Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие субкультур как одна из черт современной социокультурной ситуации.

  • Билет № 15. 1. Интеграция культуры в рыночные отношения, роль государства в поддержке культурной сферы, социальная защита творческих работников в российском законодательстве.

  • 2. Культурная политика Петра I .

  • Год/Со­бытие При­чины и це­ли Суть и со­дер­жа­ние

  • Раз­ре­шение на про­дажу та­бака

  • Указ брить и ру­бить бо­роды

  • Но­вое ле­то­ис­числе­ние и ка­лен­дарь

  • Указ «О но­шении платья на ма­нер вен­гер­ско­го»

  • Соз­да­ние кунс­тка­меры

  • Билет № 16 Культурная политика в СССР. Цензура в СССР 1930-1953 гг.

  • Государственная политика. Ответы на билеты. Гос политика билеты. Билет 1 Культурная политика как междисциплинарная область исследований


    Скачать 96.06 Kb.
    НазваниеБилет 1 Культурная политика как междисциплинарная область исследований
    АнкорГосударственная политика. Ответы на билеты
    Дата25.02.2022
    Размер96.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГос политика билеты.docx
    ТипДокументы
    #373795
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    § музеи становились идеологическими, научно-просветительными учреждениями (прежде всего);

    § создание источниковой базы науки и организация самостоятельных исследований в области краеведческой работы;

    § изучение истории Октябрьской революции и гражданской войны и создание музеев соответствующего профиля;

    § разработка и внедрение новых подходов в теории музейного строительства и создание музейных экспозиций.

    С ноября 1920 г. после создания при Народном Комиссариате просвещения Главполитпросвета начался жестокий контроль этого органа за работой музейного отдела. Последний после реорганизации Наркомпроса в 1920 г. преобразовался в Главмузей в составе Академического центра.

    С созданием Главмузея завершился процесс формирования государственных структур управления музейным делом в центре. Музейный отдел Главнауки стал единственным органом, курирующим все музеи, подведомственные Наркомпросу. Ряд музеев находился под управлением отраслевых наркоматов и других органов управления. Однако Наркомпрос уже не стремился собрать под свое крыло все музеи, так как для этого не хватало сил и средств.

    1. Развитие субкультур как одна из черт современной социокультурной ситуации.

    Систему норм и ценностей, отличающих группу от основной части общества, называют субкультурой. Субкультура формируется под влиянием факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, интересы. Особенности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

    Теория субкультур – один из способов культурной дифференциации современного общества можно использовать и другие понятия для обозначения явления, контркультура, общественные движения. Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

    Становление и развитие молодежных субкультур можно разбить на три этапа. Первым можно обозначить появление в 1950-е гг. стиляг – эпатажной городской молодежи «стильно» одевалась и танцевала, за что получили презрительное определение «cтиляги». Основной особенностью, неодобряемой обществом и государством, было «преклонение перед Западом».

    Музыкальные пристрастия – джаз, затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в годы привела, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли. Определялся важной составляющей молодежного движения конца 60-х – начала 80-х гг. XX в. – рок-музыкой.

    В период большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы в молодежную среду проникали наркотики. Наиболее глубоким и ярким был период 70-х гг. XX в., именно тогда возникла целая система молодежных субкультур: советская хипповская субкультура, представлявшая целый конгломерат группировок. Каждые два-три года система росла, обновляясь и вбирая в себя новые молодежные течения: панков, металлистов и люберов.

    Началом третьего этапа молодежных движений можно считать 1986 г. существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией.

    Сам термин «субкультура» в переводе с латинского (sub – под и cultura – культура) буквально означает «подкультура», но время разными науками и подходами он трактуется различно. Термином обозначают систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества понятие, характеризующее культуру группы и класса отличается от господствующей культуры и является враждебной культуре трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

    В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры и связанная с ней.
    Основой, объединяющей группу людей в одну субкультуры могут быть:

    • Возрастные группы,

    • Социальные слои,

    • Неформальные объединения по интересам,

    • Этническое и территориальное происхождение,

    • Религиозные верования,

    • Приверженность стилю одежды, музыке.

    В случае создания субкультуры носители становятся субъектами собственной культурной среды:

    • Творцами норм,

    • Действий и ценностей,

    • Объединяющих в единое пространство.

    Культурные значения: субкультуры помогают каждому участнику создать и осмыслить свой неповторимый образ, отличный от людей вне субкультуры и сходный с носителями, что способствует сплочению с другими членами субкультуры. Наиболее склонны к объединению в субкультуры в силу возрастных особенностей представители молодежи. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения города, государства, общества в целом.

    Несмотря на активное представление членами субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не демонстрируют глубокого понимания и в основном объединяются по внешним характеристикам:

    • Одежда,

    • Прически,

    • Музыка,

    • Места общения.

    Рассматривая субкультуру в качестве системы взаимодействия, выделить основные признаки:

    – Каналы коммуникаций,

    – Социальный уровень,

    – Средства коммуникации. знаки и символы,

    – Знаковый уровень.

    Ведущим признаком молодежной субкультуры является наличие общего стиля.

    В структуре стиля можно выделить:

    • Внешний образ,

    • Манеру поведения,

    • Сленг.

    Одно из неповторимых явлений в мировой культуре – субкультуры, возникающие вне зависимости от политики, экономики и воспринимающиеся специфический образ жизни, реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире.

    Билет № 15.

    1. Интеграция культуры в рыночные отношения, роль государства в поддержке культурной сферы, социальная защита творческих работников в российском законодательстве.
    2. Культурная политика Петра I.

    Отказ от традиций и поворот в сторону Европы

    Реформа культуры Петра I — комплекс законов и преобразований, касающихся развития культурной сферы русского общества, проведенный за время правления Петра I в Русском царстве и Российской империи в 1762-1725 годах.

    Год/Со­бытие

    При­чины и це­ли

    Суть и со­дер­жа­ние

    На­чало 1690-х

    Выс­ме­ива­ние цер­ков­ных тра­диций и обы­ча­ев, раз­врат, пь­янс­тво.

    Уч­режден ца­рём Пет­ром I с целью раз­вле­чений, пи­тей­ных уве­селе­ний, кар­на­валь­ных дей­ств, а так­же па­роди­рова­ния об­ря­дов ка­толи­чес­кой и пра­вос­лавной цер­квей

    1697

    Раз­ре­шение на про­дажу та­бака

    Раз­ру­шение рус­ских тра­диций, при­вива­ние ев­ро­пей­ских обы­ча­ев

    Имен­ным ука­зом Пётр I от­ме­нил зап­рет 1634 го­да на ку­рение и про­дажу та­бака

    1698

    Указ брить и ру­бить бо­роды

    Вер­нувшись из Ве­лико­го По­соль­ства Пётр I ре­шил пре­сечь сло­жив­ши­еся тра­диции рус­ско­го об­щес­тва. У са­мого Пет­ра I бо­рода не рос­ла.

    Всем, кро­ме жи­телей де­ревень и ду­ховенс­тва бы­ло при­каза­но сбрить бо­роды. Тех, кто от­ка­зывал­ся — бри­ли на­силь­но.

    1700

    Но­вое ле­то­ис­числе­ние и ка­лен­дарь

    Пре­сече­ние сло­жив­шихся тра­диций рус­ско­го об­щес­тва.

    Пётр I под­пи­сал указ об из­ме­нении ле­то­ис­числе­ния — но­вый год ве­лено име­новать 1700, а праз­дно­вание Но­вого го­да пе­рено­силось с 1 сен­тября, на 1 ян­ва­ря.

    1700

    Указ «О но­шении платья на ма­нер вен­гер­ско­го»

    Пре­сече­ние сло­жив­шихся тра­диций рус­ско­го об­щес­тва.

    При въ­ез­де в го­рода бы­ли пос­тавле­ны спе­ци­аль­ные лю­ди, ко­торые сле­дили, в ка­кой одеж­де при­ходит че­ловек. За не­подо­ба­ющий вид бра­ли пош­ли­ну.

    1702


    Про­паган­да и аги­тация за­пад­но­го об­ра­за жиз­ни, выс­ме­ива­ние рус­ских тра­диций

    Ос­но­ван­ный Пет­ром го­сударс­твен­ный те­атр про­сущес­тво­вал все­го нес­коль­ко лет и рас­пался в 1707 го­ду, пос­ле то­го, как двор пе­ре­ехал в Пе­тер­бург.

    1714

    Соз­да­ние кунс­тка­меры

    Кол­лекци­они­рова­ние уни­каль­ных пред­ме­тов

    Петр I рас­по­рядил­ся пе­ревес­ти свои кол­лекции ди­кови­нок в но­вую сто­лицу и раз­местить их в слу­жеб­ном по­меще­нии Лет­не­го двор­ца на Фон­танке, наз­ванном на ев­ро­пей­ский ма­нер Кунс­тка­мерой – ка­бине­том ред­костей.

    1718

    Ас­сам­блеи

    Ор­га­низа­ция об­щес­твен­ных раз­вле­чений на ев­ро­пей­ский ма­нер.

    В прог­рамму ас­сам­блей вхо­дили еда, на­пит­ки, тан­цы, иг­ры и бе­седы. По­сеще­ние ас­сам­блей бы­ло обя­затель­но не толь­ко для дво­рян, но и для их жён. Муж­чи­нам по­лага­лось иг­рать в кар­ты и ку­рить та­бак.


    Билет № 16

    1. Культурная политика в СССР. Цензура в СССР 1930-1953 гг.

    Культура СССР -- это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917 г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.

    Культуре советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.

    Цензу́ра в СССР — контроль советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью подавления всех источников информации, альтернативных официальным[1], ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными.

    Основными объектами цензуры были так называемая «антисоветская пропаганда».

    Цензура в период 1930—1953

    Этот период в развитии советской цензуры Арлен Блюм называет «эпохой тотального террора»[69], а Геннадий Жирков — временем «тотальной партийной цензуры»[70]. В эти годы окончательно сложилась многоуровневая система цензуры — от самоцензуры до партийного контроля за цензорским аппаратом, цензурному запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них. Целые направления в науке (особенно в гуманитарной сфере) оказались под запретом.

    5 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «освободить центральный аппарат Главлита от работы по предварительному просмотру печатного материала». Для этого был создан институт уполномоченных Главлита при государственных и общественных издательствах, радиовещательных организациях, телеграфных агентствах, почтамтах и таможнях. Число уполномоченных определялось Главлитом, но содержались они за счёт тех организаций, при которых состояли[30]. С 1931 года за пропуск в печать секретных, «антисоветских или искажающих советскую действительность» материалов уполномоченные несли ответственность вплоть до уголовной[72].

    В 1930 году подверглись разгрому и были запрещены как «троцкистские» первые исследования в области теории информации. В начале 1930-х годов были запрещены упоминания о голоде в СССР, о стихийных бедствиях и даже плохой погоде. В этот же период был введён запрет на любую информацию о проявлениях антисемитизма в СССР, а антисемитизм в дореволюционный период представлялся исключительно как провоцируемый царским правительством.

    В это время подверглось разгрому как «немарксистское» такое модное в 1920-е годы направление в педагогике,так и педология.

    6 июля 1931 года была введена одновременно и гласно предварительная и последующая цензура»[5].

    С 1933 года началось усиление военной цензуры. В январе 1933 года СНК СССР принял постановление об усилении охраны военных тайн, которым предусматривалось создание института Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати.

    В 1933—1935 годах после приказа Наркомпроса РСФСР в феврале 1933 года «О порядке комплектования, хранения и изъятия книг из библиотек» изъятия книг несколько сократились[17]. Однако затем чистки библиотек вновь продолжились. Как пишет Арлен Блюм, по отчётным документам за один только июль 1935 года «500 проверенных коммунистов Ленинграда проверили 1078 библиотек и книжных магазинов, изъяли около 20 тысяч книг, которые были сожжены на мусоросжигательной станции»[75].

    С 1 июня 1935 года Приказом НКО № 031 (0131) в армии и на флоте введено новое Положение «Об организации военной цензуры в РККА». Таким образом была восстановлена военная цензура в рамках армии, ранее переданная в состав ВЧК/ОГПУ.

    С 1930 по 1937 годы высшие партийные органы (Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК РКП(б) — ВКП(б)) приняли 19 постановлений, касающихся работы Главлита[80].

    В 1937—1938 годах политика цензуры изменилась: если ранее контролировалось содержание книг на предмет идеологических расхождений с политикой партии, то с этого времени основанием для помещения книги в спецхран стала личность автора. Если автор попадал в списки «врагов народа», его книги немедленно изымались из библиотек. Характер издания не имел при этом никакого значения — изымалась любая литература, включая научно-техническую. Кроме изъятия самих книг, уничтожались ссылки из других изданий и просто упоминания фамилии[17][81].

    После заключения пакта Молотова — Риббентропа из библиотек была изъята антифашистская литература, из репертуаров театров и кинопроката сняты произведения с критикой фашизма.

    2 июня 1941 года начальник Главлита Н. Г. Садчиков направил в отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) проект «Положения о Главном цензоре», в «целях усиления военной цензуры в СССР».

    25 июня 1941 года постановлением СНК СССР населению было предписано сдать имеющиеся на руках радиоприёмники и радиопередатчики на временное хранение в органы Всесоюзного Радиокомитета (фактически — в ближайшее почтовое отделение). Взамен выдавалась расписка, по которой после войны либо возвращали сданное,

    16 декабря 1943 года приказом народного комиссара обороны № 0451 было введено «Положение о военной цензуре в Красной Армии (на военное время)» вместо действовавшего с 22 июля 1935 года. В положении указывалось, что «Органы военной цензуры Красной Армии осуществляют контроль за содержанием всех печатных изданий, радиопередач и фото-кинопродукции, следя за тем, чтобы эти органы пропаганды не являлись средством для разглашения военной тайны».

    15 февраля 1944 года приказом заместителя народного комиссара обороны № 034 были введены «Правила по сохранению военной тайны в печати Красной Армии (на военное время)», в которых указывался детальный перечь запрещённых к разглашению сведений[91].

    Публичное упоминание о существовании цензуры в СССР запрещалось. Распространение информации с нарушением цензурных процедур наказывалось исправительными работами до 3 месяцев или штрафом,

    После Великой Отечественной войны

    Во время Великой Отечественной войны цензура сосредоточилась на сохранении военной тайны, но после окончания военных действий снова развернулась идеологическая чистка.

    Цензура стремилась контролировать не только информацию внутри СССР, но и публикуемую за границей информацию иностранных корреспондентов. 25 февраля 1946 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о цензуре информации из СССР[94].

    К 1947 году в составе Главлита было 7 отделов, из которых один занимался охраной военных и государственных тайн, ещё один контролировал отправляемую из СССР информацию иностранных корреспондентов, а остальные 5 занимались идеологической цензурой внутри СССР[95].

    После войны на экранах кинотеатров некоторое время шли так называемые «трофейные фильмы»; в дальнейшем произведения Голливуда исчезли с экранов, и из всей мировой кинопродукции советский зритель мог знакомиться лишь с французскими комедиями и индийскими мелодрамами[96].

    2. Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства.

    Основным объектом и инструментом культурной политики являются культурные нормы и культурные представления. И образование - также один из инструментов культурной политики.

    Если в качестве базовой гипотезы мы предположим, что человек в своем поведении, принятии решений, социальном действии ориентируется прежде всего на определенные наборы культурных норм, более того - эти нормы являются основой для выстраивания действия, то их передача человеку является самой главной задачей. Точнее - можно повлиять на те нормы, на которые человек ориентируется, принимая решения. Иначе оказать влияние на человека невозможно. Как говорил Иммануил Кант, можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить.

    Образование - один из способов повлиять на эти нормы. Не единственный, но доминирующий - мы хорошо понимаем, что дети приходят в школу из определенной семьи, что у них сформирована национальная, этническая, конфессиональная идентичность, что на них влияют СМИ. Если 300-400 лет назад образование было доминирующим способом формирования идентичности, то теперь оно точно не доминирующее и, может быть, даже не ведущее. Есть и другие механизмы культурной политики. Это необходимо понимать, и не нужно занижать значения образования - оно все равно остается чрезвычайно влиятельным.

    Система подготовки специалистов в области культуры и искусства

    Особенности российской системы образования в сфере культуры и искусства нашли отражение в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, в которой, как отмечает Е.Л. Кудрина, «подчеркивается значимость и целенаправленность отечественного художественного образования и уникальность подготовки специалистов в области культуры и в области искусства» [6, c. 19]. В указанном документе было обозначено его целеполагание: «Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития РФ, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства» [1, c. 1-2]. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы была также охарактеризована ситуация в области образования в сфере культуры и искусства, отмечено, в частности, сложившееся в первое десятилетие XXI в. противоречие между спецификой образовательных учреждений культуры и искусства и их ведомственной принадлежностью, а также по сути непонимание специфики образования в сфере культуры и искусства авторами Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В настоящее время далеко не все проблемы, обозначенные в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, нашли свое решение в административно-правовой сфере (например, «отсутствие вертикали межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой по вопросам музыкального образования» [7, с. 3]), но, тем не менее, в 2011 г. в Закон РФ «Об образовании» были «внесены изменения, направленные на сохранение многоуровневого музыкального образования» [7, с. 2]. Ряд проблемных вопросов в образовательной сфере культуры и искусства был учтен в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ 4 сентября 2014 г. № 1726 [2]. Была также разработана, в дополнение и развитие к указанным выше документам, Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации [7].

    Наконец, в 2016 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [3], в которой также затронуты вопросы детского образования в области искусства. В этом документе отмечается негативная тенденция в ряде регионов РФ, которая заключается в сокращении «количества детских школ искусств, являющихся первым и важнейшим звеном в сложившейся отечественной 3-уровневой системе подготовки кадров для отрасли культуры», а также тенденция «к реорганизации детских школ искусств путем объединения их с общеобразовательными организациями и передачи в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. За последние 10 лет при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы (до 5262 школ к 2015 году) количество обучающихся в детских школах искусств возросло на 234 тыс. человек, превысив значение в 1,5 млн. детей» [3, c. 14].

    В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. обозначены также противоречия между культурной политикой центра и периферии, в результате чего наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах. Надо отметить, что следствием несоответствия запросов рынка труда системе подготовки кадров является не только «перепроизводство» юристов и экономистов. В сфере культуры и искусства это несоответствие потребностей учреждений культуры специальностям и профилям обучения образовательных учреждений в сфере культуры и искусства.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта