Главная страница
Навигация по странице:

  • Что нужно сделать, чтобы ваша речь убеждала

  • Практическая стилистика 5 семестр

  • Что такое стилистика

  • В каком из словосочетаний нарушена лексическая сочетаемость

  • Практическая стилистика. Б. В. Томашевский Что такое стилистика


    Скачать 340.58 Kb.
    НазваниеБ. В. Томашевский Что такое стилистика
    Дата29.04.2023
    Размер340.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая стилистика.docx
    ТипДокументы
    #1097118
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

    Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье!

    Степени сравнения имен прилагательных экспрессивны по своей

    природе, т.к. выражают разную степень проявления признака

    Например:

    Сравнительная степень

    Аналитическая форма сравнительной степени употребляется в

    основном в книжной речи, простая форма в целом нейтральна

    Разговорный оттенок носят также формы с приставкой -по

    При наличии предлога возможна только сложная форма сравнительной степени.

    При переносном значении прилагательного тоже употребляется сложная форма

    Книжно-нейтральным характером отличаются формы

    Например: бойче, звонче, смелее, веселее

    по сравнению с разговорными - бойчее, звонче,

    смелей, веселей

    При сочетании с количественными наречиями формы сравнительной

    степени могут приобретать книжный или разговорный оттенок.

    Разговорный характер имеют выражения

    Сравнительная степень

    Живет лучше прежнего, устал больше вчерашнего и т.п

    Всего и все : хуже всех, дороже всего

    Например:

    Превосходная степень

    У превосходной степени простая форма, в том числе с приставкой ,

    имеет книжный характер, а сложная общеупотребительна

    наиглубочайшие мысли – самые глубокие колодцы,

    строжайшая диета – самая строгая учительница и т.д.

    Например:

    Образование форм сравнительной

    или превосходной степени

    Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных

    является образование форм сравнительной или превосходной степени

    Нет ничего более худшего, чем ожидание

    Он был специалистом самого высокого экстра-класса

    Например:

    Употребление имени числительного

    Имя числительное как часть речи, которая указывает на отвлеченные

    числа, количество предметов и порядок их при счете и предназначена

    для выражения точной, беспристрастной информации,

    находит широкое применение

    Это связано с тем, что в эти стили привлекается значительное количество чисел

    В книжном стиле В научном стиле В официально-деловом стиле

    Употребление имени числительного

    Числительные не допускают переноса значения, а следовательно,

    и метафорического использования. Поэтому вопрос об

    экспрессивности числительных может показаться необоснованным

    Хотя иногда, например, в публицистическом стиле, и эта часть

    речи может стать сильным источником речевой экспрессии

    Числительные, используемые в публицистике, подчас вызывают всплеск

    эмоций, выступая при этом в своем обычном (неметафорическом) значении

    Может ли не затронуть чувства читателя информация о том, что

    Великая Отечественная война унесла двадцать миллионов жизней

    Например:

    Употребление имени числительного

    Нежелательно злоупотреблять числительными в текстах,

    рассчитанных на слуховое восприятие

    Трудно слушать оратора, которых приводит много цифровых данных.

    Поэтому опытные лекторы выносят статистические данные в специальные

    таблицы, рассчитанные на зрительное восприятие, не загромождая

    числительными свою речь

    Употребление форм глагола

    Глагол помогает создать описание жизни в ее развитии,

    движении, конкретизирует действие

    Глагольная стилистическая функция – придать динамизм повествованию

    Глагольные формы могут варьироваться

    Использование форм настоящего времени вместо

    прошедшего – приближает нас к событиями

    Используется настоящее время в значении будущего, чтобы

    указать на то действие, которое мы собираемся совершить

    Использование совершенного вида вместо несовершенного

    Употребление форм глагола

    Существуют экспрессивные формы глагольного прошедшего времени:

    Формы давно прошедшего времени

    Формы мгновенно произвольного действия (т.е., вдруг, внезапно)

    Глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия

    Например: Поехал Семен Петрович с пряжей в Москву и заболел

    Cлыхивал, видывал, бывал

    Прыг, стук, бац, бух

    Например:

    Например:

    Употребление форм глагола

    Глагол и глагольные формы играют важнейшую роль в построении

    высказываний. Однако их употребительность в различных функциональных

    стилях речи неодинакова

    В научном и официально-деловом стилях процент глагольных форм значительно ниже,

    чем в разговорной речи. Это связано с особенностями стилей:

    В официально-деловом и научном стилях - потребность в наименовании

    предметов, свойств, понятий преобладает над необходимостью обозначать

    различные действия и процессы

    В обиходно бытовой речи - важно как раз передача динамики событий,

    действий и т. п., о которых сообщает говорящий

    Употребление форм глагола

    «Глагольность», если можно так выразиться, научного стиля в полтора раза

    выше, чем официально-делового. Стремление к абстрактизации в научных

    текстах получает отражение в подборе глаголов отвлеченной семантики

    Быть, являться, иметь и др.

    Основной причиной является

    Существует несколько способов введения лекарственных веществ

    В распоряжении физиотерапевта имеется несколько методов...

    Например:

    Употребление форм глагола

    В публицистическом стиле глагольность может стать определяющей чертой того

    или иного текста, если функционально-смысловой тип речи ориентирует на

    повествовательный, событийный характер изложения. Однако если публикации

    испытывают сильное влияние официальноделового стиля, насыщение глаголами

    порой сводится до минимума

    Глагольность как функционально-стилевой параметральный признак выделяет

    художественную речь. Значительное количество глаголов — преимущество образной

    речи; оно свидетельствует о том, что повествование занимает в художественных

    текстах большое место

    овы синтаксической стилистики Каждому функциональному стилю свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом Основы синтаксической стилистики Для , в частности, показательно преобладание двусоставных личных предложений, среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенноличные. Безличные употребляются реже. Как исключение встречаются инфинитивные и номинативные научного стиля В используется измененный порядок слов. Причем, он не используется в экспрессивной функции. В научной речи большинство предложений начинается с обстоятельства, дополнения или предикативного члена научном и официально-деловом стилях В преобладают иные конструкции: подлежащее, как правило, препозитивно, причем в тексте повторяются однотипные конструкции официально-деловом стиле Такое построение высказываний не только способствует предельной ясности формулировок, но и служит достижению единообразия в изложении. А стандартизация – это очень важное официально-делового стиля речи Основы синтаксической стилистики В , в повествовании, описании, рассуждении конструкции с подлежащим в препозиции используются для живой передачи движения, развития действия, отражая динамику событий художественной речи В преобладают иные конструкции: подлежащее, как правило, препозитивно, причем в тексте повторяются однотипные конструкции официально-деловом стиле Такое построение высказываний не только способствует предельной ясности формулировок, но и служит достижению единообразия в изложении. А стандартизация – это очень важное официально-делового стиля речи Основы синтаксической стилистики В сочетаниях имен существительных с прилагательными последние обычно препозитивны. Постпозитивное прилагательное выделяется интонацией и часто несут основную смысловую нагрузку Иногда в предложении нарушается цельность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом. В таких конструкциях глагол обладает незначительной информативностью, большая смысловая нагрузка лежит на существительном и прилагательном «Белинский был человек сильный и решительный» (Н.Г.Чернышевский) Например: Основы синтаксической стилистики Очень интересно употребление нескольких определений, занимающих в предложении одинаковые синтаксические позиции «…. шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска» (Л.Н.Толстой) Например: Порядок слов Порядок слов имеет важное смысловое значение в сочетаниях количественных числительных с существительными. При точном обозначении числа числительное препозитивно. Иной порядок слов указывает на приблизительность количества В глагольных словосочетаниях существительным оно, как правило, стоит на втором месте Инверсия зависимой словоформы, подчеркнутой логическим ударением, создает яркую экспрессию Нормы управления Одной из наиболее актуальных проблем в области стилистически оправданных синтаксических норм является . Pyccкий cинтaкcиc oтличaeтcя бoгaтcтвoм и paзнообpaзиeм вapиaнтoв yпpaвляeмыx кoнcтpyкций управление Cтилиcтичecкий интepec вызывaют тe вapиaнты yпpaвлeния, кoтopыe пoлyчaют фyнкциoнaльнo-cтилeвoe зaкpeплeниe С ocoбoй ocтopoжнocтью нужно oтнocитьcя к вapиaнтaм yпpaвлeния, пopoждaющим двycмыcлeннocть. Taк, мoжeт вoзникнyть нeяcнocть пpи oмoнимичecкoм выpaжeнии cyбъeктa и oбъeктa дeйcтвия в тoй или инoй пaдeжнoй фopмe Нужно различать управления пpи cинoнимичecкиx cлoвax, кoтopыe тpeбyют yпoтpeблeния paзныx пaдeжeй Синтаксические средства для создания экспрессии Cинтаксические средства создания экспрессии разнообразны. К ним относят стилистические фигуры, представляющие собой сильные средства эмфатической интонации Эмфаза Это эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи Различные приемы, создающие эмфатическую интонацию, свойственные преимущественно поэзии и редко встречаются в прозе, причем рассчитаны не на зрительное, а на слуховое восприятие текста, позволяющее оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, то есть все оттенки звучащей фразы. Это нарочитое выделение во фразе какого-либо слова Синтаксические средства для создания экспрессии Поэтический синтаксис Отличают риторические восклицания , которые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи. Риторические восклицания нередко сочетаются с риторическими вопросами Синтаксические средства для создания экспрессии Риторический вопрос Одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков Риторические вопросы содержат эмфатическое утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа Функция риторического вопроса — привлечь внимание, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон Синтаксические средства для создания экспрессии Риторический вопрос Риторические вопросы, хоть и похожи внешне на обычное вопросительное предложение, отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление Риторический вопрос в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят два знака – вопросительный и восклицательный Синтаксические средства для создания экспрессии Эллипсис Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какоголибо члена предложения, который подразумевается из контекста Здесь пропущено сказуемое, и это придает речи особый динамизм и экспрессию Синтаксические средства для создания экспрессии Умолчание Оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право слушателю догадаться, какие слова не произнесены Многосоюзие Бессоюзие Используется для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура Обратная стилистическая фигура Повторяются обычно сочинительные, соединительные союзы «и», «ни» Синтаксические средства для создания экспрессии Инверсия Стилистический прием, состоящий в намеренном изменении обычного порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания Инверсия является сильным стилистическим средством создания эмфатической интонации. Если прямой порядок слов, как правило, не имеет стилистического значения, то инверсионный – всегда стилистически значим Синтаксические средства для создания экспрессии Инверсия Инверсия возможна лишь в экспрессивной речи. Этот стилистический прием используют не только писатели, но и публицисты В научном и официально-деловом стилях, как правило, порядок слов не используется в экспрессивной функции и потому инверсия не может быть оправдана Синтаксические средства для создания экспрессии Анафора Стилистический прием, заключающийся в повторении слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Оксюморон Образное сочетание противоречащих друг другу понятий; сочетание слов с противоположным значением Синтаксические средства для создания экспрессии Синтаксический параллелизм В последнее время он стал очень популярен и в публицистическом стиле, и в различных интернет-жанрах, в том числе в социальных сетях. Это одинаковое или сходное строение соседних предложений или синтаксических отрезков Синтаксические средства для создания экспрессии Синтаксический параллелизм “Чтобы узнать цену года, спроси студента, который провалился на экзамене. Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно. Чтобы узнать цену недели, спроси редактора еженедельника. Чтобы узнать цену часа, спроси влюблённого, ждущего свою возлюбленную. Чтобы узнать цену минуты, спроси опоздавшего на поезд. Чтобы узнать цену секунды, спроси того, кто потерял близкого человека в автомобильной катастрофе. Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийских игр” Например: Цитата Бернара Вербера тоже — яркий пример синтаксического параллелизма

    ой интерес вызывает их

    01 Функционирование в разных стилях речи

    02 Их огромные экспрессивные возможности

    Также те трудности, которые возникают в речи

    при использовании однородных членов

    03

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Однородные члены предложения часто употребляются в книжных стилях

    Они выступают как важнейшее средство подробного описания

    предметов, их свойств, различных явлений, процессов и т.п.

    В перечисление нередко выглядит как длинная цепочка

    однородных членов, Преобладает, как правило, бессоюзная связь

    книжных стилях

    В при использовании однородных членов особая

    четкость достигается их нумерацией, помогающей выделить и

    подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов

    книжных стилях

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Хотя если и последний член ряда при перечислении употребляется без союза,

    то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для

    возможного дополнения. Поэтому чаще используются «закрытые» ряды

    однородных членов с замыкающим союзом «и», который вносит значение

    исчерпанности

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    В однородные члены предложения также

    встречаются очень часто. Ведь точность перечисления однородных понятий

    – обязательное требование к языку законов

    официально-деловом стиле

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Научный стиль: в научных работах, исследованиях авторы стремятся к

    полному и подробному перечислению признаков, действий, свойственных

    описываемому явлению или предмету

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    В однородные члены не менее популярны, чем в

    научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь

    добавляется и эстетическая

    публицистической речи

    В то же время в часто используют отдельные

    предложения вместо однородных членов. Такое синтаксическое

    построение усиливает эмоциональность. При использовании

    однородных членов напряжение речи снижается

    публицистической речи

    Так как журналисты используют перечисление не только как средство

    логического изложения материала, но и как яркий источник речевой

    экспрессии. И это сближает публицистическую речь с художественной

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    В также однородные понятия

    могут быть оторваны от предыдущих

    художественной речи

    Этот прием воспроизводит интонации живой речи,

    создавая эффект непринужденности

    Употребление однородных членов предложения влияет и на интонационный

    рисунок фразы. В перечисление порождает особую

    гармоничность звучания текста, создает его упорядоченность

    художественной речи

    В использование однородных членов предложения

    может быть связано с описаниями или с созданием динамики

    художественной речи

    «Наступила дождливая, грязная, темная осень»

    А.П.Чехов

    Например:

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Однородные члены предложения могут осложнять, «утяжелять» синтаксическую

    конструкцию: слишком длинный их перечень делает предложение громоздким

    Чтобы упростить и разнообразить перечисления,

    используют различные синтаксические структуры

    В первую очередь - различные союзы, которые оживляют изложение и уточняют

    характер связи однородных членов. Тогда однородные члены предложения могут

    объединяться в группы, сопоставляться, противопоставляться

    Если мы говорим при

    однородных членах предложения

    про союзы

    Как мы уже знаем:

    При отсутствии союзов конструкция образует незамкнутый ряд и не

    имеет характера исчерпывающего перечисления, то же самое при

    повторении союза перед каждым однородным членом

    Союзы при однородных

    членах предложения

    Попарное соединение однородных членов

    союзом возможно в следующих случаях: И

    Это дает эффект неожиданности, оживляющий речь,

    широко используется такой прием в публицистике

    Объединяются близкие по смыслу слова

    Объединяются слова-антонимы

    Объединяются попарно далекие друг от друга по смыслу понятия

    Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

    Он одинаково проникновенно рассказывает о похоронах

    кинозвезды и о выставке дверных ручек, о юбилее

    почтенного банкира и о погоде в штате Юта, о перестрелке

    на соседней улице и о собственном завтраке

    Например:

    Например:

    Предлоги при однородных

    членах предложения

    Возможны варианты, когда ставится один предлог либо предлог

    повторяется перед каждым однородным членом

    Нельзя опускать разные предлоги, повторяются предлоги

    и в случае распространения однородных членов

    Предлог повторяется, если его отсутствие может

    вызвать неправильное толкование:

    Материалы для статьи и для курсовой работы

    — Материалы для статьи и курсовой работы

    Например:

    Ошибки в сочетаниях однородных

    членов предложения

    Нельзя использовать в качестве однородных членов предложения

    вещественно неоднородные, несопоставимые понятия

    Нельзя не учитывать лексической сочетаемости с главным словом

    Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия

    В перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия

    На деревянных скамьях ехало великое множество отпрысков

    рода человеческого в сопровождении ребятишек, бутылей с

    вином, тещ, козлов, кур, свиней, корзин с фруктами и прочими

    необходимыми в путешествии вещами

    Дж. Даррелл

    Например:

    Ошибки в сочетаниях однородных

    членов предложения

    При попарном сочетании однородных членов нельзя делать это произвольно;

    должен использоваться либо принцип смежности, либо принцип контраста

    Нельзя использовать в качестве однородных деепричастные

    и причастные обороты и придаточные предложения

    Вводные слова

    Вводные слова и словосочетания, выражая те или иные оттеночные

    значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко

    закрепляются за функциональным стилем

    Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь

    внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле

    Так, вводные слова и словосочетания, выражающие

    достоверность, уверенность, предположение

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Значительную группу составляют:

    Cлова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения

    Они выражают радость, удовольствие, огорчение, удивление. И придают

    речи экспрессивную окраску, а поэтому не могут быть использованы

    в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом

    общении людей и в художественных произведениях

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Вводные предложения, выражающие примерно те же оттенки значений, что

    и вводные слова, в отличие от них стилистически более независимы

    Вводные предложения могут быть достаточно распространены:

    Но чаще они достаточно лаконичны:

    Это объяснятся тем, что они разнообразнее по лексическому составу и по объему

    «Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую

    добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем

    рассказать…»

    «ты знаешь», «надо вам заметить», «если не ошибаюсь» и т.п.

    Например:

    Например:

    Однородные

    вводные

    члены

    предложения и слова

    Основная сфера их употребления

    Устная речь (которую вводные предложения обогащают

    интонационно, придают ей особую выразительность)

    Художественная речь

    Не книжные стили, в которых, как правило, отдается

    предпочтение более коротким вводным единицам

    ным называется предложение, имеющее в своем составе

    два или несколько простых предложений, образующих

    в смысловом и интонационном отношении единое целое

    Сложное предложение отличается от простого не объемом,

    а разницей в структуре — простое предложение, имеющее в

    своем составе одну предикативную единицу, может быть

    очень длинным, а сложное — очень коротким

    Стилистика сложных предложений

    Цельность сложного предложения может

    создаваться различными средствами

    Интонацией Лексическим составом

    Параллелизмом частей

    Порядком частей

    Союзами

    Союзными словами

    Союзы при однородных

    членах предложения

    Простые предложения, входящие в состав сложного, могут объединяться

    сочинительными союзами, подчинительными союзами или соотносительными

    словами, бессоюзной связью, в которой не проявляется ни сочинение, ни подчинение

    При подчинении одна часть в смысловом и синтаксическом отношении подчинена

    другой. Обычно не только придаточная часть не может существовать без главной,

    но и главная нуждается в распространении с помощью придаточного предложения

    Союзы при однородных

    членах предложения

    Сложносочиненные предложения - части сложного

    предложения равноправны по отношению друг к другу и связаны

    с помощью сочинительных союзов. Части такого предложения

    обычно отделяются друг от друга запятой

    Союзы при однородных

    членах предложения

    Части сложносочиненного предложения, связанные неповторяющимися

    союзами не разделяются запятыми, если: И, ДА, ИЛИ, ЛИБО

    Есть общий второстепенный член предложения или вводное слово

    Есть общее придаточное предложение

    Если связаны односоставные предложения

    Ошибки в сочетаниях однородных

    членов предложения

    Сложноподчиненное предложение отличается наличием неравнозначных

    частей — главного и придаточного, связанных с помощью союзных слов и

    подчинительных союзов и пр. КТО, КОТОРЫЙ, ЧТО, КАК, ГДЕ, КУДА

    Если используются сложные союзы

    то запятая ставится перед ними

    С ТЕХ ПОР КАК, ХОТЯ ЕСЛИ,

    ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО,

    Стилистика сложных предложений

    В мы используем в основном простые предложения, причем

    очень часто – неполные, сложные предложения употребляются реже. Это

    преимущественно бессоюзные предложения

    разговорной речи

    Отсутствие союзов компенсируется интонаций, которая в

    имеет решающее значение для выражения смысловых оттенков

    и синтаксических отношений

    разговорной

    речи

    Когда мы отражаем разговорную речь на письме, мы используем

    чаще всего бессоюзные сложные предложения

    Сложноподчиненные предложения в художественной речи,

    отражающей разговорную встречаются редко

    Стилистика сложных предложений

    Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей

    Обращение к сложносочиненным предложениям оправдано при описании

    каких-либо фактов, наблюдений, констатации результатов исследований

    «Чистые» сложносочиненные предложения в сравнительно

    редки, так как не выражают всего многообразия причинно-следственных,

    условных, временных и других связей, возникающих в научном,

    публицистическом, официально-деловом текстах

    книжных стилях

    В широко используются сложные

    синтаксические конструкции с различными видами сочинительной

    и подчинительной связи

    книжных функциональных стилях

    Стилистика сложных предложений

    Сложноподчиненные предложения занимают достойное место

    в любом из книжных стилей

    Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных

    смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки

    Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во

    многом зависит от правильного использования средств связи в составе сложных

    предложений, которые устанавливают логические связи отдельных предложений

    в составе сложного синтаксического целого

    Стилистика сложных предложений

    Научный стиль характеризуется преобладанием причинных

    и условных придаточных предложений, часто используются

    сопоставительные конструкции с двойным союзом

    В наиболее широко

    используются определительные и условные придаточные

    официально-деловом стиле

    В широко используются придаточные времени художественной речи

    Стилистика сложных предложений

    В роль сложноподчиненных предложений состоит в выявлении

    логических связей между сопоставляемыми фактами, закономерностями

    научном стиле

    В сравнительные придаточные части

    сложноподчиненных предложений обычно становятся тропами

    художественной речи

    К тропам относятся

    Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора

    Стилистика сложных предложений

    Некоторые союзы могут быть использованы в любом стиле

    Например: «что», «чтобы», «потому что», «как»

    Есть сугубо книжные

    Сугубо разговорные

    Ряд союзов имеет просторечную окраску

    «вследствие того, что»

    «коль» в значении «если»

    «раз» в значении «как».

    «кабы», «дабы»

    Например:

    Например:

    Например:

    Союзы при однородных

    членах предложения

    Каждая предикативная единица в составе сложного предложения

    обладает определенной самостоятельностью, однако части

    сложного предложения координируются между собой

    Параллельные синтаксические

    конструкции

    Многообразие вариантов передачи значения обусловлено прежде всего

    существованием параллельных конструкций, с помощью которых одну

    и ту же информацию можно передать различными способами

    Параллельными конструкциями являются такие, которые при наличии общего

    грамматического значения (определительного, обстоятельственного,

    уступительного и пр.) различаются своей структурой и функцией (член

    предложения и придаточное предложение, простое и сложное предложение)

    Параллельные синтаксические

    конструкции

    Придаточное в сложноподчиненном предложении заменяется

    Стилистические различия связаны с использованием

    параллельных конструкций в различных речевых стиля

    Либо обособленным причастным оборотом

    Либо обособленным деепричастным оборотом

    Либо существительным с зависимыми от него словами

    Либо инфинитивной конструкцией

    Причастный оборот

    Причастные и деепричастные обороты являются принадлежностью

    прежде всего , употребление отглагольных

    существительных указывает на канцелярский стиль

    книжной речи

    Недостатком причастий является их неблагозвучие, связанное с избытком

    шипящих — блещущий, тащащий, проштрафившийся, таращащийся

    Причастия, сочетая в себе признаки глагола и прилагательного,

    обладают меньшим динамизмом, чем глаголы в спрягаемых формах.

    Поэтому они утяжеляют речь, замедляют ее темп

    Причастные обороты — характерная черта письменной речи. Причастный

    оборот обладает емкостью и выразительностью, и, заменяя предикативную

    конструкцию, дает возможность сообщить дополнительную информацию в

    пределах одного высказывания

    Обособленный причастный оборот обладает большей

    смысловой нагрузкой и большей выразительностью

    Причастия характеризуют категории времени, вида, залога и числа,

    поэтому большую роль играет правильное использование этих категорий

    Важно также и расположение причастий и причастных оборотов в

    предложении, поскольку именно неправильный порядок слов является

    наиболее распространенной ошибкой, приводящей к искажению смысла

    Замена придаточного причастным оборотом нужна в тех случаях, когда

    излишне часто употребляется союзное слово КОТОРЫЙ, а при этом

    соотносительные связи не всегда ясны

    Причастный оборот

    Деепричастный оборот

    Деепричастный оборот также более краток и динамичен,

    чем синонимичное ему обстоятельственное придаточное

    Однако придаточное предложение, благодаря разнообразию

    подчинительных союзов, способно передавать те дополнительные

    оттенки значения, которые недоступны деепричастному обороту

    Деепричастный оборот

    Невозможна замена придаточного предложения деепричастным

    оборотом в следующих случаях

    Когда подлежащие главного и придаточного предложения различны

    Если сказуемое главного или придаточного предложения

    дано в безличной форме

    Если от глагола нельзя образовать деепричастия

    соответствующей формы

    Деепричастный оборот

    Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие подлежащего,

    поэтому употребление деепричастий в безличных предложениях невозможно

    Например: Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа

    Деепричастный оборот может употребляться в безличном предложении при

    инфинитиве, только если нет ни грамматического, ни логического подлежащего

    или даже косвенных указаний на субъект действия

    Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить

    следующее... Лежа в постели, читать вредно

    выступление – это выступление оратора перед

    непосредственно присутствующей в зале аудиторией

    Риторика

    Риторика – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы

    речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи

    и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели

    Риторика учит нас тому, как эффективно при помощи своей речи

    воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая

    Основоположником риторики как науки считается древнегреческий

    философ Аристотель, который создал всемирно известный труд «Риторика»

    Цель публичного выступления

    При создании публичной речи вы должны

    Отчётливо понимать, какова цель вашего будущего выступления

    Каким должно быть выступление в плане содержания и наличия эмоций

    Каким оно должно быть в плане стилистической окраски,

    про которую мы так много говорили

    Виды публичных

    выступлений по цели

    По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные

    в ораторской практике вида публичных выступлений:

    Информационное

    01 02

    03 04

    Протокольно-этикетное

    Развлекательное Убеждающее

    0 1 Информационное выступление

    Цель

    Информационный жанр используется

    В научном докладе

    В монологе учителя при объяснении В ответе ученика на уроке

    В рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления

    В сообщении В лекции перед студентами

    Cообщить некоторую информацию

    Протокольно-этикетное

    выступление

    02

    Цель

    Cообщить некоторую информацию

    В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении

    0 3 Информационное выступление

    Цель

    В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление

    Развлечь собравшихся

    0 4 Убеждающая речь

    Цель

    Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором

    позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу

    Типичные случаи убеждающих выступлений

    Научные

    Агитационные Рекламные

    Политические дискуссия Предвыборные

    Убедить

    Смешанные виды выступлений

    Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате

    чего выступления могут приобретать комплексный характер

    Можно, например, говорить об информационно-этикетных,

    информационно-развлекательных, информационно-убеждающих

    выступлениях, возможны и другие смешанные типы

    Виды выступлений по форме

    Доклад

    01

    Лекция Беседа

    04 05

    Сообщение Выступление

    02 03

    Успех публичного выступления

    Успех любого публичного выступления зависит от четырёх факторов

    Доходчивости

    01 02

    03 04

    Правильности

    Увлекательности Убедительности речи

    Доходчивость речи

    Доходчивость речи —это

    Уместность - выбор языковых средств в зависимости от ситуации

    Короткие предложения

    Отсутствие причастных и деепричастных оборотов

    Действительный залог

    Преобладание глаголов

    Сознание оратором цели своего выступления

    Логичность изложения, т.е. речь должна быть последовательной, без

    отступлений от основного содержания, без неуместных повторов

    Правильность речи

    Правильность речи имеет два аспекта

    Соблюдение норм речи

    Правильная техника речи, т.е. то, что обеспечивает ее звучание

    0 1

    02

    Увлекательность речи

    Языковой аспект увлекательности связан с такими качествами

    хорошей речи, как выразительность, богатство

    0 1

    Психологический аспект увлекательности ещё

    называют языком внешнего вида оратора

    Сюда относятся

    0 2

    Внешность

    Поза и жесты Взгляд

    Манеры

    Убедительность речи


    ? Что нужно сделать, чтобы ваша речь убеждала?

    Будьте собой

    Готовьтесь заранее

    Изучите аудиторию

    Подготовьте яркое начало вашего выступления

    Задавайте вопросы

    Используйте цифры

    Найдите выгоду

    Не частите с цитатами

    Не начинайте выступление с шутки

    Практическая стилистика 5 семестр



    Связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом — это: доклад
    Ответ: лекция
    Какие из приведенных антонимов являются градуальными? жизнь-смерть
    Ответ: истинный-ложный больной-здоровый высокий-низкий
    Успех любого публичного выступления зависит от:
    Ответ: все вместе
    Развернутый, подготовленный диалог со слушателями — это: доклад
    Ответ: беседа
    Стилистические нормы — это:
    Ответ: правила выбора того или иного стиля речи в зависимости от ситуации
    Важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи —
    Ответ: придавать динамизм описанию
    Сколько языковых стилей ввел М. В. Ломоносов? 1
    Ответ: 3
    Что не входит в понятие “доходчивость речи”? уместность
    Ответ: все входит
    Важнейшая стилистическая функция прилагательного в художественной речи — придавать динамизм описанию
    Ответ: эстетическая информативная экспрессивная

    Что такое стилистика?
    Ответ: наука о том, как правильно выбирать языковые единицы и организовывать их в единое смысловое целое
    Развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, — это:
    Ответ: Доклад
    Какой из признаков не характеризует литературный язык? нормированность
    Ответ: наличие только письменной формы
    Какие из приведенных антонимов не являются градуальными? гениальный-бездарный
    Ответ: жизнь-смерть
    Что из перечисленного не входит в понятие “национальный язык”? литературный язык
    Ответ: все входит
    Каким свойством из перечисленных не обладают языковые нормы? обязательность
    Ответ: рекомендательный характер

    В каком из словосочетаний нарушена лексическая сочетаемость?
    Ответ: большинство времени
    Орфографические нормы — это:
    Ответ: правила написания слов
    Лексические нормы — это:
    Ответ: правила употребления слов в том или ином значении
    Можно ли встраивать шутки в публичную речь? можно в любое время
    Ответ: можно, но не в начале выступления
    Орфоэпические нормы — это:
    Ответ: правила произношения
    1   2   3   4


    написать администратору сайта