета «Лебединое озеро». Однажды, во время яростного вражеского обстрела, пуля угодила в заветную фотографию. Теперь она стала воину еще дороже. Раненая, но вечная живая Лебедь и теперь стоит на столе у фронтовика, напоминая о том, что искусство сильнее войны, сильнее смерти. Танцует Галина Уланова Галина Сергеевна Уланова (1910-1998) – лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Её творчество, её имя украшают историю советского, российского да и всего мирового, балета. В 1984 г. в Стокгольме перед старинным зданием Музея танца Швеции состоялась торжественная церемония открытия монумента в честь выдающейся балерины. Бронзовая скульптура запечатлела артистку в партии Лебеди. (Автор статуи – известный советский скульптор Елена Александровна Янсон-Манизер.) На одной из красивейших улиц мира – улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге (слово зодчий прежде употреблялось вместо слова архитектор) – находится Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. Так же балетные училища есть и в других городах. Здесь в течение восьми лет (после третьего класса) учатся ваши сверстники. Здесь рождается российский балет. Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передается зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто, иными словами – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Наконец, за дело берется балетмейстер – балетный режиссер. Роли поручаются артистам-танцовщикам. Все вместе они и создают спектакль. В балетном искусстве очень велика роль художника: ведь здесь часто происходят сказочные, фантастические события. Художник-декоратор возводит для них берега Лебединого озера, картины сна девочки Маши – героини балета «Щелкунчик», дворец для Золушки. Большое значение в этом виде театра имеет жест – он должен обладать огромной выразительностью и точностью. Танцует Марис Лиепа Однажды артисту балета Марису Лиепе (1936-1989) довелось сыграть роль принца Лимона в детском балете «Чиполлино», поставленном по сказке Джанни Родари. Один маленький мальчик, побывавший на этом спектакле, объяснил маме: «Принц Лимон сказал, что Чиполлино надо поймать». Сказал! А ведь артист балета ничего не говорит – только танцует и пользуется жестами. Какой же это, значит, был выразительный жест! На другом представлении того же балета Лиепа в роли принца Лимона показывал жестами: «Связать Чиполлино! Сжечь! Разрезать!» И вдруг в зрительном зале раздался крик: «Не надо! Он хороший!» Юные зрители отлично поняли язык балета, его азбуку. Российский балетный театр издавна пользовался мировой славой, он признан во всех странах мира. Он выдвинул знаменитых артистов и балетмейстеров и всегда будет гордиться их именами: Анну Павлову, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского, Марины Семеновой, Вахтанга Чабукиани, Галины Улановой, Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева. На сценах театров идут и балеты для детей: «Доктор Айболит» Игоря Морозова, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина. Если, став взрослыми, вы захотите более подробно познакомиться с балетным искусством, вам предстоит обратиться к трудам выдающегося историка российского, советского и мирового балета профессора Веры Михайловны Красовской (1915-1999). Её перу принадлежат многие книги об этом искусстве и его знаменитых мастерах. |