Главная страница

Классификация музыкальных жанров. Библиографические источники


Скачать 87.69 Kb.
НазваниеБиблиографические источники
АнкорКлассификация музыкальных жанров
Дата22.02.2020
Размер87.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла330337915.docx
ТипРеферат
#109500
страница1 из 2
  1   2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

2.1 АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ

2.2 ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей «формирования элементарных представлений о видах искусства» [1, 45]

Как правило, виды искусства можно объединить в следующие группы: пространственные (занимают пространство), временные (длятся время) и пространственно – временные (занимают пространство и длятся время).

От специфики того или иного вида искусства в каждой сфере художественной деятельности существует жанровая классификация. Например, портретный жанр, пейзаж, натюрморт выделяют только в изобразительном искусстве. Этюд, песня, романс, пьеса присущи нескольким видам искусства: литературе, музыке и театру. Симфония, соната, увертюра, ария, кантата, оратория, хор - только музыке. Еще жанры в музыке классифицируют исходя из их происхождения, условий исполнения, восприятия и по многим другим признакам.

Само слово «жанр» произошло от латинского «genus» — род и от французского «genre» — род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом». [2, 7]

Музыкальные жанры возникли не сразу, а в ходе развития музыкального искусства. В современном обществе определено существование множества жанровых классификаций. Автор учебника «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П. Радынова выделяет первичные и вторичные музыкальные жанры. Так называемые первичные жанры, связаны, с бытом людей, имеют прикладной характер. Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Так же автор рассматривает жанры связанные с обстановкой исполнения (хоровая музыка, камерная, симфоническаятеатрально-драматической).

Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение музыки как вида искусства. Программы музыкального воспитания дошкольников направлены на постижение жанрового разнообразия музыкального искусства. Первичные жанры изучаются через их восприятие, исполнение, изучение творчества композиторов и истории создания произведений. Для закрепления пройденного материала в изучении жанрового разнообразия, актуально в педагогической практике использование музыкально – дидактических игр на освоение жанров. Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового.

Программа «От рождения до школы» направлена на усвоение первичных жанров, однако проблема возникает в освоении вторичных жанров. Так происходит потому что дети в «провинции» не получают достаточной информации по музыкальному воспитанию вне ДОУ и восполнить пробелы достаточно непросто т.к. дети «не выездные». Очень важно, чтобы ребенок с детства начинал понимать красоту звуков классической музыки и высокохудожественной современной музыки. Следовательно, необходимо посещать театры, филармонии, концертные залы, ведь то, что слушают дети зависит не только от педагога, но и от самих родителей. Это необходимо для расширения кругозора детей и их разностороннего развития, чем раньше ребенок приобщится музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему.

Опыт работы по освоению музыкальных жанров представлен в следующих литературных источниках: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.Железнова.

Изучив и проанализировав специальную литературу мы выяснили, что вопросами, посвященными музыкальному образованию дошкольников занимались такие исследователи как: Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, Г.А. Праслова, О.П. Радынова.

Цель данной работы – изучить жанровое разнообразие музыкального репертуара программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильевa.

Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие «жанр в музыке»;

  • Изучить классификацию музыкальных жанров;

  • Выделить жанры музыкальных произведений программы «От рождения до школы»;

  • Представить примеры педагогической общественности.

1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Как правило, виды искусства можно объединить в следующие группы: пространственные (занимают пространство), временные (длятся время) и пространственно – временные (занимают пространство и длятся время).

Схема 1. Виды и жанры искусства.

ВИДЫ ИСКУССТВА



ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ




ВРЕМЕННЫЕ

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ










ЖАНРЫ ИСКУССТВА



Архитектура

Театр

Музыка

Декоративно – прикладное искусство

Хореография

Кино

Фотография

Цирк

Телевидение

Живопись




Литература

Скульптура








От специфики того или иного вида искусства в каждой сфере художественной деятельности существует жанровая классификация. Например, портретный жанр, пейзаж, натюрморт выделяют только в изобразительном искусстве. Этюд, песня, романс, пьеса присущи нескольким видам искусства: литературе, музыке и театру. Симфония, соната, увертюра, ария, кантата, оратория, хор - только музыке. Еще жанры в музыке классифицируют исходя из их происхождения, условий исполнения, восприятия и по многим другим признакам.

Само слово «жанр» произошло от латинского «genus» — род и от французского «genre» — род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

Жанровое деление в музыке можно представить следующим образом.

Музыка, может быть разделена на вокальную и инструментальную.
Схема 2. Жанровое деление музыки.

МУЗЫКА


ВОКАЛЬНАЯ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ


Сольная

Ансамблевая

Хоровая


Сольная

Ансамблевая

Оркестровая


Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно.

Следующая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Постепенно складывались жанры хоровой музыки, (хо­рал, месса, кантата, оратория), камерной—нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квар­тет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Схема 3. Жанры музыки.

ЖАНРЫ МУЗЫКИ


ХОРОВАЯ

КАМЕРНАЯ

СИМФОНИЧЕСКАЯ

ТЕАТРАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ

Хо­рал

Месса

Кантата

Оратория

Трио

Квар­тет

Романс

Прелюдия

Экспромт

Вальс и т. д.

Симфония

Увертюра

Фантазия

Концерт

Опера

Балет

Оперетта


На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны, с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной
музыке [3, 8].

Схема 4. Жанры музыки.

ЖАНРЫ МУЗЫКИ


ПЕРВИЧНЫЕ

ВТОРИЧНЫЕ


Песня

Танец

Марш


Хоровая

Камерная

Симфоническая

Театрально-драматическая

Рассмотрим подробнее первичные жанры.

  1. Песня – наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простым музыкально – словесным построением. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют, как с инструментальным сопровождением, так и без него.

Мелодия песни являются обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из разных (а в музыке и одинаковых) построений – строф или куплетов (часто с рефреном – припевом).

  1. Танец – это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определённом стиле или по определённым шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками. Имеет целью рассказ сюжета и имеет целью коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и др.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец – это огромный мир, чтобы покорить, надо иметь терпение.

  1. Марш (франц. «marche» – шествие, движение вперёд) музыкальный жанр, сложившийся в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в строю, праздничные и церемониальные шествия), один из основных прикладных жанров. Марш отличают чёткий ритм и строгая размеренность темпа, не меняющегося на протяжении всего сочинения. Музыка Марша чаще всего имеет бодрый, мужественный, активный характер. Широкое распространение Марш получил в армии; он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Ещё на относительно раннем этапе своего развития Марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к увеличению его масштабов, усложнению выразительных средств, обогащению содержания. На протяжении всей дальнейшей его истории прикладные и «художественные» формы Марша постоянно взаимодействовали.

Марш обычно выдержан в размерах 2/4, 4/4, и 6/8 в балете встречаются и трёхдольные Марши. Его отличают характерные ритмические рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов.

Сейчас изучим вторичные музыкальные жанры, которые родились в процессе развития профессиональной музыки:

  1. Хоровая музыка: хорал, месса, кантата, оратория.

  2. Камерная музыка – кантата, дуэт, трио, квартет, квинтет, песня, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс, соната.

  3. Симфоническая музыка – симфония, увертюра, фантазия, концерт, картина, рапсодия, симфониетта, сюита, поэма.

  4. Театрально - драматическая музыка: опера, балет, оперетта.

Рассмотрим подробно некоторые вторичные музыкальные жанры:

  1. Опера – (с итал. – труд, дело, сочинение) – вид музыкально – театрализованного искусства: музыкально – драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, в разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.

Первые русские оперы появились во второй половине 18в. Классические произведения оперного жанра в России возникли в 19в. Среди композиторов- авторов наиболее значительных опер: В.А.Моцарт, Л.Бетховен, М.И.Глинка, А.С.Даромыжский, А.Г.Рубинштейн, А.Н.Серов, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Р.К.Щедрин, А.П.Петров и др.

  1. Балет – (от франц. – танцую) – вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от человека, занимающегося им.

В России первый балетный спектакль состоялся в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенском.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Петр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду симфонической возможность раскрывать внутренние течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

  1. Симфоническая музыка – музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Симфония – ведущий жанр оркестровой музыки. Вследствие сходства построению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

  • 1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме

  • 2-я часть, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо - сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты

  • 3-я часть –скерцо или менуэт в трёх частой форме «da capo» c трио (т.е. по схеме A- trio-A)

  • 4-я часть, в быстром темпе – в сонатной форме, в форме рондо или рондо – сонаты

В смысле развития, как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором – симфонистом классического периода.

Начиная со второй половины ХIХ века строгие формы симфонии начали, рушиться. Стала не обязательной четырёх - частность: существуют как одночастные симфонии (Мясковский, Каннели, Б.Чайковский), так и одиннадцати частные (Шостакович) и даже двадцати четырёх частные (Хованесс). Появились невозможные в классическом симфонизме медленные финалы (Шестая симфония Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера). После девятой симфонии Бетховена композиторы стали чаще вводить симфонии вокальные партии.

В русской музыке основу жанра симфонии заложили произведения Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, Александра Бородина, Николая Римского – Корсакова, Александра Глазунова, Николая Мясковского, Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича.

Таким образом, в первой главе, мы рассмотрели понятие музыкальный жанр, подробно изучили классификацию музыкальных жанров.

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

2.1 АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Программа «От рождения до школы» (под ред. доктора психологических наук, профессора Н. Е. Вераксы, доктора педагогических наук, профессора Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) (далее — Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и доработана с учетом майских указов Президента.[4] Программа продолжает лучшие традиции отечественного дошкольного образования и учитывает результаты современных отечественных и зарубежных исследований в области дошкольной педагогики, психологии и последних исследований качества дошкольного образования.

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». 1 Эта цель является и всегда являлась главной целью программы «От рождения до школы».

Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Ведущие цели Программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

  • формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

  • подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,

  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает раздел «Музыкальное воспитание», содержание которого направлено на:

  • Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Ниже в таблице, мы рассмотрим организацию развития детей в процессе музыкальной деятельности на основе программы «От рождения до школы"

и уровни развития музыкальности в соответствии с возрастом.
Таблица 1. Жанры произведений и уровни развития музыкальности на основе программы «От рождения до школы».

Возраст

Жанры

Задачи (уровни развития музыкальности)

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Первичные: Песня, Танец, Марш.

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Первичные: Песня, Танец, Марш.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Первичные: Песня, Танец, Марш.

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Первичные: Песня, Танец, Марш.

Вторичные:

Опера, Балет, Симфония, Концерт.

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Первичные: Песня, Танец, Марш.

Вторичные:

Опера, Балет, Симфония, Концерт.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Таким образом, мы можем сказать, что в программе «От рождения до школы» определены уровни развития, в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в детском саду. Дети в младшей группе знакомятся с тремя музыкальными жанрами: пенсией, танцем и маршем. А начиная со старшей, необходимо формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
2.2 Примеры музыкальных произведений в разных жанрах

Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления. Например, что представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная). Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира. Ниже в таблице мы рассмотрим примеры музыкальных произведений в разных жанрах. Таблица 5
Таблица 5. Примеры музыкальных произведений в разных жанрах от 2 до 7 лет.

Возраст

Жанр

Название (пример)

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Песня


1) «Ладушки» (рус. нар. песня);

2) «Птичка» муз. М.Раухвергера.

Танец


1) «Пляска с куклами»;

2) «Гопачек» укр. нар. мелодия.

Марш


1) «Марш и бег» муз. Е.Тиличеевой;

2) «Стукалка» укр. нар. мелодия.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Песня

1) «Петушок» (рус. нар. песня).

Танец

1) «Пляска» муз. Р.Рустамова;

2) «Помирились» муз. Т.Вилькорейской

Марш


1) «Шагаем как физкультурники» муз. Т. Ломовой

2) «Марш» муз. Э Парлова

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Песня


1) «Осень» муз. И Кишко, сл. Т.Волгиной

2) «Санки» муз. М. Красева, сл. О.Втотской

Танец


1) «Приглашение» укр. нар. мелодия;

2) «Покажи ладошки» лат. нар. мелодия;

Марш


1) «Марш» муз. М.Дунаевского

2) «Марш» муз. Э Парлова

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Песня


1) «К нам гости пришли» муз Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен;

Танец

1) «Дружные пары» муз. И. Штрауса;

2) «Круговая пляска» рус. нар. мелодия;

Марш


1) «Марш» муз. Чичкова

2) «Маленький марш» муз. Т. Ломовой

Вторичные музыкальные жанры

1) Одиннадцатая соната для фортепиано, 1 часы (фрагменты), Ф. Шопена

2) Прелюдия ля мажор. соч. 28 №7 Ф. Шопена

Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет)

Песня


1) «Самая хорошая» муз. В. Иванникова, сл. О Фадеевой;

2) «Пришла весна» муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой

Танец

1) «Танец с колосьями» муз. И. Дунаевского из к/ф «Кубанские казаки»;

2) «Кадриль с ложками» рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна

Марш


1) «Марш» муз. Н. Леви

2) «Марш» И. Кишко

Вторичные музыкальные жанры

1) «Лето» из цикла «Времена года» А Вивальди

2) "Пляска птиц" муз. Н. Римского-Корсакова из оперы "Снегурочка".

(песня- название и автор (Трек 2. Диск)

Таким образом, музыкальные произведения, одни из самых действенных средств эстетического и духовного воспитания детского эмоционального развития

Развитие музыкально-эстетического воспитания очень важна для детей всех возрастов без исключения, ведь музыкальные впечатления, полученные ребёнком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда на всю жизнь. Знакомство с музыкальными произведениями должно происходить в зависимости от возраста дошкольников по определенной созданной системе, последовательно усложняя музыкальный ряд, чтобы чувства переданные в музыкальном произведение становились разнообразнее.

Для музыкального развития детей в основном используют два вида музыки, инструментальную и вокальную. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания, но в детском саду инструментальное сопровождение используют намного чаще. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании освоения полученной темы нам удалось достичь поставленной цели, а именно изучить жанровое разнообразие музыкального репертуара программы «От рождения до школы» .

Все задачи, сформулированные перед началом работы, были последовательно выполнены. Мы рассмотрели понятие жанр, жанровую классификацию, был проведен анализ содержания Программы «От рождения до школы», по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», включающая в себя раздел «Музыкальное воспитание»
Так же мы изучили жанры произведений с примерами и уровни развития музыкальности на основе Программы.

Таким образом, мы можем сказать, что в программе «От рождения до школы» определены уровни развития, в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в детском саду. Дети в младшей группе знакомятся с тремя музыкальными жанрами: пенсией, танцем и маршем. А начиная со старшей, необходимо формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.


Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

На основании проведенного исследования хочется сделать ряд выводов. Итак, слово «жанр» имеет происхождение французское и с этого языка его обычно переводят как «вид» или род. Следовательно, музыкальный жанр – это вид или, род музыкальных произведений.

Четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений – это: - тип художественно-музыкального содержания; - стилевые особенности данного жанра; - жизненное назначение произведений данного жанра и выполняемая ими роль в обществе; - условия, в которых возможно исполнение и прослушивание (просмотр) музыкального произведения конкретного жанра. Все музыкальные жанры с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые.

Рассмотрим каждую из названных категорий в отдельности и перечислим основные музыкальные жанры, которые туда входят: Театральные жанры (главные здесь – мюзикл, опера, балет); Концертные жанры (это оратория, соната, квартет, симфония); Массово-бытовые жанры (здесь, главным образом, мы говорим о разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн); Обрядовые и культовые жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: псалмы, месса, реквием и др.).

Почти все основные музыкальные жанры мы назвали (опера, балет, оратория, кантата, симфония, концерт, соната – это наиболее крупные). Они действительно являются основными и поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из названных жанров имеет по нескольку разновидностей. Не нужно забывать о том, что разделение жанров между этими четырьмя классами очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую.

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
Теперь, после рассмотрения жанровых функций, памяти жанра, жанро­вых начал и прототипов, мы можем вновь вер­нуться к типологии музы­кальных жанров с тем, чтобы, учи­тывая опыт описанных выше классифи­каций, выявить наи­более общие принципы типологии, относящиеся ко всему множеству жанров, охарактеризовать исторические крите­рии раз­граничения типов и определяющие их тенденции.

Совершенно очевидно, что музыкальные жанры не отде­лены непро­ходимой стеной от жанров театральных, ли­тературных, танцеваль­ных, как и от жанров вне худо­жественных, например, от бытовой речи и самых разных, совсем не связанных с музыкой родов деятельности, так или иначе скла­дывающихся в типичные, устойчиво повторяющи­еся формы. А это значит, что прежде, чем решать заявлен­ные проблемы, необходимо выделить из всего этого множе­ства те жанры, которые можно назвать музыкальными.

На сей счет существуют две крайние точки зрения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Радынова.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

Список литературы


  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1890-1907).

  2. Энциклопедия «Кругосвет»

  3. Словари и энциклопедии на Академике

  4. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1996.

  5. 2) Шорникова М. Музыка, её формы и жанры. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2011.

  6. 3) Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программы для школ общеобразовательного типа. – М., 1994.

  7. 4) Минеева Л. Музыка бальных танцев для фортепиано. - Санкт-Петербург: Композитор, 2002. 5) Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 2004.


Детей следует знакомить сначала с первичными, а затем с вторичными жанрами. Поскольку первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке

Музыка - это «искусство звуков». Основа любой музыки - мелодия - ряд последовательно взятых звуков, организованных в определенном ритме, ладу, интонации, с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями. Или иначе, воплощающие художественный образ. Для нашей жизни музыка часто придает своего рода дополнение нас самих!
  1   2


написать администратору сайта