ответы на билеты 2. Билет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение
Скачать 0.7 Mb.
|
Билет № 10 1. Спрос и предложение. 2. Мораль, ее категории. 3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека? А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо». Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук». Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение. 1. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. Согласно данной модели, в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. В соответствии с этими законами производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем, и в теории она может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если спрос падает, то падает и цена, а выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому потребители всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Таким образом, в реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — минимальная цена, по которой производитель готов продать товар. Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров. 2. Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль. Моралъ (лат. — нравственный, относящийся к характеру, складу души, привычкам) — это форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений сильно отличаются. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация.. Современная мораль являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, истории, человека и его бытия. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной рёгуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь и чувство собственного достоинства. Совестъ — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Честъ — это этическая категория, включающая моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения. Мораль, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов. Единство между ними выражается в следующем: 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения; 3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества; 4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру; 5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества. Однако между нормами права и нормами морали существует много отличий: 1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов; 2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах — общественное мнение; 3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппара-том, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей; 4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. гг.); 5) для правовых норм характерна болыная, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в епециальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают болыпий простор для их толкования, чем правовые; 6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. 3. Приведенные выще утверждения противоречат друг другу. Так, если Аристотель исходил из естественности социального неравенства, оправдывая существование рабства, то Антифонт, напротив, утверждал идею природного равенства всех людей, независимо от их социального статуса. Рабство для Аристотеля — то, без чего вообще не мыслим никакой строй социалыю-экономической и государственной жизни. Антифонт же известен как один из самых непримиримых противников рабства. Очевидно, что его взгляды гораздо ближе к постулатам естественноправовой концепции прав человека, чем позиции Аристотеля. Согласно естественно-правовой теории, права человека — это права, присущие самой его природе, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. Эта теория основана на безоговорочном признании за человеком права на достоинство и права на свободу. Билет № 11 1. Роль государства в экономике. 2. Искусство, его формы, основные направления. 3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, ои не считает себя выше других», — говорил К. Гельайций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности. 1. Современный рынок не регулируется лишь с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого были падение объемов производства и массовая безработица. Этот кризис заставил ученых-экономистов пересмотреть многие по-ложения экономической теории. Ведь только после вмешательства государства в экономику, США и Шведция смогли выйти из кризиса, тем самым, преподнеся пример другим капиталистическим странам, значение государства в экономиеских процессах. Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы регулирования экономики. 1. Правовые методы заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает антимонополъное законодателъство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов. 2. К финансово-экономическим методам относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, что-бы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает Правительство РФ при защите отечеетвенных производителей автомобилей). 3. Эконолшческое програмлшрование заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей. Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное государственное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экондмике не мешатъ, а помогатъ и лишь при необходимости ее ограничиватъ. 2. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художеетвенных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а так-же жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем. Во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемнопространственные формы и т. д. В-третъих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. • Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества. • Утешителыю-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия. • Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира. • Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства. • Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей. • Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства. • Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты. • Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения. • Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства 3. Самопознание — это познантне человеком самого себя; это процесс, который нередко занимает всю жизнь человека, и не всегда он отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятелыюсти. Самопознание проходит ряд этапов: 1) самоузнавание (различение себя от внешнего мира, встречается уже у младенцев); 2) формирование образа «Я» на основе ощущений и восприятия; 3) самосовершенствование (активное создание образа «Я»); 4) самореализация — проявление своего «Я» в деятельности. Средствами формирования собственного образа выступают: • самооценка (эмоциональное отношение к собственному образу); • самоисповедь (внутренний отчет перед собой, с помощью которого можно оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения); • формирование «Я-концепции» (относительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях разнообразных ситуаций, а также через мнения других людей). Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой — является важнейшим внутренним условием их развития. Билет № 12 1. Государственный бюджет. 2. Избирательная кампания в Российской Федерации. |