Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады
Скачать 6.93 Mb.
|
ФАЛЬШЬФальшь (нем. - не настоящий) - отсутствие естественности, соответствия художественной правде, неискренность, лицемерие в игре актеров, пении, игре музыкальных инструментов. ФАНТАЗИЯФантазия (гр. - воображение) - способность к творческому воображению. Мечта, выдумка, нечто неправдоподобное. Один из элементов актерского мастерства системы К.С. Станиславского “воображение и фантазия”. ФАНТАСМАГОРИЯФантасмагория (гр. - призрак и говорю) - призрачное, фантастическое представление, получаемое от картин нереального свойства, причудливое, удивительное превращение. ФАНТАСТИКАФантастика (от греч. phantastike – искусство воображать) – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. Фанта́стика — разновидность мимесиса, в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; однако фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Властелин колец» Дж. Р. Толкьена). В 19-20 вв. развивается научная фантастика. ФАРС Фарс (лат. – начинаю) – легкая комедия бытового характера, комедия или водевиль грубоватого содержания. Шутовская выходка, грубая шутка. Это небольшие по размерам пьески острокомедийного характера. Преобладание внешних комических приемов. По стилю фарс близок в итальянской комедии дель-арте. Нечто грубое и лицемерное. Фарс — комедия-водевиль XIX—XX вв. легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Живая карикатура Родился фарс в мрачную эпоху средневековья, когда постановки на сцене носили особенно серьезный, даже религиозный характер. Фарс выразил веселость народа, его точный и смелый юмор. В этих пьесках всегда звучали соленые, грубоватые шутки, бесцеремонная насмешка над человеческими слабостями, недостатками, пороками, иногда – и над физическими недостатками. Вот сюжет одного из первых средневековых фарсов. Муж и жена долгое время живут в раздоре и ссорятся из-за того, что не могут прийти к согласию: кому какую работу делать по дому. Наконец они решают составить договор. В нем точно обозначается, у кого какие обязанности: муж чинит дом, добывает и колет дрова, разжигает печь. Жена стирает, стряпает, гладит, смотрит за скотиной. На том и порешили. Однажды муж услышал со двора истошные крики. Выбежав во двор, он увидел, что жена свалилась в глубокий чан с горячей водой, согретой для стирки. – Подай руку скорее! – кричала жена. А муж, внимательно просмотрев условия договора, ответил: Нет уж, не могу. Среди моих обязанностей не указано, что я должен тащить тебя из кипятка! Я пересказал этот сюжет своими словами. На площадных подмостках средневековых городов он выглядел, конечно, гораздо смешнее и вызывал бурное веселье собравшихся вокруг сцены зрителей. В тогдашних фарсах осмеивались жадные монахи, грубые солдаты, походившие на разбойников с большой дороги, доктора-шарлатаны. Доставалось и богачам, а иногда даже и папе римскому. Герои фарсовых сценок всегда бывали окарикатурены. Пороки так сильно преувеличивались, что выглядели чудовищными. Одним из обычных сценических игровых приемов оказывалась потасовка: фарс ведь не отличался деликатностью. Артисты, игравшие фарсовые спектакли, выносили и побои, и пинки, и многие другие неприятности. В архиве города Вены сохранился даже удивительный перечень денежных надбавок актерам за фарсовые неприятности. Удар плетью, оплеуха и пинок ногой дополнительно оплачивались по 34 крейцера. За окачивание холодной или горячей водой полагалось вдвое больше. Выше всего была такса за падение со «скалы» или из окна – 1 гульден 10 крейцеров. Фарсы питали и более серьезную драматургию. Многие фарсовые сюжеты и приемы использовал великий французский драматург и актер Мольер – к примеру, в комедии «Мнимый больной». Иногда фарс на сцене сравнивался с карикатурой в живописи. Это верное сравнение. В наши дни фарс – редкий гость театрального репертуара. Но наверное, и сегодня этому виду комедии нашлось бы, над чем и над кем посмеяться, кого высмеять, кому без всяких церемоний дать тумака... |