Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Андреева О. В.). Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд. Билет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация
Скачать 0.63 Mb.
|
Индия - пальмовые листья (недолговечно). То, что выцарапывали – чернело и получалось определенное письмо. Такой вид письма просуществовал среди племен до 17 века. Билет № 6. Книга и книжное дело в античном обществе. Греческое и Римское государства очень много дали культуре. Вся современная европейская культура выросла на той почве. Процветали искусства, ремесла, естественные науки. Античное общество было намного грамотнее восточного, к тому же демократия породила другое отношение к книге. Она не воспринималась как святой предмет и была более доступна (во многом потому, что греческий и римский алфавиты были намного проще) Первые памятники античной письменности относят ко 2-3 тысячелетию до н.э. Греческое письмо было основано на финикийском алфавите, имело форму т.н. бустрофедона – первая строка слева направо, вторая справа налево и т.д. Форма античной книги также связана с материалом (тонкие листы льна и свинца; пальмовые листья и прочее), но главными материалами считались: папирус, пергамен и деревянные буковые дощечки с углублением, залитым воском, где специальным стилом выцарапывали текст. Отсюда произошло название форм книги: диптих, триптих, полиптих – по количество дощечек. Наряду с каламом использовались птичьи и металлические перья, но они рвали пергамент. По форме «свитки» напоминали египетские, но имели скорее форму скалки, на которую наматывались. Текст писали столбцами, название – в конце книги. Распространение книг В древнем Востоке не было частных заказов на книги и их продажу, а в античном обществе стали появляться (в 5 веке до н.э.) первые книжные лавки и частные заказы на книги. Библиопеги – переплетчики в античном мире. Скрибы – переписчики. Существовало понятие «издательство» – в большом помещении сидели писцы, держа на коленях свитки, а старший диктовал текст. В те времена не существовало авторского права. Любой заинтересованный человек мог переписать и продать книгу. Ее цена зависела от размера, оформления книги, писчего материала и спроса. Крупнейший «издатель» того времени – Тит Помпоний Аттик – друг Цицерона, крупный землевладелец. Сохранилась их переписка. Библиотеки античного мира Известны частные библиотеки (Платона, Аристотеля), но крупнейшая – Александрийская библиотека (3-2 века до н.э). Александрия – культурная и торговая столица. Огромный фонд греческих книг. Там не только хранили книги, но и работали с ними. Каллимах – ученый Александрийской библиотеки, создал пинакерсы – что-то вроде библиографических указателей. Первая каталогизация (около 100 тысяч томов). От античного мира осталось намного меньше текстов, чем от древнего, т.к. они сжигались чаще. Папирусные свитки для предохранения от порчи помещали в капсулы, которые вытачивались из дерева, расписывались и инкрустировались, т.к. в те временя книга символизировала некий социальный статус обладателя и была привилегией жречества. С развитием торговых отношений в обществе профессия писца становится рядовой, появляются целые школы переписчиков, мастерские, которые изготавливали свитки на заказ. Книга начинает обладать реальной ценой, некой полезностью, выражающейся в денежном эквиваленте. Билет № 7. Главные книги мировых религий. Библия, её состав, переводы, списки, важнейшие издания Библия. Уже издана тиражом более миллиарда эксземпляров и более, чем на 700 языках. Состоит из двух частей: ветхого и нового завета. Ветхий – 39 книг, новый – 27 книг, всего – 66 книг во всей Библии. Ветхий завет искусственно разбивается на 22 книги по числу букв в еврейского алфавите и на 24 книги по числу греческого алфавита. Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению святого духа через избранных от Бога людей, называемых пророками. Набирает человеческий опыт, накопленный поколениями на момент описания. Название «Библия» впервые было применено в 4-м веке Иоанном Златоустом, и в переводе означает – «книги» (мн. Число). В целом делится на циклы. Первый цикл – законоположительный. Второй – исторический, третий – учительские. И четвертый – прогностические. В ветхом, законоположительный – Пятикнижие Моисея. Слово Завет означает «договор, закон». Т.е. ветхий и новый завет – закон как жить среди себе подобных. Новый завет предназначен для тех, кто пожелает следовать за ветхим. Книги исторические включают описание жизни пророков. Учительский цикл – содержит учения о вере (деяния и послания апостольские). Книги прогностического цикла содержат пророчества, прогнозы (Апокалипсис). Деление на главы в Библии произошло в 13 веке. Тогда же была составлена конкорданция (русское название – симфония) перечень в алфавитном порядке изречений с указанием глав и параграфов, которые можно найти в Библии. В 325 году в знаменитом соборе Никея был принят общий канон. Все, что не вошло в этот канон, стало называться апокрифом - отверженный духовным цензором. К чтению апокрифов церковью допущены духовно возросшие люди, способные правильно. Билет № 8. Возникновение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Еще в языческие времена у славян существовало письмо, получившее название «черты и резы». Усовершенствованное славянское письмо появилось в середине IX века, а именно в 863 г. Его создателями считаются два греческих ученых монаха – Кирилл и Мефодий, которые занимались распространением христианства в Моравии. Известно существование двух азбук – кириллицы и глаголицы. Количество и звуковой состав знаков в них примерно одинаково, хотя графически, по начертанию букв, они очень непохожи. Глаголица более сложна по начертанию: буквы состояли из дуг и кругов. Кириллица же более строгая — это та азбука, на которой мы пишем сегодня. В ее основу тоже легло греческое письмо, но скорописное. Существует мнение, что Кирилл и его брат воспользовались для создания нового, более удобного алфавита, получившего название кириллицы, буквами глаголического письма для обозначения славянских звуков, отсутствовавших в греческом языке. Графическую основу протокириллицы составляли 24 буквы греческого алфавита. Как письмо простое и удобное, кириллица вскоре вытеснила глаголицу и стала родоначальницей современной письменности большинства славянских народов, их книжных почерков и стилей. Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков (70-е годы X века и позже) для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость, согласуясь с нормами и юридическими формулами «Русской Правды». Первая категория надписей представлена легендами на металлических печатях, принадлежавших русским князьям и церковным иерархам. Они привешивались к официальным документам, посланиям. Следующими по времени являются надписи на золотых и серебряных монетах князя Владимира конца X — начала XI века, которые стали чеканить сразу после введения христианства (графика кириллическая, язык болгарский). Следующую группу надписей образует эпиграфика (граффити, надписи на камнях и изделиях). Граффити — записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние датированные граффити кириллицей (1052 и 1054) встречаются в Софии Киевской — кафедральном соборе древнерусской митрополии. К граффити примыкают надписи на камнях и предметах (мечах, утвари). Древнейшей датированной каменной надписью является знаменитая Тмутараканская надпись 1068 г., зафиксировавшая по распоряжению князя Глеба Святославича ширину Керченского пролива. К рассмотренным выше памятникам древнерусской письменной культуры примыкают и такие виды, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из-за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности. Археологи находят так называемые церы, представляющие собой небольшие дощечки с бортиками по краям. Углубление до краев бортиков заполнялось воском, две церы (дощечки) соединялись наподобие диптиха и могли закрываться наподобие книжки, восковыми поверхностями внутрь. Древнейшие церы, найденные в Новгороде, относятся к концу XI века. Еще одним почти не оставившим следов видом письменной культуры является запись чисел в системе абака. Абаком называется способ счета, при котором числовые «записи» производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов (камешков, плодовых косточек и пр.) на какой-нибудь ровной поверхности (земле, столе, доске и т. п.). На Руси для счета использовались сливовые и вишневые косточки; древнейшие захоронения, в которых находят счетные косточки, относятся к XI веку. Существовали и другие виды письменности, например, специального назначения надписи на дереве. Особыми знаками на небольшом деревянном бруске вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре. Брусок раскалывался вдоль надписи на две части: одна оставалась у должника, другая — у взаимодавца. При возвращении долга его величина удостоверялась совпадением надписи на обеих частях при их складывании. Разновидностью письменности были резные деревянные календари. Они представляли собой многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками — религиозные праздники. Следующей по времени группой памятников древнерусской книжности являются берестяные грамоты. Новгородские берестяные грамоты — самые древние. Они относятся к XI-XV векам. Древнейшая из них – 20-е года XI века. Кирилл и Мефодий Славянские просветители, создатели азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия в нач. 869 г. монашества — Константин (ок. 827 — 869) и его старший брат Мефодий (ок. 815 — 885) родились в г. Фессалоники (Солунь). Кирилл получил образование при дворе византийского императора в Константинополе. Хорошо знал славянские, греческий, латынь, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище "Философ"). В 40-х г. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в 50-х гг. был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860г. совершил дипломатическую поездку к хазарам. Великая Моравия – славянское княжество – обратилось в Константинополь с просьбой прислать миссионеров для проповеди христианства на родном языке славян. Именно с этой целью в 863 г. К. и М. были направлены византийским императором в Моравию. По замыслу византийских властей Кирилл и Мефодий должны были выступать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян. Однако их деятельность приобрела характер борьбы за права славян на духовную самостоятельность. Они выступили с утверждением равенства славянского языка трем основным языкам, на которых велось изложение церковных догматов: греческому, латинскому и еврейскому. Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Они были обвинены в ереси. В 866 г. по вызову римского папы Николая I они направились в Рим. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер Посетив в 882-884 гг. Византию, Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью К. и М. заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886 г. Они переводили богослужебные тексты до 11 века. Кирилл и Мефодий давно причислены к лику святых. За ними закрепились имена братьев-первоучителей. Билет № 9. Книга в Европе в средние века. Основные книжные центры. Средневековье характеризуется активным ростом городов, увеличением численности населения. Основную массу людей можно рассматривать как участников книжного рынка, для которых и создавались скриптории - средневековые мастерские по переписке книг. Возникали национальные языки. Наряду с этим господствующим международным языком науки и межличностного общения и книжной культуры была латынь. В поздней Европе подъем книгописания связан с распространением христианства. К увеличению производства рукописей привело распространение арабами дешевого писчего материала – бумаги. Большое значение имели монастырские скриптории, которые являлись центрами по переписке и распространению книг на протяжении всего периода Средневековья. Первым таким центром был монастырь Вивариум. Сенатор Марк Аврелий Коссиадор (485-580) создал при Вивариуме школу переписчиков, в основном она пополнялась за счет монахов, которые обладали познаниями в области грамматики, логики, риторики. Их обучение он проводил сам. По его примеру в Европе открывается множество монастырей, самые известные Монтекассибо и Боббио. В этих монастырях преобладал ручной труд и не было его четкого разделения. Каждый монах готовил рукопись от начала и до конца. Он самостоятельно списывал текст, вносил инициалы, заглавные буквы, делал переводы, т.е. книга от начала и до конца не выходила из рук одного мастера. Со временем мастерская по переписыванию книг, а затем и библиотека стали неотъемлемой частью любого монастыря. В Европе в эпоху позднего Средневековья было построено множество монастырей, в которых трудились прекрасные каллиграфы, мастера книжного оформления. Здесь же изготавливались оклады для книг. Переписывание книг считалось богоугодным делом. Многие переписчики имели духовный сан. Начиная с XI века в связи с ростом городов, торговых связей, развитием ремесел, требующих грамотных людей, открываются университеты. Старейший из них, Болонский, был открыт в 1119 г., Парижский в 1120 г. В начале XIII века открываются Кембриджский и Оксфордский университеты. При них были созданы мастерские по переписке книг, предназначенных в основном для обучения. 12-й век стал свидетелем зарождения светского кодекса, предназначенного для личного потребления читателем. На этом сказалось образование университетов. Нужды учащихся обслуживались тоже скрипториями. Возглавлял работу т.н. либрарий. На него возлагалась ответственность перед университетской корпорацией за хранение и выдачу рукописей для переписки, взимание платы за использование. Книги, создаваемые практически поэкземплярно, стоили дорого. Поэтому важное значение приобретают книжные хранилища, которые устраивались при светских и церковных заведениях. Университетские библиотеки создавались не только с целью хранения, но и использования книг. В эпоху раннего Средневековья книжное дело практически всецело находилось в руках духовенства. Церковь осуществляла цензуру книг и строго следила за содержанием богословских трактатов. Сосредоточив в своих руках монопольное право на переписывание книг, она тем самым препятствовала широкому распространению знаний среди мирян. Многие "вредные" с точки зрения церкви книги были сожжены на кострах вместе со своими авторами и переводчиками. Если ранее средневековые монастыри не изготавливали книги на продажу, то уже с 12 века возникают товарно-денежные отношения между монастырскими скрипториями и потребителями книг. Кроме того, к изготовлению переплета монахи вынуждены были привлекать ремесленников (резчиков печатей, золотых дел мастеров, граверов). Деньги становятся основой жизни, проникают и в монастырские стены. Книжные богатства, накопленные в монастырях, становятся статьей дохода, а с возникновением в 13 веке банков, монастыри начинают выполнять роль ссудных касс. Это наложило отпечаток на монастырское книгописание. В XIV веке во многих европейских странах производство книг постепенно перешло в руки мастеров-ремесленников. Среди них выделились специалисты по украшению книг. Их усилиями книга становится нарядной и начинает отвечать эстетическим вкусам своих заказчиков и потребителей. Вместе с тем книга превратилась в товар, а ее изготовление в доходное дело. Оживление книжного дела сопровождалось формированием книжного рынка. Проникновение элементов светскости и мирского образа мыслей в сознание средневекового человека сказалось на внешнем уборе книг. Изящные и дорогие украшения, свойственные церковным книгам, постепенно сменяются простыми, но добротно выполненными образцами рукописных кодексов, содержание которых отвечало литературным вкусам нарождающегося бюргерства и дворянства. Удешевление книг, ставшее возможным в результате внедрения в их производство бумаги, а также в результате развития художественных ремесел, расширило круг потребителей, содействовало формированию общественных и частных библиотек. Своими книжными собраниями славились библиотеки Ирландии, Англии, Франции, Германии. В конце XIV века в Англии был составлен общий каталог книг, учитывающий фонды 160 монастырских и церковных библиотек. Как правило, книги стоили достаточно дорого и отношение к ним было бережное. Средневековое общество относилось к книге, как к драгоценной реликвии. В домашних условиях они хранились наряду с драгоценностями, служили предметом украшения интерьера. Книга символизирует некую социальную принадлежность, и зачастую социальное положение человека обязывало его иметь определенную книгу. Существуют различные художественные стили в оформлении орнамента, буквиц, инициалов. Уже в средние века формируются элементы оформления, которые со временем трансформируются и сохраняются до наших дней. Поскольку изготовление книг – трудоемкий процесс, то в монашеских общинах этот вид деятельности выделяется в самостоятельную структуру. Переплеты делались очень добротные, т.к. книги в силу своей дороговизны книги заказывались иногда вскладчину, делались на долго, передавались из поколения в поколение, дарились, завещались. Украшались чеканкой, драгоценными камнями, резьбой. Переплет, также как и миниатюра, орнамент, зародились в средние века. Переплет действительно становится неким новым направлением в искусстве книги. Работа в монастырских скрипториях шла очень медленно, потому что каждую рукопись нужно было тщательно выписать, почерки были очень сложные, витиеватые. Это было скорее даже рисование букв. Срок изготовления одной рукописи занимал несколько лет. За всю свою жизнь переписчик мог переписать всего несколько десятков книг. В 11 веке господствовал основной почерк, которым записывались тексты – т.н. готический почерк. Он делится на две большие группы: каллиграфический – употреблялся при написание богослужебных книг; канцелярское письмо – для написание деловых бумаг, для светских кодексов и трактатов. Постепенно потребности рынка заставляли писцов все время совершенствовать сложный готический почерк и упрощать его. Увеличилась емкость книг, следовательно они стали меньше, соответственно удобнее и предназначались уже не всегда для стационарного чтения. |