Главная страница
Навигация по странице:

  • Стадии производства: 1.выделка пергамента

  • 3.переписывание

  • Оформление. В раннем Средневековье весь текст, за исключением зачинов и буквиц, обычно был написан одним и тем же шрифтом

  • Билет № 11. Предпосылки введения книгопечатания в Европе. Ксилографические книги XV века.

  • Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.

  • Книгопечатание – описание способа.

  • Билет № 13. Инкунабульный период западноевропейского книгопечатания. Оформление инкунабулов.

  • Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Андреева О. В.). Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд. Билет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеБилет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация
    АнкорШпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Андреева О. В.).doc
    Дата13.02.2017
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд.doc
    ТипДокументы
    #2649
    КатегорияИстория
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Билет № 10. Организация работы средневековых западноевропейских скрипториев. Оформление средневековой книги.
    Скрипторий (мастерская по переписыванию книг) и библиотека стали обязательной частью любого средневекового монастыря. Скрипторий – большая комната со столом посередине, за ним монахи за специальными наклонными подставками. Запрещено пользоваться искусственным освещением (опасность пожара), особое внимание уделялось дневному свету, т.к. искажение цвета при искусственном освещении, богоугодное дело – надо заниматься при свете божьего дня.
    В VII-X вв. в Западной Европе было построено множество монастырей, где усердно переписывались книги. Прекрасные каллиграфы и мастера книжного оформления создали там немало изумительных памятников книжного искусства. Располагая мастерскими, библиотеками, школами, монастыри естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения. В основной массе из монастырских стен выходили скромно оформленные книги. Предназначались они для продажи. Для получения большого количества книг опытный чтец вслух произносил текст, а 30-40 переписчиков одновременно его копировали.
    Чернила в скриптории хранили в больших рожковых чернильницах. Известно большое количество рецептов изготовления чернил. Существовало два совершенно разных вида чернил. Первые – это угольные чернила, сделанные из древесного угля. Второй вид чернил – из чернильных орешков. На средневековых изображениях писцов иногда можно заметить две чернильницы на правом краю стола. Вполне вероятно, что вторая емкость предназначалась для красных чернил. Красный цвет активно использовался в средневековых книгах для заголовков, колонтитулов и буквиц, для рубрик (отсюда и слово: ruber по-латыни - красный) в литургических книгах и для красных дней календаря (потому так и названных) в календарях. И образец книги, и копируемый список обычно помещались бок о бок на наклонном пюпитре. Пергаменная книга, если не придерживать ее открытой, имела склонность захлопываться сама собой. На средневековых миниатюрах видно, что копируемая книга фиксировалась в открытом положении при помощи грузиков.
    Стадии производства:
    1.выделка пергамента. Часто добывался из античных библиотек (соскребали текст со старинных книг). Широкое распространение получили так называемые палимпсесты –пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый.На ранних этапах пергамент красили – обычно в пурпур (до 13 века).

    2.разлиновка. Использовали грифель, позже графит. Текст в два столбца. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Линование – привычная черта средневековой книги. Чем наряднее книга, тем более искусно она разлинована. Обязательно оставляли места для миниатюр, инициалов.

    3.переписывание. Черным цветом стали пользоваться только в 10-11 веке. Некоторые кодексы были полностью написаны золотом («золотые кодексы»).

    4.оформление. Оформляли книгу миниатюры – (minium – красный сурик), рубрикаторы, иллюминаторы. Часто все эти функции выполнял один человек, поскольку было мало умеющих это делать. Рубрикаторы подкрашивали начала фраз, иллюминаторы художественно оформляли.

    Оформление.

    В раннем Средневековье весь текст, за исключением зачинов и буквиц, обычно был написан одним и тем же шрифтом. Позднее произошли значительные изменения. С целью наглядного отделения основного текста от комментария к нему (или нескольких серий комментариев) в пределах одной страницы использовались несколько различных шрифтов, в т. ч. мелкий шрифт и несколько разновидностей курсива. Заглавие книги и зачины ее частей были обычно выписаны особым декоративным шрифтом, т.н. вязью, иногда с трудом поддающейся прочтению. Более крупные буквы, написанные красными или, реже, синими чернилами, обозначали начало раздела книги. Эти буквы называются буквицами или инициалами (от лат. initialis, „начальный”). Буквицы обычно роскошно разрисовывались. Начиная с двенадцатого века заглавными буквами - более крупными, чем остальные, но более мелкими, чем буквицы, т. н. litterae notabiliores (обычно отличными по цвету от собственно буквиц), - отмечались более мелкие разделы текста.
    В большинстве рукописных книг текст расположен в два столбца, и каждый обрамлен тонкими бледными линиями. Размещению текста на листе придавалось большое значение. Площадь полей и текста распределялась в соответствии со строгими правилами композиции. Непременно оставлялись места (обычно – обрамленные) для миниатюр, инициалов, виньеток и прочих элементов украшения.
    Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга считалась предметом роскоши, т.к. должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

    Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу – все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги. Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: "Incipit liber" ("Начинается книга") или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне.
    Наружное оформление средневековой книги также имеет специфические черты. Размер ее варьируется от гигантских фолиантов до крохотного duodeco (в одну двенадцатую). Диктовали размер не столько эстетические критерии, сколько наличие пергамена у изготовителя. Лишь литургические книги всегда изготовлялись крупным форматом.

    Так как книги оставались дорогими, их хранили бережно, вкладывали в прочные, массивные обложки. На переплетные крышки шли доски твердого дерева (отсюда выражение "прочитать книгу от доски до доски"), они обтягивались кожей или пергаменом, реже – материей (бархатом) и украшались тем или иным способом.

    Для предохранения от пыли книгу снабжали металлическими застежками (лат. fibula) или тесемочками. Иногда ее обтягивали чехлом.
    С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Бывало, что декоративные элементы просто-напросто оттесняли текст на второй план. Так, экземпляр Библии, созданный во Франции в XII в. (Bible moralisОe), был снабжен пятью с лишним тысячами миниатюр. Не довольствуясь богато разукрашенными инициалами, порой представлявшими собой целые миниатюры, витиевато оформленными заголовками, рубрикацией важнейших разделов и букв, многоцветными иллюстрациями, мастера стали украшать и свободное пространство – поля книги, как бы охватывая текст растительным орнаментом или другой декоративной рамой.

    Вообще искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства. Краски были сочными и яркими – они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на пролетевшие столетия.
    Билет № 11. Предпосылки введения книгопечатания в Европе. Ксилографические книги XV века.
    Возрождение, великие открытия, научно-техническая революция, капиталистическое промышленное развитие - эти всемирно-исторические процессы требовали разнообразнейших знаний и сведений, распространявшихся убыстряющимися темпами, все полнее и нагляднее. Решающую роль здесь сыграло появление книгопечатания. Кроме создания материальной базы для закрепления и быстрого распространения наук, новой информации, возникающих ремесел и производств, книгопечатание способствовало развитию грамотности в целом, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, а это в свою очередь привело к формированию системы образования и воспитания человека. Преимущества книгопечатания по сравнению со всеми существовавшими ранее способами передачи языковой и речевой информации заключаются, во-первых, в значительном облегчении изготовления печатной формы, которая составляется из заранее подготовленных технических элементов и деталей, во-вторых, в возможности неоднократного повторного их использования, в-третьих, в общем упрощении и облегчении всего процесса накопления и передачи информации.
    Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества. С появлением бумаги связано и введение такого понятия, как филигрань, то есть "водяной знак". Это стандартное, видимое на просвет изображение, которое наносилось на лист бумаги. Первая европейская книга с филигранью появилась в 1282 г. в Болонье (Италия).
    Принцип штемпелевания был известен еще в клинописных культурах Древнего Востока (Шумер, Вавилон). Для получения оттисков печати-ролики прокатывались по сырой глине, затем подвергались обжигу. Принцип печати и оттиска воплощен и в чеканке монет. Первые чеканные монеты появились в VII веке н. э. Большой опыт был накоплен при изготовлении набивных тканей, когда на деревянной доске вырезался рисунок, а с него делался красочный отпечаток.
    В Древнем Китае при сложной системе идеографического письма издавна существовал простейший способ передачи информации: иероглифические знаки высекали на каменных стелах, а затем время от времени их намазывали краской, делали оттиски и эти оттиски (императорских указов, различных сообщений, инструкций) рассылали в провинции и города. Когда с течением времени иероглифы стали вырезать на деревянных досках, оттиски стали называть ксилографией (от греч. "ксило" - дерево, "графо" - пишу). Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение (текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой, а затем помещался под пресс. Отпечатанные листки склеивались, сначала в виде ленты (свитка), позднее собирались в книжку. Листы, отпечатанные на одной стороне, называются анопистографическими, а на обеих сторонах опистографическими. Самая древняя в истории ксилографическая книга была изготовлена в Китае, хотя самые ранние опыты изготовления ксилографии известны в Японии. В 770 г. по повелению императрицы Сетоку таким способом был отпечатан миллион заклинаний, вложенных в миниатюрные пагоды.
    Первая ксилографическая книга называется "Алмазная сутра". Она была изготовлена в 868 г., а впервые обнаружена в 1900 г. в "Пещере тысячи будд" в Дунхуане (Западный Китай). Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал "ради поминовения усопших родителей своих".
    В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Ее появлению и расцвету способствовала массовая потребность в бумажных деньгах печатных иконах и папских индульгенциях, а также в игральных картах.
    Одним из известных ксилографических изданий в Европе была "Библия бедных", распространенная в эпоху Средневековья. Она представляла собой широкоформатные листы с изображением библейских сцен и персонажей и пояснительными надписями. Первое время ксилографические книги были распространены широко, однако к середине XVI века они сошли с книжного рынка.

    Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.

    Иоганн Гутенберг (1399-1468), родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце. У нас нет сведений о его обучении и образовании. К 1440 г. (г. Стратсбург) относятся его первые типографские опыты. Вскоре Иоганн Гутенберг переехал обратно в Майнц, где принялся за подготовку к печати полной Библии на латинском языке. И здесь он на первых порах печатал небольшие издания. Не менее 24 раз он издал латинскую грамматику Элия Доната, по которой учились в школах и университетах. Приписывают Гутенбергу и небольшие листовки-календари - "Астрономический календарь" на 1448 год, "Турецкий календарь" на 1455 год. Но ни на одном из первых изданий имени Иоанна Гутенберга нет, не указано также, где и когда они печатались.

    В 1453-1454 гг., как считают, Гутенберг напечатал свою первую Библию, называемую «42-строчной», потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего в ней 1282 страницы. Элементы убранства книги выполнялись от руки. Часть тиража отпечатана на бумаге, часть на пергамене. На заведение типографии Гутенберг взял ссуду у ростовщика Иоганна Фуста, который, не дожидаясь окончания работы, подал на него в суд за неуплату денег и отсудил все имущество, в том числе готовый тираж Библии. Хотя типографское имущество, оставленное ему, было незначительным, но право использовать свое изобретение осталось за ним. После судебного процесса в Майнце начали работать две типографии, одна – Гутенберга, другая – собственность Фуста.

    Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 150 экземпляров "42-строчной" Библии на бумаге и 35 - на пергаменте. Сохранилось всего 48 экземпляров, 12 из них - на пергаменте.

    В 1458-1460 гг., в городе Бамберге, возможно, самим Гутенбергом была напечатана другая Библия, которую по числу строк на полосе называют "36-строчной". Это издание еще более редко: известно всего 13 напечатанных на бумаге экземпляров. В этот момент Гутенберг пользовался поддержкой епископа Нассауского, который, одержав победу в феодальной войне, оценил заслуги мастера и дал ему придворный чин и пожизненную пенсию. Однако он был болен, и 3 февраля 1468 г. Гутенберга не стало. Изобретатель был похоронен в церкви Св. Франциска в Майнце.
    Так когда же вышла в свет первая печатная книга Гутенберга? Самая ранняя дата, оставленная на страницах печатной индульгенции – 22 октября 1454 года. Однако главенствующую роль занимает 42-строчная Библия.

    Еще при жизни Гутенберга началось триумфальное шествие печатного станка по Европе. Первые печатные книги "разговаривали" на латыни - классическом языке античности, но постепенно они "изучили" все языки Европы. Примерно за 40 лет в 260 городах континента открылось не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 миллионов экземпляров. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 декабря 1500 г., называют инкунабулами (книги колыбельного периода книгопечатания).

    Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом.

    Книгопечатание – описание способа.

    Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли весть о великом изобретении по Германии, а затем и по всей Европе. Что же изобрел Иоганн Гутенберг? Идея набора букв (литер), как мы знаем, была известна уже у античных писателей. Пресс издревле применялся в виноделии и в производстве набивной ткани. Употреблялся он и в изготовлении ксилографии. Технология изготовления матриц и отливки шрифта Гутенбергом весьма напоминает технику зеркального производства той поры. Гутенберг соединил существовавшие до него изобретения, воплотив на практике великую идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий.

    Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.
    Билет № 13. Инкунабульный период западноевропейского книгопечатания. Оформление инкунабулов.
    Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе - Италия (1465), Швейцария (1468), Франция, Венгрия, Польша (1470), Англия, Чехословакия (1476), Австрия, Дания и т.д. Книги, изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы, по-латыни - "в колыбели", то есть в колыбели книгопечатания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров инкунабул, в том числе и на славянском языке. Европейские книги, напечатанные с 1501 по 1550 г. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания.
    Подсчитано, что за период инкунабул всего существовало 1099 типографий. Они, правда, быстро разорялись, и к началу XVI века в Европе осталось двести типографий. Уцелели те из них, что пользовались поддержкой богачей и знати. Любовь к печатным книгам распространилась в обществе, стало модно быть библиофилом.
    Эпоха инкунабул и палеотипов - это время совершенствования печатного мастерства. В книге появились печатные иллюстрации. Стали применять ксилографию - гравюру на дереве. В Италии была изобретена гравюра на меди, которая стала родоначальницей глубокой печати. Гравюру различной техники стали применять для печатания заставок, инициалов, иллюстраций и прочих украшений книги.
    Владелец типографии в Венеции Альд Мануций (1450-1515), знатный и богатый человек, наладил выпуск книг, которые называют альдины. Он поставил дело подготовки книг на научную основу. Тридцать виднейших ученых собирались и обсуждали издаваемые книги, а также редактировали их. Этот кружок получил название "Новой академии", а его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением. В типографии Альда Мануция художники, подражая античным образцам, использовали простой и красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив, предназначенный для выделения той или иной мысли в тексте.
    Первые инкунабулы, напечатанные кириллицей для православных славян, появились в Кракове в конце XV века. Их печатником был немец Швайпольт Фиоль. Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краков прибыл в 1470-е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствами банкира Яна Турзо, основал типографию. Ш. Фиоль хорошо изучил потребность в богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первыми изданиями были литургические книги - "Октоих" (1491) и "Часослов" (1491). Они были напечатаны в два цвета - черной краской и киноварью. Две другие книги - "Триодь постная" и "Триодь цветная" - вышли около 1493 г. Преследования со стороны краковской инквизиции прервали деятельность Ш. Фиоля, и его типография прекратила существование.
    В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в монастыре в Цетинье. Это была первая государственная типография на Балканах. Первой православной книгой, выпущенной в этой типографии, был "Октоих первогласник" (1494). Помимо канонических текстов церковных песнопений, в ней помещались ветхозаветные сюжеты. Второй черногорской инкунабулой был "Октоих пятигласник" (сохранился не в полном виде). В нем содержится 38 страниц текста, книга украшена гравюрами, отпечатанными с деревянных досок, как большинство старопечатных славянских книг. Псалтырь (1495) содержит, помимо традиционных текстов, месяцеслов и пасхалии (таблицы, помогающие вычислить день Пасхи). Последнее издание - Требник - напечатан в 1496 г., после чего типография была закрыта.
    В 1516 г. в Праге открылась славянская типография, которую основал ученый-медик, выпускник Краковского университета Франциск Скорина (1490-1551). Вскоре вышла его первая кириллическая книга "Псалтырь" (1517), напечатанная на церковнославянском языке кириллическим шрифтом. Эта книга была популярна среди славянских народов и бытовала преимущественно в рукописном виде. За три года он перевел и выпустил двадцать две книги, в том числе Екклесиаст, четыре Книги Царств, Книгу Судей, Бытие, Левит, Числа и другие. Осуществить замысел до конца Ф. Скорина не смог. В 1522 г. он перебрался в Вильно, где выпустил в 1523 г. "Малую подорожную книжку" - сборник религиозных и светских произведений, а в 1525 г. напечатал свое последнее издание - "Апостол".
    Украшением книги занимались переплетчики. Наиболее известными были мастерские Христофора Бирка (Лейпциг), Якова Краузе (Германия), Иерга Бернгарда из Герлица.
    Шрифт инкунабул по рисунку напоминал почерк рукописных книг (текстура, готический минускул). Для инкунабул были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж - 275 экземпляров. Инкунабулы были сравнительно недорогими. Один епископ в письме папе сообщает, что печатные книги раз в пять дешевле рукописных. Уже в инкунабульный период первопечатники стремились к усовершенствованию книги, техники ее набора, украшения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта