Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозная вера складывается из

  • Мировых религий всего три — христианство, буд дизм и ислам

  • Билет № 4

  • Билет № 5

  • ответы на билеты 2. Билет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеБилет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение
    Анкорответы на билеты 2.doc
    Дата31.01.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на билеты 2.doc
    ТипДокументы
    #1536
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    2. Религия как феномен культуры.

    3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

    1. В философской науке общество характеризуется как динамическая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свои сущность и качественную определенность. При этом система (греч. — целое, составленное из частей, совокупность) определяется как совокупность элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность. Важнейшими элементами общества являются социалъные институтпы — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения. К фундаментальным институтам общества относят семыо, школу, церковь, государство.

    Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре:

    1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг;

    2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

    3) политическая, включающая весь комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти;

    4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

    Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

    2. Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия — это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

    Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

    Но, наболе важная подсистема – экоомическая, т.к. она связана с обеспечением бщества средствами существовния

    Религиозная вера складывается из:

    1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

    2) знания наиболее существенных положений вероучения;

    3) признания и следования нормам нравственности, еодержащимся в религиозных требованиях к человеку;

    4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

    Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе).

    Наиболее распространенной классификацией является деление всех существующих в современном мире религий на три болыпие группы:

    1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

    2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм);

    3) мировые религии.

    Мировых религий всего три — христианство, буддизм и ислам.

    К числу признаков мировых религий относят:

    а) огромное число последователей во всем мире;

    б) они космополитичны, носят меж и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

    в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

    г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд чел., мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд чел.

    О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

    1. Болыпинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

    2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязателыюй.

    3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

    4. Религиозные противоречия, к сожалению, продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям и интересам человека.

    Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно ст. 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Таким образом, свобода совести оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религий.

    3. По официальным данным, ежегодно в нашей стране население сокращается на 700 тыс. чел., а согласно демографическому прогнозу с 2006—2007 гг. убыль населения только в трудоспособном возрасте достигнет 1 млн чел. в год, а начиная с 2015 г. — 1,5 млн. Государство заинтересовано в изменении сложившейся ситуации. Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 г. отметил, что «для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое — снижение смертности. Второе — эффективная миграционная политика. И третье — повышение рождаемости». Таким образом, универсального средства решения сложной демографической ситуации в России нет, необходим комплексный подход.

    Стимулируя рост рождаемости, государство постоянно увеличивает размер ежемесячного пособия на ребенка, вводит новые льготы для молодых матерей. С 1 января 2007 г. женщины, родившие или усыновившие ребенка, который стал как минимум вторым ребенком в семье, получают право на материнский капитал в 250 тыс. руб. Он не будет облагаться налогом, а, напротив, будет расти: его размер предполагается индексировать в зависимости от роста потребительских цен в стране. В отдельных случаях предусмотрено, что право на материнский (семейный) капитал может приобрести отец или усыновитель. Допускается и его переход к самим детям. Начиная с 1 января 2010 г., эти средства могут использоваться по одному из направлений — на приобретение жилья, образование ребенка или формирование накопительной части трудовой пенсии матери. По прогнозам, эти меры должны изменить уже к 2050 г. демографическую ситуацию в стране: баланс между убылью и приростом населения должен восстановиться.

    На рост населения России, безусловно, может оказать серьезное воздействие и расширение иммиграции, хотя, как отмечает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин: «Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения, как это было у нас в середине 1990-х годов».

    Билет № 4

    1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

    2. Потребности и интересы.

    3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.

    1. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

    Люди в своем каждодневном, обыденном взаимодействии постоянно подтверждают сложившиеся правила социальных отношений, которые передаются от старших к младшим, зачастую без объяснений, почему это делается так, а не иначе.

    Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Материалъные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и семейные отношения; духовные — на моральные, политические, правовые, художественные, фйлософские и религиозные.

    Особым видом общественных отношений являются межличностные, под которыми понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин (1889—1968) выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

    а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

    б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

    в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

    г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

    В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официалъные и неофициалъные. Они отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенцой нормативности. Так, официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены.

    Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).

    Кроме того, среди форм межличностных отношений выделяют такие, как знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

    2. Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностпъю в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человечеекой личности, социальной группы, общества в целом.

    В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группьг:

    а) витальные (лат. — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);

    б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

    в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).

    Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.) социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей.

    Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по-требностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

    а) физиологические (в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.)»

    б) экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.).

    Вторичные потребности включают:

    а) социальные (в социальных связях, общении), участии в совместной с другими людьми деятельности);

    б) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном рост и др.);

    в) духовные (в самовыражении).

    Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

    Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятелыюсти, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

    От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости ких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность.

    Интересы различаются по степени общности (индивидуалъные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

    3 Сам факт широкого обсуждения данного вопроса, как и содержание принятого решения очевидно характеризуют демократический политический режим. В современной политической науке под демокрафиейпонимают политикоправовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Все важнейшие политические решения в демократическом государстве принимаются либо непосредственно народом (как в описанном случае), либо его представителями. При этом все граждане пользуются равными правами. Демократия предполагает признание принципа равноправия и свободы всех людей независимо от пола, возраста, социального статуса и материального положения, а также их активное участие в политической жизни страны.

    Термин «демократия» (греч. — народ и — власть) в буквальном переводе означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной (общинной) демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Перикла. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические городагосударства (например, Новгород, Венеция, Генуя и др.). Демократический политический режим утвердился в XX в. в больш.стран Западной Европы. В ст. 1 Конституции РФ наше государство характеризуется как демократическое. Статья 3 (ч. 1) Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос-сийской Федерации является ее многонациональный народ».

    Билет № 5

    1. Основные институты общества.

    2. Познание мира. Виды человеческих знаний.

    3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

    свобода высказывания мнений; • свобода мысли и свобода выбора;

    равенство людей перед законом; • справедливые, хорошие отношения между людьми;

    участие в управлении, в осуществлении власти всего народа;

    отсутствие бюрократизма; • гласность. Свой выбор обоснуйте.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта