Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
ДЕКЛАМАЦИЯДекламация (от лат. declamatie - упражнение в красноречии) - искусство произнесения стихов или прозы. В Др. Риме Д. - упражнение в красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского иск-ва; во Франции - иск-во произнесения речей, а также стихов на сцене. В классицистич. т-ре 17-18 вв. понятие Д. объединяло всю совокупность средств актёрской игры, включая жест и мимику. Классицизм канонизировал торжественно-приподнятую, напевную, условную манеру сценич. речи, отвечавшую нормам придворного вкуса. Романтизм и реализм отвергли понятие Д., т. к. романтизм провозгласил свободу актёрского вдохновения и чувства; а реализм поставил речь и всё поведение актёра на сцене в зависимость от изображаемого им характера со всеми его индивидуальными и типич. особенностями. Со временем словом "Д." стала обозначаться ложная ходульная манера речи. Разновидность эстрадной Д. мелодекламация - чтение стихов или прозы под музыку, что со временем переросло в рэп. ДЕКОРАТОР Декор (франц. decor, от лат. decoro – украшаю) – искусство стиля т.е. одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов. Декоратор – специалист по художественному оформлению и украшению интерьеров помещений: частных домов, театральных спектаклей, съемок, банкетных залов в ресторанах, офисов, бизнес-центров с использованием архитектурных, графических средств, живописи, освещения и постановочной техники. В театре декоратор – это художник, пишущий декорации, задники к спектаклям и представлениям, оформляющий сцену. ДЕКОРАЦИЯ Декорация (фр. decor – украшение, от англ. «decorate» – «украшать», от лат. decoro – украшаю) – живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, представления, фильма. Декорация — оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в к-рой действует актёр. Декорации – это композиционно-пространственные сооружения в павильоне или на натуре, создающие образ реальной или выдуманной среды действия на основе сценария и режиссерского замысла. Декорации создаются в соответствии с творческим замыслом художника-постановщика фильма. Значение декорации трудно переоценить. Декорация – одно из важнейших выразительных средств, посредством которого создается атмосфера представления, спектакля. Посредством декорации передается эпоха и время действия. Основные системы Д.: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно-арочная подъёмная, 3) павильонная, 4) объёмная и 5) проекционная. Возникновение, развитие каждой системы Д. и смена её другой обусловливались конкретными требованиями драматургии, театр. эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники. ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВОДекорационное искусство - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразит, средства воздействия являются органич. компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определённое эмоциональное звучание. Развитие Д. и. тесно связано с развитием т-ра и драматургии. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение. Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки, стали называть сценографией. ДЕКОРАЦИЯ КИНОТЕАТРАЛЬНАЯ Декорация кинотеатральная (лат. decoro – украшаю) – это оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. В современном театре декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств — живописи, графики, скульптуры, света, проекционной и лазерной техники, кино и т. п. Мост на сцене Однажды, когда мне было лет шесть3, мы гуляли с отцом по Ленинграду. И вдруг, проходя со мной по площади Островского, отец спросил: – Хочешь на минуту зайти в театр? Я еще никогда в жизни не бывал в театре, и мой ответ угадать нетрудно. Мы вошли в ложу, когда действие уже давно началось. Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна. Постепенно глаза привыкли к полумраку, и я увидел огромный, заполненный зрителями театр, слабо освещенную сцену, а на ней – грандиозных размеров мост, перекинутый под косым углом из одного конца сцены в другой. Он был залит лунным светом, а около него, у насыпи, переговаривались какие-то люди. Став взрослым, я понял, что видел тогда сцену из третьего действия спектакля «Бронепоезд 14-69», поставленного по классической пьесе советского прозаика и драматурга Всеволода Вячеславовича Иванова. Действие этой пьесы, написанной в 1927 году, происходит во время гражданской войны. Партизанский отряд решает остановить бронепоезд белых, захватить его, а потом направить против самих же белых полков. Но как остановить поезд? Кто-то вспомнил правило: если на рельсах лежит мертвое тело – машинист обязан остановиться. Изобразить мертвое тело и предстояло кому-то из партизан. Поезд решили задержать перед мостом, переброшенным через таежную реку. Замечательная, запавшая мне в память декорация была построена на сцене по эскизам и рисункам прекрасного театрального художника, а впоследствии и режиссера Николая Павловича Акимова (1901–1968). Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром. Современное театрально-декорационное искусство развивается бурно, ярко. Множество талантливых художников театра украсили его своим мастерством и фантазией. Это искусство давно завоевало международный авторитет. |