Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры
Скачать 4.63 Mb.
|
КНЯЗЬЯ ЮСУПОВЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ АЛЛЮЗИИО.Ю. Мурашко Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: olga-mur@inbox.ru Аннотация. Княжеский род Юсуповых сыграл видную роль в развитии отечественной культуры, искусства и литературы. Среди их современников и близких знакомых в разное время были такие выдающиеся литераторы как Сумароков, Бомарше, Вольтер, Пушкин, Державин, Жуковский и другие. Но и представители рода не только оказывали поддержку поэтам и литераторам, но и сами обладали литературными способностями. Связям рода Юсуповых с представителями поэтического творчества XVII – XIX в.в.посвящена статья Ключевые слова: литература, усадебная библиотека, князья Юсуповы, поэзия, творчество, искусство PRINCES OF YUSUPOV AND POETRY ALLUSIONSO.Y. Murashko Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: olga-mur@inbox.ru Abstract. The princely family of the Yusupovs played a prominent role in the development of domestic culture, art and literature. Among their contemporaries and close acquaintances at different times were such outstanding writers as Sumarokov, Bomarche, Voltaire, Pushkin, Derzhavin, Zhukovsky and others. But representatives of the clan not only supported poets and writers, but also possessed literary abilities themselves. The relations of the Yusupov clan with representatives of poetic creativity of the XVII-XIX centuries are devoted to the article Keywords: literature, manor library, princes Yusupov, poetry, creativity, art Богатейшая книжная коллекция библиотек князей Юсуповых была предметом восхищения для их современников и предметом гордости хозяев. Умение собрать выдающиеся произведения литературы в своих загородных усадьбах и столичных дворцах характеризует род Юсуповых как прекрасных знатоков книжной культуры. Поэзия во все времена была тонким явлением, во многом, зависящем от окружения, эпохи. Юсуповы, как подлинные ценители прекрасного, люди. выдающиеся внеси свою лепту. быть может и не желая того, и в развитие нашей отечественной литературы и поэзии [ 4,с.67 ]. Первый, кому литературная общественность, должна быть признательная за содействие рождению отечественного литератора, Александра Сумарокова был князь Борис Григорьевич Юсупов. Александр Сумароков стал одним из кадетов сухопутного шляхетского корпуса, когда его возглавлял Б.Г. Юсупов. Надо отметить, что и до будущего русского литератора это военное учебное заведение заканчивали люди, которые пробовали себя на литературном поприще. Одним из них был, например, представитель знатного рода, приближенного к императорскому двору переводчик и писатель Адам Олсуфьев. Но именно при князе Юсупове в корпусе создаются литературное общество, театральный кружок. Особое значение приобретает библиотека корпуса, своевременно пополняющая свой фонд новинками литературы всех европейских стран. Поэтому неудивительно, что будущий литератор Сумароков, с пятнадцатилетнего возраста получает всестороннее образование, в совершенстве овладевает немецким и французским языками, а также начальным знанием итальянского. Все это, конечно, отразилось в формировавшемся кругозоре юного поэта. Его сиятельство, князь Борис Григорьевич весьма способствовал тому, чтобы первые драматургические опыты молодого Александра претворились в жизнь в театральных постановках корпуса. Именно Сумароков считается отцом русского театра, основоположником русского классицизма в литературе, его пьесы легли в основу становления отечественной драматургии российского театра. Но, если этот факт, известен в основном специалистам области литературоведения и театроведения, то эпиграммы Сумарокова вполне могут быть применимы в нашей жизни, несмотря на три столетия разделяющие нас: «Пузырь всегда пузырь, хоть пуст он, хоть надут», «Честь наша не в титлах состоит» [7]. В 1774 году, сын Бориса Григорьевича, Николай, будущий вельможа, сановник и меценат, отправляется в путешествие по Европе в качестве студента Лейденского университета, старейшего университета Нидерландов. Именно в этот период своей жизни ему предстоит встретиться с величайшими умами эпохи Просвещения. Можно только догадываться насколько это был незаурядный молодой человек, если в его красном сафьяновом альбоме в Лондоне, в зените славы после триумфа «Свадьбы Фигаро», в мае 1776 года делает стихотворную запись Пьер Огюст Карон де Бомарше! На наш взгляд, есть полная возможность говорить о том, что Бомарше своим поэтическим посвящением как бы предопределяет, пророчествует будущее юного князя: « Вы, милый князь, полны стремленья Знать, видеть все без исключенья, Со злобой волн вступая в спор, Дерзайте ж! в путь — судьба вас гонит. На мировой спеша простор, …… Склоняйтесь ниц пред красотой. Со всеми на земле мужьями В борьбе должны вы быть глухой. Когда ж вы сердцем слабы сами, Равно любите женщин всех, И все им делайте в угоду, Но не теряйте лишь свободу. Забыть вам также было б грех, Что мать здоровья — осторожность. … Талантам же, всех больше чтимым, Не доверяйте лучше вдруг. Желаю быть неутомимым Я вам любовником наук И счастья баловнем любимым» [1]. Пожелание Бомарше молодому представителю княжеского рода «Быть неутомимым ….любовником наук и счастья баловнем любимым» стало поистине пророческим. Интересен тот факт, что творчество Бомарше оказало, несомненно, сильное воздействие на литературное творчество русского гения поэзии Пушкина. Литературоведы подсчитали, что Пушкин, так или иначе, упомянул творческие образы Бомарше или его самого около двадцати раз! Гений русской литературы из всех перечисленных философов и литераторов, с кем сводила судьба Юсупова, дважды упоминает именно Бомарше: веселый Бомарше, колкий Бомарше. Н.Б. Юсупов лично показывал записи из своего альбома Александру Сергеевичу. И, по мнению авторитетного пушкиноведа В.Э. Вацуро, стихотворение, посвященное Пушкиным Юсупову «К вельможе», может рассматриваться как заочный ответ через время и расстояние своему кумиру, Бомарше. «Веселый Бомарше блеснул перед тобою – он угадал тебя…». «Ты понял жизни цель: счастливый человек. Для жизни ты живешь..» [2]. Первоначальным названием стихотворения, под которым его публикация состоялась в «Литературной газете» Дельвига А.А. 26 мая 1830 года, было «Послание к К.Н.Б.Ю***» . Более полувека прошло от времени написания от стихотворения Бомарше до пушкинских строк. Николай Борисович Юсупов стал проводником во времени от поэта к поэту. Правнучка екатерининского вельможи, подлинного представителя эпохи Просвещения, Зинаида Юсупова увековечила общение великого поэта и прадеда, установив в Архангельском, любимом поместье Н.Б. Юсупова, памятник А.С.Пушкину с высеченным стихотворением «К вельможе» на постаменте. Так стихотворение Пушкина, на создание которого поэта вдохновила личность князя, получило материальное воплощение [6, с.89 ]. Не осталась в стороне от поэтического общества девятнадцатого века и супруга Николая Борисовича Юсупова – Татьяна Васильевна (в девичестве Энгельгардт). Брак супругов, как известно, не был удачным, поэтому они проживали отдельно. Татьяна Васильевна, в свою очередь, оставила след в истории поэзии. В ее избранный круг общения входили такие поэтические величины как И. Крылов, В. Жуковский, Г. Державин. Последний пишет сердечное стихотворение «К матери, которая сама воспитывает детей своих», в котором рисует портрет Т.В. Юсуповой. При этом устихотворения Державина подзаголовок, отличающийся необыкновенной и нежной простотой - «К портрету нашей маминьки»: «Иных веселье убегает, С тобой оно живет всегда: Где разум с красотой блистает, Там не скучают никогда. Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских; Обняв Науки и Искусства, Воспитываешь чад своих. В таком уединенье скромном Ты так добротами блестишь; Как ангел в храме благовонном, Всем обожать себя велишь» [ 3, с.112 ]. Поэтическое обращение «Спящий Эрот» Державин посвятил маленькому сыну вельможной четы - Борису Николаевичу. А что может быть более приятно любой матери, хоть крестьянке, хоть вельможной даме, чем похвала ее обожаемому чаду? И как же отличаются, дружеские отношения Державина и Юсуповой от деловых, чинных взаимоотношений с князем Николаем Борисовичем, что, впрочем, и неудивительно. В сентябре 1796 года в Петербурге готовились к обручению великой княжны, дочери императора Павла I с королем Швеции Густавом IV. Из письма Державина князю Н.Б. Юсупову: «Я слышал по праздникам везде хоры и все на приезд гостей. Будет ли от них польза, еще не известно; но на случай, я написал стихи для концерта, для положения музыки г-на Сартия, так как ваше сиятельство говорили мне, чтоб я присылал к вам написанное когда что мною. Они должны быть петы в день помолвки; но как сие еще при дворе глубокая тайна и не должно быть до времени публике известно, то ваше сиятельство, зная лучше меня обстоятельства двора и распоряжая его увеселениями, можете сие сочинение употребить, когда и как вам заблагорассудится, не сделав хлопот себе и мне преждевременною его известностию. Пребываю с истинным почтением и преданностию вам, милостивому государю моему покорнейший слуга Гавриил Державин» [3, с.143]. И, наконец, говоря о поэзии и Юсуповых невозможно не сказать о несомненной поэтической одаренности княжны Татьяны Николаевны Юсуповой, дочери Н.Б. Юсупова-младшего, родной сестры Зинаиды Николаевны Юсуповой. Дочери росли в атмосфере преклонения перед прекрасным, их отец был известен как прекрасный знаток музыки, коллекционер редких музыкальных инструментов. Но в тоже самое время около десяти лет Николай Борисович-младший исполнял почетные обязанности заместителя директора Императорской публичной библиотеки г.Санкт- Петербурга, и в его дом были вхожи литераторы того времени. Княжна Татьяна Николаевна без сомнения была наделена поэтическим даром. В историческом труде И.В. Никифоровой «Княжна Татьяна. Письма, дневниковые записи, воспоминания Татьяны Николаевны Юсуповой (1866- 1888 г.г.)» приведены стихи княжны, в основу которых легло безответное романтическое Татьяны Николаевны к великому князю Павлу. Казалось бы, кто не пишет строки в юности, да еще и от безответного чувства? Но с литературоведческой точки зрения, творчество княжны Татьяны представляет собой новаторский подход к стихосложению того времени: стихотворение «Береза» может рассматриваться как один из первых образцов верлибра – свободного стиха, который войдет в практику стихосложения позже в период Серебряного века русской поэзии! «Когда я вижу твой узор Дрожащий, серебристый, я вспоминаю русский бор и островок тенистый, и берега Невы, и все, что я люблю…» А следующее по накалу страсти напоминает ахматовские строки, навсегда вошедшие в анналы поэзии Серебряного века, «Было душно от жгучего света»: «На печальном балу, Прижав к губам букет, К нему шагнула я, Скрывая горечь слез И муку затая, Другая рядом с ним, а мне - Страданья темный сон.. Угасла память о былом Любить не будет он!» [5, с. 201 ]. Только поэтически одаренные натуры, способные понимать и ценить прекрасное во всех его проявлениях, какими, без сомнения, являлись все представители рода Юсуповых, могли не только «на равных» общаться с выдающимися литераторами, музыкантами и художниками эпохи, но и служить источником вдохновения для произведений, которые навсегда остались в сокровищнице классики русской культуры. Список литературы Буторов А. Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа.Дипломат.Коллекционер/ А. Буторов // URL: http://bookitut.ru/Knyazj-Nikolaj-Borisovich-Yusupov-Veljmozha-diplomat- kollekczioner.html. - (дата обращения: 16.12.2020). Вацуро В.Э. Пушкин и Бомарше/ В.Э.Вацуро // URL: http://historylib.net/vacuro-v-e- pushkin-i-bomarshe. - (дата обращения: 18.01.2021). Г.Р. Державин и диалектика культур: материалы Международной научной конференции, Казань, 11-13 декабря 2014 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования и науки Респ. Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, Ин-т филологии и межкультурной коммуникации ; [редкол.: И. Э. Ярмакеев и др.]. - Казань : Изд- во Казанского ун-та, 2014. - 397 с. Мурашко О.Ю. «Книгохранилище, кумиры и картины»: книжная коллекция рода Юсуповых /О.Ю.Мурашко // Библиосфера.- 2017.- № 2. - С.67-71 Никифорова И.В. Княжна Татьяна. Письма, дневниковые записи, воспоминания Татьяны Николаевны Юсуповой (1866-1888) / И.В.Никифорова // ГМУ Архангельское - 2014 - 320с. Свешникова Г.И. Юсуповский дворец: История рода, усадьбы и коллекции / Г.И. Свешникова // Дворянские особняки.- 2-е, изд. перераб. и доп. - СПб: Арт-Палас, 2002 г.- 211 с. Сумароков и становление русского классицизма// URL: http://geum.ru/next/art- 168169.php- (дата обращения: 10.01.2021). |