Главная страница
Навигация по странице:

  • Примерный перечень чувственных элементов Визуальные

  • Кинестетические

  • Энтони_Роббинс_-_Беспредельная_Власть. Беспре дельная Власть


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеБеспре дельная Власть
    Дата16.04.2023
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнтони_Роббинс_-_Беспредельная_Власть.pdf
    ТипКнига
    #1065995
    страница6 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Совершенство-
    вание ума —
    как управлять
    своим мозгом
    Не ищите виноватых, ищите средства.
    Генри Форд
    Эта глава о поиске средств. До сих пор мы говорили о том, как следует менять себя, чтобы изменить свою жизнь, какие состояния воодушевляют вас, а какие остав- ляют равнодушными. В этой главе вы научитесь изме- нять свои состояния таким образом, чтобы добиваться желаемого именно тогда, когда это необходимо. Людям иногда не хватает ресурсов, чаще всего им недостает умения ими распорядиться. Сейчас вы будете учиться тому, как владеть ситуацией, получать больше удоволь- ствий от жизни, изменять свои состояния, образ действий и те процессы, которые протекают в вашем организме, причем делать все это за считанные секунды.
    Та модель изменений, которую преподаю я, и кото- рая описана в науке НЛП, значительно отличается от той, что используется во многих школах психотера- пии. Терапевтический канон, компиляция нескольких
    6
    избранных школ, стал настолько общеизвестным, что превратился во что-то вроде культового тотема. Боль- шинство психотерапевтов считают, что для того, чтобы изменить свое состояние, человеку необходимо вернуться к глубоко укоренившемуся в нем негативному опыту и испытать его вновь. Суть методики состоит в следующем. Испытывая отрицательный опыт в жизни, люди накапливают его внутри себя как жидкость, до тех пор, пока не останется свободного места.
    Единственный способ вмешаться в этот процесс, утверждают такие специалисты, пережить эти события заново, переболеть ими, чтобы потом избавиться от них раз и навсегда.
    Абсолютно всё в моем собственном опыте убеждает меня в том, что это — один из наименее эффективных способов помочь людям в решении их проблем. Во- первых, когда вы просите человека вернуться в про- шлое и пережить ощущение какой-либо ужасной травмы, вы приводите его в самое болезненное и наименее продуктивное состояние, в котором он только может находиться. Если вы ввели кого-то в состояние безыс- ходности, то шансы у этого человека на творческий, ак- тивный подход к своим проблемам и возможным ре- зультатам значительно снижаются. По существу, такой подход может еще более усугубить неблагоприятную модель поведения. Постоянно вводя человека в невро- логические состояния ограниченности и боли, мы упро- щаем процесс возврата в эти состояния в будущем. Чем сильнее вы оживляете в сознании негативный опыт, тем больше вероятность его повторения. Может быть, именно поэтому многочисленные традиционные психотера- певтические методы лечения так нескоро дают положи- тельные результаты.
    У меня много друзей среди психотерапевтов. Они искренне заботятся о своих больных. Они убеждены,
    135
    что все, что они делают, приносит страдающим людям пользу. И это действительно так. Традиционное лечение дает результаты. Однако с повестки дня не снимается вопрос: можно ли получить те же самые результаты с меньшей болью для пациента и за более короткий отрезок времени? Ответ будет «да», если мы сможем смоделировать поведение и действия наиболее известных врачей в мире, а это как раз то, что сделали Бэндлер и
    Грайндер. Действительно, если разобраться в том, как работает мозг, можно стать своим собственным лекарем, своим собственным личным консультантом. Это уже более чем лечение, вы можете эффективно менять свои ощущения, эмоции или поведение, причем практически мгновенно.
    Достижение более эффективных результатов начинается, по моему убеждению, с создания новой модели самого процесса изменений. Если вы уверены в том, что все ваши проблемы скапливаются внутри вас до тех пор, пока не начнут литься через край, то именно это вы станете ощущать в себе. Вместо того, чтобы думать, что боль накапливается в нас в виде какой-то смертоносной жидкости, я предпочитаю рассматривать нашу нервную деятельность скорее как автоматический проигрыватель пластинок. Все, что действительно случается с человеком, он накапливает в виде опыта, который хранится в нем, как записи или пластинки. Мы храним их в своей памяти, как пластинки хранятся в автоматическом проигрывателе. Каждую из этих
    «записей» можно воспроизвести в любой момент, если дать мозгу определенный стимул извне, если в нужный момент нажать нужную кнопку.
    Поэтому в любой момент мы можем вспомнить про- шлый опыт или нажать соответствующие кнопки, которые воспроизведут «песни» счастья и радости, но можем нажать и такие кнопки, которые вызовут боль. Если
    ваш план лечения предусматривает нажатие кнопок, вы- зывающих боль снова и снова, вы будете усиливать то самое негативное состояние, которое хотите преодолеть и изменить.
    Я думаю, нам надо совсем противоположное. Может быть, нам нужно просто перепрограммировать свой проигрыватель так, чтобы он стал играть совершенно другие мелодии. Представьте себе: вы нажимаете на ту же самую кнопку, но вместо грустных песен звучит радостная, бравурная мелодия. Или можно перезаписать или перепрограммировать пластинку — стереть старые воспоминания и записать новые.
    Суть этой идеи состоит в том, что те записи, которые не воспроизводятся, не будут накапливаться и мучить вас.
    Это было бы абсурдно. И так же легко, как перепрограммировать автоматический проигрыватель, изменить те способы, которыми мы создаем в себе отрицательные чувства и подавляющие нас эмоции.
    Нам совершенно не обязательно испытывать и повторять свой негативный опыт и боль, чтобы изменить собственное состояние. Все, что нам нужно, это поменять внутреннее представление с негативного на позитивное, причем сделать так, чтобы оно появлялось в мозгу автоматически и давало более эффективные результаты. Нужно перенастроить свои логические схемы на радость и отключить всю ту часть, которая вызывает боль.
    НЛП занимается организацией структуры человече- ского опыта, а не его содержания. Конечно, с личной точки зрения одни события могут быть для нас гораздо более приятны, чем другие, но нам, по сути, безразлично, что происходит кругом. Что нас действительно интере- сует — это то, как мы представляем в своем сознании все происходящие события. В чем разница между ме- ханизмами создания депрессии и экстаза? Основная
    разница в том, каким образом мы структурируем свои внутренние представления.
    Ничто не имеет надо мной большой власти, кроме
    того, чему я сам даю ее посредством моих
    осознанных мыслей.
    Энтони Роббинс
    Мы структурируем свои внутренние представления посредством пяти органов чувств — зрения, слуха, ося- зания, вкуса и обоняния. Другими словами, мы воспри- нимаем окружающий мир в форме визуальных, звуко- вых, кинестетических, вкусовых и обонятельных ощущений. Поэтому весь тот опыт, который мы накап- ливаем в своем сознании, представлен там через эти органы чувств, в основном посредством трех главных — визуальных, звуковых и кинестетических ощущений.
    Эти модальности являются более общими группи- ровками тех способов, посредством которых мы строим свои внутренние представления. Можно рассматривать эти пять органов чувств, или пять систем представления, как составные элементы, из которых мы строим любой свой опыт или любые результаты.
    Помните, что если кто-то способен добиваться конкрет- ного результата, то этот результат создается конкрет- ными действиями, как умственными, так и физическими.
    Если вы сможете в точности повторить эти же действия, вы сможете воспроизвести точно такие же результаты, которые получил этот человек. Для того чтобы получить результат, вам нужно знать, какие у него составляющие. А эти самые составляющие всего человеческого опыта берутся из наших пяти органов чувств. Однако простого знания этих компонентов не- достаточно. Для получения точных, нужных вам ре- зультатов вы должны точно знать, сколько надо каж-
    дого компонента. Если вы вложите в дело слишком, много или слишком мало любой конкретной составляющей, вы не сможете получить тот вид и качество» результата, которые вам нужны.
    Когда люди хотят что-то изменить в себе, они обычно имеют в виду одно или оба из следующих явлений: то, как они ощущают, то есть свое состояние, и(или) то, как они себя ведут. Например, курильщик часто хочет изменить свои физические и эмоциональные ощущения
    (состояния), а также свои поведенческие модели, за- ключающиеся у него в том, что он курит одну сигарету за другой. В главе, посвященной могуществу состояний, мы пояснили, что имеется два способа изменить состояние человека, а следовательно, и его поведение — либо поменять его физиологию, что приведет к перемене ощу- щений и вида поведения, который из этих ощущений возникает, либо поменять его внутреннее представле- ние. Эта глава повествует о том, как конкретно можно изменить наши представления о явлениях и предметах, так чтобы они стимулировали наши ощущения и вызы- вали такой тип поведения, который благоприятствует достижению поставленных целей.
    Существует два момента, которые мы можем изме- нить в наших внутренних представлениях. Мы можем изменить то, что мы себе представляем, то есть, напри- мер, если мы представляем себе наихудший из возмож- ных сценариев, то можем заменить этот сценарий на любой другой, более благоприятный. Или же мы можем изменить то, как мы представляем что-нибудь. В нашем сознании имеются своего рода клавиши или кнопки, которые включают реакцию нашего мозга на опреде- ленные раздражители определенным образом. Напри- мер, когда некоторые люди представляют себе что-то как чрезвычайно большое, это их позитивно мотивирует.
    Другие люди считают, что интонация голоса, с кото-
    139
    рой они разговаривают сами с собой, очень влияет на их мотивацию. Обнаружив однажды различные способы представления явлений и вещей и их влияние на нас, мы можем взять управление своим собственным мозгом на себя и представлять эти вещи и явления таким образом, который вдохновлял бы нас, а не ограничивал наши воз- можности.
    Если кто-то получает результаты, которые нам бы хотелось смоделировать, нам нужно больше знать о том, каким образом этот человек представлял что-то в своем воображении и что он говорил себе. Нам нужны более точные инструменты для проникновения в его сознание.
    Вот где приобретают значение оттенки чувств. Они как точные количества добавочных ингредиентов, необходимых для сотворения результата. Они как самые маленькие и наиболее точные довески — кирпичики, которые завершают формирование всей структуры человеческого опыта. Чтобы понимать и таким образом научиться контролировать визуальный опыт, нам надо как можно больше знать о нем: яркий он или темный, черный или белый, движущийся или неподвижный. Точно так же в случае слуховых представлений мы должны знать, громкие они или тихие, близкие или далекие, звонкие или глухие. Нам необходимо знать, является ли кинестетический опыт мягким или твердым, острым или тупым, гибким или жестким. Ниже я привожу список таких оттенков чувств.
    Образы, которыми мы оперируем, имеют еще одну особенность: они могут быть ассоциативными или диссоциативными. Ассоциативный образ — это такой, который ощущается вами, как если бы вы действительно там были. Вы будто видите его своими собственными глазами, видите и слышите именно то, что вы бы дейст- вительно видели и слышали, если бы ваше тело было в том месте в то время.

    Примерный перечень
    чувственных элементов
    Визуальные
    1. Движущиеся или неподвижные
    2. Панорамные или в рамке (если в рамке, то какая она)
    3. Цветные или черно-белые
    4. Яркость
    5. Размер изображения (натуральный, уменьшенный или увеличенный)
    6. Размер центрального (ключевого) объекта
    (или объектов)
    7. Сами вы «в кадре» или «за кадром»
    8. Расстояние от вас до изображения
    9. Расстояние от вас до центрального объекта
    10. Качество трехмерного (объемного) изображения
    11. Насыщенность цвета (или черных тонов и белого цвета)
    12. Контрастность
    13. Движение (если есть, то в каком темпе: быстро или медленно)
    14. Фокусировка (какие детали в фокусе, а какие нет)
    15. Фокусировка меняется или нет
    16. Угол зрения, под которым вы видите картину
    17. Количество изображений (кадров)
    18. Местоположение изображения
    19. Прочие элементы, если они есть
    Слуховые
    1. Громкость
    2. Модуляция (прерывания, группировки)
    3. Ритм (регулярный, нерегулярный)
    4. Интонация (отдельные слова выделены, каким образом)

    5. Темп
    6. Паузы
    7. Тональность
    8. Тембр (качество, резонанс)
    9. Особые качества звучания (торжественно, плавно и т. д.)
    10. Звук перемещается в пространстве
    11. Местоположение
    12. Прочие элементы, если они есть
    Кинестетические
    1. Температура
    2. Текстура (ощущение на ощупь)
    3. Вибрация
    4. Давление
    5. Движение
    6. Длительность
    7. Постоянные — прерывистые
    8. Интенсивность
    9. Вес (масса)
    10. Плотность
    11. Местоположение
    12. Прочие элементы, если они есть
    Болевые
    1. Зуд, раздражение
    2. Ожог — переохлаждение
    3. Напряжение мышц
    41 Острота — приглушенность
    5. Давление
    6. Продолжительность
    7. Прерывистость (например, сердцебиение)
    8. Местоположение
    9. Прочие элементы, если они есть

    Диссоциативный образ — это такой образ, который воспринимается будто не вами, а кем-то другим. Если это ваш собственный диссоциативный образ, то наблю- дать его — все равно, что смотреть кинофильм, снятый о вас самих.
    Остановитесь на минуту и постарайтесь вспомнить какой-нибудь недавний приятный опыт, и как можно отчетливее. Попробуйте действительно вернуться и углубиться в этот опыт. Вспомните, что вы видели своими собственными глазами: события, образы, цвета, яркость и т. д. Вспомните, что вы слышали, и попробуйте это услышать заново: голоса, звуки и т. д. Почувствуйте, что вы тогда чувствовали: эмоции, температуру и т. д.
    Испытайте то, что испытывали тогда. А теперь как бы выйдите из собственного тела и ощутите свой выход из ситуации, но отступите в такое место, откуда вы все еще можете наблюдать себя в этом своем опыте. Представьте этот опыт таким образом, будто смотрите фильм с самим собой в главной роли. Какова разница в ваших ощущениях? В каком случае ваши чувства более интенсивны — в первом или во втором? Вот это и есть разница между ассоциативным и диссоциативным образами.
    Используя при характеристике оттенков чувств про- тивоположность (ассоциативность — диссоциативность), вы можете радикально изменить свое восприятие жизни.
    Помните, мы уже уяснили с вами, что любое поведение человека является результатом того состояния, в котором он находится, а его состояния создаются его же внутренними представлениями — теми явлениями и событиями, которые он воображает, словами, которые он себе говорит, и т. д. Точно так же как режиссер может изменить воздействие своего фильма на публику, вы можете управлять тем воздействием, которое ваш жизненный опыт на вас оказывает. Режиссер может
    изменить угол расположения камеры, громкость и ха- рактер музыки, скорость и количество движений, цвет и качество изображения, создавая таким образом то со- стояние, которое он стремится пробудить у публики.
    Вы точно так же можете направлять свое сознание, ге- нерировать любое состояние или поведение, которое со- ответствует достижению самых высоких ваших целей или потребностей.
    Позвольте мне показать вам, как это делается. Очень важно, чтобы вы проделали все упражнения, сначала про- читав их, а потом выполнив, прежде чем читать дальше.
    Может оказаться забавным проделывать эти упражнения в паре. Задавайте вопросы друг другу по очереди и отвечайте на них.
    Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили какое-нибудь приятное событие в своей жизни. Оно может быть недавним или давно прошедшим. Для этого просто закройте глаза, расслабьтесь и думайте про то, что про- изошло тогда. А теперь попытайтесь усилить это изображение, делая его все ярче и ярче. По мере того как изображение становится ярче, следите за изменением вашего состояния. А теперь попробуйте приблизить изображение к себе, увеличивая его. Что происходит, когда вы манипулируете изображением? Меняется интенсивность вашего опыта, не так ли? Для большинства людей увеличение яркости и величины образа, а также приближение его ведет к созданию еще более мощного и
    более приятного образа. Усиливается воздействие на вас этого потенциально сильного и приятного внутреннего представления. Оно переводит вас в более радостное, оптимистичное и деятельное состояние.
    Все люди имеют доступ к трем своим чувственным системам, ил и системам представления, — визуальной, слуховой и кинестетической. Но разные люди в различной степени полагаются на каждую из этих систем
    представления. Большинство людей получают доступ к своему мозгу в основном через визуальную сферу представлений. Они реагируют на те образы, которые проносятся в их сознании. Другие воспринимают мир в основном через слух. У третьих более развиты кинестетические ощущения. Такие люди больше реагируют на то, что они слышат или ощущают.
    Поэтому после того, как вы потренироваться со своими визуальными образами, попробуйте проделать такие же упражнения с другими системами представлений.
    Снова вернитесь к тому приятному воспоминанию, с которым вы только что работали. Попробуйте усилить громкость голосов или звуков, которые вы тогда слышали. Придайте им более энергичный ритм, сделайте их более низкими, поменяйте тембр. Сделайте их сильнее и убедительнее. Теперь попробуйте проделать то же самое с кинестетическими оттенками чувств. Сделайте свое воспоминание теплее, мягче и более гладким на ощупь, чем оно было раньше. Что теперь делается с вашими чувствами при воспоминании о прошлом?
    Люди отвечают на внешние раздражители не одина- ково. Кинестетические раздражители в особенности вы- зывают разные реакции у разных людей. Большинство из вас, очевидно, заметили, что если делать изображение ярче или крупнее, то оно от этого усиливается. Внутреннее представление становится более интенсивным, более приятным, и, что самое главное, оно переводит вас в более позитивное, более активное состояние. Когда я провожу это упражнение на семинарах со своими слушателями, то каждый раз убеждаюсь в этом, наблюдая за физиологическими проявлениями их состояния: дыхание становится глубже, плечи расправляются, лица расслабляются, при этом тела как бы наливаются новой энергией.
    А теперь давайте попробуем проделать то же самое упражнение с отрицательным образом. Вспомните что-
    нибудь такое, что разочаровало вас и вызвало боль. Те- перь возьмите это изображение и добавьте яркости. При- близьте его к себе, увеличьте. Что происходит в вашем сознании? Большинство людей обнаруживают, что их негативное состояние обостряется. Те отрицательные эмоции, которые они испытывали раньше, становятся еще сильнее. Теперь отодвиньте это изображение на его исходное место. Что происходит, когда вы его делаете все меньше и меньше и все менее и менее ярким? А теперь попробуйте отметить перемены в своих ощуще- ниях. Вы почувствуете, что отрицательные эмоции и чув- ства утратили свою силу над вами.
    Попробуйте проделать это же упражнение с другими органами чувств. Прислушайтесь к своему собст- венному голосу или к другим голосам, раздающимся в представленном вами неприятном эпизоде. Переклю- чите этот голос на громкий или, как говорят музыканты, форте. Ощутите этот опыт как устойчивый и жесткий.
    Можно гарантировать, что произойдет то же самое — негативные ощущения усилятся. Но только, пожалуйста, не относитесь к этому эксперименту формально. Я хочу, чтобы вы проделывали эти упражнения со всей серьезностью, сосредоточенно и тщательно следя за тем, какие чувства и оттенки чувств оказывают на вас наи- большее влияние. Возможно, вам понадобится не один раз пройти по этим этапам в своем сознании, наблюдая за тем, как манипулирование образами меняет ваше от- ношение к ним.
    Давайте снова возьмем тот отрицательный образ, с которого мы начали, и попробуем его уменьшить. Сле- дите за тем, что происходит, когда вы уменьшаете изо- бражение. Теперь давайте выведем его из фокуса — сделаем размытым, тусклым и неразборчивым. Теперь уберите его совсем — уведите его настолько далеко, что-
    бы оно было почти незаметным. А теперь возьмите этот образ и отправьте его на воображаемое солнце. Обра- тите внимание на то, что вы услышите, увидите и почув- ствуете, когда он исчезнет из вашего мира навсегда.
    Проделайте то же самое с вашими слуховыми обра- зами. Уменьшите звук и громкость голосов, которые вы слышите, чтобы они звучали, будто сквозь сон. Уберите из них ритм и резкость. Попробуйте сделать то же самое с вашими кинестетическими образами. Сделайте их более мягкими, несущественными, поверхностными. Что происходит с отрицательным образом, когда вы со- вершаете весь этот процесс? Если вы похожи на боль- шинство людей, то заметите, как образ теряет свою си- л у— о н становится слабее, не таким болезненным или вообще незначительным. Вы можете взять что-то, что в прошлом причинило вам нестерпимую боль, и сделать его слабым, растворить и уничтожить.
    Мне кажется, что вы поняли из этого краткого опыта, насколько мощной технологией вы сейчас владеете. Всего за несколько минут вы смогли сделать свое положи- тельное ощущение более мощным, более продуктивным.
    Вы так же смогли уменьшить степень влияния на вас сильного отрицательного ощущения. В прошлом вы были в плену результатов своих внутренних представлений.
    Теперь вы знаете, что вещи ведут себя так, как это нужно вам.
    По существу, перед вами открывается два пути. Вы можете дать возможность своему сознанию вести вас по жизни так же, как оно это делало прежде. Вы можете позволить ему высвечивать любой образ, звук или чув- ство, на который будете реагировать автоматически, как по сигналу, подобно тому, как собаки Павлова реагиро- вали на звонок. Или же вы можете выбрать вариант сознательного управления своим собственным разумом.
    Вы можете сами устанавливать в себе те кнопки, кото-
    рые вам нужны. Вы можете расправляться со своим отрицательным опытом и негативными образами, лишая их силы и влияния на вас. Вы можете представлять их себе так, чтобы они не отнимали у вас силы, в таком свете, что они уменьшатся до карманных размеров, и это позволит вам сделать с ними что угодно.
    Наверняка вам приходилось испытывать страх перед большой работой или серьезным заданием, которые поначалу казались вам такими сложными, что не хватало духу за них взяться. Однако если представить себе эту работу в виде маленькой картинки, вы сможете изменить свое отношение к ней, начнете сразу же предпринимать соответствующие действия, вместо того чтобы мучиться в сомнениях. Я знаю, что моя рекомендация может показаться до смешного простой, но стоит ее испробовать, и вы сразу же обнаружите, что перемена ваших представлений может привести к изменению вашего понимания этой задачи и таким образом изменить все ваши действия.
    Теперь вы уже знаете, что можете брать из прошлого положительный и приятный опыт и усиливать его. Вы можете брать маленькие радости жизни и делать их огромными, делать их ярче в своем представлении, ста- новясь от этого более счастливым и жизнерадостным. В ваших руках средство, способное сделать вашу жизнь более яркой, более радостной, более продуктивной.
    Само по себе ничто ни хорошо, ни плохо; мысль
    делает это тем или другим.
    Уильям Шекспир
    Помните, в главе 1 мы размышляли с вами о том, что назвали достоянием королей. Король способен управлять своим королевством. Вашим королевством является ваш мозг. Точно так же как король может управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред- ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра- тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер- гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испытывая особого огорчения.
    Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль-
    ности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у какого- то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на мозги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?
    Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры.
    На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу.
    Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как нега- управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред- ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра- тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер- гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испытывая особого огорчения.
    Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль-
    ности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у какого- то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на мозги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?
    Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры.
    На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу.
    Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как нега-
    тивные аспекты этого опыта переводили вас в непро- дуктивное состояние. Разве можно подобрать лучшее выражение для описания этого опыта, чем-то, что вы нарушили его пропорции? То есть мы инстинктивно чув- ствуем, какими мощными являются наши внутренние представления. Помните о том, что мы можем взять наш мозг под контроль; он никогда не должен контролиро- вать нас.
    Есть простое упражнение, которое помогает многим.
    Не оказывались ли вы когда-нибудь в состоянии непре- рывного внутреннего диалога? Не попадали ли вы в такую ситуацию, когда, казалось бы, ваш внутренний голос никак не может замолчать? Много раз бывало так, что мозг ведет непрерывные диалоги. Мы спорим о наболевшем или пытаемся использовать старые аргу- менты для нового выигрыша. Как только такое случится с вами в следующий раз, просто уменьшите звук.
    Сделайте этот внутренний голос тише, отдалите его и сделайте слабее. Этим многие люди добиваются решения всех проблем. А не ведутся ли в вас такие мысленные диалоги, когда внутренний голос запрещает вам делать что-то, не дает вам развернуться? В таком случае попробуйте сказать себе то же самое с оттенком сексуальности, почти флиртуя: «Ты на это не спосо- бен». Как вы чувствуете себя теперь? Не правда ли, ваша мотивация возросла, и вам страстно хочется сде- лать то, что ваш внутренний голос так упорно считает невозможным. Испытайте это на себе, и вы сразу же почувствуете разницу.
    ***
    Давайте выполним еще одно упражнение. Вспомните о чем-нибудь из своего прошлого опыта, что вы делали с очень сильной мотивацией. Расслабьтесь и попробуйте создать в себе четкий мысленный образ этого опыта.
    Теперь мне хотелось бы задать вам несколько
    вопросов. Выдерживайте паузу и отвечайте на них один за другим. Нет ответов правильных или неправиль- ных. Разные люди просто будут отвечать на эти вопросы по-разному.
    Когда вы смотрите на этот образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Он цветной или черно-белый? Он близко от вас или далеко? Он находится слева, справа или по центру? Он вверху, внизу или в центре вашего поля зрения? Является ли он ассоциативным (видите его собственными глазами), или он диссоциативный (вы видите все как бы со стороны)? Имеет ли он четкое обрамление, или вы видите панораму, которая прости- рается в бесконечную даль? Яркий он или тусклый, светлый или темный? Сфокусирован ли этот образ четко или расплывчат? Проделывая это упражнение, ста- райтесь отмечать, какие оттенки чувств в вас проявля- ются сильнее всего, какие имеют над вами большую власть, когда вы сосредоточенно думаете о них.
    Теперь пропустите этот эпизод по вашим слухо- вым и кинестетическим каналам чувств. Когда вы слы- шите то, что происходит вокруг, слышите ли вы свой собственный голос или голоса других, участвующих в этом событии? Вам слышится диалог или монолог?
    Звуки, которые вы слышите, громкие или тихие? Обла- дают ли они богатством интонаций или монотонны?
    Ритмичны они или беспорядочны? Их ритм быстрый или медленный? Звуки то замолкают, то возникают или вы слышите их постоянно? Что является глав- ным из того, что вы слышите или говорите самому себе? Где располагаются звуки? Откуда они прихо- дят? Каким вы ощущаете образ: жестким или мяг- ким? Он теплый или холодный? Грубый или нежный?
    Острый или тупой? Жидкий или твердый? Какой ча- стью тела вы это ощущаете? Каков он на вкус: кис- лый или сладкий?

    Поначалу на некоторые из этих вопросов будет очень трудно ответить. Если у вас есть склонность формировать свои внутренние представления в основ- ном кинестетическим способом, вы можете подумать про себя: «У меня не получаются картинки». Однако помните, что это ваше убеждение и, пока вы придержи- ваетесь его, оно будет верно. По мере того как вы будете лучше узнавать свои чувства, вы начнете учиться улучшать свое восприятие таким методом, который на- зывается «наложение». Суть его в том, что ваш исход- ный слух, например, будет сначала отбирать все слуховые импульсы, которые содержатся в этом опыте. То есть сначала вы будете запоминать то, что слышали в данный момент. Но как только вы оказались в таком состоянии, вызвав богатое, мощное внутреннее пред- ставление, вам будет гораздо легче представить его или в виде визуального кадра, где вы начнете работать над изобразительным рядом своих оттенков чувств, или в виде кинестетического кадра, где вы начнете обраба- тывать кинестетические оттенки чувств.
    Итак, вы только что видели и пережили опыт струк- турирования чего-то, вызвавшего в вас в прошлом огром- ную мотивацию к работе. Теперь я хочу, чтобы вы поду- мали о чем-то, мотивацию к чему вы бы хотели получить, о чем-то таком, к чему в настоящий момент вы не испы- тываете никаких особых чувств, никакой особой моти- вации что-то сделать. Еще раз сформируйте в себе мыс- ленный образ. Затем ответьте на те же вопросы, обращая внимание на то, чем ваши ответы отличаются от тех, когда вы рассматривали поступок, совершенный вами в прошлом с большой мотивацией. Например, когда вы рассматриваете образ, вы видите фильм или стоп-кадр?
    Начиная с этого, пройдите по всем вопросам, адресован- ным к визуальным оттенкам чувств. А затем ответьте на вопросы, относящиеся к слуховым и кинестетиче-
    ским оттенкам чувств. Делая это, не забывайте отме- чать наиболее сильные чувства, те, которые сильнее всех других влияют на ваше состояние.
    Теперь возьмем дело, для выполнения которого у вас была сильная мотивация (назовем его опытом 1), и то, к чему вы хотите получить мотивацию (опыт 2), и рассмотрим оба этих опыта одновременно. Это не так сложно сделать. Представьте себе, что ваш мозг является телевизионным экраном, на котором демон- стрируется сразу два изображения, причем вы имеете возможность рассматривать оба этих изображения од- новременно. У вас есть различия в оттенках чувств, не так ли? Это можно было предвидеть, поскольку
    различные представления дают различные типы ре-
    зультатов в нервной системе. Теперь давайте возь- мем все, что мы узнали о том, какие виды оттенков чувств мотивируют нас и при каких обстоятельствах, и постепенно перенастроим оттенки чувств с того опыта, где у нас была сильная мотивация, на тот опыт, где мы хотим получить мотивацию (опыт 2), таким образом, чтобы они соответствовали мотивации оттенков чувств опыта 1. Конечно, эти ощущения, будут раз- личны у разных людей, но можно почти с уверенно- стью утверждать, что образы опыта 1 будут ярче об- разов опыта 2. Первые будут ближе и четче. Я хочу, чтобы вы сконцентрировались на различиях между ними и манипулировали вторым образом так, чтобы он становился все больше и больше похожим на первый образ. Не забывайте делать то же самое со слуховыми и кинестетическими представлениями. Сделайте это прямо сейчас.
    Что вы сейчас чувствуете относительно опыта 2? По- высилась ли ваша мотивация совершить этот поступок?
    Вы должны это почувствовать, если вам удалось согла- совать оттенки чувств опыта 1 с аналогичными из опы-
    та 2 (например, если опыт 1 представлялся вам в виде фильма, а опыт 2 был стоп-кадром, вы должны превра- тить последний также в фильм), и продолжать этот про- цесс со всеми визуальными, слуховыми и кинестетиче- скими оттенками чувств. Когда вам удастся найти конкретные спусковые крючки (оттенки чувств), кото- рые заставляют вас перейти в желаемое состояние, вы сможете легко связать эти спусковые механизмы с не- желательными состояниями, чтобы мгновенно выходить из них.
    Помните, что сходные внутренние представления будут создавать сходные состояния или чувства, которые, в свою очередь, будут вызывать сходные действия. Кроме того, если вы найдете, что конкретно заставляет вас чувствовать высокую мотивацию, то будете точно знать, что вам нужно делать с любым опытом, чтобы получить из него такую же высокую мотивацию. А находясь в таком продуктивном состоянии, вы сможете побудить себя к принятию эффективных действий.
    Важно отметить, что определенные ключевые оттенки чувств оказывают на нас большее воздействие, чем другие.
    Например, я работал с одним мальчиком, у которого не было мотиваций ходить в школу. Большинство визуальных оттенков чувств, казалось, не могут подвигнуть его на это. Однако когда он говорил самому себе определенные слова определенным тоном, он чувствовал мгновенно необходимую мотивацию идти в школу. Кроме того, когда он чувствовал мотивацию, у него напрягались бицепсы. Однако, когда мотивация отсутствовала или он был зол, у него появлялось напряжение в челюсти и тон его голоса сразу стано- вился другим. Только за счет перемены этих двух от- тенков чувств мне удалось почти мгновенно перевести его из состояния огорчения и немотивированности в состояние высокой мотивации. Или другой случай. Од-
    на женщина любила шоколад за мягкость и гладкость его текстуры и не переносила виноград по той причине, что в нем есть косточки, которые хрустят на зубах.
    Все, что я мог сделать, это заставить ее представить себе, что она медленно ест виноград, осторожно раску- сывая каждую виноградинку и ощущая ее текстуру в тот момент, когда она прокатывается у нее во рту. Я также попросил ее говорить то же самое, что она гово- рила о шоколаде, и таким же тоном. Проделав это, она сразу захотела винограда, с тех пор она ест его с удо- вольствием.
    Занимаясь моделированием человеческого поведе- ния, вы всегда будете интересоваться тем, как другие люди добиваются определенных результатов в умственной или физической деятельности. Например, люди приходят ко мне за советом и говорят: «Я так подавлен». Я не спрашиваю: «Отчего у вас подавленное состояние?», чтобы затем они демонстрировали его мне. Это только усилит их депрессию. Я не хочу знать, почему они в подавленном состоянии; я хочу знать, как в них такое состояние появляется. Вместо этого я спрашиваю у них:
    «Как вы добиваетесь этого?» Обычно этим вопросом я привожу их в замешательство, потому что человек не всегда понимает, что это он сам совершал определенные действия у себя в мозгу и в физиологии, чтобы прийти в подавленное состояние. Поэтому я спрашиваю: «Если бы я сидел в вашем теле, как бы я пришел к подавленному состоянию? Что мне нужно представлять для этого? Что я должен говорить себе? Как я должен это говорить? Каким тоном?» Именно эти процессы соз- дают определенные умственные и физические действия, которые дают конкретные эмоциональные результаты.
    Если нам удастся изменить структуру этого процесса, он может стать другим, не приводящим нас в состояние подавленности.

    После того как вы узнали, как влиять на события, вы можете начать управлять своим собственным мозгом и создавать в себе такие состояния, которые помогут вам организовать такую жизнь, которую вы хотите и заслу- живаете. Пример: каким образом вы приходите в заме- шательство или становитесь подавленным? Вы берете что-то и делаете из этого невыгодное изображение у себя в голове? Вы продолжаете говорить с собой жал- ким и печальным голосом? А теперь скажите, как вы приводите себя в состояние восторга, веселья? Для этого вы рисуете в своем воображении яркие картины? Как они двигаются: быстро или медленно? С какой интонацией голоса вы говорите с собой? Представьте себе, что кто-то любит свою работу, а вы нет, но вам хотелось бы ее полюбить. Попробуйте найти нечто, соз- дающее в нем это чувство. Вы сами будете поражены тем, как быстро вам удастся измениться. Мне доводи- лось наблюдать людей, которые лечились традицион- ными методами в течение многих лет, чтобы решить свои моральные проблемы, проблемы своих состояний и по- ведения. Применив мой новый метод, они лишались всех своих проблем за считанные минуты. В конце концов, подавленность, депрессия и экстаз — это все явления не статичные. Они представляют собой процессы, которые создаются определенными мысленными образами, звуками и физическими действиями, которые вы кон- тролируете сознательно или бессознательно.
    Понимаете ли вы сейчас, как с помощью этих приемов можно изменить всю свою жизнь? Если вам нравится то чувство удовлетворения, которое приносит вам ваша ра- бота, но вы терпеть не можете прибираться в доме, вы можете сделать одно из двух: нанять домработницу или отметить разницу между вашими представлениями о своей работе и об уборке дома. Представив себе работу по дому как интересное и увлекательное занятие, пользуясь
    теми же самыми оттенками чувств, которые вы приме- няете у себя на службе, вы получите мгновенный стимул к домашней работе. Это очень хороший урок, который вы можете преподать своим детям!
    А что, если бы можно было взять все свои обязанно- сти, которые вы ненавидите, но которые нужно испол- нять, и наделить их оттенками чувств удовольствия?
    Помните, что очень немногие вещи являются изначально неприятными. Просто вы усвоили, что одни вещи приятные, а другие нет. Теперь просто поменяйте яр- лыки местами и создайте новые ощущения на основе своего старого опыта. Что, если вы посмотрите на свои проблемы внимательно, уменьшите их размеры и поста- вите подальше от себя? Наши возможности в таких перестановках безграничны. Причем вы — самый глав- ный командир!
    Важно помнить, что, подобно любым другим навы- кам, такая наука моделирования требует упорной тре- нировки и практики. Чем чаще вы будете сознательно осуществлять эти простые перемещения оттенков чувств, тем лучше вам будут удаваться быстрые необходимые результаты. Вы скоро обнаружите, что изменение яркости или четкости изображения оказывает более сильное влияние на вас, чем изменение местоположения или раз- мера этого изображения. Узнав это, вы поймете, что яр- кость — одно из первых свойств, которым нужно мани- пулировать, если вы хотите что-то изменить.
    Некоторые из вас могут сейчас подумать: эти пере- мены оттенков чувств — великое дело, но как сделать так, чтобы они не возвращались обратно? Я знаю, что могу изменить их в данный момент, и это ценно, но было бы еще лучше, если бы я мог закреплять эти изменения, делать их необратимыми.
    Этого можно добиться с помощью метода, известного под названием «модель свиста». Он может быть при-
    менен в борьбе с наиболее устойчивыми проблемами и вредными привычками, которые есть у людей. «Мо- дель свиста» берет внутренние представления, которые обычно создают состояние пассивности, и заставляет их автоматически запускать в действие новые внутренние представления, которые переводят вас в то энергичное состояние, которое вам необходимо. Когда вы обнару- живаете, например, что внутреннее представление за- ставляет вас чувствовать переедание, то с помощью «мо- дели свиста» вы можете создать в себе новое внутреннее представление чего-то такого, что сильнее по эффекту и сможет увести вас, если вы это увидите или услышите, от мыслей о еде вообще. Если вы свяжете между собой эти два представления, то всякий раз, когда вы будете думать о переедании, первое представление будет авто- матически вызывать в памяти второе и переводить вас в такое состояние, когда вам не будет хотеться есть.
    Самое главное в этой «модели свиста» заключается в том, что, однажды внедрив ее в себя, вам уже не нужно думать о ней. Процесс будет происходить автоматиче- ски, без всяких сознательных усилий. Вот как работает на практике «модель свиста».
    Шаг 1. Определите то поведение, которое вы хотите изменить. Постройте внутреннее представление этого поведения, как будто видимое вашими собственными глазами. Если вы хотите избавиться от привычки грызть ногти, представьте себе такую картину: вы поднимаете руку, подносите пальцы к губам и начинаете грызть ногти.
    Шаг 2. Теперь, когда у вас есть четкая картина того поведения, которое вы хотите изменить, вам нужно соз- дать в себе другое представление, образ самого себя тогда, когда нужные вам изменения произойдут. Вы
    можете представить, как вы убираете пальцы ото рта, слегка надавливаете на кончики пальцев и на ногти, которые намеревались обгрызть. Вы смотрите на руку и видите свои ногти аккуратно подстриженными и об- работанными, а самого себя прекрасно одетым, владею- щим собой и уверенным в себе. Эта картина, которая будет изображать вас в желаемом состоянии, будет дис- социативной, ибо это идеал, к которому вы стремитесь, а не вы сами.
    Шаг 3. Слейте в себе эти два изображения (соедините со «свистом») таким образом, чтобы ваше непродук- тивное состояние автоматически вызывало полезный и активный жизненный опыт. Как только вы приведете в действие этот механизм срабатывания, все, что связано с образом кусания ногтей, будет автоматически вызывать в вашем сознании другой образ — идеально благопо- лучного собственного изображения. Таким образом, вы создали для своего мозга совсем новый способ обращаться с тем, что в прошлом вас расстраивало.
    Вот как производится эта «модель свиста». Начните с усиления яркости на картине поведения, которое вы хотите поменять. Затем в правом нижнем углу этой картины создайте маленькое темное изображение того, кем вы хотите быть. Теперь возьмите это маленькое изображение и мгновенно увеличьте его размеры и яркость, буквально заполнив им все то изображение поведения, которое вам уже ненужно. Выполняя этот процесс, произнесите про себя слово «ух!» с таким энтузиазмом, на какой только способны. Я понимаю, что это звучит несколько по-детски. Однако, сказав «ух!» са- мым взволнованным образом, вы пошлете серию мощных положительных сигналов в свое сознание. После того как у вас в сознании появилась четкая картина,
    весь процесс замены изображений будет отнимать у вас не больше времени, чем на произнесение слова «ух!».
    Теперь перед вами большая, яркая, четкая, цветная кар- тина, изображающая вас таким, каким вы хотите быть.
    Старая картина исчезла навсегда.
    Самыми важными моментами в применении этой модели являются быстрота и многократность повторения. Вы должны ясно видеть и чувствовать, как маленькое темное изображение становится огромным и ярким, вырастая и заполняя все прежнее изображение, разрушая его и заменяя даже большим, более ярким изображением нового положения вещей. Почувствуйте удовлетворение от созерцания вещей такими, какими они должны быть. Затем откройте глаза на секунду, чтобы разрушить это состояние.
    Когда вы снова закроете глаза, проделайте это упражнение еще раз. Старайтесь видеть те вещи, которые вы хотите изменить, в виде большого изображения, а затем наблюдайте за тем, как маленькое изображение стремительно растет в размерах, становится ярче и занимает весь экран при слове «ух!». Сделайте небольшую паузу после этого опыта, откройте глаза. Затем закройте глаза снова. Найдите еще что-нибудь в себе, что вы хотите изменить. Взгляните на исходное изображение и определите то, что вы хотите в нем поменять. Сделайте это под слово «ух!». Проделайте всю процедуру пять или шесть раз, причем как можно быстрее. Помните, что главным ключом к успеху является скорость; при этом нужно чувствовать удовольствие. Сконструировали картинки, рассмотрели их мысленным взором, «ух!» — и готово... И повторяйте так до тех пор, пока не добьетесь автоматической замены старого изображения новым, которое вызовет новые состояния и, следовательно, новое поведение.
    Теперь вызовите в памяти самое первое изображение.
    Что происходит? Если, например, вы вернулись к
    изображению самого себя, грызущего ногти, то теперь вы уже чувствуете, что вам очень трудно представить себе эту картину. Она кажется вам уже неестественной.
    Если такого не происходит, повторите тренировку. Сейчас вы уже будете выполнять все предписанное гораздо быстрее, с уверенностью, что положительные эмоции у вас стали гораздо сильнее отрицательных. У вас может ничего не получиться в том случае, если образ, к которому вы стремитесь, не волнует вас или не кажется достаточно желанным. Очень важно, чтобы новый образ был достаточно привлекательным, приводящим вас в мотивированное и энергичное состояние, чтобы он был таким, каким вы действительно хотите стать. Иногда, если добавить новые оттенки чувств, например, запах или вкус, эта методика работает еще лучше. «Модель свиста» дает потрясающие результаты, поскольку она опирается на некоторые особенности нашего мозга, име- ющего склонность уходить от неприятных вещей и дви- гаться в направлении приятных. Изображение самого себя, переставшего грызть ногти, выглядит более при- влекательным, чем образ человека, постоянно грызущего ногти, вы дали своему мозгу мощный сигнал того поведения, к которому необходимо двигаться. Я сам проделал это на себе, чтобы избавиться от дурной при- вычки, которая так вросла в меня, что сделалась уже бессознательной. После того как я применил к себе «мо- дель свиста», я неожиданно поймал себя на том, что грызу ноготь. Поначалу я воспринял это как неудачу своей методики. Но потом я понял, что раз я осознаю свою вредную привычку — это уже прогресс. После этого я провел десятикратную тренировку по «модели свиста», которая навсегда избавила меня от этой дурацкой привычки.
    Вы можете проделать то же самое со своими страхами или неуверенностью. Возьмите что-нибудь, чего вы
    боитесь. Теперь представьте, что все получается так, как вы хотите. Сделайте эту картину для себя поистине вол- нующей. Затем несколько раз соедините эти два образа вместе. А теперь снова подумайте о чем-нибудь, чего вы боитесь. Что вы теперь чувствуете? Если тренировку с
    «моделью свиста» вы провели эффективно, то в тот момент, когда вы начнете думать о чем-то, чего раньше боялись, вы будете автоматически переключаться на мысли о том, как вы хотите видеть вещи.
    Можно получить другой вариант «модели свиста», добавив в нее мотив рогатки. Натяните мысленно между двух столбов картину того поведения, которое вы хотите изменить. К этим же столбам мысленно привяжите концы резинки, чтобы получилась рогатка. Затем вложите в зажим рогатки как камешек маленькую картинку, изображающую поведение, которое вы хотели бы усвоить, и оттягивайте резинку как можно сильнее. Затем отпустите резинку и наблюдайте за тем, как камешек — новый образ — пробьет старое изображение между столбов и в вашем сознании. Важно, проделывая это, натягивать резинку как следует.
    При этом произносите слово «ух!», как будто сами прорываетесь сквозь старое ограничивающее изображение. Если вы сделаете все правильно и убедительно, через мгновение после того, как вы мысленно отпустили резинку, картина вашего нового поведения должна заиграть всеми красками в вашем сознании. Приостановите сейчас чтение книги и займитесь непосредственно этим
    «рогаточным» упражнением, пытаясь преодолеть какое-нибудь из своих ограничений или поменять что-либо в своем поведении.
    Помните, что ваше сознание может подчинить себе даже законы природы и законы вселенной весьма эффективным способом: давая вам возможность возвра-
    щаться в прошлое. Время нельзя повернуть вспять, нельзя изменить ход событий, но вы можете все это сделать в своем сознании. Предположим, вы вошли утром в свой кабинет и первое, что увидели на столе, — недописанный важный отчет, который вам срочно нужно сдать. Незаконченная работа переводит вас в очень непродуктивное, угнетенное состояние. Вы чувствуете себя чрезвычайно раздраженным и готовым выскочить из кабинета и выплеснуть свой гнев на секретаршу.
    Однако крик не даст продуктивных результатов, а ведь именно они вам нужны. Он только ухудшит ситуа- цию. Самое разумное для вас сейчас — это поменять свое состояние, вернуться на несколько минут в про- шлое и перевести себя в такое состояние, которое по- зволило бы вам справиться с задачей. Именно этого вы можете добиться, поменяв свои внутренние представ- ления.
    В этой книге я уже не раз повторял, что важно быть независимым, владеть собой и самому распоряжаться работой своего мозга. Сейчас вы уже представляете, как конкретно можно этого добиваться. С помощью всего нескольких упражнений, которые мы недавно проделали, вы приобрели возможность полностью контролировать свои состояния. Только представьте себе, какой станет ваша жизнь, если вы вспомните весь замечательный опыт своей жизни и представите его себе ярким, близким и красочным; как радостно, ритмично и мелодично он зазвучит; каким он будет нежным, теплым и мягким! А весь свой отрицательный опыт вы представите в виде невзрачных, нечетких и неподвижных изображений со слабыми, неслышными голосами и почти неосязаемыми формами, которые вы даже не можете потрогать, так как они чрезвычайно далеко. Преуспевающие люди совершают этот процесс бессознательно. Они прекрасно знают, как увеличить громкость звуков
    и как уменьшить, если это не то, что они хотят слышать.
    Все, что вы изучили в данной главе, и относится к моде- лированию этих процессов.
    Я не предлагаю, чтобы вы игнорировали проблемы.
    Есть вещи, которым надо уделять внимание. Мы все знаем людей, которые, успешно справившись в течение трудового дня с девяноста девятью проблемами, тем не менее приходят домой в совершенно подавленном на- строении. Почему так происходит? Ведь всего с одной из своих проблем они не справились, однако они пре- увеличили эту единственную вещь, превратив ее в боль- шую, яркую, сверкающую картину, а все девяносто де- вять успешных дел превратили в маленькие, нечеткие и несущественные изображения.
    Многие люди проживают свою жизнь именно та- ким образом. У меня были клиенты, которые говорили мне: «Я постоянно в подавленном состоянии». Причем они произносили это почти с гордостью, поскольку депрессия стала уже частью их мировоззрения. Многие психотерапевты начинают вести длинные беседы с такими пациентами, пытаясь выявить причины их де- прессии. Они заставляют пациентов часами рассказы- вать о своем состоянии. Они начинают рыться в грудах мусора переживаний такого больного, постоянно перебирая несчастный и низкоэмоциональный опыт.
    Из таких методов лечения вырастают только много- летние долги пациентов своим врачам и затяжные бо- лезни.
    Ни один человек не может вечно находиться в по- давленном состоянии. Депрессия не является посто- янным состоянием организма вроде увечья. Это со- стояние, в которое люди входят и из которого выходят.
    На самом деле большинство людей, которые часто ис- пытывают подавленность, имели в своей жизни массу счастливых моментов, может быть, даже больше, чем
    обычный средний человек. Просто они не умеют пред- ставлять себе этот свой положительный опыт в виде крупных, ярких ассоциативных картин. Возможно, они представляют свои счастливые времена как очень да- лекие. Оторвитесь на минутку от чтения и вспомните о событии, которое произошло с вами на прошлой неделе, после этого оттолкните его от себя. Не правда ли, оно представляется вам уже не таким недавним опытом, как только что казалось? А что, если вы приблизите его к себе поближе? Не правда ли, теперь оно стало казаться более свежим? Некоторые люди умудряются проделывать такие вещи со своим недавним поло- жительным опытом, отодвигая его настолько, что ка- жется, что это произошло с ними много лет назад, при этом их основные проблемы подходят все ближе и ближе.
    Вам наверняка приходилось слышать, как кто-то говорил: «Мне так нужно убежать от всех своих про- блем». Для этого вам совсем не нужно улетать в дале- кую страну. Просто оттолкните их от себя подальше в своем воображении и почувствуйте разницу. У людей, подверженных депрессии, сознание до краев заполнено чудовищными, шумными, близкими и тяжелыми образами неприятностей и сложностей, которые почти вытеснили маленькие, робкие, невзрачные образы хороших времен.
    Если вы хотите перемен, не купайтесь в своих тягостных прошлых воспоминаниях; поменяйте оттенки чувств и саму структуру воспоминаний. А затем соедините эти негативные воспоминания с чем-то по-настоящему захватывающим в жизни, проявив при этом всю свою жизненную энергию, юмор, терпение и силу воли.
    Некоторые говорят: «Минутку-минутку, нельзя все изменить так быстро». А почему нельзя? Иногда го- раздо удобнее ухватить что-то в мгновение ока, чем растягивать это надолго. Именно так мозг учится но-
    вому. Вспомните о том, как вы смотрите кино. Вы про- сматриваете тысячи кадров и объединяете их в одно динамическое целое. А что было бы, если бы вы увидели один кадр, через час другой, а через день или через два
    — третий? Вы бы ничего не поняли, не правда ли? Вот так и изменения ваших состояний. Если вы что-то делаете быстро, вносите изменения в свое сознание сию минуту, если быстро меняете свои состояния и поведение, вы можете сами себе доказать, насколько велики ваши возможности. Нужен более мощный рывок, а не многие месяцы сосредоточенного размышления. Согласно законам квантовой физики, изменения в предметах происходит не медленно в течение длительного времени
    — они осуществляются так называемыми квантовыми скачками. Точно так же и мы можем пе- рескакивать с одного уровня жизненного опыта на другой.
    Если вам не нравится, как вы себя чувствуете, быстро измените свое представление о себе. Это так просто.
    Давайте рассмотрим другой пример — любовь. Лю- бовь для большинства из нас является прекрасным, веч- ным, почти мистическим опытом. Она также представ- ляет интерес для моделирования, поскольку любовь является состоянием и, как и все другие состояния, она является результатом конкретного набора действий или стимулов, которые совершаются или воспринимаются определенным образом. Как мы обычно влюбляемся?
    Одной из наиболее важных составляющих восприятия любви является то, что мы отделяем все, что любим в ком-то, от тех вещей, которые мы не любим. Влюблен- ность может оказаться тяжелым, дезориентирующим чувством по той причине, что оно ничем не уравновешено.
    Вы не рассматриваете человека, в которого влюблены, как строгий балансовый отчет, перечисляющий хорошие и плохие его качества, не пропускаете все это
    через компьютер, чтобы подвести итог. Вы полностью захвачены всего несколькими чертами другого человека, которые кажутся вам чарующими. Вы даже пред- ставить себе не можете в такие моменты, что любимый человек может иметь хоть какие-нибудь недостатки или совершать хоть какие-нибудь ошибки.
    Что же может разрушить любовь? Разные факторы.
    Возможно, вы перестали связывать этого человека с теми привлекательными чертами, за которые ранее его полюбили. Может быть, вы начали связывать этого че- ловека с чем-то неприятным, что произошло в вашей жизни, и отдалять его от того приятного, что вы ранее с ним делили. Как же все это происходит? Человек может заметить какие-то неприятные мелочи в поведении другого и увеличить их в своем сознании до больших, ярких картин, например, привычку своего партнера остав- лять незакрытым тюбик зубной пасты или разбрасы- вать по всей квартире свои вещи. А может быть, он перестал писать ей любовные письма. Возможно, она часто вспоминает то, что он наговорил ей сгоряча в пылу ссоры, и у нее в голове этот разговор прокручивается снова и снова, заставляя вновь переживать этот негатив- ный опыт. Она уже не помнит, как нежно он прикасался к ней и какие прекрасные слова он говорил ей на прошлой неделе, какие подарки делал ей к праздникам.
    Подобные примеры можно продолжать и продолжать.
    Помните, что в такой череде воспоминаний нет ничего неправильного. Но вы теперь уже понимаете, что характер ваших представлений будет самым серьезным образом влиять на качество ваших взаимоотношений. А что, если в разгар скандала вы вдруг вспомните о том, как вы в первый раз его (ее) поцеловали или взяли за руку, о том времени, когда ваш любимый (любимая) сделал для вас что-то особенное, и именно это изображение вы сделаете большим, приближенным и ярким?

    В этом состоянии как вы станете относиться к любимому человеку?
    Очень важно, чтобы мы регулярно анализировали свою модель взаимоотношений с другими и постоянно спрашивали себя: «Если я буду и дальше представлять себе вещи таким образом, как это скажется на главных результатах моей жизни? В каком направлении ведет меня мое сегодняшнее поведение, то ли это направле- ние, которое мне нужно? Может быть, сейчас самое время проанализировать, какой результат дают мои умст- венные и физические действия?» Вам ведь совсем не хочется впоследствии осознать, что вы так легко и просто могли бы изменить то поведение, которое привело вас в итоге туда, где вы совсем не желаете быть.
    Может оказаться разумным проверить, есть ли у вас конкретные модели использования ассоциаций и дис- социаций. Многие люди имеют привычку диссоцииро- ваться от всех своих переживаний. Кажется, их мало что трогает в эмоциональном плане. Диссоциации имеют свои преимущества: если вы не будете проявлять слишком много эмоций относительно каких-то вещей, у вас может оказаться больше ресурсов и возможностей, для того чтобы справиться с ними. Однако, если это превратится у вас в устойчивую модель представления основного своего жизненного опыта, вы можете утра- тить то, что я называю соком жизни, огромным количе- ством радости. Мне доводилось консультировать кон- сервативных людей, которые были очень ограничены в выражении своих чувств, и создавать для них новые модели восприятия. За счет значительного увеличения их ассоциативных внутренних представлений они смогли вернуться к жизни, найти в ней новые прелести и новый положительный опыт.
    С другой стороны, если подавляющее большинство ваших внутренних представлений будут полностью ас-
    социативными, вы можете обнаружить, что эмоционально истощили себя. У вас могут возникнуть большие труд- ности в жизни, поскольку вы будете остро реагировать на каждую мелочь, потому что жизнь не всегда радость или восхищение. Человек, сознание которого перенасыщено ассоциативными образами, очень раним и часто прини- мает многие вещи слишком близко к сердцу.
    Главное в жизни — равновесие во всем, включающее в себя перцептуальные фильтры ассоциаций и диссоциаций.
    Мы можем принять что-то близко к сердцу, а можем и дистанцироваться от того, что нам не по душе. Важно только ассоциироваться сознательно, так, чтобы это нам помогало. Мы можем взять под контроль любое представление, которое возникает у нас в мозгу. Помните, что вы узнали о могуществе наших убеждений? Мы с вами пришли к выводу, что не рождаемся с убеждениями и верованиями, что они могут изменяться. Когда мы были малыми детьми, мы верили в то, что сейчас пред- ставляется смешным. Главу, в которой рассматривались убеждения, мы закончили ключевым вопросом: каким образом мы впитываем в себя позитивные убеждения и боремся с негативными? Первым шагом, как вы помните, было осознание того, что вера оказывает колоссальное воздействие на нашу жизнь. В этой главе вы делаете второй шаг: учитесь изменению ваших представлений об усвоенных вами привычках и убеждениях. Ибо если вам удастся изменить структуру ваших представлений, вы измените отношение к ним и сможете повлиять на свой жизненный опыт. Вы сможете представлять вещи самому себе таким способом, который наполняет вас энергией.
    Начинать это надо прямо сейчас!
    Помните, что вера является сильным эмоциональ- ным состоянием уверенности, которую вы испытываете относительно конкретных людей, предметов, идей или опыта жизни. Как можно создать в себе эту уверен-
    ность? За счет применения конкретных оттенков чувств.
    Как вы думаете, сможете ли вы оставаться уверенным в чем- то расплывчатом, не сфокусированном, зыбком и далеком, и каким может быть ваше отношение к чему-то совершенно противоположному?
    Наш мозг представляет собой своеобразную картотеку.
    У некоторых людей то, во что они верят, хранится в левой части мозга, а то, в чем они не уверены, — в правой. Я знаю, что это может показаться смешным, однако можно полностью изменить человека с такой системой кодирования, просто убедив его мысленно переносить свои
    «карточки» из правой части в левую, где его мозг сохраняет все то, во что он верит. Делая так, он станет проникаться уверенностью: он начнет верить в такие идеи или понятия, в которые всего мгновение назад не верил!
    Такая смена веры осуществляется просто по контрасту между вашими представлениями о чем-то, в чем вы абсолютно убеждены, и тем, в чем вы пока не уверены.
    Начните с чего-нибудь такого, в чем вы уверены абсолютно, например с того, что вас зовут так-то и так-то, что вам столько-то лет, что вы родились там-то и там-то, или с того, что вы любите своих детей, или с того, что Майлс
    Дэвис является одним из самых великих трубачей в истории джаза. Подумайте о чем-то, во что вы верите безоговорочно, о чем-то, в чем вы абсолютно уверены как в истине. А теперь подумайте о чем-то, в чем вы уверены не до конца, о чем-то, во что бы вы хотели верить, но не можете, поскольку в вас нет полной уверенности. Вы можете использовать одно из тех семи сомнительных представлений об успехе, которые приведены в главе 5.
    (Не выбирайте, однако, ничего такого, во что вы не верите вовсе, поскольку если вы говорите, что во что-то не верите, это означает, что вы веритев то, что это не так.)

    А теперь давайте пройдемся по вашим оттенкам чувств, как мы делали это раньше, когда рассматривали мотивации. Переберите все визуальные, слуховые и ки- нестетические аспекты той вещи, в которую вы безогово- рочно верите. Затем проделайте то же самое с таким предметом или явлением, в котором вы не уверены. Об- ратите внимание на разницу между ними. Находятся ли те вещи, в которые вы верите, в том же самом месте, где и вещи, в которых вы не уверены? Находится ли то, во что вы верите, ближе к вам, или ярче, или крупнее, чем то, в чем вы не уверены? Воспринимаете ли вы первое стоп-кадром, а другое — живым фильмом? Движутся ли одни вещи быстрее, чем другие?
    Затем проделайте с ними то же самое, что мы делали с мотивацией. Перепрограммируйте свои оттенки чувств того, в чем вы не уверены, таким образом, чтобы они совпадали с тем, во что вы верите. Поменяйте цвет и расположение. Измените голоса, интонации, темп звучания и тональность звуков. Измените ваше восприятие текстуры, веса и температуры. Как вы себя теперь чув- ствуете относительно этих вещей? Если вы правильно трансформировали то представление, которое вызывало у вас неуверенность, то теперь вы начнете чувствовать себя уверенным относительного того, в чем вы не были уверены еще мгновение назад.
    Единственная сложность, с которой многие люди стал- киваются в своей вере, — это их уверенность, что нельзя изменить вещи так быстро. Это как раз такое убеждение, которое им тоже полезно изменить.
    Эту же методику можно использовать для обнару- жения различий между теми вещами, в которых вы не можете разобраться, и теми, которые, как вам кажется, вы понимаете хорошо. Если вас что-то смущает, это мо- жет объясняться тем, что ваше внутреннее представление об этом маленькое, несфокусированное, расплывча-
    тое или очень отдаленное, в то время как те вещи, кото- рые вы понимаете, представляются в вашем сознании как близкие, яркие и четкие. Обратите внимание на то, что будет происходить с вашими чувствами, когда вы будете менять свои расплывчатые представления на четко отражающие, хорошо понятные вам вещи.
    Безусловно, приближение предметов или явлений, а также придание им большей яркости не всякого чело- века обогащает непосредственным опытом. Для неко- торых все может быть наоборот: впечатления интенси- фицируются, когда предмет становится темнее и его контуры как бы размыты. Важно найти, какие оттенки чувств являются определяющими для вас и для того человека, которому вы хотите помочь измениться, а затем приложить достаточное количество личной энергии, для того чтобы следовать этой методике, используя ее положения.
    То, что мы в действительности совершаем, работая с оттенками чувств, это простое переименование системы стимулов, которые дают команду мозгу, как оценивать тот или иной опыт. Ваш мозг будет отвечать на любые сигналы (оттенки чувств), которые вы ему подаете. Если вы будете подавать сигналы одного типа, мозг будет чувствовать боль. Если вы примените другие оттенки чувств, вы можете уже через несколько мгновений чув- ствовать радость. Например, работая в нейролингви- стической профессиональной школе в Финиксе, штат
    Аризона, я однажды заметил во время занятия, что на лицах большинства моих слушателей отражается ка- кая-то напряженность. Это заставило меня подумать, что они испытывают боль. Я мысленно вспомнил, о чем я только что говорил, и не нашел ничего, что могло вызвать у них такую реакцию. Наконец я спросил кого-то: «Что вы сейчас чувствуете?» Он ответил: «Головную боль».
    Как только он сказал это, те же слова повторил
    другой слушатель, и третий, и четвертый. Более шести- десяти процентов находящихся в аудитории чувствовали головную боль. Они объяснили, что яркий свет от экранов видеомониторов слепит им глаза, раздражает их и вызывает головную боль. Кроме того, мы находи- лись в комнате без окон, а несколько часов назад вы- шла из строя вентиляция, поэтому было очень душно.
    Все эти факторы привели к физиологическому сдвигу в ощущениях этих людей. Итак, что мне оставалось де- лать: послать кого-нибудь за аспирином?
    Конечно, нет. Мозг ощущает боль только тогда, когда он получает стимулы или внешние сигналы, которые сообщают ему о том, что он должен чувствовать боль.
    Поэтому я попросил людей описывать мне оттенки чувств их собственной боли. Для некоторых это было очень сложно и вызывало большое волнение, для других — нет. Некоторые описали боль как что-то большое и яркое
    (вы уже можете представить, как они это чувствовали), в то время как для других это было что-то мелкое.
    После этого я предложил им поменять их оттенки чувств боли, сначала попытавшись отделить себя от боли и вывести ее за пределы собственного сознания. Затем я постарался вывести их за пределы чувств
    (диссоциироваться), давая возможность увидеть форму и размер боли и поставить ее на расстояние от себя.
    Потом я попросил их сделать свои представления то больше, то меньше, заставляя их расти и прорываться за пределы потолка, а затем сжимать до микроскопиче- ских размеров. В заключение я заставлял их выталки- вать свою боль к солнцу и наблюдать за тем, как она испаряется, возвращаясь затем на землю в виде солнечных лучей, согревающих растения. После этого я спросил своих подопечных, как они теперь себя чувствуют.
    Менее чем за пять минут девяносто пять процентов слушателей практически избавились от головной боли.

    Они изменили свои внутренние представления о том, что интерпретировали как боль, поэтому их мозг, получив на этот раз новые сигналы, выдавал новую реакцию.
    Оставшимся пяти процентам потребовалось еще пять минут, чтобы произвести в себе аналогичные радикальные перемены. Один мужчина страдал от сильной мигрени, но даже он почувствовал облегчение.
    Когда я рассказываю этот опыт окружающим, неко- торым трудно поверить, что и они могут избавиться от боли так же быстро и легко. А разве не приходилось вам проделывать это бессознательно сотни раз? Разве вы не можете вспомнить, как однажды чувствовали боль, но затем увлеклись каким-то занятием или произошло что-то взволновавшее вас, а потом вы вдруг обнаружили, что не чувствуете никакой боли? Боль может просто уйти и не возвращаться до тех пор, пока вы не станете представлять ее себе. Приложив немного сознательных усилий для изменения своих собственных представле- ний, вы можете легко избавляться от головной боли по собственному желанию.
    Действительно, изучив сигналы, которые создают в вашем мозгу конкретные результаты, вы можете заста- вить себя чувствовать все, что вам необходимо.
    И последнее предостережение: большое количество фильтров человеческого опыта может управлять нашей способностью поддерживать в себе новые внутренние представления или даже легко вносить в них измене- ния. Эти фильтры могут заглушать то, что мы больше всего ценим, и отбросить какие-то дополнительные пре- имущества нашего сегодняшнего опыта. Значение че- ловеческих ценностей заслуживают отдельной главы, а подсознательные вторичные выгоды мы рассмотрим в главе 16, когда будем разбирать процесс переоформления наших представлений. Если боль посылает вам важные сигналы о чем-то, что вам необходимо поменять
    в своем организме, то до тех пор, пока вы не произведете в нем необходимые изменения, боль, скорее всего, будет возвращаться, поскольку она дает вам важную инфор- мацию.
    Обладая теми знаниями, которые вы накопили к этому моменту, вы уже можете в значительной степени улучшить свою собственную жизнь, а также жизнь ваших знакомых. Давайте рассмотрим сейчас еще один аспект структуры нашего сознания, важнейший составляющий элемент, который может вдохновить нас на эффективное моделирование чужого поведения.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта