Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Андреева О. В.). Шпаргалка К Экзамену По Истории Книжного Дела Для Дневников (Анд. Билет Источники изучения истории книжного дела. Их классификация
Скачать 0.63 Mb.
|
Билет № 40. Общая характеристика книжного дела в России в первой половине 19 в Увеличивается территория России, население – одна из крупнейших держав в Европе. Процесс постепенного разложения крепостничества, развитие капиталистических элементов. Реформы Александра I
Свобода печати дала толчок развитию книгоиздания. Усовершенствование техники печати Гальванопластика – усовершенствование устойчивости печатных форм. Гальваностегия – электролитический способ осаждения металлических покрытий. Первая в России стереотипная машина (типография Русского библейского общества) – получение цельных копий – увеличение тиража изданий – греческое Евангелие. Литография – новый способ плоской печати – академик Севергин – «Азиатский музыкальный журнал». Фотография – 1839 год – большие изменения в технике иллюстрирования. Книги печатались в основном в казенных типографиях (АН, Сенат, Университет, Синод). АН – научные журналы, книги по всем отраслям (не приносили прибыли, нуждались в дотациях), с 1828 право издавать без цензуры. Труды АН печатались в периодике. Книжную лавку закрыли, оставили только склад, книги продавали через книжные магазины Москвы, Питера, Лейпцига. Вольные типографии С 1802 года разрешение на открытие вольных типографий частных лиц. Авторы часто издавали сами свои книги, книготорговцы переиздавали популярные книги. Губернские типографии 1807 указ о создании типографий на периферии. Казань – типография восточных языков; Н.Новгород – типография при театре (афиши); Тверь – Управление путей сообщения – религиозные, памятные книжечки, справочники; Киево-Печерская лавра – Болховитинов – церковнославянские книги (кириллица), учебники, периодика, календари (гражданский шрифт). Украина – Харьковский ун-т – пособия, учебники; Киевский – то же; 3 типографии в Одессе; Литва – присоединилась – Вильнюсский ун-т, Эстония – издания на немецком, эстонском; присоединение Курляндии – лучшая типография высококачественных книг, календарей, Библии, светские книги. Декабристы, усиление цензуры Расправа над декабристами повлекла усиление цензуры. В 1826 году издан «чугунный» цензурный устав. В 1828 немного смягчен, но и это затрудняет выпуск книг и периодики. В связи с революционной волной в Западной Европе с 1848 по 1855 годы особое ужесточение цензуры – «эпоха цензурного террора». Против цензуры выступают журналы «Современник» (Пушкин), «Отечественные записки» (Краевский) – «властители дум» молодежи. Деятельность А.С. Пушкина 30-е годы научили ценить книгу. Деятельность Пушкина оказала влияние на развитие литературы и книжного дела. Рост тиражей. Пушкин – первый русский писатель-профессионал. Поддерживал молодых поэтов. Оформление – строгое и простое. Титульные листы одним или двумя шрифтам, текст – умеренно-контрастный. «Онегин» (1837), «История Пугачевского бунта» (1834) – первая книга с портретной гравюрой. Оформление русской книги Благородное и сдержанное – русский классицизм. Основной способ иллюстрирования – углубленная гравюра на металле. Гравюра на меди, «карандашная» манера, «акватинта». На первое место не украшение и иллюстрация, а картинка, связанная с содержанием. Серая обложка заменяется на цветную, увеличивается формат книги – становится больше, шрифт становится компактней. Ведущим началом выступает содержание, тогда как внешность книги отходит на второй план. Билет № 41. Издатели-меценаты первой четверти 19 века. П.П. Бекетов, Н.П. Румянцев Платон Платонович Бекетов – в 1801 году в своем доме на Кузнецком мосту открыл типографию со словолитней и книжную лавку. Коммерческая сторона на втором плане, стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За 11 лет – больше 100 изданий (Херасков, Карамзин, Жуковский). Два гравировальных на меди альбома – «Пантеон российских авторов» (автор Карамзин) с портретами и краткими биографиями писателей; «Собрание россиян знаменитых». В 1812 году типография сгорела. Николай Петрович Румянцев – любитель и знаток старины. Ценнейшая библиотека, коллекция рукописей, монет, медалей – начало Румянцевского музея. Объединил вокруг себя ученых – «румянцевский кружок». Основное издание кружка – «Собрание государственных грамот и договоров» - дипломатические и исторические памятники 13-17 вв. Важен труд по исследованию истории книгопечатания «Сведения о трудах Швайпольта Феоля, древнейшего славянского типографщика» и «Собрание словенских памятников, находящихся вне России». На средства Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались в отечественных и зарубежных типографиях. Билет № 42. Издательская и книготорговая деятельность А.Ф. Смирдина Александр Филиппович Смирдин (1795-1857) С 1817 года стал главным приказчиком книготорговца Плавильщикова в Москве, затем переехал в Петербург. Плавильщиков завещал Смирдину свою библиотеку и товар – он стал владельцем его книжного магазина и превратил его в литсалон, который стал популярен. Все литераторы были там. Смирдин часто приезжал в Москву, где имел огромное влияние на книжную торговлю. Каждый такой приезд – целое событие на книжном рынке. Он либо спонсировал издание книги, либо выкупал тираж. Питер сделался сосредоточием издательского дела при Смирдине. Образовалось мнение, что только питерские книги хорошие. Это доказывалось отзывами книгопродавцев. Смирдин учитывал вкусы и запросы потребителя. Постепенно приучил читателя к красивым изданиям. Контингент – военные и помещики (лучшие покупатели). Или приезжали в Питер или выписывали книги в деревню. Установление коммерческих отношений между писателем и издателем – введение гонораров повсеместно. Смирдин канонизирует литературный договор. Ввел полистную оплату авторского труда. Большие тиражи, невысокие цены – профессионализация писательского труда. Успех начался с 1829 года романа Булгарина в 4 тысячи экземпляров – продался за 3 недели. Печатал Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Основал журнал «библиотека для чтения» - билитристические русские и переводные статьи. Материалы по сельскому хозяйству, домоводству. Выпустил новые издания сочинений Ломоносова и Державина. Начало 40-х годов – упадок книжной торговли. Причина кризиса кроется в общеэкономической эволюции, начинаются неудачные спекуляции, много случайных людей. Появляется коммерческий обман. Старые издания выпускают в новой обложке, не указывают год выпуска. На Смирдине большие долги (от его доверчивости). Плюшар – самый крупный издатель после Смирдина. Смирдин пытается организовать «книжную лотерею» - распространение дешевой книги, возбуждение охоты к чтению. Если число читающих увеличится – книги станут дешевле. Надежды не оправдались, ко дню розыгрыша 10 июля 1844 года большинство билетов были не распроданы. Долг Смирдина к тому времени был 500 тысяч рублей. В 1857 году он умер. Достижения Смирдина – когда мы обратимся к словам Белинского, он называл Смердинский период русской литературы (словесности). Дело в том, что именно через продукцию Смирдина могли увидеть свет произведения «золотого века» русской литературы. О нем современники говорили: честный, добрый, простодушный. Его все обманывали, Пушкин назвал его «книжник-джентельмен». Мы не поймем до конца Смирдина и что им двигало и в чем его значение, если не поймем его отношения к литературе. Он до самых последних лет писал с грамматическими ошибками, у него не было хорошего образования, но он приклонялся перед русской литературой и писателями. В его продукции наряду с замечательными классиками совершенно третьестепенные писатели, но не забудем, что то, что для нас классики, то для него современники и хорошие знакомые. Дело в его всеядности, нетребовательности? Почему наряду с Пушкиным он печатал графа Хвостова, над которым смеялось все общество? Понимал ли он разницу между ними? Дело в том, что ему была присуща глубокая объединительная идея – он хотел дать русскому читателю всю литературу, между тем литературная война была очень сильна в это время и очень многое мы все-таки знаем в ориентации критических оценок пушкинского круга. Действительно, Булгарин (писатель, Журналист того времени) и Греч (тоже журналист, литератор, переводчик) и Осип Иванович Синковский (Барон Бранберус, востоковед, журналист). Однозначно к этим фигурам относится нельзя, т.к. они были врагами литературными Пушкина, а большинство характеристик мы имеем из его круга. Эти три человека владели карманом Смердина, но не они привели его к разорению. У него несчастливая судьба, как у писателя. Здесь очень многое сложилось несчастливо для него. Он обогнал свое время. В своем приклонении перед литературой он переоценил емкость книжного рынка, действительно вероятно слишком большими тиражами печатал некоторые книги. Кроме того, не забудем, что это было время расцвета толстых литературных журналов (конец 30-х), а это значит, что русская литература сразу же появлялась в журнале по подписке, а отдельне издания (на что ориентировался Смердин) после этого уже не будет иметь такой спрос. Кроме того общая ситуация в народном хозяйстве оставляла желать лучшего – финансово-экономический кризис крепостного хозяйства, который сказался в т.ч. и на книжной отрасли. Покупатель разорялся. Очень многое надо иметь в виду при характеристике Смердинского периода, но конечно же это был издатель, профессионализировавший писательский труд. Всего он вложил больше 10 млн. рублей за весь период своей деятельности. Очень щедро оплачивал труд писателей. В определенный момент исторические, субъективные и объективные причины сказались и он разорился. В начале 30-х годов книжная лавка Смирдина переехала на Невский проспект и это событие было принято русским обществом, как победа русской книги, т.к. до этого на Невском торговали только иностранные книготорговцы. Этот переезд лавки был отмечен обедом, куда была приглашена вся литература того времени (писатели, поэты), в качестве подарка Смирдину они создали сборник в 2 частях под названием «Новоселье» - подарили ему свои произведения для этого сборника. Билет № 43. Издатели-коммерсанты первой половины 19 века Крепла и успешно развивалась книжная торговля. Значительное место – иностранные книготорговцы. Принимались предварительные заказы, давались библиографические справки, подписка на книги. Книжная лавка начинает превращаться в магазин. Лавка Кольчугина – хаос, но хозяин хорошо знал, где какая книга лежит; Смирдин – первым из русских открыл лавку на Невском, при ней библиотеку для чтения, литературный салон. Рассылал книги по почте, устраивал дешевую распродажу остатков, рекламировался в газетах и журналах. Принимал заказы на печатающиеся книги. Василий Алексеевич Плавильщиков – издатель и книготорговец; после запрещения вольных типографий издавал книги под маркой «Театральной типографии», но после возобновил частную деятельность с 1807 года. Книги по искусству, художественная литература и учебники. При магазине открыта одна из первых частных библиотек. После смерти предприятие перешло к Смирдину. Иван Васильевич Сленин – книжная лавка в Гостином дворе в Питере; дружил с декабристами; среди изданий альманахи Рылеева, Бестужева «Полярная звезда», «История государства Российского» - второе издание Карамзина. Семен Иоанникиевич Селивановский – крепостным мальчиком был отдан в типографию, приобрел опыт и знания. В 1798 году открыл быстро разорившуюся типографию. С 1800 возобновил – арендовал Сенатскую типографию. Придавал большое значение оформлению (подбор гарнитур шрифтов, виньеток). Издавал произведения современных ему авторов. Глазунов - открыл книжную торговлю на Спасском мосту, затем занялся изданием книги. Исаков – русские и иностранные книги. Появляется возможность стать комиссионером всех военно-учебных заведений – специализация на учебной литературе. Букинисты В Москве – Большаков – продавал старинные книги и древние рукописи научным учреждениям и ученым-исследователям; В Питере – старыми книгами торгуют только букинисты – рынок «Апраксин двор». В провинции – книжная торговля развивалась медленно, лишь на ярмарках. Билет № 44. Вольная русская печать за границей в 19 веке. Издательская и книготорговая деятельность революционеров во второй половине 19 века Жесткие цензурные ограничения середины 50-х годов были причиной создания типографий за рубежом. Вольная типография Герцена в Лондоне – прокламация «Юрьев день», призывавшая русское дворянство уничтожить крепостное право в своих имениях. Альманах «Полярная звезда» - запрещенные цензурой в России произведения Пушкина, Лермонтова, писателей-декабристов. Сборник «Голоса из России» - проекты об отмене крепостного права. Первая бесцензурная газета «Колокол». В 1865 типография переезжает в Женеву. В начале 60-х годов стали действовать первые нелегальные типографии. В Питере – типография общества «Земля и воля» (пропагандистские издания). В 1871 году «Кружок чайковцев» - труды писателей-демократов (Цюрих-Женева). Особое развитие в 70-х годах. И.Н.Мышкин – типография революционной литературы (женский и мужской наборные цехи), брошюры и листовки на деньги друга-революционера Войнаральского. И.П.Огрызко – типография в Коломне, затем переведена в Питер. Газета «Слово» на польском языке – широкая демократическая программа национального возрождения. Александр II запретил выпуск, Огрызко заперли в Петропавловской крепости. Серно-Соловьевич – книжная лавка и библиотека для чтения на Невском, роль опорные пункты «Земли и воли», издательская революционная деятельность. Поляков – «чайковцы» - книги конфисковывали и сжигали (в основном зарубежная философская литература). Билет № 45. Лубочная литература и Офенский промысел Лубочные издания – недорогие издания в основном для деревенской местности. Подразделялась на духовную (жития) и светскую (сказки). Различные песенники, оракулы, сонники – книги для деревни и городских улиц. «Желтая» книга. Переделывались издания известных авторов и выпускались под другими именами. Комитеты и общества грамотности старались бороться с лубочными изданиями. Но они не понимали интересов того круга читателей и не имели большого спроса. «Общественная польза» - издательство – полное отсутствие читательской ориентации, сложные как учебники книги. В 1885 издательство «Народная библиотека». Постепенно народная книга начинает вытеснять лубочную продукцию. Офени – разносили и развозили книги в самых отдаленные уголки страны. Больше всего во Владимирской губернии. Ранней осенью закупались в Москве или на Нижегородской ярмарке, и возвращались к пасхе. В конце 19 века из-за административных стеснений (разрешение на право торговли, свидетельство о политической благонадежности) офенский промысел стал падать. Кроме того, в крупных селах и уездных городах стали появляться мелкие лавочники и лубочной литературой стали торговать уже они. Билет № 46. Развитие капиталистических отношений в книжном деле России во второй половине 19-начале 20 вв. Создание монополий Начиная с 80-90-х годов усиливается процесс монополизации в книжном деле. Он сопровождался процессом концентрации в производстве (особенно заметно в полиграфии). На долю 6 крупнейших предприятий в 1898 году приходилось более половины всей печатной продукции, производимой в Москве. Виды объединений:
Акционерные компании стали преобладающей организационной формой в книжном деле. Капиталистам в книжной области приходилось очень тяжело, т.к. издательское дело вызывало пристальный интерес цензуры, полиции и администрации. Правительство проводило дискриминационную политику по отношению к книжному делу. Это выражалось в том, что типографии считались некоммерческими предприятиями (неторговыми по терминологии того времени), а относились к т.н. «художественным» заведениям, которые якобы не были связаны с хозяйственной деятельностью. Это было связано с юридической неполноправностью владельцев типографий и других печатных заведений – это лишало их возможности брать банковские кредиты. Они не имели права котировки акций на фондовой бирже. Их векселя принимались очень ограничено. В аналогичном положении находились и издатели и книготорговцы. И только в начале ХХ века Сытину удалось добиться котировки акций своего акционерного общества на фондовой бирже, это сразу позволило повысить и рейтинг компании и привлечь новых акционеров. Билет № 47. Издательская и книготорговая деятельность М.О. Вольфа Маврикий Осипович Вольф Первый русский книжный миллионер. Известно высказывание о нем Лескова, который называл его «Маврикий – единственный царь русской книги». На примере Вольфа видны характерные черты этих новых издателей. Вольф прекрасно изучил технологию книжного дела на Западе (сам он из Варшавы) и именно по-западному стал устанавливать правила своей издательской и книготорговой деятельности. Он напечатал ряд капитальных сочинений как научных так и художественных. Билет № 48. Издательская деятельность А.Ф. Маркса Адольф Федорович Маркс. Он начинал свою работу еще у Вольфа. Маркс стал одним из крупнейших русских издателей. Также прошел школу в немецких фирмах, затем в Петербурге, но интересует он нас тем, что впервые он сделал одним из основных предметов своей издательской политики выпуск журналов. Это был иллюстрированный семейный журнал «Нива». И в издании этого журнала он ориентировался на «русских бюргеров», средний класс, мещанство. Журнал имел широчайшую программу. Основное место отводилось популярным современным авторам, а позднее (после 70-х годов) привлек к журналу Чехова, Лескова, Толстова и других, а потом стал давать бесплатные приложения в виде книг. Эта практика получила название гратификация. Экономически они не были бесплатны для самого Маркса, но для подписчика журнала это был некий психологический шаг, было очень выгодно подписаться на «Ниву» и получить бесплатно собрание сочинений. Т.е. по сути дела подписчик через подписку оплачивал эти произведения, но поскольку тираж был очень велик (крупнейший иллюстрированный журнал, выпускался 47 лет уже и после смерти Маркса). За многие годы подписчики получили весь свод литературы. Маркс уделял большое внимание текстологической подготовке изданий, делались специальные переводы. Кроме этого в качестве приложения давались парижские моды с выкройками, карты железных дорог, в общем – делал все, чтобы привлечь покупателя. Ежегодный тираж «Нивы» достиг 250000 экземпляров – колоссальная для России цифра. Таким образом Маркс подарил русскому читателю полнейшую библиотеку. Собирать библиотеки стали люди, которые до этого не были покупателями книг. Этот первый массовый журнал – «Нива» - можно было найти и в библиотеках ремесленников и в домах августейших особ (всесословный журнал). Книгоиздательство Маркса носило универсальный характер, он выпускал и географические атласы, и научно-популярную и художественную литературу. Но в целом в истории книжного дела он остался именно как издатель зарубежной и русской художественной литературы. |