Главная страница

Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


Скачать 6.93 Mb.
НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
Дата17.07.2022
Размер6.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
ТипКнига
#632035
страница12 из 66
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   66

ВЕРТЕП


Вертеп – традиционное кукольное представление, которое показывают во время Рождественских праздников. Вертеп появился и получил наибольшее распространение на Украине, где известен не позднее чем с XVI века. Вертепом также называют саму сцену, на которой показывается кукольный спектакль.

Сцена представляет собой уменьшенную копию, как бы модель сцены драматического театра. Это похожий на домик ящик, открытый со стороны зрителей. Ящик накрыт крышей, наподобие церковного купола, с православным крестом. Под крышей отверстие в форме Вифлеемской звезды. Перед началом представления кукольник зажигает спрятанную там свечу, которая горит в течение всего спектакля. Обращенная к зрителям открытая сторона ящика представляет собой, как правило, двухэтажную сцену. У каждого этажа есть свой «трюм», где кукольник может спрятать руки, с помощью которых он управляет куклами. Персонажи спектакля движутся по прорезям в полу сцены – так, что кажется, будто они играют сами по себе, без участия актера.

На верхней сцене вертепа изображается место рождения Иисуса Христа, куда приходят поклониться и вручить подарки – ладан, смирну и золото – три волхва. Здесь же появляются ангелы и пастухи.

На нижнем этаже сцены – дворец царя Иудеи Ирода, который, испугавшись, что новорожденный Христос в будущем станет царем, отдал солдатам страшный приказ убить всех младенцев. Затем приходит смерть и косой отрубает Ироду голову.

После этой библейской истории «О царе Ироде» на первом этаже вертепа начинается «Комедия о Запорожце».

ВЕРХОВАЯ КУКЛА


Не удивляйтесь, «верховыми» бывают не только лошади. Правда, на верховой кукле нельзя ездить. Верховой называют театральную куклу, которая при игре находится наверху, на театральной ширме (см. «Ширма»). И как бы едет верхом на артисте-кукольнике. Верховые куклы – это перчаточные (они же петрушечные) (см. «Перчаточные куклы») и тростевые (см. «Тростевая кукла»).

ВИДЕОКЛИП

Видеоклип, видеоролик или просто клип (от англ. clip) — непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. Искусство съёмки и монтажа видеоклипов выделяют как отдельный короткометражный подвид киноискусства. Клипы обычно имеют более «дробный» монтаж, по сравнению с короткометражным кино, и в них более часто используются спецэффекты.

ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО


Все фильмы можно разделить на четыре основных вида.

Первый вид — художественный, или игровой, фильм.

Второй — документальное кино.

Третий — научно-популярное кино, включающее и учебное кино.

Четвертый вид — мультипликационное кино.

Среди основных видов можно выделить подвиды.

Например, мультипликация бывает рисованная и кукольная;

А документальный фильм:

— хроникальным, показывающим какое-либо действительное событие;

– монтажным, целиком сделанным из материалов снятых ранее документальных фильмов: классический пример монтажного фильма — «Обыкновенный фашизм» М. И. Ромма, где кинокадры военных лет использованы для разоблачения бесчеловечности фашизма.

Познакомимся с основными жанрами внутри перечисленных видов кино.

Жанрами называют исторически сложившиеся и достаточно устойчивые разновидности художественного произведения.

В разных видах кино есть одни и те же жанры, к примеру жанр рассказа. Но существуют и жанры, свойственные лишь данному виду, например, жанр киноромана относится только к игровому кино.

Излюбленный жанр мультипликации — сказка. Это может быть экранизация народной сказки — такова «Снегурочка» И. П. Иванова-Вано. Но сказка может быть современной, специально написанной для мультипликационного кино, например, для фильмов «Крокодил Гена» и «Чебурашка» Р. А. Качанова. Сказочность, необычайность того, что показывается в мультипликационной ленте, почти всегда тесно связаны с нашей жизнью. Сказочная мультипликация развлекает, но одновременно и поучает, вспомним в этой связи телевизионную серию о коте Леопольде режиссера А. Резникова. Мультипликация также широко использует жанры сатиры, политического плаката, агитфильма, фантастики и т. п.

Научно-популярное кино, как следует из названия, служит распространению научных знаний и достижений научно-технического прогресса в широких массах зрителей. Для этого оно пользуется всеми техническими и художественными средствами кинематографа: и документальными съемками, и средствами игрового кино, и способами мультипликации. Но что касается жанров, то в нем явственно главенствуют традиционная лекция и очерк. Так, «Сталь и море» Д. Гургенидзе — это короткая, но содержательная лекция о поиске учеными и металлургами Грузии средств борьбы с коррозией. А «Такая стремительная жизнь» А. Буримского — очерк жизни и деятельности А. И. Микояна, создателя сверхзвуковых истребителей.

В форме лекции делают и фильмы учебного кино.

К виду научно-популярного кино относят также научно-исследовательское кино, под которым чаще всего подразумевают съемки научных работ, экспериментов и т. п. Эти киноленты знакомят с научными достижениями и открытиями и представляют интерес не только для специалистов, но и для массового зрителя.

У документального кино система жанров обширна и сложна. Телевизионный сериал «Великая Отечественная» состоит из 20 картин и по праву называется документальной эпопеей, а «страничку» в киножурнале или в ежедневной передаче «Время» часто называют просто сюжетом. Существуют документальные повести, очерки, «портреты» героев нашего времени, репортажи с мест событий, интервью, дневники путешествий, политические фильмы и т. д. Чтобы представить себе широту жанрового диапазона документального кино, сравните, например, такие картины, как «Им покоряется небо» — отчет об авиационно-спортивном празднике в Тушино, «Мгновение» — о подвиге Героя Советского Союза А. Мироненко, погибшего в Афганистане при выполнении интернационального долга, и «Моя Молдова» — фильм-путешествие по Молдавии.

Еще более разнообразны жанры игрового кино. Повторяя в целом деление, принятое в литературе, на жанры

эпические (роман, повесть, рассказ и т. п.),

лирические (лирические стихотворения, поэмы и т. п.) и

драматические (трагедия, драма, комедия, водевиль и т. д.),

кино вместе с тем внесло сюда много дополнений, изменений и уточнений. Так, историко-революционный фильм часто называют особым жанром. Но ведь история революции представала в киноискусстве в жанре и трагедии — «Оптимистическая трагедия» режиссера С. И. Самсонова по пьесе В. В. Вишневского, и драмы — «Мать» режиссера В. И. Пудовкина (по форме это драма, хотя в ее основу положен одноименный роман А. М. Горького), и рассказа — «Рассказы о Ленине» режиссера С. И. Юткевича, и повести — «Щорс» А. П. Довженко.

Развитие жанров, их слияние, взаимообогащение и взаимопроникновение особенно наглядно происходят в кино. Так, жанр детектива — произведения с острым, захватывающим сюжетом в киноискусстве имеет множество вариантов. Он может повествовать и о деятельности полиции, и о сложной, полной опасности работе разведчика, и о борьбе с политическим бандитизмом («Тревожный месяц вересень» В. Осыки), и о разоблачении происков поджигателей войны («Европейская история» А. Гостева).

В западном киноискусстве популярен жанр вестерна. Как кинематографический жанр он появился в Голливуде, в США, и посвящен, как правило, героизации первых поселенцев западных районов Америки — бесстрашных ковбоев, храбрых шерифов и т. п. Вестерны обычно искажают исторические факты, проповедуют идеологию индивидуализма. К достоинствам вестерна можно отнести остроту сюжета, занимательность и динамизм действия.

Этот жанр распространен и в киноискусстве других стран. В советском киноискусстве он отличается совершенно новым содержанием. Еще в 20-х гг. И. Н. Перестиани создает «Красных дьяволят», используя жанр вестерна для прославления юных героев гражданской войны. Широко известен фильм «Никто не хотел умирать» В. П. Жалакявичюса, рассказывающий о борьбе с бандами националистов в послевоенной Литве, по жанру этот фильм близок к вестерну.

Приобрели популярность художественно-документальные картины, соединяющие жанровые признаки двух видов искусства. Иногда включают старую хронику в ткань игрового фильма. В других случаях игровой фильм снимается «под документальный». Но чаще всего художественный фильм строят таким образом, чтобы возможно полнее воссоздать исторические факты, реконструировать прошлое. В качестве примеров таких фильмов можно привести «Шестое июля» режиссера Ю. Ю. Карасика о подавлении восстания левых эсеров против Советской власти летом 1918 г. (по пьесе М. Ф. Шатрова) или телевизионный сериал «Стратегия победы» о событиях Великой Отечественной войны. Что же касается отмеченной тенденции взаимопроникновения жанров, то она прослеживается едва ли не во всех крупных произведениях киноискусства. Попробуйте сами определить жанр, например, «Калины красной» B. М. Шукшина. Это фильм о драме человека, совершившего ошибки на своем жизненном пути. В то же время драма героя фильма приобретает подчас характер трагедии: ведь его ошибки вызваны также и трудностями времени, в которое он живет. Некоторые эпизоды этого фильма комичны, другие — сатиричны, третьи — проникновенно лиричны. Сложна по жанровой конструкции и картина «Голубые горы, или Неправдоподобная история» Э. Н. Шенгелая: внешне это комедия, но какая она грустная и как в ней много жизненной правды!

Можно назвать немало примеров замечательных экранизаций литературных произведений: «Тихий Дон», «Юность Петра», «В начале славных дел» C. А. Герасимова (по романам «Тихий Дон» М. А. Шолохова и «Петр Первый» А. Н. Толстого) и др. Многие телевизионные фильмы на сюжеты литературных произведений ставятся в форме сериала, т. е. каждый фильм состоит из нескольких серий, например «Тени исчезают в полдень» В. И. Ускова и В. А. Краснопольского (по одноименному роману А. С. Иванова) и др.

В кино есть жанры, которые еще до конца не сформировались: таков мьюзикл, соединяющий в себе признаки и музыкального и драматического произведения, иногда напоминающий оперетту, иногда — оперу или балет.

ВЕРСИЯ

Версия (лат. – видоизменять) – одно из нескольких, отличительных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   66


написать администратору сайта