ответы на билеты 2. Билет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение
Скачать 0.7 Mb.
|
2. Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические. Термин «демократия» (греч.) означает «власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Главными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности. Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы разделяются на тоталитарные, авторитарные и военные. Тоталитарный — это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. • наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидеромдиктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость; • наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, нацио-нал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический (греч. ), т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством; • монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации; • монополия государства на средства вооруженной борьбы; • наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым врагам народа; • подчинение экономики государству, командноадминистративная Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности, регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдума. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением. Авторитарным называется политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Авторитаризм представляет собой переходный режим от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка « перескочить » авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре. Военный — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаками военного режима являются: 1) переход власти в результате военного переворота к хунте; 2) отмена конституции и замена ее актами военных властей; 3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными; 4) ограничение действия политических прав и свобод человека; 5) создание при хунте консультативных органов из технократов. Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции. 3. По смыслу из приведенных высказываний близки друг другу суждения А и Б. В них речь идет о роли образования в формировании личности, подчеркива-ется необходимость прочного и глубокого овладения знаниями. При этом следует отметцть, что образование связано с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Только образование, которое продолжается всю жизнь, формирует динамичную и творческую личность, способную гибко и адекватно реагировать на вызовы времени. В высказывании В речь идет о процессе человеческого познания, итогом которого и является постижение истины, а также о необходимости не только целенаправленного изучения природы и общества, но и самопознания. Безусловно, получение знаний в процессе образования приближает нас к пониманию сущности процессов и явлений (и в этом смысле суж-дения А и Б не противостоят суждению В), но познавательная деятельность человека не ограничивается приобщением к знанию о мире в рамках школы и вуза. Билет № 20 1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. 2. Политическая система. 3. О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо болыне, нежели талант. Если талант — это развитая природная склонность, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преграда-ми, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт. 1. Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы — болыпие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют роды, племена, народности и нации. В основе рода и племени лежат кровнородственные связи. Род — этническая группа, объединяющая людей по действительному или предполагаемому родству, общности имущества и труда. Племя, как правило, объединяло несколько родов. В основе народности лежит уже общность территории. На этих стадиях еще очень слаба общность языка, культуры и ментальности. Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориалыюй, культурной, экономической и социалыюпсихологической общности. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции — к дифференциации и к интеграции. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению националыюго своеобразия, языка, культуры. С одной стороны, эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за надиональное самоопределение и создание самостоятелыюго национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Это: 1) территориальные споры; 2) исторически возникшая напряженность в отношениях между народами; 3) политическая дискриминация, проводимая господствующей нацией в отношении малых наций и народов; 4) попытки местных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; 5) стремление народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности . При решении межнациональных конфликтов международное сообщество исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений, таких как: • отказ от насилия и принуждения; • поиск согласия на основе консенсуса всех участников; • признание прав и свобод человека важнейшей ценностью; • готовность к мирному урегулированию спорных проблем. 2. Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социалыюполитических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны:
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; 3) распределение материальных и духовных ресурсов; 4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса; 5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 6) обеспечение стабильности и безопасности общества; 7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; 8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения. Основаниями классификации политических систем выступают, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этим критериям все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую. К институционалъной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций болыную роль в политической жизни общества играют политические партии и общественнополитические движения. Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения строятея на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, одределяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль в ней играют правовые нормы (конституции, законы, иные нормативноправовые акты). Кулыпурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическая кулътура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основы политической системы в нашей стране определены Констшпуцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недеес-пособными и содержащихся в местах лишения сво-боды по приговору суда), избирается Президент РФ, депутаты Государственной Думы РФ, члены высших законодательных органов власти субъектов РФ, ор-ганы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. 3. Воля — это желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Она выражается в способности активно противодействовать объективным препятствиям, возникающим на пути к достижению целей. Кроме этого, сила воли традиционно понимается как способность личности противостоять также и собственным, стихийно складывающимся импульсивным побуждениям, носящим деструктивный характер. Именно фактом наличия воли объясняется потенциал устойчивости людей по отношению к неблагоприятным внешним обстоятельствам их жизни и личной судьбы. В преодолении себя, своих слабостей и заключается смысл жизни, это то, что делает из человека Личность, помогает ему твердо стоять на ногах в этом мире. Заслуга таких людей состоит в том, что, встретившись с преградами на своем жизненном пути, они не остановились, не перестали стремиться к высокой цели, но преодолели их, стали сильнее и увереннее в себе. Наличие таланта, «развитой природной склонности», еще не является залогом успеха. Талант как драгоценный камень дорог и редок, но чтобы он стал цениться гораздо болыне, его нужно обработать, придать ему форму, а для этого необходимо много трудиться, проявляя волю к успеху. Билет№21 1. Семья и брак. 2. Демократия, ее основные ценности и признаки. 3. Утверждают, что к концу XX в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию. 1. Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.. Семъя как социальный институт удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур: 1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами; 2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери; 3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; 4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов; 5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3— 4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей). Самыми распространенными в современных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Семья выполняет ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — брак. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социалыю и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. 2. Демократия — политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития. Демократия характеризуется следующими признаками: 1) провозглашением народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их; 2) формальноюридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны; 3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства; 4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; 5) правом менынинства на оппозицию при подчи-нении решениям большинства; 6) политическим плюрализмом, под которым по-нимается наличие различных автономных социаль-но-политических партий, движений, групп, находя-щихся в состоянии свободнрй конкуренции; 7) системой разделения властей, при которой раз-личные ветви государственной власти достаточно не-зависимы и уравновешивают друг друга, препятст-вуя установлению диктатуры; 8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятствен-ного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации; 9) выборностью основных органов власти на осно-ве всеобщего, прямого, равного избирательного пра-ва при тайном голосовании; 10) развитой системой органов местного самоуп-равления, наиболее приближенных к народу и компетентных решении местных проблем. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнеети собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Косвенная (представипгелъная) демократия подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конетитуция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения. |