Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
БАЛЕТМЕЙСТЕР (ХОРЕОГРАФ)Балетмейстер (нем. Ballettmeister — «постановщик балета») — 1) режиссер балетного спектакля. – 2) Хореограф т.е. автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм. БАНАЛЬНЫЙ Банальный (фр. – заурядный) – утративший выразительность прием вследствие частого повторения; избитый, очень обыденный, пошлый. БАРД Первые упоминания о бардах – у греческих и римских историков 3-1 вв. до н. э. (bardus). Бард (франц. barde, от кельт, bard) – у древних кельтов – певец, слагающий песни. Бард – странствующий поэт и певец у кельтов, живших главным образом на территории нынешних Ирландии, Уэльса и Шотландии. До 15 в. барды существовали в Уэльсе, в 15-18 вв.– в Ирландии и Шотландии. Периодически происходили сборы бардов, на которых выдавались награды за лучшие песни, музыкальные произведения и игру на инструментах. Барды пели и декламировали стихи и баллады о народных героях, свободе, любви в сопровождении арфы или кроуда – старинного кельтского струнного инструмента. Стиль бардовской песни появился в СССР в период хрущёвской «оттепели» на фоне широкого развития туристического движения и стройотрядов. БАРО́ККОБаро́кко (итал. barocco, — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»; португ. barroco – жемчужина неправильной формы), стиль в искусстве кон. 16–18 вв. Охватил все области пластич. искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. Представители — Вивальди, Бах, Гендель. Ведущее положение у жанров кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров). Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). БЕЛЬЭТАЖ Бельэтаж (от франц. bel – прекрасный и etage – ярус) – Первый ярус балкона в зрительном зале над партером (бенуаром) и амфитеатром. БЕЛЬКАНТОБелька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — в опере: техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах. БЕНЕФИС В переводе с французского это слово означает прибыль, барыш, польза. Бенефис – первоначально концерт либо спектакль, сбор от которого в полном объеме или частично поступал в распоряжение одного или нескольких актеров. Так в театре называли спектакль, денежный сбор с которого целиком или частично шел в пользу актера, бенефицианта. Актер, получавший с согласия антрепренера право на бенефис, мог сам выбрать пьесу и играть в ней главную или вообще любую роль. Такая возможность нередко открывала доступ на сцену выдающимся произведениям драматургии. В наши дни под бенефисом понимают сценическое действо, посвященное какому-либо артисту как выражение признательности его многолетних заслуг на поприще служения искусству. БЕНУАР Бенуар (франц. baignoire, букв.– ванна) – нижний ярус театральных лож на уровне сцены или партера. |