Главная страница
Навигация по странице:

  • К фундаментальным институтам общества отно сят семью, школу, производство, церковь и государство.

  • Характерными чертами социальных институтов являются

  • Билет № 6

  • Билет № 7 1. Понятие общественного прогресса. 2. Политический процесс.

  • ответы на билеты 2. Билет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеБилет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение
    Анкорответы на билеты 2.doc
    Дата31.01.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на билеты 2.doc
    ТипДокументы
    #1536
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

    1. Важнейшими элементами общества являются социалъные институты (лат. — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

    К фундаментальным институтам общества относят семью, школу, производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:

    1) в воспроизводстве рода;

    2) в безопасности и социальном порядке;

    3) в средствах существования;

    4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    5) в решении духовных цроблем, поиске смысла жизни.

    Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

    Характерными чертами социальных институтов являются:

    1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятелыюсти удовлетворение определенной значимой для общества потребности;

    2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

    3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

    4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;

    5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятелыюсть данного института и осуществлять контроль за ней.

    Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные.

    Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и должностные лица.

    Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей.

    2. Познание можно определить как процесс деятелыюсти человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

    В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания в узком смысле является познаваемый предмет, в широком — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

    Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией

    Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

    1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;

    2) способа закрепления — понятийные, символические, художественнообразные;

    3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знанйе, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематиче-ское знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное (база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действителыюети).

    Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581_1626): «Знание — сила».

    3. Поскольку под демократией понимают политикоправовой режим, основанный на признаиии народа источником и субъектом власти, очевидно, что из предложенного списка демократию характеризуют: свобода высказывания мнений, свобода мысли и свобода выбора. Эти свободы относятся к фундаментальным правам и свободам человека, без их признания, гарантированности и защиты со стороны государства невозможно существование политического режима, основанного на признании воли народа источником власти и воплощении этой воли в жизнь. Участие в управлении, в осуществлении власпги всего народа — главная черта демократии. Власть народа опирается на конституцию страны и законы. С их помощью разрешаются все конфликты и противоречия, независимо от того, кто предстал перед судом. Таким образом, равенство всехперед законом — неотъемлемое свойство демократического режима. Гласноспгъ, т. е. максимальная открытость в деятельности государственных и общественных организаций, необходима для функционирования власти, основанной на воле народа.

    К числу других существенных проявлений демократии следует отнести:

    1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства;

    2) право меныпинства на оппозицию, при подчинении решениям большинства;

    3) политический плюрализм;

    4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры;

    5) выборность основных органов государственной власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

    6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решениях местных проблем.

    Билет № 6

    1. Многовариантность общественного развития.

    2. Понятие истины, ее критерии.

    3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

    1. Совершенно очевидно, что исторический процесс не только непрерывен и незавершен, но и многовариантен. В общественном развитии взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные факторы, в него вторгается множество случайностей, порожденных интересами, ожиданиями и волей множества людей и их объединений. С одной стороны, исторические события, цепь которых и составляет исторический процесс, уникальны и неповторимы. С другой — в историческом процессе имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов в различных странах и в различные эпохи. Т.о., в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, так называемая историческая альтернатива.

    Исторической алыпернативой является такая историческая ситуация, которая характеризуется борьбой общественных сил за реализацию существенно отличных возможностей общественного развития.

    Однако сам факт признания альтернативного характера развития многих исторических явлений не нарушает закономерности этого развития потому, что при ведущей роли субъективного фактора в складывании и разрешении альтернатив действие данного фактора ограничено объективными условиями. Альтернатива — это выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора. Но возникновение разных возможностей является объективным процессом.

    Условиями реализации исторической альтернативы являются: 1) наличие в действительности (а не в воображении субъектов исторического процесса или его исследователей) существенно различных возможностей (тенденций) последующего развития; 2) существование общественных сил, ведущих борьбу за реализацию этих возможностей.

    Ярким примером альтернативной ситуации, имевшей судьбоносное значение для нашей страны, являются события 1917 г., когда различные общественные силы вели борьбу за реализацию существенно отличных друг от друга вариантов дальнейшего развития.

    2. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.

    В истории философии существуют различные определения понятпия «истпина». Классическим считается определение, согласно которому истина естьсоответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым является следующее определение: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

    В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объекгпивная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Субъекгпивная стпорона истины указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

    Принято выделять истину абсолютную и относительную. Абсолютпной истпиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

    В большинстве случаев мы имеем дело с отпноситпелъной истпиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

    Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (по-вседневную), научную (которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

    Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:

    а) целенаправленность;

    б) предметночувственный характер;

    в) преобразование окружающей действительности.

    Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее оенове формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.

    Помимо практики, существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

    3.Речь идет о законах, которые закрепляют фактическое неравенство граждан, предоставляя отдельным категориям населения преимущества, льготы и привилегии перед другими. Разумеется, что подобные законы не могут считаться правовыми и не соответствуют идеологии правового государства, исходящей из принципов формального равенства, единого масштаба и равной меры свободы для участников общественных отношений, всеобщей справедливости. Правовое государство основывается на принципе верховенства права, «связанности» государства правом. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом, и в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, общей норме. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принципы правового равенства не распространяются.

    Билет № 7

    1. Понятие общественного прогресса.

    2. Политический процесс.

    3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественяой жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций

    1. Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

    Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию «прогресс» противоположно понятие «регресс», для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно сформировалось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой — более высокой. Некоторые социологи считали, что суть прогресса состоит в усложнении социальной структуры, росте социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. с переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

    Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркие свидетельства экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями» урбанизации. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

    Французские просветители видели критерий в развйтии разума, в степени разумности общественного устройства. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил приро-ды человеку, К. Маркс сводил общественное разви-тие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость по-добного критерия оспаривается в современном обще-ствознании. Состояние экономического базиса не определяет характера развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

    Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

    Различают две формы социалыюго прогресса — революция и реформа.

    Революция — это полное, или комплексное, изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

    Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

    2. Слово «политика» (греч. роНШса) означает «госу-дарственные дела», «искусство управления государством».

    Политика существовала не всегда. Причинами ее возникновения стали поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — это важнейшая предпосылка политики.

    Наука предлагает различные определения понятия «политика».

    1. Политика— это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отно-шения между государствами на международной арене.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта