Берт Хеллингер - Счастье, которое остается. БертХеллингер Счастье, которое остается Куда нас ведут семейные расстановки
Скачать 400 Kb.
|
Прощание В настоящем нам часто мешает что-то старое из нашего детства. Ведь мы постоянно носим за собой разные периоды нашей истории. Вместе со мной настоящим одновременно находятся: я двухлетний, я пятилетний, я десятилетний, я четырнадцатилетний, я семнадцатилетний и т.д. И мы все вместе ходим толпой. Понимаете? То есть каждый из нас является группой, состоящей из разных возрастных периодов самого себя. Иногда это становится балластом, который мы везде таскаем за собой. Переход от одного периода жизни к другому удается, если то, что было раньше, может остаться в прошлом. Тогда переход удается. То есть, когда человек входит в дверь, то, что было снаружи, остается снаружи. Только если мы не будем по собственной воле тащить это с собой из-за того, что нам жалко и трудно оставить что-то позади. Есть одна библейская история о некоем Иакове. Он все утро боролся с ангелом у реки Яб-бок. Затем они хотели разойтись. Иаков сказал ангелу: «Я не отпущу тебя до тех пор, пока ты меня не благословишь». То же самое происходит с нашими разными возрастными периодами. Маленький ребенок отпустит нас только тогда, когда он благословит нас, а мы будем открыты для благословения этого ребенка. Это работает в отношении любого возраста, но, прежде всего, для маленького ребенка. Что делает нас счастливыми Что делает людей счастливыми? Вот в чем вопрос. Какой человек самый счастливый? Когда мы были самыми счастливыми? Самым счастливым человек бывает у груди матери. Приносит ли еще что-то большее счастье, чем эта душевная связь? Это действует для нас и сегодня. Самое большое счастье дает нам привязанность к нашей матери — а затем, к отцу. Если в ходе нашей жизни что-то отдалило нас от нашей матери, то мы становимся пустыми. Без матери мы пусты. Тогда мы чувствуем, что нам чего-то не хватает. Базовое чувство Много лет назад я в течение четырех недель был в Чикаго как приглашенный терапевт у одной семейной пары терапевтов. На одной из групп ведущий рассказал, что у каждого человека есть базовое чувство. Он постоянно возвращается к этому чувству, потому что в этом базовом чувстве он ощущает наименьший уровень стресса. Каждый человек может сразу же определить у себя, как у него обстоят дела с базовым чувством. Например, человек представляет себе шкалу от минус ста до плюс ста. Ведущий сказал, что никто и никогда не может изменить свое базовое чувство, что каждый человек постоянно возвращается к своему базовому чувству. Мы можем проверить это на себе: где мы находимся на этой шкале от минус ста до плюс ста? Находимся ли мы в области минуса, и где точно? Или мы находимся в плюсовой области, и на какой отметке? Каждый человек точно знает это. Если вы посмотрите на других людей, вы тоже сразу же поймете это. Можно сразу же увидеть, где находится человек на этой шкале счастья. Руководитель группы утверждал, что человек не может изменить это базовое чувство. Но моим удивительным открытием было то, что его можно изменить. Я изменил его у себя. Вот как я заметил это. На одном семинаре по семейной терапии со мной лично работал один терапевт. Его звали Лэс Кадис. С его помощью я вдруг увидел все то, что моя мама сделала для меня. Я был потрясен, как много она для меня сделала. Она всегда была рядом. И она была мужественной женщиной. Во времена национал-социализма ее невозможно было ни на что соблазнить. Когда мне отказали в выдаче аттестата о среднем образовании, так как я был потенциальным врагом народа, она пошла к руководству школы и боролась за меня, как львица. После этого я получил свой аттестат, уже находясь на службе в армии. Итак, я внезапно понял, какой особенной женщиной была моя мать. Вдруг я смог принять ее в свое сердце, всю, такой, какой она была. При этом я заметил у себя, как мое базовое чувство внезапно поднялось на 75 баллов. 75 баллов. Итак, связь с матерью создает счастье. Она делает людей счастливыми. Счастье в партнерских отношениях Где большинство людей ищет свое счастье? Конечно, в партнерских отношениях. И здесь я сделал особое открытие. Рассказать? Если оба партнера находятся в контакте со своей матерью, они будут счастливы. Некоторые люди одиноки. Некоторые женщины одиноки, и некоторые мужчины одиноки. Ну, хорошо, я сформулировал свое открытие в одной фразе: без матери нет партнера. Некоторые женщины говорят: «Наконец, я хочу, чтобы у меня был мужчина». Но это не так просто. Сначала нужно наладить контакт с матерью, только потом получишь мужчину. Без матери нет мужчины. Это, конечно же, действует и для мужчин. Без матери нет жены. Но здесь я точно не знаю, потому что некоторые женщины хотят занять место матери для мужчины и таким образом сделать его счастливым. Но мы ведь знаем, что из этого получается. Итак, это первый путь к счастью, когда мы остаемся связанными с нашими корнями и оттуда растем и становимся счастливыми. Настоящий момент Я хочу еще кое-что сказать о счастье. В чем состоит секрет счастья? Когда именно существует счастье? В настоящий момент. Любое счастье существует в настоящий момент. Что препятствует счастью? Уход из настоящего момента, когда человек смотрит или в прошлое, или в будущее. Тогда он забывает о настоящем, и вместе с настоящим моментом он забывает и о счастье этого момента. Оставаться в настоящем является высоким уровнем дисциплины, в которой мы можем упражняться. Вся жизнь существует в настоящем моменте, только в настоящем моменте. В настоящий момент она полностью здесь. В настоящий момент, сейчас, жизнь наполнена. Мы широко открываем свое сердце этому моменту, радуемся этому моменту, и благодарны за этот момент. В настоящий момент не существует никакого сожаления, и в нем нет страха. Все страхи находятся в будущем. Все сожаления находятся в прошлом. В настоящий момент мы живем без сожаления и без страха. Почему дети зачастую так счастливы? Потому что они находятся только в настоящем моменте. Я хочу еще кое-что сказать о настоящем моменте. Жить от момента к моменту означает также умирать от момента к моменту. В каждый момент человек оставляет старое за собой, в прошлом. Пример: Проблема с работой Мужчина: Речь идет о работе. Хеллингер: Проблема работы решается очень просто. Хеллингер ставит сначала мужчину, а затем напротив него заместительницу работы. Работа отходит на шаг назад и отворачивается. Хеллингер: Не удивительно, что у тебя нет работы. Ты ей не нравишься. Ты не нравишься работе. Она злится на тебя, потому что ты ее не уважаешь. Работа сбегает от тебя. Но дело здесь не в работе. Ну, кто на самом деле стоит на месте работы? Мужчина: Это было что-то, что находится очень далеко от меня. К ней не было никакого движения. Хеллингер: Кого она здесь представляла, работа? — Она замещала твою мать. Без матери нет работы. Что плохого ты ей сделал? Мужчина: В настоящий момент я чувствую, что она отвернулась. Хеллингер: Мой вопрос был очень конкретным. Мужчина: Я ушел из дому. Хеллингер: Что это значит? Мужчина: У меня с ней мало контакта. Я отвернулся. Хеллингер: Что плохого™ ей сделал? Мужчина: Я отвернулся от нее. Хеллингер (группе): Я думаю, он останется безработным. Здесь ничего нельзя сделать. Без матери нет работы. Кто отворачивается от матери, отворачивается и от работы — и работа отворачивается от него. Мужчине: Ты сделал ей что-то плохое, причинил ей боль. Закрой глаза. Мужчина закрывает руками лицо и начинает всхлипывать. Хеллингер (через какое-то время): Твоя мама еще жива? Мужчина: Да. Мой отец уже умер. Хеллингер:У тебя еще есть шанс с матерью. Сейчас ты вошел с ней контакт, хорошо, очень хорошо. Я дам тебе несколько конкретных рекомендаций. Ты напишешь матери письмо. Ты внутренне пройдешь по своему детству, начиная с момента твоего рождения, и посмотришь на все то, что она сделала для тебя. И ты напишешь ей об этом, и о том, что ты принимаешь все это в свое сердце. Ты примешь в свое сердце все, что она тебе подарила. (Мужчина кивает) Хеллингер: Точно. И в конце письма ты напишешь ей еще кое-что: «Ты всегда можешь рассчитывать на меня». (Мужчина очень тронут) Хеллингер: Вот сейчас ты быстро найдешь работу. (Оба громко смеются) Хеллингер (группе): Он стал счастливым. Хорошо. Матери делают нас счастливыми, вне всякого сомнения. Мужчине: Ок, на этом я остановлюсь. Принимать родителей полностью Хеллингер (группе): Я хотел бы еще кое-что сказать в этой связи. Иногда мы смотрим на нашу мать и на нашего отца и думаем: с ними что-то не в порядке. Они не совершенны. У некоторых людей есть очень странные ожидания от своих родителей, как будто те должны быть как Бог. Не совсем такими, а, конечно, еще чуть лучше. Ужасно, какой вред мы наносим нашим родителям подобными ожиданиями. Тогда мы берем на себя право привлекать их к ответу за то, что они не были такими как Бог. Ведь только благодаря тому, что они были обычными людьми со своими ошибками, почти такими же ошибками, которые мы сами допускаем, мы выросли и стали приспособленными к жизни. Я сделал еще одно удивительное открытие, на своем собственном опыте. Я только что рассказал, как у меня сильно повысилось базовое чувство. Я принял свою мать в сердце — и притом полностью. При этом удивительным было, что все то, за что я порицал свою мать и считал, что это должно было быть лучше, все это осталось «за дверью», ушло. Очень удивительно. Когда мы принимаем мать и отца в свое сердце такими, какие они есть, они остаются в нашем сердце целостными и без того, в отношении чего мы возражали. Это прекрасный опыт. Это помогает и другим людям, когда я об этом рассказываю. Быть счастливым благодаря доброжелательному отношению ко всем людям Что делает людей счастливыми? Что делает меня счастливым? Как я становлюсь счастливым? Когда я расположен ко всем людям, ко всем, и равным образом. То, что я расположен к людям, не означает, что я эмоционально люблю их всех. Это означает, что я расположен ко всем им с уважением и духовной любовью. Что я расположен к ним, следуя за созидательным движением, которое действует за всем, и которое равным образом расположено ко всему. По-другому я не могу себе этого представить. Если я лишаю кого-то моего расположения, я теряю свое счастье. Как это происходит, что один человек исключает другого? Это происходит, когда он думает, что он лучше другого. Все те, кто думает, что они лучше других, кого-то исключают. Все те, кто дает кому-то негативную оценку или осуждает кого-то, исключают этого человека. Эта заносчивость происходит из морали. Если вдуматься в нее, эта заносчивость заходит так далеко, что заносчивый человек, опирающийся на мораль, говорит: «Этот имеет право жить, а этот — нет». Не чудовищна ли эта самонадеянность, стоящая за моралью? Но моралисты не бывают счастливы. Это совершенно точно. Счастье приходит из расположения к людям. Эта расположенность к людям является упражнением и работой на протяжении всей жизни. Это и есть настоящее достижение всей жизни. В основе своей это не что иное, как доброжелательное отношение к каждому человеку. Я желаю каждому человеку добра и благосклонен к нему. Мы можем почувствовать в себе то, что в нас происходит, когда мы упражняемся в этом. Возможно, есть люди, на которых мы злимся. Тогда нужно посмотреть на этого человека и сказать ему: «Я желаю тебе всех благ — во всех отношениях». Благожелательность делает человека счастливым. И наоборот, когда желаешь другому человеку зла, это делает несчастным не только его, но и тебя самого. Доброжелательность можно проверять у себя и обновлять ее. Я часто перепроверяю ее у себя. И я заметил, что, когда я становлюсь беспокойным или нервным, значит, я больше не нахожусь в контакте со своей душой и со своим сердцем. Тогда я сажусь вечером — если я не могу сделать этого вечером, тогда, самое позднее, на следующее утро — и спрашиваю себя: «Кому я отказал в своей благожелательности?» И эти люди тут же возникают перед моим внутренним взором. Тогда я снова доброжелательно смотрю на них, просто так, доброжелательно и без оценки, просто доброжелательно. И тогда я снова успокаиваюсь. Это еще один способ стать счастливым: быть счастливым благодаря благожелательному отношению к людям. Счастье и несчастье Как только в настоящем мы оставим в покое людей из прошлого, если мы больше ничего не берем на себя за них и если мы позволяем им идти своим путем, они обретут свой покой. Это плохо, когда некоторые считают, что они должны еще сделать что-то для мертвых. И тогда они, например, мстят или берут на себя что-то за умерших, или пытаются что-то исправить. Таким образом они вмешиваются во что-то, что их не касается. Это одна из причин, которая делает человека несчастным и приводит к несчастью. Может быть, мне нужно чуть больше остановиться на том, что стоит за подобными вещами. Счастье принадлежности Одно из моих основных открытий касается того, как функционирует совесть. Я, говоря образно, вернул совесть с небес на землю. Потому что я увидел, что совесть является инстинктом, а не чем-то духовным. У собаки тоже есть совесть. Вы замечали, что и у собаки тоже порой бывает нечистая совесть? Итак, совесть — это что-то инстинктивное. Ее можно найти только в группах или в стаях. Если член стаи совершил что-то, что может исключить его из стаи, его совесть становится нечистой. Тогда он меняет свое поведение для того, чтобы опять принадлежать к стае. Совесть привязывает нас к группам, которые важны для нашего выживания. Она привязывает нас, прежде всего, к этим группам, а также ко всем другим группам, с которыми мы хотим быть связанными. Совесть является инстинктивным органом восприятия. Совесть можно сравнить с вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат также является инстинктивным органом восприятия, с помощью которого мы сразу же можем установить, находимся мы в равновесии или нет. Подобным образом мы при помощи нашей совести сразу же можем понять, можем ли мы еще принадлежать к группе или нет. Как только мы сделали что-то, что может привести нас к исключению из группы, у нас появляется нечистая совесть. Тогда мы изменяем свое поведение для того, чтобы снова иметь возможность принадлежать к группе. Когда мы можем принадлежать к группе, мы чувствуем себя счастливыми и невиновными. Это в основе своей самое большое стремление, имеющееся в каждом человеке, стремление принадлежать к группе. Именно поэтому нет большего несчастья, чем быть исключенным. Как мы наказываем преступников? Конечно, исключением. Мы помещаем их в тюрьму или убиваем их. Исключение — это самое ужасное, что только может быть. И наоборот, самое большое благо для человека — это возможность принадлежать. То есть с помощью совести мы знаем, что для группы хорошо, и что для нее плохо. Слепое счастье Я хочу подробнее остановиться на этом. Ребенок делает все, чтобы принадлежать к группе. Принадлежность для него важнее, чем собственное счастье и собственная жизнь. Для того чтобы принадлежать, многие люди даже жертвуют своими жизнями, например, солдаты или многие люди, которые вступаются за других. Они, как говорится, готовы пожертвовать своей жизнью на благо общества. Но здесь все дело в принадлежности. Когда человека особо почитают? Когда он, жертвуя своей жизнью, сделал что-то для группы, к которой он принадлежит. Иногда для того, чтобы принадлежать, человек внутренне произносит фразы. Например, он говорит своей умершей матери или своему умершему отцу, или своим умершим братьям и сестрам: «Я следую за тобой». За этим стоит большая любовь. Но это любовь, которая ведет к смерти. Или, если ребенок чувствует, что его мать или его отец хочет умереть, тогда он говорит им внутренне: «Яумру вместо тебя». И тогда он, возможно, умрет или заболеет. Мы видим это, например, в случае анорексии. Страдающие анорексией говорят в своем сердце: «Лучше исчезну я, чем ты». Кто? «Дорогой папа». Как правило, они говорят это. В большинстве случаев они делают это для отца. Это любовь. Эта любовь происходит из совести. Когда такие дети или взрослые умирают, все они делают это с чистой совестью. Они чувствуют себя невиновными, да еще и счастливыми. Боже мой, что это за счастье! И какое несчастье это для тех, кому они говорят: «Лучше я, чем ты!» Как чувствует себя отец, когда его дочь внутренне говорит ему: «Я умру вместо тебя»? Сделает это его счастливым? Это та потребность, которая диктуется совестью. С одной стороны, она делает человека счастливым, с другой стороны, она не находится в созвучии с жизнью. Большое счастье находится в созвучии с жизнью. Счастье—это нечто большее, чем чувство невиновности Другое основополагающее открытие состоит в том, что существует два вида совести: одна, находящаяся на переднем плане, и другая, находящаяся на заднем плане, скрытая. Эта скрытая совесть существует в нашей культуре неосознанно. Это архаичная совесть. Эта совесть старше, она была до совести, основанной на морали, которую мы чувствуем. Эта совесть является групповой совестью. Она следит за тем, чтобы в группе соблюдались определенные законы. Первый закон гласит: групповая совесть не терпит исключения. С совестью, основанной на морали, мы исключаем других людей, считая себя лучше них. А в групповой совести такого нет. Все, кто принадлежит к группе, имеют одинаковое право на принадлежность. Это железное правило групповой совести. А теперь представьте себе древнее племя, людей, которые жили в племенах. Они могли кого-нибудь исключить? Можно себе такое представить? Эта совесть держала их вместе. Никто не мог быть исключен. Это было бы для племени самым ужасным. Им это и на ум не приходило. Все принадлежали к группе. Еще сегодня существуют первобытные группы. В них видно, что эта архаичная (изначальная) совесть могла все. Некоторое время назад я разговаривал в Канаде с вождем индейцев. Он сказал мне, что в их языке нет слова, обозначающего справедливость. У них нет совести в том смысле, в котором мы ее понимаем. С этой совестью они сразу же стали бы кричать о справедливости. Они находятся в созвучии с изначальной совестью. Я спросил у вождя: «Что же вы тогда делаете с убийцей?» Он ответил: «Семья жертвы усыновляет его». То есть у них людей не исключают. В этой культуре людей не исключают. Они живут в созвучии с архаичной совестью. Эта совесть действует и в нас, но глубоко подсознательно. Как она действует? Если я исключаю кого-то из своего сердца, я становлюсь точно таким, как он. Еще кое-что. Позже какой-то член группы (системы) должен будет замещать исключенного, идентифицировавшись с ним, но при этом сам он не знает об этом. Это и есть переплетение. Оно появляется из действия архаичной совести. Эта архаичная совесть следует еще одному базовому закону, а именно: все, пришедшие в группу позже, приходят позже во всех отношениях. Это значит: все, пришедшие в группу раньше, имеют преимущество перед теми, кто пришел в группу позже. Поэтому никто из пришедших позже не имеет права брать на себя что-то за тех, кто был в группе раньше, что бы это ни было. Любое нарушение этого закона строго наказывается несчастьем. Нарушение этого закона ведет к несчастью. Если человек говорит: «Я последую за тобой», он нарушает этот закон. Если человек говорит: «Я беру это на себя за тебя», он нарушает этот закон. Но он нарушает этот закон с чистой совестью. В этом состоит особенность, потому что две совести противостоят друг другу. Как мы можем достичь счастья? Если мы будем давать преимущество архаической совести. Это означает отказ от того, чтобы оставаться невиновным перед совестью, основанной на морали. Архаичная совесть требует большего. Тогда мы связаны с гораздо большим числом людей. |