Энтони_Роббинс_-_Беспредельная_Власть. Беспре дельная Власть
Скачать 3.98 Mb.
|
Энергия состояний Только наш разум творит добро или зло, де- лает нас несчастными или счастливыми, бо- гатыми или бедными: Эдмунд Спенсер Приходилось ли вам испытывать чувство абсолютной удачи, когда все в жизни идет «как по маслу»? Переживать такое время, когда все получается как нельзя лучше? Может быть, это был победный теннисный матч, когда каждый посланный вами мяч ложился точно в угол площадки соперника, или деловая встреча, во время которой вы получили ответы на все вопросы. Воз- можно, это было время, когда вы были в восторге от самого себя, совершив поступок, на который прежде не отваживались. Наверняка у вас бывали и другие пере- живания, противоположные названным, когда все вали- лось из рук. Вы, конечно же, можете вспомнить множе- ство дней и моментов, когда не могли справиться с тем, что обычно у вас запросто получалось, когда все шло не так, все двери оказывались закрытыми и всё, что вы предпринимали, заканчивалось крахом. В чем же разница? Вы — тот же самый человек. В вашем распоряжении — те же самые ресурсы. Почему же, однако, вы получили ничтожные результаты на фоне 3 прекрасных результатов у других? Почему даже у са- мых выдающихся атлетов бывают дни, когда им все удается, а за ними следует полоса неудач, и они не могут забросить мяч в корзину? Вся разница заключается в том нейрофизиологическом состоянии, в котором вы находитесь. Существуют состояния активности — уверенность в себе, любовь, радость, экстаз, вера, — которые открывают великие глубины внутренней энергии. Но есть и состояния парализующие — смущение, депрессия, страх, беспокойство, грусть, печаль, — которые лишают нас энергии. Мы все постоянно пребываем в хороших или плохих со- стояниях. Доводилось ли вам, придя в ресторан или кафе, наткнуться на грубый вопрос официантки: «Вам чего?» Вы думаете, она всегда общается с людьми по- добным образом? Это возможно, если у нее была тяжелая жизнь, и она озлоблена на весь мир. Но, скорее всего, у нее был просто тяжелый день, ей пришлось обслуживать слишком много посетителей, возможно, кто-то из них ее оскорбил. Она, в принципе, неплохой человек, просто в данный момент находится в чрезвычайно неблагоприятном состоянии. Если бы вы смогли изменить ее состояние, то столкнулись бы с совершенно другим поведением. Поняв, что такое состояние, вы обретаете ключ к пониманию изменений и к достижению совершенства. Наше поведение является результатом того состояния, в котором мы находимся. Мы всегда стараемся вос- пользоваться максимумом доступных нам ресурсов, просто иногда оказываемся в таком состоянии, которое блокирует эти попытки. Я помню, как иногда, находясь в определенном состоянии, я совершал такие поступки или говорил такие вещи, о которых позднее сожалел, и которые меня очень огорчали. Скорее всего, такие случаи бывали и у вас. Важно вспоминать о та- 65 ких моментах в собственной жизни, когда кто-то с вами обращается плохо, чтобы вместо злобы испытывать, сочувствие к этому человеку. Следует почаще вспоминать английскую пословицу: «Живущий в стеклянном доме не должен бросаться камнями». Помните, что подведение той официантки и других людей не является их истинным поведением. Задача заключается, таким образом, в том, чтобы нести ответственность за свои состояния и свое поведение. А что, если бы вы могли лежать в кулак пальцы и усилием воли привести себя в этакое состояние, которое является наиболее динамичным, полным ресурсов, когда ваше тело переполняет энергия, а сознание работает как часы? А теперь давайте посмотрим, как вы можете этому научиться. К тому моменту, когда вы закончите читать эту книгу, вы будете знать, как приводить себя в наиболее бла- гоприятное состояние и по своей воле выходить из не- гативных, невыгодных состояний. Помните, главное — предпринимать действия. Я хочу поделиться с вами тем, как использовать такие состояния, которые ведут к решительным, целенаправленным и продуманным действиям. В этой главе вы узнаете о том, что такое состояния и как они работают. Мы научимся контро- лировать эти состояния, чтобы заставить их на нас ра- ботать. Любое состояние можно определить как сумму мил- лионов неврологических процессов, которые происходят внутри нас, другими словами, как суммарную величину нашего опыта на данный момент. Большинство из наших состояний формируются бессознательно. Мы видим что- либо и отвечаем на это, переходя в то или иное состояние. Это может быть полезное и продуктивное состояние, но это может быть и состояние, огра- ничивающее наши возможности. Разница между пре- успевающими людьми и неудачниками состоит в том, что одни научились приводить себя в нужное состояние и направлять его на достижение поставленных целей, а другие нет. Ничего на свете люди не желают так сильно, как испытать определенное состояние. Попробуйте соста- вить список того, чего вы хотите добиться в жизни. Вы хотите любви? Конечно, но любовь — это состояние, чувства или эмоции, которые мы переживаем в результате определенных стимулов, приходящих в нашу нервную систему извне. Хотите уверенности в себе? Уважения? Это тоже такие состояния, которые мы создаем в себе. Возможно, вам хочется денег. Хорошо, но вас, по сути, волнуют не эти зеленые бумажки с изображением давно усопших великих людей. Вы хотите того, что дают деньги: любви, уверенности в себе, свободы или какого- либо другого состояния, которое вы надеетесь обрести с помощью денег. Но ключом к любви, ключом к радости, ключом к той власти, которую человек лелеет в себе годами, то есть к способности направлять свою жизнь, являются способность, умение и знание того, как управлять и руководить своими состояниями. Первым ключом к умению направлять свое состоя- ние на достижение желаемых результатов является наука о том, как эффективно управлять работой своего мозга. Для того чтобы научиться этому, нам необ- ходимы хотя бы минимальные знания о том, как устроен и как работает наш мозг. В первую очередь нам нужно знать, как создается то или иное состояние. В течение многих веков человека интересовал вопрос, как научиться управлять своими состояниями и таким образом изменять свое восприятие жизни. Для этого он прибегал к голоданию (постам), лекарствам, различным ритуалам, музыке, сексу, гипнозу или пес- нопениям. У всех этих приемов есть свои плюсы и 67 свои минусы. Однако я собираюсь открыть вам гораздо более простые способы, которые не менее эффективны и во многих случаях действуют гораздо быстрее и вернее. ДЕННИС-БЕСЕНОК* «ПОЧЕМУ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ. ТАК ПРИЯТНО ВОЗИТЬСЯ С ЭТИМИ БЕССЛОВЕСНЫМИ СОЗДАНИЯМИ ДО ТЕХ ПОР. ПОКА ОНИ ЖИВЫ?» Рисунок Денниса-бесенка воспроизведен с согласия Хэнка Кетчмана и компании «Ньюс Америка синдикат». Если все наше поведение является результатом состояния, в котором мы пребываем, то наши контакты и Деннис-бесенок (Dennis the Menace) — персонаж комиксов (1951), а впоследствии телесериала (1959-1963), пятилетний мальчишка, шалун и непоседа. Прим. ред. реакция на окружающее в тех случаях, когда мы нахо- димся в активном, продуктивном состоянии, будут от- личаться от контактов и поведения, которые мы прояв- ляем в непродуктивном, пассивном состоянии. Тогда возникает вопрос: что же создает то состояние, в котором мы в данный момент находимся? У каждого состояния есть два основных компонента. Первый — это наше внутреннее представление, а второй — физиологические условия использования ресурсов организма. То, каким вы представляете себе окружающий мир, а также то, что и как вы говорите самому себе о сложившейся ситуации, и создает то состояние, в котором вы находитесь, и определяет то поведение, которое вы вы- казываете. Например, как вы встретите своего супруга (супругу) или друга (подругу), если он придет домой гораздо позже, чем обещал? Ваше поведение будет в значительной степени зависеть от того состояния, в ко- тором вы будете находиться в момент возвращения вашего возлюбленного (возлюбленной), а это состояние, в свою очередь, будет в значительной степени оп- ределяться тем, какие картины вы представляли в своем сознании по поводу причин его задержки. Если на протяжении долгих часов ожидания вы представляли себе его попавшим в аварию, всего в крови, мертвым или в больнице, то в тот момент, когда он войдет в дверь, вы встретите его со слезами радости и вздохом облег- чения и устроите ему маленькую взбучку, расспраши- вая, что случилось. Такое поведение является резуль- татом состояния обеспокоенности. Однако, если перед этим вы рисовали себе картины жестокой измены или повторяли себе снова и снова, что человек опаздывает просто потому, что ему нет дела до вашего времени и ваших чувств, тогда вы встретите его совсем по-другому, и эта встреча также будет результатом вашего со- стояния. Это значит, что из чувства злости и чувства пренебрежения вами возникает совершенно новый набор моделей поведения. Вторым очевидным вопросом будет следующий: что заставляет одного человека представлять себе картины, характерные для состояния беспокойства, в то время как другой создает свои внутренние представления, основанные на состоянии неверия или злости? Однозначный ответ дать трудно, здесь действуют многие факторы. Вы можете в таких ситуациях моделировать реакцию своих родителей или повторять какие-то другие ролевые модели, исходя из собственного опыта. Если, например, когда вы сами были ребенком, ваша мать всегда беспокоилась, когда ваш отец приходил домой поздно, вы будете представлять вещи точно таким же образом, испытывая беспокойство. Если же ваша мать в таких случаях говорила о том, что она не верит отцу, вы, возможно, станете моделировать такую модель поведения. Таким образом, наши верования, подходы к жизни, ценности и прошлый опыт общения с конкретным человеком — все это влияет на то, как мы представляем его поведение. Существует еще один, более важный и мощный фактор, который влияет на то, как мы воспринимаем и представляем себе окружающий мир, и этот фактор — состояние и модели функционирования нашей собст- венной физиологии. Такие вещи, как мышечное напря- жение, работа кишечника, легких, поза, обмен ве- ществ, — все это оказывает колоссальное влияние на состояние. Внутренние представления и физиологические функции совместно образуют кибернетическую замкнутую петлю: все, что влияет на один элемент, будет автоматически влиять на другой. Поэтому перемена состояний подразумевает перемену внутренних пред- ставлений и перемену физиологии. Если ваш возлюб- ленный (супруг, ребенок) задерживается, но ваш организм пребывает в активном, продуктивном состоя- нии, то вы просто будете думать, что он попал в автомо- бильную пробку по пути домой. Но, если вы по каким- либо причинам находитесь в физиологическом состоя- нии крайнего мышечного напряжения или сильной усталости, или если вы больны, или у вас низкое содер- жание сахара в крови, вы начнете представлять себе такие картины, которые будут увеличивать ваши от- рицательные эмоции и чувства. Когда вы чувствуете себя физически здоровым и полным жизни, разве не воспринимаете вы окружающий мир иначе, чем тогда, когда вы устали или больны? Подумайте над этим. Состояние вашей физиологии буквально преображает ваши представления о мире и, следовательно, его вос- приятие. Когда вы воспринимаете вещи как сложные или огорчительные, разве ваше тело при этом не испы- тывает неудобства и напряжения? Таким образом, эти два фактора — внутренние представления и физио- логия — постоянно взаимодействуют друг с другом и создают то состояние, в котором мы находимся. А уже это состояние определяет тип поведения, которое мы проявляем. Таким образом, для того, чтобы непосред- ственно контролировать собственное поведение, мы должны научиться контролировать свои состояния и управлять ими, а для того, чтобы контролировать со- стояния, мы должны сознательно направлять наши внутренние представления об окружающем мире и фи- зиологии. Только представьте себе, что вы могли бы на сто процентов контролировать все свои состояния в любой момент! Прежде чем научиться управлять собственным жиз- ненным опытом, мы должны сначала понять, как мы вби- раем в себя этот опыт. Как и все млекопитающие, люди получают информацию об окружающей среде посред- ством специальных рецепторов и органов чувств. У че- 71 Как мы создаем наши состояния и модели поведения Внутренние представления: Что и как мы отображаем в нашем сознании Что и как мы говорим и слышим в нашем сознании Физиология: Поза Биохимические процессы Нервная энергия Дыхание Мышечное напряжение/расслабление Поведение: Речевое — говорить Физическое — делать Изменение цвета кожи Дыхание ловека пять органов чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и осязание, или кинестетика. Как правило, мы принимаем большую часть решений, воздействующих на наше поведение, пользуясь тремя основными органами чувств: зрением, слухом и осязанием. Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. Затем, используя процессы обобщения, изменения и стирания, мозг преобразует эти электрические сигналы и от- фильтровывает их в единое внутреннее представление. Таким образом, ваши внутренние представления, ваше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное (личное) внутреннее представление о происходящем. Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает. Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различ- ных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных пере- понок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапли- вает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасывая при этом все остальное. Процесс фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить больше внимания на то, что он увидел, другой — на то, что услышал. Они видели происходящее под разными уг- лами. У них в этот момент была различная физиология, и у них по-разному был организован процесс вос- приятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно. Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть ка- кое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни 73 было, оба свидетеля будут иметь совершенно различ- ные представления об одном и том же событии. При этом они будут по-разному сохранять эти представле- ния, вовлекая в работу новые фильтры, через которые будут пропускать события в дальнейшем. Есть одна важная концепция, которая используется в НЛП: «Карта — это не территория». Как отмечает Альфред Коржибский в своей книге «Наука и здоро- вье», «важные характеристики карты имеют смысл. Карта не является той территорией, которую она представляет, но, если она сделана правильно, она имеет ту же структуру, что и территория, именно поэтому ею можно пользоваться». Тем более внутреннее представление че- ловека не является точным отражением события. Это просто одна из его интерпретаций, пропущенная через конкретные личные фильтры, основанные на индиви- дуальных верованиях, подходах к жизни, ценностях и на множестве других вещей, которые называются мета- программами. Возможно, именно поэтому Эйнштейн од- нажды сказал: «Кто бы ни попытался поставить себя верховным судьей на поле правды и знаний, он будет мгновенно опрокинут смехом богов». Поскольку мы никогда не знаем действительного положения вещей, а имеем только свою версию проис- ходящего, почему бы тогда не представлять себе ситуации такими, чтобы это вдохновляло и придавало энергии и нам, и другим, а не создавало ограничений? Чтобы этого добиться, надо уметь управлять своей памятью — нормировать такие представления, которые создавали бы наиболее выгодные и вдохновляющие ситуации каждого отдельного человека. В любом опыте вы можете сосредоточить свое внимание на самых разных вещах. Даже самый удачливый человек может размечтаться о том, что неосуществимо, и в результате впасть в депрессию или разозлиться, но ведь он может сфокусироваться на том, что у него получается лучше. Как бы ни ужасна была ситуация, вы можете предста- вить ее себе таким образом, что она вдохновит вас на позитивные действия. Преуспевающие люди имеют постоянный доступ к таким своим внутренним состояниям, которые являются наиболее продуктивными. Не в этом ли заключается их главное отличие от неудачников? Вспомните опять об У. Митчелле. Определяющим было не то, что с ним произошло, а то, как он представлял себе это. Несмотря на то, что он был страшно обожжен, а позднее и парали- зован, он смог ввести себя в активное, продуктивное со- стояние. Помните, ничто не является по своей сути аб- солютно плохим или абсолютно хорошим. Оценка — это то, как мы представляем себе происходящее. Мы можем представить себе вещи таким образом, что это представление введет нас в положительное состояние, а можем поступить и наоборот. Найдите время вспом- нить о том периоде вашей жизни, когда вы были в наи- более активном творческом состоянии. Это как раз то, что мы делаем, когда ходим босиком по раскаленным углям. Если я сейчас попрошу вас от- ложить книгу и пройтись босиком по раскаленным уг- лям, я сомневаюсь, что вы встанете и сделаете это. Это пока не то занятие, которое позволит вам сделать свое состояние продуктивным. И как бы я ни убеждал вас, этого недостаточно для того, чтобы вы смогли предпри- нять данное действие. Хождение по углям учит людей изменять свое со- стояние и поведение так, чтобы вдохновить себя на дей- ствия, которые могут быть совершены, несмотря на страх и прочие ограничивающие факторы. Люди, которые ходят босиком по углям, — это те же самые люди, которые совсем недавно пришли на занятия, думая, что это совершенно невозможно. Однако они научились менять свою физиологию и свои внутренние представления о том, на что они способны и на что нет. Поэтому ходьба по углям превратилась для них из чего-то ужасного в то, что они поняли, знают и могут делать. Они научи- лись переводить себя в активное, творческое состояние, а находясь в этом состоянии, они способны на многие действия и результаты, в прошлом казавшиеся им со- вершенно невозможными. Хождение по огню помогает людям получить новое внутреннее представление о своих возможностях. Если уж такая вещь, которая представлялась им ранее совершенно невозможной, является всего лишь огра- ничением в их сознании, то почему бы не преодолеть и другие «невозможности»? Одно дело — говорить о могуществе состояний. Другое дело — испытать это самому. Именно этому и служит хождение по углям. Оно дает новую модель для веры в себя и собственные возможности, оно создает новые внутренние ощущения или состояния, которые могут сделать жизнь лучше и позволяют людям совершить такое, о чем они и не помышляли. Это четко демонстрирует людям, что их поведение является результатом того состояния, в котором они находятся, когда буквально тотчас, сделав несколько изменений в том, как они представляют себе свой опыт, они могут стать настолько уверенными в себе, что предпринимают эффективные и успешные действия. Очевидно, для достижения этого есть мно- жество путей. Прогулка босиком по углям — всего лишь один из очень эффективных и занимательных способов, который нескоро забудется. Итак, ключ к получению желаемых результатов — так представить себе события, чтобы привести себя в активное состояние и, находясь в нем, получить воз- можность совершать действия, которые дали бы эти ре- зультаты. Если у вас это не получится, вы не только обречены на неудачную попытку, у вас не хватит духу даже предпринять эту попытку. Естественно, соответст- вующими будут и результаты. Если я скажу вам: «Давайте пройдемся по углям», то стимулы, которые я передаю вам словами, попадут в ваш мозг и сформируют соответствующее представление. Если вы представите себе при этом дикарей с кольцами в носу, выполняющих какой-то жуткий обряд, или людей, которых сжигают заживо, это вряд ли вызовет в вас продуктивное состояние. Если вы представите самого себя обгоревшим, ваше состояние окажется еще хуже. Однако, если вы представите себе веселых людей, пры- гающих и танцующих у костра, если вы представите себе сцену общей радости и возбуждения, вы окажетесь в совершенно другом состоянии. Если вы представите самого себя совершенно спокойно и с радостью прогу- ливающимся по углям и если вы скажете самому себе: «Да, я абсолютно уверен, что могу это сделать», и будете управлять своим телом так, как будто вы абсолютно уверены в успехе, тогда ваши неврологические сигналы приведут вас в такое состояние, в котором вы, скорее всего, отважитесь на этот поступок, и он закончится успехом. Эти же рассуждения верны абсолютно для всего в нашей жизни. Если мы представляем себе, что ничего не выйдет, ничего таки и не выйдет. Если же мы представим, что все будет нормально, мы создадим в себе внутренние ресурсы, требующиеся нам для перевода себя в соответствующее состояние, которое будет поддерживать нас при получении положительных результатов. Разница между Тедом Тернером, Ли Якоккой, У. Митчеллом и обычными людьми заключается в том, что первые представляют себе мир как место, где они могут добиться любых результатов, каких только пожелают. Конечно, даже в самом активном состоянии мы не всегда достигаем того, чего хотим, однако, когда мы соз- даем соответствующее состояние духа, мы получаем са- мые благоприятные возможности для эффективного ис- пользования всех своих внутренних ресурсов. Здесь весьма логично задать следующий вопрос: если внутренние представления и физиология работают совместно над достижением такого состояния, из которого рождается наше поведение, то что определяет конкретные типы поведения, которые мы проявляем, находясь в этом состоянии? Один человек в состоянии влюбленности задушит вас в объятиях, а другой робко признается вам в любви. Ответ на этот вопрос будет таков: когда мы приходим в то или иное состояние, наш мозг получает доступ к различным, возможным моде- лям поведения. Количество вариантов определяется ко- личеством наших моделей внешнего мира. Некоторые люди, например, придя в ярость, имеют только одну мо- дель поведения и реакции: они готовы наброситься на собеседника с кулаками. Может быть, они извлекли ее из наблюдения за своими родителями или, возможно, однажды проверили эту реакцию в деле и добились ис- комого результата. Поэтому у них создалось устойчивое воспоминание, заставляющее и впредь в подобной ситуации действовать именно так. У каждого из нас есть свой взгляд на мир, модели, формирующие наше представление об окружающей среде. Общаясь с людьми, читая книги и просматривая телепередачи, мы черпаем сведения, которые формируют образ внешнего мира и наши представления о s том, что в нем возможно, а что нет. В случае с У. Митчеллом главным моментом, сформировавшим его, было воспоминание о человеке, которого он знал в детстве. Этот человек был парализован, однако добился в жизни больших успехов. То есть у Митчелла была модель, которая помогла ему представить происшед- шее так, что оно не могло помешать ему быть абсолютно счастливым. Для успешного моделирования других людей, нам нужно только отыскать те конкретные убеждения, ко- торые заставили их представлять себе мир таким об- разом, что они смогли предпринять эффективные дей- ствия. Нам надо точно узнать, как они представляли себе свой собственный опыт об этом мире. Что они говорили? Что они чувствовали? И опять-таки, если мы сумеем создать такие же ощущения в своем собст- венном организме, мы сможем получить аналогичные результаты. В этом как раз и состоит суть моделиро- вания. Жизнь всегда дает те или иные результаты. Это одна из ее констант. Если вы осознанно не решите, какие результаты вы хотите получить, и не будете их соответ- ствующим образом представлять, тогда какая-нибудь случайность — разговор, телевизионная передача и т. д. — может создать такие состояния, из которых воз- никнут модели поведения, вовсе не поддерживающие вас, а способствующие вашему падению. Жизнь как река. Она течет себе, и будет нести вас по течению, если вы не станете предпринимать осознанных целенаправ- ленных действий, для того чтобы плыть в том направле- нии, которое для себя наметили. Еще ее можно срав- нить с огородом. Если вы не посеете в своем мозгу те умственные и физиологические семена необходимых вам результатов, он зарастет сорняками. Если мы не нау- чимся осознанно управлять своим сознанием и состоя- ниями, то окружающая среда может сама создать в нас определенные состояния, часто нежелательные. Резуль- таты могут быть катастрофическими. Поэтому очень важно, чтобы мы постоянно стояли на страже своего соз- нания, корректируя наше восприятие мира. Мы должны ежедневно пропалывать свой огород. Одним из наиболее показательных примеров неже- лательного состояния является история Карла Вал- ленды, воздушного акробата из знаменитой цирковой труппы «Летающие Валленды». Много лет он с колос- сальным успехом выполнял свои феноменальные цир- ковые номера, никогда не задумываясь о возможности падения. И вдруг однажды он сказал своей жене, что видел себя падающим. Впервые в жизни он начал ус- тойчиво и четко представлять себе факт собственного падения. Спустя три месяца после того, как он впервые заговорил об этом, он упал с трапеции и разбился на- смерть. Некоторые люди могут сказать, что у него было предчувствие. Но есть и другая точка зрения — он создал в своей нервной системе устойчивый образ, постоянный сигнал, который вызвал в нем состояние, спровоци- ровавшее падение, т. е. он сам создал результат. Он направил свое сознание в новое русло, и трагедия свер- шилась. Вот почему так важно в жизни концентриро- ваться на том, чего мы хотим добиться, а не на том, чего мы не хотим. Если вы будете постоянно сосредоточивать свое вни- мание на всем плохом в жизни, на всем том, чего вы не хотите, и на всевозможных проблемах, вы будете при- водить себя в состояние, которое поддерживает такой тип поведения и такие результаты. Кстати, ревнивый ли вы человек? Нет, вы не ревнивы. Возможно, в про- шлом вам приходилось пребывать в состоянии ревно- сти, проявляя при этом соответствующее поведение. Однако вы — это не ваше поведение. Сделав, таким образом, соответствующие обобщения о своей прошлой жизни, вы создаете в себе уверенность, которая будет направлять ваши действия и управлять ими в буду- щем. Помните, что ваше поведение является результатом вашего состояния, а ваше состояние, в свою очередь, является результатом вашего внутреннего представ- ления и вашей физиологии. И то и другое вы можете изменить в считанные секунды. Если в прошлом вы были ревнивы, это значит, что вы просто представляли вещи таким образом, что это создавало соответствую- щее состояние. Сейчас вы можете представлять события и вещи по-новому и создавать другие состояния, которые будут выливаться в соответствующее поведе- ние. Помните, у нас всегда есть выбор представления себе тех или иных событий или явлений. Если вы вооб- разите, что ваш возлюбленный (возлюбленная) обма- нывает вас, очень скоро вы почувствуете себя в состоянии ревности и гнева. Помните, у вас нет никаких свидетельств того, что это так, но вы ведете себя, будто они есть. Поэтому когда он придет домой, вы будете выказывать ему свое подозрение или ярость. В таком состоянии как же вы будете обращаться с человеком, которого любите? Как правило, не очень хорошо. Вы начнете придираться к нему, говорить обидные слова, а может быть, и оскорблять. Или просто будете чувст- вовать себя плохо, что впоследствии неизбежно выль- ется в соответствующее поведение. Помните, что человек, которого вы любите, мог не сде- лать ничего плохого, но ваше поведение, вытекающее из того непродуктивного состояния, вполне возможно, заставит его сожалеть, что он с вами, а не с кем-нибудь другим. Если вы ревнуете, вы сами создали такое со- стояние. Вы можете сменить свои негативные образы на позитивные, если представите любимого человека на- пряженно работающим, и по этой причине, задерживаю- щегося с приходом домой. Новый процесс представления приведет вас в такое состояние, которое позволит вам встретить этого человека как желанного и дать по- чувствовать ему, что вы хотите быть вместе с ним. Воз- можно, наступят такие времена, когда ваш возлюбленный будет вести себя именно так, как вы воображали, но зачем тратить столько сил и эмоций до тех пор, пока вы не узнали правду наверняка? Скорее всего, вы все это выдумали, тем не менее, уже создали столько страхов и причинили столько боли друг другу, и ради чего? Прародитель каждого действия — мысль. Ралф Уолдо Эмерсон Если мы будем контролировать наше общение с са- мими собой и создавать визуальные, слуховые и кине- стетические (тактильные) сигналы того, чего мы хотим, то сможем добиться значительных положительных ре- зультатов, даже в таких ситуациях, когда шансы на успех представляются ограниченными или недости- жимыми вообще. Самые энергичные и преуспеваю- щие менеджеры, тренеры, воспитатели и организаторы — это люди, способные представлять себе и другим жизненные обстоятельства таким образом, который предвещает успех и посылает сигналы успеха в нерв- ную систему, несмотря на кажущуюся безнадежность внешних стимулов. Они поддерживают себя и других в состоянии полной мобилизации ресурсов, так, что могут продолжать действовать до тех пор, пока не добьются полного успеха. Вы, очевидно, слышали о Мэле Фишере, который в течение семнадцати лет искал за- тонувшие в морской пучине сокровища, пока не нашел слитки золота и серебра общей стоимостью свыше 400 миллионов долларов. В статье, которую я читал о нем, одного из членов экипажа спросили, почему он так долго работал с Мэлом. Тот ответил, что у Мэла была удивительная способность воодушевлять всех. Каждый день Фишер говорил самому себе и своему экипажу: «Сегодня день удачи», а на исходе этого дня повторял: «Завтра день удачи». Но просто сказать — недостаточно. Он говорил это с полной убежденно- стью, рисуя себе и другим картины триумфа и пред- чувствуя его. Каждый день он приводил себя в такое состояние, которое давало ему возможность продол- жать поиски, пока они не увенчались успехом. Вот классический пример Формулы Абсолютного Успеха. Он знал, что ему нужно, он предпринимал решитель- ные действия, он учился тому, что срабатывает, а если эти приемы не срабатывали, он пытался сделать что-то еще, пока не добился успеха. Одним из лучших организаторов, которых я знаю, является Дик Томей, старший тренер футбольной ко- манды Гавайского университета. Он очень хорошо знает, как внутренние представления человека влияют на его работоспособность и результаты. Однажды, в матче с университетской командой из Вайоминга, его ребят совсем загоняли по полю. После первого тайма счет был 0:22, и впечатление было такое, будто его команда играет с противником в разные игры. Можете представить, в каком состоянии были игроки, когда шли в раздевалку на перерыв. Томей взглянул на их опущенные головы и хмурые лица и понял, что если он не изменит их состояние, то и второй тайм не даст результата. В том физиологическом состоянии, в котором они находились, в том отчаянии они не смогли бы реализовать свои ресурсы. Поэтому Дик принес им большую папку с газетными вырезками и фотографиями, которые он собирал многие годы. В каждой заметке рассказывалось о фут- больных командах, которые проигрывали с подобным или еще большим счетом, однако смогли собраться и одержать победу, вложив в нее все свои силы и всю свою волю. Он заставил игроков прочитать эти статьи вслух, вселив в них совершенно новую веру, веру в то, что они могут вернуться на поле и выиграть, и эта вера (внутреннее представление) привела игроков в совер- шенно новое нейрофизиологическое состояние. И что же произошло? Команда Томея вышла на поле и иг- рала так, как будто это была последняя игра в жизни, при этом соперники из Вайоминга не смогли набрать ни одного очка за весь второй тайм и проиграли 27:22. Игроки Томея добились этого потому, что сумели из- менить свое внутреннее представление о границах своих возможностей. Не так давно я летел в самолете вместе с Кеном Бланшаром, соавтором книги «Менеджер за минуту». Он только что написал статью для журнала «Гольф дайджест», озаглавленную «Игрок в гольф за минуту». Бланшар занимался с одним из ведущих американ- ских инструкторов по гольфу и в результате значи- тельно расширил свои познания в технике игры. Он пожаловался мне, что изучил огромное количество тон- костей этой игры, но не в состоянии их все запомнить. Тогда я сказал ему, что не нужно зацикливаться на этих особенностях, и спросил, бывали ли у него в жизни случаи, когда он очень удачно бил по мячу. Он ответил, что, конечно, бывали, и не раз. И тогда я объяснил ему, в чем суть мобилизации ресурсов, которые наверняка записаны у него в подсознании. Все, что ему нужно было сделать, это привести себя в то состояние, которое он испытывал во время удачных ударов и которое, навер- няка, закрепилось у него в подсознании. На то, чтобы научить его приводить себя в это состояние и использо- вать для этого соответствующие приемы, ушло всего несколько минут (Вы научитесь этой технике в главе 17.) Что же случилось затем? Он вышел на поле и отыграл самый лучший круг за последние пятнадцать лет, при этом показал результат на пятнадцать ударов лучше своего предыдущего круга. Почему это про- изошло? Потому что нет ничего мощнее активного со- стояния. Ему даже не надо было делать попыток, чтобы что-то запомнить. У него все получалось само собой. Просто ему нужно было научиться пользоваться тем, что у него уже имелось. Помните, что поведение человека является резуль- татом того состояния, в котором он находится. Если вам когда-либо удавалось добиваться высоких резуль- татов, вы можете повторить их, войдя в то же самое умственное и физическое состояние, в котором нахо- дились тогда. Перед Олимпийскими играми 1984 года я работал с Майклом О'Брайеном, пловцом, который выступал на дистанции 1500 метров вольным стилем. Он усиленно тренировался, но чувствовал, что не достигает той спортивной формы, которая позволила бы ему рассчитывать на успех. Он ощущал в себе целый ряд внутренних барьеров, и ему казалось, что они ограничивают его возможности. Майкл считал, что не может претендовать на первое место, и рассчитывал на бронзовую или, в лучшем случае, на серебряную медаль. Его соперник Джордж Дикарло несколько раз выигрывал у Майкла. Я провел с Майклом полтора часа и помог ему смо- делировать собственное состояние пикового результата, то есть понять, как он создавал продуктивные физиоло- гические условия организма, о чем он думал, что говорил себе на одном из соревнований, на котором он победил Джорджа Дикарло. Мы реконструировали все умственные и физические действия, которые он совер- шал тогда, когда выигрывал заплывы. Мы выстроили эти действия в цепочку вплоть до выстрела стартового пистолета. Я узнал, что накануне победы над Джорд- жем Дикарло он перед заплывом слушал Хью Льюиса и программу новостей. Поэтому я включил в цепочку даже это прослушивание. И в день олимпийского фи- нального заплыва он делал все точно так же, совершал те же действия, что и в тот день, когда победил, — даже Хью Льюиса прослушал. И он победил Джорджа Ди- карло и выиграл золотую медаль, опередив соперника на целых шесть секунд. Вы видели когда-нибудь фильм «Поля, где гуляет смерть»? Там есть потрясающая сцена, которую я ни- когда не забуду: мальчик двенадцати — тринадцати лет, который живет среди абсолютного хаоса и разруше- ния, находясь в состоянии полной безысходности, хва- тает пулемет и начинает стрелять в кого-то вдалеке. Это ужасная сцена. Как вы думаете, что может довести двенадцатилетнего ребенка до такого состояния, чтобы он сделал подобное? Этому способствовали два фактора: во-первых, он был в состоянии такой фруст- рации, что сознание вычерпалось в нем до самого дна и его личность была полностью опустошена. Во-вторых, этот мальчик жил в обстановке, насквозь пропитанной войной и разрушением, поэтому схватить пулемет было самой естественной реакцией в таком состоянии. Он видел, как это постоянно делают другие, и, не задумываясь, сделал то же самое. Это ужасный негативный опыт. Нужно заставлять себя кон- центрироваться на более положительных состояниях. Понятно, что все то, что мы можем сделать в одном состоянии, совершенно невозможно для нас в другом, будь то добро или зло. Я постоянно подчеркиваю это снова и снова, пытаясь прочно внушить вам: поведение людей определяется тем состоянием, в котором они находятся. То, как человек реагирует на события и предметы в этом конкретном состоянии, основано на его модели мира, то есть на накопленном опыте нейро- физиологических стратегий. Я не смог бы помочь Майклу О'Брайену выиграть олимпийскую золотую медаль, если бы он сам не стремился к этому и не накопил за всю свою жизнь достаточное количество стратегий, мы- шечных реакций и т. д. Все, что я смог сделать, это найти для него то состояние, в котором он смог наиболее эффективно мобилизовать все свои ресурсы, свои стратегии успеха, и привести их в действие в минуты решающего старта. Большинство людей не предпринимает активных осознанных усилий по управлению своими состояниями. Они просыпаются утром либо подавленными, либо полными энергии. Хорошие новости возвышают их, плохие — бросают в бездну. Одним из различий между людьми в любой сфере деятельности является то, на- сколько эффективно они руководят своими ресурсами. Наиболее явственно это проявляется в спорте. Нет спортсменов, которые побеждали бы всегда, но есть от- дельные выдающиеся атлеты, которые обладают спо- собностью приводить себя в активное, продуктивное со- стояние почти по команде, умея всегда подняться над обстоятельствами. Почему Реджи Джексон выиграл все последние забеги? Как удается Ларри Берду или Джерри Уэсту вырабатывать в себе устойчивую способность забрасывать все решающие мячи на последних минутах матчей? Дело в том, что им удается мобилизовать все лучшее в себе именно тогда, когда это нужно, когда ставки наиболее высоки. Изменение состояния — вот, что нужно большинству людей. Они стремятся к счастью, радости, экстазу и уравновешенности. Они хотят душевного покоя или избавления от тех состояний, которые им не по душе. Например, они чувствуют себя подавленными, разо- зленными, огорченными, скучающими. Что делает при этом большинство людей? Как правило, они включают телевизор, чтобы получить новые впечатления для формирования своих новых представлений. Они смотрят на экран и смеются. Они потихоньку выходят из своего подавленного состояния. Одни выходят из дома, отправляются куда-нибудь поужинать, выкурива- ют сигарету или напиваются. Другие, с более положи- тельным настроем, отправляются в спортзал. Одно плохо у большинства таких подходов — полученные в результате состояния непродолжительны. Когда за- канчивается телепередача, человек снова погружается в то же самое мрачное представление о своей жизни. Грустные мысли и тяжелые чувства возвращаются к нему после вкусного ужина или наутро после выпивки. Вот та цена, которую приходится платить за временную перемену состояния. Эта книга научит вас тому, как радикально менять свои внутренние представления и физиологические состояния без внешних средств, ко- торые часто создают дополнительные проблемы. Для чего люди используют алкоголь и наркотики? Совсем не потому, что им нравится дырявить иглами свои вены, а потому, что им нравится состояние эйфории, но они не знают, как по-другому привести себя в такое состояние. Мне доводилось наблюдать детей, которые были уже законченными наркоманами, но бросили эту вредную привычку после прогулки босиком по раска- ленным углям, потому что им давалась более совер- шенная и элегантная модель достижения понравив- шегося им состояния. Один парень, который сидел на героиновой игле более шести с половиной лет, прошел босиком по углям и сказал: «Всё, с наркотиками по- кончено. Я никогда не испытывал от иглы ничего по- хожего на то, что я почувствовал, перейдя на другую сторону костра». Это совсем не означает, что ему теперь придется ре- гулярно ходить по раскаленным углям. Он просто впервые получил доступ к этому новому состоянию. Сделав что-то такое, что раньше он считал для себя совершенно невозможным, он выработал в себе новую модель пове- дения, которая теперь поможет ему чувствовать себя лучше. Люди, которые добились совершенства, знают, как включать в работу наиболее продуктивную часть своего мозга. Именно это отличает их от всех прочих. Самое важное, что вы должны запомнить из этой главы, — это то, что ваше нейрофизиологическое состояние — большая сила, и вы можете ею управлять. Вы не должны подчиняться воле обстоятельств, которые встречаются у вас на пути. Существует еще один важный фактор, определяющий наши представления о жизни, фактор, который фильт- рует внешние впечатления мира. Он определяет те со- стояния, которые мы будем постоянно создавать в опре- деленных ситуациях. Его можно назвать величайшей силой. Давайте теперь исследуем, какую волшебную силу имеет над нами вера |