Главная страница
Навигация по странице:

  • ГАСТРОЛИ Гастроли (нем. – гость + роль) – спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на гастроли). ГАСТРОЛЬ

  • ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница15 из 66
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   66

    ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ


    Волшебный фонарь изобретен монахом Ордена иезуитов Афанасием Кирхером в начале XVII века. Это проекционный аппарат с масляной лампой. Рисунки наносились на кусочки слюды, позже – стекла. Чтобы фигуры, проецировавшиеся на экран, двигались, Кирхер снабдил аппарат вращающимся диском, на секторах которого нарисованы картинки. На экране они при вращении диска движутся. Изобретение Кирхера сначала широко использовалось церковью, а потом перекочевало в театры и балаганы.

    Волшебный фонарь стал излюбленным развлечением многих людей, кем бы они ни были, чем бы ни занимались. Ремесленники, крестьяне, ученые, философы, короли и королевы – все с удовольствием смотрели на волшебные картинки, появляющиеся на экране. Любил кукольный театр и великий французский писатель и философ Вольтер. В замке на границе Лотарингии и Шампани был волшебный фонарь, которым Вольтер любил развлекать гостей. Одна из дам, гостившая в замке, вспоминала: 11 декабря 1738 года Вольтер «дал нам волшебный фонарь с целью заставить нас похохотать. Он показал сюжеты о приверженцах герцога Ришелье, историю аббата Дефонтена и всевозможные комические рассказы. Не было ничего забавнее этого, но, желая подправить фитиль лампы волшебного фонаря, он опрокинул ее на руку. Это немного омрачило наше веселье, но вскоре Вольтер снова начал показ».

    О существовании таких проекционных аппаратов в России мы узнаем из номера «Санкт-Петербургских ведомостей» от 12 января 1756 года. Вот текст объявления:

    «На Васильевском острову близ биржи в квартире у трактирщика Карла Цедера можно видеть куриозный фонарь, который охотникам показывать будет ежедневно по вечерам с начала до исходу 9 часа, а за смотрение сего фонаря каждая персона платить имеет по 10 копеек… охотникам объявляется, что оный фонарь продан быть имеет».

    ВУЛЬГАРНЫЙ

    Вульгарный (лат. – простой, обыкновенный) – чрезмерное упрощение какого – либо учения, искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление. Лишенный тонкости, изящества.

    ВЫХОДНАЯ АРИЯ


    Выходная ария - 1) Первая ария, к-рую исполняет при своём появлении тот или иной персонаж оперы. 2) Ария, отличающаяся особо эффектными и выигрышными муз. характеристиками.

    Г

    ГАПИТ


    Гапит (яван. - палочка) - короткая палка, на которую насажена голова театральной куклы. Благодаря ей кукла может поворачивать, поднимать и опускать голову, открывать и закрывать рот, глаза, двигать ушами – короче говоря, делать все, что необходимо кукольнику в спектакле.

    ГАУЧО-ТЕАТР

    Гаучо-театр – жанр аргентинского музыкального театра. Название получил от песен аргентинских крестьян-скотоводов – гаучо. Первые произведения этого жанра принадлежали неизвестным авторам и вошли в сборники песен о народных героях.

    ГАСТРОЛИ

    Гастроли (нем. – гость + роль) – спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на гастроли).

    ГАСТРОЛЬ

    Гастроль (нем. Gastrolle, от Gast – гость и Rolle – роль) выступление артиста (коллектива) вне места его постоянной деятельности в другом районе, городе, стране.

    С 18 и особенно со 2-й пол. 19 вв. большое распространение получают индивидуальные гастроли актёров, главным образом столичных театров, выступавших с исполнением своих лучших ролей в спектаклях театров других городов. Гастрольной деятельностью издавна занимались крупнейшие актёры мирового театра всех жанров.

    ГАРНАЧА

    Гарнача (garnacha) – бродячая труппа в Испании 16 в.

    Давала представления в селениях, а также в частных домах. Гарнача состояла из 5-6 мужчин, женщины на роли 1-й дамы и мальчика на роли 2-й дамы. В репертуар гарначи входили 4 комедии, 3 ауто и несколько интермедий. Труппа располагала костюмами, париками.

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ


    Генеральная репетиция - последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля.

    ГЕНИЙ

    Гений (лат. – способность) – высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Способность создать нечто, превосходящее все, что человек может сделать собственными силами.

    ГЕРОЙ


    Герой (героиня) - 1) Центральный персонаж пьесы. 2) В 18-19 вв. - исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее термин "Г." стал применяться и в отношении ведущих актёров, выступавших в др. сце-нич. жанрах (драматич. Г., комедийный Г.). Получили распространение специфич. разновидности термина: Г.-любовник, Г.-резонёр, Г.-фат (напр., Кречинский "Свадьба Кречинского"), Г.-неврастеник (напр., Раскольников "Преступление и наказание" по Достоевскому), характерный Г. (напр., Братишка "Шторм"), бытовой Г. ("рубашечный", напр., Кудряш "Гроза"). Возрастные разновидности амплуа Г.: молодой Г., пожилой Г., амплуа "социальный герой".

    ГИМАТИИ

    Г иматии, гиматион (др.-греч. ἱμάτιον, himátion — ткань; накидка), – один из основных видов древнегреческой одежды. Представлял собой плащ в виде длинного четырёхугольного куска ткани, левый верхний конец которого спускался через левое плечо на грудь, а правый пропускался под правой рукой и закидывался через левое плечо (иногда покрывалось также и правое плечо). Гиматии актёра-трагика отличался от бытовой одежды главным образом яркостью и пестротой расцветки и походил, по древним свидетельствам, на пышное культовое одеяние гиеро-фанта (жреческая должность на элевсинских религиозных празднествах). В комедиях гиматии актёра приближался к бытовой одежде.

    ГИСТРИОН

    Гистрион (от лат. histrio) –

    1. Актёр в Древнем Риме.

    Гистрионы составляли труппу, которая возглавлялась актёром, вышедшим из их среды. Первоначально гистрионы играли без маски, которая была введена лишь в 1 в. до н. э. под влиянием греческого театра. Женские роли исполнялись мужчинами. Гистрионы вербовались обычно из низов общества, иногда из рабов, не имели никаких гражданских прав и могли быть подвергнуты телесному наказанию. Только некоторые гистрионы, достигшие широкой известности, пользовались почётом.

    1. Народный бродячий актёр эпохи раннего средневековья (9-13 вв.).

    Истоки искусства гистрионы – в сельских обрядовых играх. Постепенно гистрионы становились выразителями интересов городских народных масс. Гистрион был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, гимнастом, дрессировщиком животных и т. д. Искусство гистрионов развивалось в нескольких направлениях: цирковые выступления, творчество сказителей и исполнителей, поэтов и песнотворцев (трубадуры и труверы; первые средневековые драматурги Ж. Бодель и Адам де ла Аль – были труверы).

    Гистрионы объединялись в особые «братства», из которых впоследствии образовывались кружки актёров-любителей.

    В разных странах гистрионы получали различное наименование: во Франции жонглёры, в Италии мимы, в Германии шпильманы, в Испании хугляры, в Польше франки, в России скоморохи. Разновидностью гистрионов были ваганты. Гистрионы подвергались гонениям со стороны светских и духовных властей. К концу 13 в. слились с городской театральной самодеятельностью, получившей широкое развитие.

    ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР

    Главный режиссёр – лицо, руководящее всей художественной работой театра, определяющее (совместно с директором театра, художественным советом) его репертуарную линию. В театрах оперы и балета художественной работой театра руководит главный дирижёр.

    Главный режиссёр осуществляет основные постановки театра (в драматических театрах до 3, в театрах оперы и балета – до 2 в год), а также принимает и выпускает новые и возобновлённые спектакли, постановки другими режиссёрами. Наряду с директором театра главный режиссёр несёт ответственность за идейное и художественное качество репертуара театра, за выполнение плана, за правильный подбор и использование творческих кадров, за постановку учебно-воспитательной работы.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   66


    написать администратору сайта