Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Андреева О. В.). Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд. Билет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация
Скачать 0.63 Mb.
|
Тематика и типы книг Западной Европы в 19 веке В большинстве – религиозная, богословская литература, которая переживала процесс обновления в соответствии с потребностями образованного потребителя. Развивается научная литература (техника, промышленность). Энциклопедии, словари, справочники. Если 18 век – век брошюры, то 19 – век газет. Тиражи колоссальных размеров, пресса становится «четвертой властью». Появляется определение «желтой», «бульварной» прессы. Фельетон – литературное приложение к газете. Значительная часть художественной литературы носит развлекательный характер (беллетристика), готические романы (ужасы). Принцип серийности изданий способствовал очищению рынка от низкопробной литературы. Интересы разделились между литературой о сверхъестественном и книгами, воспевающими мораль. Иллюстрированные журналы печатали романы с продолжением. Выходят в свет бульварные романы. Также в 19 веке печатались и великие мастера – Байрон, Диккенс, Гюго, Стендаль, Бальзак, Гете, Гейне. Издавались также и детские книги, журналы. Ж. Верн. Популярны детективы (А.К.Дойль, Купер, М.Рид). Появляются первые предприятия детской и юношеской книги. Книги разделялись на 2 категории: роскошные и дешевые. Роскошные на «слоновой» бумаге с золоченым обрезом, многоцветными литографиями или гравюрами, переплеты с тиснением. Кожаный переплет заменен картонажем (изобрели коленкор, дерматин, ледерин). Выпускались малыми тиражами, номерные. После печати – набор рассыпался. Массовые издания печатались тиражами до 150 тысяч экз. Часто издания поступали в продажу неразрезанными. Шерпантьеры – небольшие компактные томики, издаваемые французским книготорговцем Ж. Шерпантье без излишней роскоши за 3-5 франков за том. Из них было просто подбирать домашнюю библиотеку. Книжный бизнес переходит из разряда «идейного» в разряд «чисто коммерческого». Выдающиеся европейские издатели 19 века Часто у писателей на десятки лет вперед выкупались права на издание их произведений, у государства исключительные права на печать официальных изданий, поставку учебников. Наполеон Шэ – владелец небольшой типографии, выкупил монополию в области издания и распространения книг на транспорте в эпоху широкого строительства железных дорог. Фридрих Брокгауз – издание справочной и энциклопедической литературы. Рассчитывали на солидного, «буржуазного» покупателя. Филипп Реклам – рассчитывал на небогатого покупателя, серия «Всеобщая библиотека» (больше 4000 наим.). Эрнест Зееман – первая фирма по выпуску и продаже изобразительной продукции – репродукции, открытки, альбомы. Луи Ашетт - издатель недорогих учебников, пособий для школы, большие тиражи. Пьер Жюль Этцель – детский писатель основал издательство детской и учебной книги. Первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг. Пьер Ларусс – составитель словарей, филолог. «Макмиллан» - было основано в Лондоне, затем переведено в США. Стало межнациональной монополией. Книги как и прежде продавались в книжных лавках. Не было четкой библиографической классификации книг. Только в конце 19 века делаются первые попытки десятичной классификации. Постепенно магазины занимают более просторные помещения. Первое объединение книготорговцев – Биржевой союз в Германии. Руководил проведением ярмарок и книжных лотерей, издавал каталоги и рекламные листки. С 1834 года стала выпускаться газета «Биржевой листок». Недолго просуществовали «кабинеты для чтения» при книжных магазинах. С середины 19 века развивается торговля по почте. Книга в 19 веке С изобретением новых машин в 19 веке, новых способов репродуцирования, начинается новый этап. Те технические достижения, которые были сделаны в 19 веке просуществовали до середины 20 века. Машинный способ изготовления печатной продукции позволял резко увеличить количество печатной продукции и удешевить книгу. Книга становится полноценным товаром, демократизируется, становится предметом массового спроса. Появляются индустриальные методы производства, что позволяет иметь крупные полиграфические производства или комплексы этих производств (словолитное пр-во, издательство, типографии). Во всех странах Европы появляются фирмы, которые объединяют в себе все отрасли книгопечатного дела. 19 век не лучшим образом сказался на внешнем облике книги. Именно это удешевление и демократизация книги не могла отразится на внешней форме книги. Отмечается определенное снижение культуры книги в 19 веке. Появляется множество фирм, которые потом существуют вплоть до нашего времени. Классической страной книгопечатания в 19 веке остается Германия, в которой и полиграфия и книжная торговля находятся на первых местах в мировом книжном деле. Наиболее крупные изд. Центры: Лейпциг, Берлин, Франкфурт-на-Майне. Наиболее известные изд. Фирмы: Антон-Филипп Реклам (вторая половина 19 века) – его самая знаменитая серия «Универсальная библиотека» - книги в бумажной обложке, карманного формата, дешевые. Уникальный случай. Вплоть до настоящего времени, с 1867 года существует эта серия. Его заслугой было то, что он приблизил книгу к беднейшей публике. Уделял много внимания серийности, как важному способу реализации книжной продукции. Миллионы экземпляров «Универсальной библиотеки» нашли своего читателя. Брокгауз – основатель фирмы Фридрих Арнольд Брокгауз (самое начало 19 века). Занимался и типографской и издательской и книготорговой деятельностью. Фирма существует до сих пор. Уже в 19 веке занял ведущее место в выпуске научной литературы (географические книги). К началу 20 века его фирма была одной из крупнейших в мире, выпускала продукцию на многих языках и имела отделения в разных странах. В России фирма Брокгауз популярна тем, что внук Фридриха Арнольда Брокгауза вместе с петербургским типографом Ильей Абрамовичем … организовали совместное предприятие, и стали выпускать Энциклопедии. Она была основана на 13-м издании немецкой энциклопедии. Брокгауз обеспечивал изготовление иллюстраций и проч, а русская сторона обеспечивала перевод и проч. Издательство «Терра» предприняло переиздание этого словаря. В начале 20-х годов 19 века Б. напечатал рукопись Джакомо Казановы. Публика сомневалась, что это его подлинные воспоминания, Б. просили показать, но он не давал и хранил рукопись в сейфе. Почти 150 лет ученым не было доподлинно известно, действительно ли это копия той рукописи. И только 135 лет спустя, в 1943 году в разбомбленном Лейпциге в сейфе обнаружили рукопись, которая так и лежала. Нельзя не отметить и возникновение Общегерманской книжной биржи. Была идея найти место для осуществления общих расчетов между книготорговцами. На ярмарке в Лейпциге было образовано в 1825 году Биржевое общество немецких книгопродавцев. Оно затрагивало и издателей. Именно в сфере этого общества шла разработка закона об авторском праве. Выходил специальный орган «Биржевой листок» с 1834 года по настоящее время. Цели Биржи – упорядочение отношений между издателями и книготорговцами, между книготорговцами друг с другом, создание авторского права, упорядочение отношений с розничными и оптовыми покупателями и, самое главное, с государством (чтобы обращаться к государству от имени солидного общества). Биржевое общество всеми методами боролось с контрафакцией, пиратством. Биржевое общество открыло специальное учебное заведение, которое готовило книготорговцев, организовало высшее образование в области книжного дела. Оно требовало большой дисциплины от своих членов и принимало радикальные меры против тех, кто нарушал корпоративные законы (бойкотировали). Франция. Ашетт. Фирма существует с 1726 года, основатель Луи Ашетт был образованным человеком, решил преобразовать французскую учебную книгу. Постепенно он настолько развил свою деятельность, что стал издавать и книги другой тематики: и беллетристику, и словари и массовую литературу. Знаменитая серия Ашетта - «Библиотечка Французской Железной Дороги» - предназначалась для ж/д путешествий. Вышло более 800 томов этой серии. Ашетт первым из французских издателей стал передавать целые тиражи изданий на комиссию провинциальных книготорговцев – этим он начал развивать французский провинциальный книжный рынок. К 20 веку фирма Ашетт стала крупнейшим французским многоотраслевым издательством. Ларусс. Основатель – Пьер Ларусс, педагог, филолог. Как педагог он решил издавать лингвистическую литературу – словари. Крупнейшее издание – «Ларусс 19-го века» (17 томов) – издавалось почти 25 лет. Издавал универсальные словари, лингвистические, молодежные, детские и проч. К 20 веку это издательство также приобрело многоотраслевой характер и стали печатать совершенно разнообразную литературу. Англия. Фирма Томаса Лонгмэна. Была основана в конце 18 века. Начинал он с книжной торговли, учеником в книжном магазине, женившись на дочери владельца унаследовал его дело и перешел к издательской деятельности. К началу 20 век работало уже 6-е поколение. Самым известным был Уильям Лонгмэн. Эта фирма связана со всей историей английской литературы более 2 веков. Эта фирма славилась высокими гонорарами. Сам У.Лонгмэн был автором исторических трудов. Фирма братьев Мак-Милланов. Основана в Лондоне в середине 19 века. Сначала специализировалась на учебной литературе. Уже в 19 веке появляется филиал фирмы в Нью-Йорке и постепенно расползается по всему миру – появление крупной транснациональной компании. Уильям Моррис. Работал в конце 19 века. Вся его деятельность определялась его эстетическими взглядами, которые можно назвать утопическими. Он считал, что красота должна служить человеку, был романтическим идеалистом. Моррис вместе с близкими ему по духу людьми задумал создать «Прекрасную книгу» и в 1891 году организовал экспериментальную типографию «Кельмскоттпресс». Идея этого предприятия состояла в том, что У. Моррис считал, что машинизация погубила книжное дело, что типографская промышленность не оставила камня на камне от идеи книги и теперь надо обратиться опять к первопечатной книге и опять он начал выпускать книги, которые своим внешним видом напоминали инкунабулы. Они сами выделывали бумагу и пергамент, печатали на пергамене, выделывали кожу для переплетов. Разрабатывали шрифты, рисунки орнаментов, заставки, инициалы. В общем, он считал, что индустриализация губит книгу и необходимо возвратиться к ремесленным (ручным) способом производства. США. Не было европейский традиций книгопечатания, американская книга – это сколок с английской. После завоевания независимости были особенности. Во-первых, еще большая чем в Европе стремление к монополизации и концентрации типографского производства. Были созданы крупные издательские фирмы, многие из них существуют и по настоящее время. Братья Харперы. Была основана в 1817 году двумя братьями – наборщиком и печатником. Сначала они выпустили несколько небольших изданий, Работали на ручном прессе, а затем их энергия и настойчивость привела к тому, что к концу века они владели самыми совершенными типографскими машинами и выпускали сотни изданий в год, в т.ч. несколько периодических изданий. Кроме американских фирм, в США было много отделений крупных лондонских фирм (Лонгмэн, Макмиллан). Билет № 23. Важнейшие изобретения в области книгопечатания в 19 веке Технические усовершенствования в 19 веке Промышленный переворот и техническая революция в 19 веке. Все процессы печати были усовершенствованы в 19 веке. Самый крупный процесс для механизации – это первый процесс типографского производства – набор. В середине 19 века большое развитие получили газеты (выгодно, необходимо), ручной наборщик набирал не более 1000 букв в час (25 страниц). Пытались ускорить этот процесс самыми разными путями (пытались отливать логотипы (слоги). Нужно было заменять ручной набор машинным. В 1886 году немец Отто Метгенталер изобрел строкоотливную наборную машину – линотип. Принцип работы похож на работу печатной пишущей машинки, т.е. сидит наборщик, ударяет на клавиши, набирая текст. Из специального магазина (металлической матрицы) литеры встают на верстатку (уже не ручная, а часть машины). Когда строка набрана, она заливается расплавленным металлом и получается цельнометаллическая строка готовая уже к печати. Через год был изобретен монотип. Тоже в Америке. В этой машине производилась отливка не строк, а отдельных литер. Но наибольшее применение, вплоть до середины 20 века имел именно линотип. Усовершенствование печати: в начале 19 века Фридрих Кёниг механизировал печатный стан. Он работал по принципу ручного, но его производительность была уже не 150, а 400 оттисков в час. Через несколько лет был получен патент на плоскопечатную машину с цилиндром, который прижимал бумагу к форме. Теперь уже производительность 800 оттисков в час (типография лондонской Таймс). Краска наносилась вращением валика и заем были еще несколько усовершенствований и еще через несколько лет вместе с Бауэром он открыл первый в мире завод полиграфического машиностроения. Этот завод существует и сейчас – Кёниг-Бауэр. Во второй половине 19 века была изобретена ротационная машина. В ней процесс печати происходил с двух соприкасающихся друг с другом цилиндров. На одном бумага, на другом – круглый стереотип. Увеличилась производительность. Печатался уже с рулонной бумаги. Были привнесены и изменения в брошюровочно-переплетном процессе. Стол с прорезью над ним тупой нож, он падал, происходила фальцовка. Процесс брошюровки: была «карусель», сидел брошюровщик, двигалась эта карусель с листами и он производил подборку. Усовершенствование иллюстрационной печати. Воспроизведение иллюстраций при помощи фотографии. Фотолитографии, гелиогравюра, цинкография и проч. Прогресс печатных машин Введение механических двигателей в основные процессы производства книги. Скоропечатная машина – Фридрих Кениг и Андрей Бауэр, 1811, Лондон, паровой двигатель. Вместо пресса (вверх-вниз) – талер-плита, на которую устанавливается печатная форма (вперед-назад). Изобретены валики, наносящие краску и большой механический цилиндр, прижимающий к форме лист бумаги. 3-5 тысяч оттисков в час. Впервые пущена в ход в 1814 для газеты «Таймс». Ротационная машина – А. Эплгейт, Р. Хоэ, 1846-1848 гг. 12000 оттисков в час. Стали применять бумагу не в листах, а в рулонах. Печатали с наборной формы и отдельные литеры быстро изнашивались. Громоздкая и неудобная в эксплуатации, вскоре ее вытеснили листовые машины и ротационные вновь стали строить лишь в конце 19 века. Литографская ротационная машина – Франция, 1868, «Мариони». Балок и Скотт (США) предложили печатать со стереотипов (сначала бумажных, затем со слоем металла). Печать изображений Торцовая гравюра – 1790, Томас Бьюик, Англия, на дереве. Распиленная поперек древесных слоев пластина менее изнашивается при типографском теснении, чем ксилография. В 19 веке – основная техника воспроизведения иллюстраций. Литография – Алоиз Зенефельдер, Мюнхен, 1799, печать с гладкой поверхности пористого камня, где предварительно специальной жирной краской наносился рисунок от руки. Гравюра на стали – при двухцветной печати использовался способ маскировки (на одном листе текст печатался дважды, с разных для каждого цвета печатных форм). Фотография – Дагер, Франция, 1839. Назвал дагерротипией, затем был усовершенствован Ньепсом (фотоцинкография). Особую роль сыграла в развитии цветной печати. Изначально оттиски гравюр раскрашивались вручную, литография дала возможность создавать отдельные цветоделенные клише. Цветоделение – в 60-е годы 19 века, Якоб Гусник – цветоделение через фотосъемку при помощи светофильтров. Отсюда гелиография – воспроизводство негатива через раср глубокой печати с применением желатинового слоя. Дает устойчивое изображение при тиснении, возволяет достигать высокой скорости и продуктивности печати. Линотип – 80-е годы, Отто Мергенталер – строкоотливная машина, соединяющая в себе операции набора матричных форм для каждой литеры с помощью клавиатуры, выключки набираемых строк, отливки набранного текста. Монотип – 1897, Т. Ланстон – более совершенная наборная машина. Офсетная ротационная печать – «офсет» - перенос; Через промежуточные валики пееносит краску, что препятствует истиранию печатных форм. Билет № 24. Основные черты книгоиздания и книжной торговли Западной Европы и США в 20 веке. Крупнейшие представители книжного дела Книга и прогресс мировой культуры в 20 веке Крайняя неравномерность экономического, социального и культурного состояния народов и государств. Достаточно высокий уровень образованности. Общедоступность печати, книгоиздания. В результате второй мировой войны образовывается мировая социалистическая система. В 60-70 годах в капиталистических странах произошла модернизация полиграфического производства, активное внедрение лазерной техники, внедряются новые достижения науки и техники. Внедрение компьютеров, создание единых автоматизированных систем управления, хранение книги в электронном виде. Во многих странах заметна монополизация книжного рынка. Значительный рост цен на книги. Пейпербеки – книги в мягких обложках. В середине 20 века на них особый спрос, более 30% оборота на рынке. В среднем в 1,5 раза дешевле книг в переплетах. В Германии их называют грошенбуки (грошовые книги). Дайджесты – книги-сокращения. Комиксы – книжки-картинки. Бестселлер – «наиболее продающийся», лидирующий по продажам. Первым бестселлером нашего времени считается роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», 1929 г, роман Ф. Саган «Здравствуй, грусть», Митчелл «Унесенные ветром». Лидерами книжного производства считается Германия (5,5 экз. книг на душу населения в 1993 году), Япония (стопроцентная грамотность и возможность читать на многих языках). Международный рынок книг в 20 веке Мировой рынок – един. Основной потребитель – массовый читатель. Система ценообразования – существует общая система ценообразования во всех развитых странах. По этой системе цены на книги являются твердыми и устанавливаются издателями в зависимости от издержек книгоиздания. Широко развита почтово-посылочная торговля книгами. Книжные клубы – добровольные объединения подписчиков. Заказывают книги издательствам. Первый книжный клуб – 1928 в Германии «Гильдия Гуттенберга». Активная реклама книг. Книжные магазины – семейные, религиозных корпораций, политических партий. Торговые цепи – крупный магазин с сетью филиалов. Распространена книжная торговля по бонам (талонам) как разновидность торговли в кредит. Каждая фирма имеет четко заложенные планы и нормы, которые стремится реализовать. Крупнейшие представители США – «Мак-гроу-Хилл», основан семьей учителей в 1909 году. Газеты, журналы, книги. Почти единственный поставщик англоязычной книжной продукции в разные страны (филиалы). «Тролиер», нет собственных предприятий, но контрольный пакет 24 крупнейших издательств США и Канады. Энциклопедия «Американа». «Брокгауз» в Лейпциге «Филипп Реклам» Лейпциг «Бетельсманн», «Аксель Шпрингер», «Гольцбринк» В первой пятерке – Япония – более 4000 издательств. Важнейшие изобретения в области книгопечатания в 20 веке В 60-70 годах модернизация полиграфического производства, рост производственных возможностей. Электронная, лазерная техника, физико-химическая технология. Внедрение новых достижений науки и техники – повышенный динамизм. Внедрение компьютерной техники – единые автоматизированные системы управления книгопроизводством. Билет № 25. Тематика и типы древенерусских книг. В истории книги, как правило, эпоха Древней Руси ограничивается началом книгопечатания в Московском государстве, а именно серединой XVI века. Существует два основных типа древнерусских книг: религиозные и светские. I.Религиозные книги
Основная группа, самое большое количество сохранившихся книг – именно эти. Их сохранность лучше, Чем книги других групп, их репертуар не изменился до сих пор. Только лишь в очень небольшой части прибавлялись в 13-14 веках, а по большому счету до сих пор церковь пользуется теми книгами, ассортимент которых сложился в то время. Это Библия, которая стояла в центре мира человека, Ветхий Завет и проч. Для русской книги характерно книжное разделение на напрестольные и служебные Евангелие. Напрестольная – парадная книга, которая лежит на престоле церкви, а служебная – это рабочая, читаемая на рядовых книгах. Напрестольные Евангелие наиболее богато оформлялись и внутренне и внешне (оклады, драгоценные камни, парча). Когда мы говорим о Библии, то в применении к Древней Руси стоит назвать первую Библию, которая имеет наибольший авторитет. Геннадиевская Библия (1499). Названа по имени архиепископа новгородского Геннадия, он был инициатором, идеологом и создателем первого свода славянской Библии. Вокруг него образовался своеобразный литературный кружок. Он способствовал тому, что по монастырям были собраны разные списки, разные экземпляры книг ветхого, нового заветов. А эти списки различались и по составу и по переводам. Эти участники геннадиевского кружка (высокообразованные люди, дипломаты, переводчики). Геннадий использовал и католические латинские тексты, т.к. считал, что их тоже надо знать. Итак под его эгидой и был собран первый свод славянской Библии в виде единого кодекса. Это очень важно, т.к. раньше библия переписывалась только частями. Можно говорить о научном подходе Геннадия при работе над этой Библией. Это элемент возрожденчества (конец 15 века). На несколько столетий вперед именно Геннадиевская библия стала основой последующих и рукописных и печатных изданий (по Геннадиевскому канону). Псалтырь (сборник псалмов) на Руси был трех видов – простая псалтырь, толковая псалтырь и псалтырь с восследованием (исследованная). По ним учились, гадали. Служебник – тексты церковных служб на каждый день. Требник – сборник молитв для разных треб (нужд). Триодь – постная (содержит песнопения великого поста), цветная (содержит песнопения Пасхи и следующих за ней недель до пятидесятницы). Паремийник – специально подобранные тексты из Ветхого Завета (обычно книги небольшого объема) сборник, содержащий положенные на праздничные дни отрывки из Ветхого и отчасти Нового завета. Минея – общая Минея – содержала службы святым. Октоих – содержали воскресные службы главных церковных напевов, по сути – нотная книга. Шестоднев – то же что и октоих, но содержал песнопения будних дней.
Василий Великий, Иоанн Златоуст, Димитрий Ростовский и др.
Либо для келейного, либо для домашнего чтения. Лествица – наставления для монахов о восхождения по лестнице духовного самоусовершенствования. Четьи-минеи – молитвы мо месяцам разным святым. Агиографическая литература – жизнеописания святых. ПрОлоги – краткие отрывки из житий святых, подобранные по хронологии. Прологи были очень популярны. Патерик – сборники жизнеописаний святых и отцов церкви определенной местности или определенного монастыря, в частности, был Египетский Патерик, Римский Патерик, Киево-Печерский Патерик. Маргарит – (в др. Руси – жемчуг) – сборник уставных чтений, состоящий из избранных слов, бесед и поучений Иоанна Златоуста. Измарагд – тоже дидактический сборник мудрых мыслей святых. Пчела – высказывания мудрецов о снах, молитве, власти, княжении и т.д. II.Полусветские и светские книги Географическая, медицинская, историческая, математическая, астрономическая литература. Мы не можем говорить об абсолютной светскости этой литературы, т.к. она все равно имела определенную религиозную подоплеку. Летописи – запись происходящих событий. Хронографы – сочинение по всемирной истории, не то, что сам лично видел летописец. «Всемирные хроники». Повести – не в нашем жанровом понимании. Публицистика - “Хождение в святые места” игумена Даниила, “Моление” Даниила Заточника (XII в.) Учебная литература – азбуковники, грамматики, арифметики и т.д. Юридическая литература – “Русская Правда“. Делопроизводственная – известный “Домострой“ 16 века, т.к. регламентирует поведение русского человека, также административные акты, договоры, грамоты «Слова» - обращение князей, епископов к пастве, к своим людям или вообще к обществу. Изборники – туда входили всевозможные сведения как «энциклопедического» характера, так и отрывки из Библии. Еще с древности книги собирались в библиотеки, главным образом, при крупных монастырях. XVIII – XIX вв. – период накапливания и обобщения первичных источников по истории книги. В период феодальной раздробленности книжная культура переживала подъем. Главной причиной подъема была идея единства русских княжеств. Появляются новые жанры в литературе. В то же время в монастырях продолжается переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской литературы. Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на книжной культуре Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность, резко сократилось число самих письменных памятников. Постепенное восстановление начинается в XIV веке. В конце XIV веке наряду со старыми центрами книжного дела – Новгородом и Псковом – появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри. По мере возвышения Московского княжества и образования единого русского государства появляются и увеличиваются книжные собрания в Москве – новом центре русской культуры. Билет № 26. Выдающиеся памятники древнерусской книжности Первая датированная рукописная книга – это Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Затем отмечаем Изборник Святослава (1073) и Второй Изборник (1076). (см. учебник). Новгородский Псалтырь (1030, может быть моложе) Открыта в 2000 году. Сенсационное открытие русских ученых. Произошло это открытие в городе Новгороде, где работала археологическая группа МГУ. Они нашли некую церу (от латинского – воск, те деревянные дощечки с углублением), размером 19х15 см, там остались благодаря новгородской почве довольно большие остатки воска, но к сожалению в абсолютно перепутанном виде. И если бы не совершенно гениальный реставратор, живущий в Новгороде, смог кропотливейшим образом, работая уже несколько лет, смог составить из остатков этого воска текст. Выяснилось, что это церковный текст – псалом, кириллическая запись, причем на обложке есть простейший рисунок вроде крестиков, и самое главное – там есть изображение Святой Варвары. Эту книгу использовали неоднократно и скорее всего учили по ней грамоте. В любом случае – это первая четверть одиннадцатого века – самая ранняя книга. Архангельское Евангелие (1092) Найдено было в Архангельской губернии знаменитым русским антикваром-букинистом Тихоном Большаковым. Он ходил по древним землям и скупал книги у крестьян. Там он заметил, что некой закопченной темной книгой в крестьянской избе поддерживалась ножка от стола. Он купил ее недорого и продал румянцевскому музею за 500 рублей (очень большая по тем временам сумма). Позже ученые установили, что эта книга может быть датирована точно. Дата была скрыта в тексте. А любая датированная книга автоматически повышает свою цену. Эта книга хранится в Российской Государственной Библиотеке и в 1912 году было выпущено ее факсимильное издание тиражом 100 экземпляров. В 1992 начали готовить в 1999 году вышла в 3000 экземпляров. Мстиславово Евангелие (не позднее 1117) Новгородский князь Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, для него было переписано. Интересно замечательным окладов, который был сделан в Константинополе. Он украшен драгоценными камнями, правда в эпоху Ивана Грозного он был реставрирован и дополнен. Это Евангелие находится в экспозиции государственного Исторического музея. Слово о Полку Игореве (12 век) Его история довольно интересна. Оно до нас не дошло в списке 12 века, а было переписано в сборнике 16-начала 17 века. Т.е. самый древний текст относится к 16-17 веку. Найден был в конце 18 века историком Мусиным-Пушкиным. Он был археографом, разыскивал древние рукописи по монастырям и церквям и ему посчастливилось найти этот памятник. В 1800 году Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», а в 1812 оригинал погиб в пожаре Москвы. Оригиналом считается не само произведение 12 века, не его список 16 века, а его издание 1800 года. Вскоре появился новый список, в конце рукописи указано, что он относится к 14 веку, но ученые доказали, что это фальсификация и переписан этот новый документ уже с печатного издания, а автором этой фальсификации был знаменитый купец Бардин, который был искусным фальсификатором и не одного ученого ввел в заблуждение своими подделками. Билет № 27. Организация работы древнерусских книгописных мастерских. Оформление древнерусской книги Как производились и хранились книги? Переписывали книги – белое духовенство, которое по долгу службы также должно было иметь дома книги; черное духовенство (монахи) – переписывали для спасения души. (очень большие аналогии с западноевропейской книгой). Это называлось «писать себе во спасение», это видно по припискам, которые остались. Уже с 12 века на Руси появляется песец-профессионал, т.е. эти по сути дела ремесленники писали для заработка и книгописание с 12 века начало превращаться в светскую профессию. Об устройстве скрипториев можно судить по многочисленным миниатюрам (одна из них в житии Сергия Радонежского). Отличая есть от Западной Европы. Все монахи сидят за длинным столом, перед ними чернильницы («песочницы»), свитки, инструмент для разлиновки, а некоторые изображены со свитками на коленях. Это коленное писание до 17 века применялось в русских монастырях. Если почитать приписки, которые делали русские писцы, то увидим, что этот труд был очень тяжелым и есть приписки: «Господи, помоги рабу своему, научи писать, руки бы ему крепко…» и тому подобное. Какое количество книг вращалось в Древней Руси? Считается, что если в каждой церкви должно было находится до десяти названий самых разных книг, а церквей около 10 тысяч (условно), то где-то одновременно должны были вращаться до 100 тысяч рукописных книг. В настоящее время от 11 века сохранилось 33 книги, от 13 – 85, с 14 века начинается резкий рост и соответственно уже сотни книг остаются от каждого века. Существовала практика записи как греческими буквами, так и ими же, но с добавлением специальных славянских графем (деревянный цилиндрики). После принятия христианства (988 г.) распространились богослужебные книги на кириллице. Надписи на монетах князя Владимира (конец 10 века) – графика кириллическая, язык болгарский. Легенды на металлических печатях – греческий язык. Привеска печатей к официальным документам. Существенная роль греческой буквенной графики. Эпиграфика – надписи на камнях и изделиях. Граффити – записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние граффити – в Киевском Софийском соборе. Там уже кириллическая графика. Глаголица встречается все реже. Церы – небольшие дощечки с бортиками по краям, где углубление заполнялось воском, на поверхности которого делались записи (конец 11 века). Абак – способ счета, при котором числовые записи производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов. Надписи на дереве – «дъска» - долговая запись. Деревянные бирки, на которых вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре. Деревянные календари – многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками – религиозные праздники. Берестяные грамоты – (20-е года 11 века) – уникальные письменные источники. Новгородские – самые древние (11-15 века). Текст процарапан писалом, сделанным из металла или кости. С одной стороны заострение вроде шила, которым царапали текст, с другой стороны лопаточка вроде отвертки, которой продавливали буквы. Березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку, обрезали и просушивали. Содержание берестяных грамот – реальная жизнь человека, очень мало текстом религиозного содержания, чаще послания. Первые русские рукописные книги Остромирово Евангелие – самая ранняя рукописная книга на пергаменте (1056-1057). Написана дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира за 8 месяцев. Содержит много иллюстраций, инициалов и заставок. Является памятником искусства не только древнерусской, но и болгарской культуры. Имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников. Изборник Святослава – на пергаменте кириллицей написана двумя писцами, имя одного из которых дьяк Иоанн. Начали писать при Изяславе Ярославиче, затем перешла Святославу Ярославичу. Государственная реликвия того времени (1073). Изборник 1076 – составлена «из многих книг княжих». Резко отличается от двух предыдущих торжественных книг. Относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций. Существуют данные о книгах, написанных раньше упомянутых выше. Дочь Ярослава Мудрого Анна вышла замуж во Францию, где впоследствии правила регентшей и привезла с собой евангелие на кириллице (первая половина 11 века). Сейчас в стране хранится 494 рукописи древнейших книг, написанных глаголицей и кириллицей на пергаменте. В 14 веке некоторые книги стали писать на бумаге, но окончательно на нее перешли в 15 веке (3422 книги того периода сохранились). По содержанию книги в основном духовные, связанные с христианским вероучением. Но есть среди них и летописи исторического и научного характера. Существовала система книгописных мастерских при княжеских канцеляриях, монастырях и церквах. Перепиской и оформлением книг занимались монахи и светские люди. Книга была инструментом религиозной пропаганды, образования и духовно-нравственного воспитания. 13-14 вв. Книголюбие – как христианская добродетель. Скриптории не были широко распространены, пользовались услугами грамотных иноков. Книгописные школы сложились при Чудове монастыре и Спасо-Андронникове монастыре. Книгописание было в Даниловом монастер, Симоновом. В 14 веке в число книжных центров влился Нижний Новгород, где главным центром просвещения был Успенский Печерский монастырь. В середине 14 века – книжная школа Переславля-Залесского. Сергий Радонежский – высоко ценил книжные знания. Книжное чление было уставным занятием монахов. Вначале в Троице-Сергиевом монастыре преобладали берестяные книги, затем книгописание приобрело там последовательный характер. В итоге дело Сергия Радонежского вылилось в богатую просветительскую книжную традицию. Перепиской книг занимались и при княжеских домах профессиональные писцы («доброписцы»). Основной их обязанностью было ведение канцелярских дел. Часто в переписи принимало участие несколько писцов. Мирские люди переписывали книги не только для светских лиц, но и для монастырей (складывалась потомственная профессия книгописца). Интересная иллюстрация работы над созданием книги представлена на окладе Евангелия Симеона Гордого (1344г). В центре – пластинка с Распятием, а по углам – евангелисты над работой над книгой: один разлиновывает пергамент, другой пишет текст, третий – посыпает его песком для просушки чернил, четвертый составляет тетради. Работа над одной рукописью занимала несколько месяцев. Нередко на полях писцами оставлялись записи и пометки в ходе работы, которые рисуют его своеобразный портрет, раскрывают процесс книгоделания. Скромные кодексы – предназначались для домашнего, келейного чтения, незатейливые украшения. Для создания торжественных книг привлекались «злотописцы», выполнявшие инициалы, орнаменты и миниатюристы. (Сийское Евангелие по заказу Ивана Калиты). Нередко в книгах приводились имена заказчиков. Билет № 28. Предпосылки введения книгопечатания в Московском государстве. «Анонимная» типография Превращение великого княжества в монархию (Иван Грозный). Русь не могла ударить лицом в грязь перед другими странами, кроме того для Казанской епархии (Грозный завоевал Казань) требовались богослужебные книги. В Европе уже изобрели печатные станки, и весть о них распространилась очень быстро. Поскольку большинство богослужебных книг переписывались в кельях с разных источников, возникало много разных толкований святых писаний, что (еще и в условиях образования нового государственного устроя) приводило к многочисленным смутам. Целью книгопечатной реформы было уничтожение ересей, реформа была одобрена метрополитом Макарием. Очевидна деятельность типографии в Москве в 1550-1560 гг. Т.к. не было указания на царское повеление печатать книги, предполагается их частное производство. Анонимная типография – не стояло имен производителей. Однако в некоторых исторических источниках упоминаются имена Маруша Фефедов и Васюк Никафий, говорят о работе в анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Когда мы говорим об Апостоле, мы говорим о первой русской датированной книге. Книги до апостола были безвыходные, или анонимные книги, т.е. они не датированы, там нет выходных сведений. На самом деле книгопечатание в Москве началось на 10 лет раньше. Билет № 29. Деятельность Ивана Федорова в Москве и на Украине. Его роль в Истории книжного дела Когда мы говорим об Апостоле, мы говорим о первой русской датированной книге. Книги до апостола были безвыходные, или анонимные книги, т.е. они не датированы, там нет выходных сведений. На самом деле книгопечатание в Москве началось на 10 лет раньше. Знаем мы об этой книге из «Послесловия». Это не редкая книга, она есть во многих библиотеках и музеях. Вторым московским изданием Федора Мстиславца был «Часовник», который использовали для богослужения и обучения грамоте. Первый Апостол -1564 год, на фронтисписе – Апостол Лука. Второй – через 10 лет во Львове. Там в оформлении книги больше используются мотивы западного барокко. В заставках часто использовались орнаменты с переплетенными дубовыми и виноградными листьями – символами веры. Наш первопечатник был человек не случайный, когда ему предложили стать помещиком он отказался, говоря, что иные семена ему нужно рассеивать по земле. Т.е. он совершенно сознательно этим занимался. И в целом он был человеком Возрождения. Хотя бы в своем нежелании анонимной работы, в своем отношении к своей работе вообще. Это был человек энергичнейший (постоянные переезды). За свою жизнь организовал несколько типографий. Ему помогал его сын Иван Иванович, который занимался переплетным делом. Были у него еще Гринь Иванович – сподвижник, в общем организовать мануфактуру было не просто. Он выполнял и редакторскую работу. Он не просто печатал библию, но и готовил ее – совершал текстологическую работу. Из Москвы Федоров и Мстиславец отправились в Литву в Заблудово. Местный гетман был сторонником православия и предложил Федорову печатать книги на церковнославянском языке. Учительное Евангелие – 1569 г., в отличие от московских изданий его украшал титульный лист, предисловие и герб гетмана. После выхода этой книги Мстиславет расстается в Федоровым и переезжает в Вильно, а Федоров продолжает издание и готовит к выходу свой шедевр «Псалтырь с Часословцем», которую украшала фронтисписная гравюна на дереве с царем Давидом. После слияния Литвы и Польши Федоров отказывается становится земледельцем и переезжает на Украину, где во Львове открывает первую украинскую типографию, где переиздает «Апостола» и выпускает «Азбуку». Испытывая финансовые затруднения, Федоров попадает к Константину Острожскому, который мечтает выпустить Библию в новом исправленном виде. В 1580 Федоров издает Новый завет с Псалтырью и указатель к нему, а в следующем году первую полную печатную славянскую Библию. Всего в Острожской типографии вышло пять изданий. Введение книгопечатания заложило основу новой книжной культуры, на которой развивалась последующая культура Нового времени. Оно было обусловлено с введением новой политической ситуации в стране, христианским просвещением. От общегосударственного перешло к общекультурному просветительскому. Изначально Московский печатный двор не имел такой мощи, чтобы вытеснить рукописные книги, основная причина этому – госмонополии на книгоиздание. Самая первая бумага собственного производства появилась в России в середине 16 века с изобретением Федоровым первой печатной машины. Бумага использовалась для религиозных трактатов (Иван Грозный). Иван Федоров. Родился около 1510 года либо в Белоруссии, либо в Польше, либо в Москве. Учился в Краковском университете, изучал античную литературу, греческий язык. В 30-40 годах был в окружении метрополита Макария, благодаря чему получил должность дьяка в одном из Кремлевских храмов. С целью христианского просвещения Казанского царства основал в Москве типографию. «Апостол» - первая русская точно датированная книга, выпущен Иваном Федоровым в 1564 году в Москве. Работа над ним велась в течение года. Указаны имена царя и митрополита как заказчиков книги, судя по этому типография Федорова могла носить государственный характер. Текст был отредактирован при участии митрополита Макария. «Апостол» использовался для обучения духовенства, в нем заключены первые образцы толкования Писания. Позже Федоров и Мстиславец издают Часовник – менее торжественную книгу. Вскоре они тайно вместе со всем оборудованием покидают Москву (преследования властей либо отправление в Литву для поддержания там православия). Однако считают также, что Федоров мог и по своей инициативе покинуть Москву. Билет № 30. Общая характеристика книжного дела России в 17 веке. Московский печатный двор В связи с бурными политическими событиями начала 17-го века московские печатники были вынуждены переехать в Нижний Новгород, где за все время напечатали лишь одну 12-страничную брошюру на деньги Минина и Пожарского. С момента возвращения их в Москву у Печатного двора начинается новая жизнь. Московский Печатный двор ранее размещался в Кремле, затем переехал на Никольскую улицу. В 70-е годы уже сложился в мануфактуру с четким разделением труда. Всей деятельностью там распоряжался патриарх. Перед началом печати каждой книги служили молебен. С увеличением количества оборудования в Печатном дворе рос и штат сотрудников и к середине 17 века достиг 150 человек (мастер, столяры, кузнецы, резчики, наборщики). Попасть в штат было довольно трудно. Работа считалась престижной, однако работа там шла довольно медленно. Переплетная мастерская – сюда поступали печатные листы, которые либо хранились в тетрадях, либо сразу переплетались. В основном переплетали досками, обтянутыми кожей, украшали наугольниками и застежками. Книги для царской семьи славились особой роскошью, а книги для масс простыми переплетами, а иногда даже продавались потетрадно. К переплетным работам также привлекались церкви, выдавались расходные материалы, а платили им чаще всего книгами. Правильная палата – редакторский и корректорский отдел (справщики, чтецы, писцы) из духовных и светских лиц. Сверка рукописей шла по древним книгам и греческим источникам. Была открыта специальная школа изучения греческого для справщиков. Для наведения справок пользовались типографской библиотекой. Специально для эксклюзивных экземпляров, предназначенных для царской семьи, была создана царская типография Симеона Полоцкого «Верхней», которая выпускала светские книги, неподвластные церковной цензуре. Эти книги являлись образцами нравственно-познавательной литературы. Билет № 31. Тематика и типы книг в России в 17 веке (печатная и рукописная книга) Главенство духовной литературы на книжном рынке обусловило нехватку книг светского содержание, которая восполнялась рукописно. Правда, и в духовную литературу проникали моменты светскости, так стали выпускать азбуки, учебные псалтыри, сборники, календари. Переиздают Федоровскую Азбуку. С началом печати светских книг российская типография сталкивается с необходимостью нового оформления изданий. Появляются титульный лист, наборный орнамент. Вместе с тем убранство книг отличается простотой. В 1649 году появляются гравюры на меди, в том же году напечатали первую печатную книгу государственного назначения «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича. Заметно тяготение к западноевропейской традиции. Отдельные буквы напоминают антикву, усиливаются декоративные элементы в украшении книг. Однако как и прежде основным источником светских знаний являлась рукописная книга. Переписка велась в монастырях (Чудов, Антониев-Сийский, Соловецкий). Производительность была по 17 книг от 300 до 1200 листов. Переписывали монахи, иногда жители посадов и холопы. В Москве на Ивановской площади за небольшую плату дьяки переписывали и продавали тетради с текстами. В 17 веке сложилось жанровое содержание рукописей. В 1627 году впервые была составлена сводная карта Русского государства «Большой чертеж» с подробным рукописным комментарием. Всевозможные книги по различным наукам: от медицины, до астрономии, исторические сочинения, повести, рассказы. Крупным центром производства рукописных книг был Посольский приказ. Книги по истории, геометрии, космографии, артиллерии, географии для лиц царской фамилии. Особую роль играли книги естественнонаучной и военной тематики. С 1620 Посольский приказ выпускал первую русскую газету «Вести-Куранты». Книжный рынок в 17 веке Книгохранительная палата - книжный склад, где собирались отпечатанные книги. Отсюда производился и отпуск книг, пока в 40-е годы не открыли книжную лавку. |