Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ (ТЕАТР ЮНЫX ЗРИТЕЛЕЙ)

  • Родственники Буратино

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница55 из 66
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   66

    ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПИТЧИНГ


    Театральный питчинг - это смотр работ театральных режиссеров, на котором определяются самые лучшие создатели будущих спектаклей из разных театральных городов страны.

    ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ (ТЕАТР ЮНЫX ЗРИТЕЛЕЙ)

    Теа́тр ю́ного зри́теля (ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории.

    В современных ТЮЗах много пьес ставится по школьной программе.

    Специализация на детскую аудиторию проявляется не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей: красочность, синтетичность, игра со зрителями. Для детей требуется более красочное действие, игры со зрителями, спецэффекты.

    В театре юного зрителя основу репертуара традиционно составляет сказка, современная пьеса и классика. Классические произведения — это «золотой фонд» репертуара ТЮЗов, который передаёт новому поколению зрителей и актёров, накопленный культурный опыт, формирует их духовный облик, расширяет творческие возможности театральных коллективов.

    В дореволюционной России профессиональных театров для детей не было. После Октябрьской революции создание их стало задачей государства.

    Кони-седоки

    Вьюжным февральским днем по Невскому проспекту в Петрограде двигалась странная процессия. Несколько мужчин тащили довольно внушительные по размерам сани. А на них стояли... два златогривых коня!

    Лошади в том 1922 году не были редкостью: извозчичьи сани – а летом пролетки – то и дело скользили по снегу или катили по торцовым петроградским мостовым. Извозчики на козлах лихо выкрикивали свое обычное: «А ну поберегись!» – и взмахивали кнутами. Но эти два прекрасных коня никого не везли, а сами оказались «седоками». Потому что были они не живыми, а бутафорскими!

    За санями бежала толпа мальчишек. Они с радостным изумлением разглядывали необыкновенных коней, норовили их потрогать, помогали тащить сани, восторженно перекрикивались. Удивительная процессия свернула с Невского на Фонтанку, а оттуда – на Моховую.

    А в зале бывшего Тенишевского училища на скамьях амфитеатра томились в напряженном ожидании школьники. Их пригласили на генеральную репетицию спектакля – назавтра здесь, в этом здании, открывался новый театр для детей. Но назначенное для начала репетиции время миновало, а сцена все еще была пуста, и не вспыхивал праздничный свет. Опоздание было вызвано тем, что декорационные мастерские не успели сделать декорации и бутафорию к нужному сроку. Поэтому несколько актеров и вызвались сами притащить в театр необходимых для спектакля златогривых коней.

    Наконец сани торжественно въехали во двор училища, остановившись прямо у служебного входа в новый театр. Мальчишек, сопровождавших коней на всем пути, тоже пришлось пригласить в зал: они сгорали от любопытства. Свет стал меркнуть, и на сцене в лучах прожекторов появились два деда в лаптях. Обращаясь к зрителям, они начали свой рассказ:

    За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе.
    Надеюсь, вы узнали сказку? Конечно, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова (1815–1869). Этим спектаклем началась жизнь Ленинградского театра юных зрителей. День его рождения – 23 февраля 1922 года.

    А самый первый советский театр для детей открылся в 1920 году в Москве. Он так и назывался: Первый государственный театр для детей. Он тоже открылся сказкой – «Маугли» Киплинга. Первые зрители во все глаза смотрели на сцену.

    «Уф! – Это сказал Отец Волк. – Пора опять на охоту!»

    Здание петроградской Европейской гостиницы заполнили необычные постояльцы. Здесь в просторных номерах с высокими лепными потолками, массивными дверями, цветными стеклами в оконных проемах и коврами на лестницах десятки лет жили богатые господа, дельцы, знаменитые артисты-гастролеры. К их услугам были рестораны и кафе, зимний сад, почтительная тишина.

    Эта тишина взорвалась, когда вскоре после революции гостиницу заполнили подростки: сироты гражданской войны, беспризорники, нередко озлобленные, разобщенные, не желавшие признавать законов коллектива. Они носились но коридорам, потихоньку курили, старались избежать привода в кабинет врача. Роскошный отель для иностранцев и состоятельных гостей превратился в интернат.

    Преподаватели рассказывали мальчикам и девочкам об истории России и народов других стран, о правилах арифметики, учили писать и читать. А педагог-воспитатель Александр Александрович Брянцев, похожий на доброго дедушку, хотя ему не было тогда и сорока лет, на первом же уроке стал устраивать из простыни ширму. Потом сам скрылся за ширмой, и над ее верхним краем неожиданно появился Петрушка.

    Урок превратился в кукольный спектакль.

    В другой раз за Петрушкой последовали персонажи пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Только теперь девочки сами шили костюмы, а мальчики как могли возводили избушку рыбака, царские хоромы. Юные «актеры» сами играли не только старика, старуху и золотую рыбку, но и изображали море, волны, ветер, бурю...

    Эти театрализованные игры положили начало первому советскому ТЮЗу (о его открытии я рассказывал выше). Некоторые из воспитанников Брянцева, на всю жизнь увлекшись театром, стали позднее артистами этого замечательного театрального коллектива. Первым командармом нового театра стал, конечно, Александр Александрович Брянцев (1883–1961).


    А. А. Брянцев
    «Бывало и раньше на Западе и у нас, в России, театры по воскресеньям показывали школьникам спектакли, главным образом, по классическим произведениям, в дополнение к школьной программе, – говорил Александр Александрович. – Для малышей изредка ставили наскоро сколоченные сюжетики про добрых фей, гномов и эльфов или умилительно сладенькие сказочки про «нянюшкины именины». Но театр с постоянным репертуаром для детей создавался впервые».

    ТЮЗ на Моховой, по случайному совпадению, находился в одном здании со школой, в которой я учился. Разумеется, в числе первых поколений юных зрителей оказался и я. Этот театр стал для нас не только источником великих радостей, но и второй школой. Только учили нас здесь думать и чувствовать.

    Театры для детей есть во всех странах СНГ и 3-х бывших прибалтийских республиках СССР.

    ТЕАТР КУКОЛ

    Театр кукол – одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликацион-ное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художествен-ные кукольные программы телевидения. Театр кукол не считают только детским. Театр кукол, как театр самый поэтический, более близок детям с их живым воображением и наивным метафорическим восприятием мира. Поэтому большинство зрителей театра кукол, конечно же, – дети и их родители.

    Театр кукол – это настоящий Мир, который завораживает своей загадочностью и, вместе с тем, дарит возможность в любом возрасте окунуться в беззаботный мир детства, коснуться самых нежных струн души.

    Это волшебный, СОБСТВЕННЫЙ мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители – короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты – и сто, и двести, и четыреста лет назад.

    В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о театре кукол, автор которой дал, наверное, лучшее определение театра кукол – как театра, способного «естество вещи показывать».

    Важное значение имеют внешний вид театра, его архитектура. Для современного театра кукол не менее важными, чем сам спектакль, являются художественное оформление внутреннего интерьера здания, наличие фойе, зала с робототехническими конструкциями, которые включают в себя информационные робототехнические объекты, выполненные в виде сказочных, былинных или национальных героев, декоративных динамических цветомузыкальных фонтанов с двигающимися и говорящими фигурами, информационных табло и музея кукол. В таком театре зритель уже с порога попадает в удивительный сказочный мир.

    Родственники Буратино

    Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено. Джузеппе решил смастерить из него что-нибудь. Но вдруг полено запищало тоненьким голоском. Столяр решил подарить это странное полено своему приятелю, шарманщику папе Карло... Конечно, так начинается сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

    Это – сказка.

    А в жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позднее в той же Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, в Англии – Панч, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикель-геринг, в Польше – Копленяк. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.

    По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух крестьяне и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и легкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

    После октябрьской революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра в СССР.

    Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые – потому что появляются поверх ширмы). А еще бывают марионетки – они двигаются на нитках или на проволоке, а их водители-артисты находятся над сценой. В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые...

    На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актерами. Например, если надо поставить спектакль о приключениях Гулливера, то самого Гулливера может играть актер, а лилипутов – куклы.



    С. В. Образцов с одной из своих первых и самых любимых кукол

    Главным театром кукол в СССР стал Центральный театр кукол в Москве. До конца 1991 г. им бессменно руководил Герой Социалистического Труда Сергей Владимирович Образцов (1901—1992).

    В 1976 г. в Москве состоялся XII конгресс УНИМА – так называется международная организация деятелей театров кукол, «вероятно, самая дружная, и самая добрая из международных организации» – так сказал о ней Сергей Владимирович. На этом конгрессе президентом УНИМА избрали С. В. Образцова.

    Было бы неверно думать, что театры кукол существуют и ставят спектакли только для детей. И Государственный академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова и Санкт-Петербургский Большой театр кукол постоянно создают спектакли для взрослых. Потому что с помощью «актеров»-кукол можно интересно выразить любую идею, любую мысль, даже самую серьезную и значительную.

    В СССР было более ста театров кукол. Спектакли в них шли на сорока языках народов советских республик.





    Резо Леванович Габриадзе

    Всемирную славу снискал Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе.

    Известный грузинский сценарист и режиссер, Резо Леванович Габриадзе (р. 1936) много трудился в кино и снял по своим сценариям немало фильмов. Но однажды ему пришла счастливая мысль создать свой театр марионеток и доверить им нелегкую обязанность разговаривать с людьми в зале на самые разные темы.

    Каждая кукла, которую Габриадзе придумывает, рисует, а часто и сам конструирует, всегда с огромной выразительностью передает характер персонажа. Например, вещего ворона в одном из спектаклей он сделал из... металлической корзины, в какой люди складывают покупки в магазине, и укрепил на ней разноцветные тряпочки-перья. Получилось очень похоже.

    Спектакли Резо Габриадзе для взрослых – это и драмы, и комедии, и сентиментальные истории, и сказки. Спектакли тбилисского театрального волшебника пересказать невозможно. Лучше их увидеть – если, конечно, вам мог бы представится счастливый случай!
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   66


    написать администратору сайта