Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет № 17 Основные подотрасли культурного комплекса. Поддержка художественного творчества. Культуроохранные технологии. Организация театрального дела

  • Государство и культура: определение, функции, теории.

  • Государственная политика. Ответы на билеты. Гос политика билеты. Билет 1 Культурная политика как междисциплинарная область исследований


    Скачать 96.06 Kb.
    НазваниеБилет 1 Культурная политика как междисциплинарная область исследований
    АнкорГосударственная политика. Ответы на билеты
    Дата25.02.2022
    Размер96.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГос политика билеты.docx
    ТипДокументы
    #373795
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    2. Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства.
    Основным объектом и инструментом культурной политики являются культурные нормы и культурные представления. И образование - также один из инструментов культурной политики.

    Если в качестве базовой гипотезы мы предположим, что человек в своем поведении, принятии решений, социальном действии ориентируется прежде всего на определенные наборы культурных норм, более того - эти нормы являются основой для выстраивания действия, то их передача человеку является самой главной задачей. Точнее - можно повлиять на те нормы, на которые человек ориентируется, принимая решения. Иначе оказать влияние на человека невозможно. Как говорил Иммануил Кант, можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить.

    Образование - один из способов повлиять на эти нормы. Не единственный, но доминирующий - мы хорошо понимаем, что дети приходят в школу из определенной семьи, что у них сформирована национальная, этническая, конфессиональная идентичность, что на них влияют СМИ. Если 300-400 лет назад образование было доминирующим способом формирования идентичности, то теперь оно точно не доминирующее и, может быть, даже не ведущее. Есть и другие механизмы культурной политики. Это необходимо понимать, и не нужно занижать значения образования - оно все равно остается чрезвычайно влиятельным.

    Система подготовки специалистов в области культуры и искусства

    Особенности российской системы образования в сфере культуры и искусства нашли отражение в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, в которой, как отмечает Е.Л. Кудрина, «подчеркивается значимость и целенаправленность отечественного художественного образования и уникальность подготовки специалистов в области культуры и в области искусства» [6, c. 19]. В указанном документе было обозначено его целеполагание: «Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития РФ, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства» [1, c. 1-2]. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы была также охарактеризована ситуация в области образования в сфере культуры и искусства, отмечено, в частности, сложившееся в первое десятилетие XXI в. противоречие между спецификой образовательных учреждений культуры и искусства и их ведомственной принадлежностью, а также по сути непонимание специфики образования в сфере культуры и искусства авторами Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В настоящее время далеко не все проблемы, обозначенные в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, нашли свое решение в административно-правовой сфере (например, «отсутствие вертикали межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой по вопросам музыкального образования» [7, с. 3]), но, тем не менее, в 2011 г. в Закон РФ «Об образовании» были «внесены изменения, направленные на сохранение многоуровневого музыкального образования» [7, с. 2]. Ряд проблемных вопросов в образовательной сфере культуры и искусства был учтен в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ 4 сентября 2014 г. № 1726 [2]. Была также разработана, в дополнение и развитие к указанным выше документам, Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации [7].

    Наконец, в 2016 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [3], в которой также затронуты вопросы детского образования в области искусства. В этом документе отмечается негативная тенденция в ряде регионов РФ, которая заключается в сокращении «количества детских школ искусств, являющихся первым и важнейшим звеном в сложившейся отечественной 3-уровневой системе подготовки кадров для отрасли культуры», а также тенденция «к реорганизации детских школ искусств путем объединения их с общеобразовательными организациями и передачи в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. За последние 10 лет при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы (до 5262 школ к 2015 году) количество обучающихся в детских школах искусств возросло на 234 тыс. человек, превысив значение в 1,5 млн. детей» [3, c. 14].

    В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. обозначены также противоречия между культурной политикой центра и периферии, в результате чего наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах. Надо отметить, что следствием несоответствия запросов рынка труда системе подготовки кадров является не только «перепроизводство» юристов и экономистов. В сфере культуры и искусства это несоответствие потребностей учреждений культуры специальностям и профилям обучения образовательных учреждений в сфере культуры и искусства.

    Билет № 17

    1. Основные подотрасли культурного комплекса. Поддержка художественного творчества. Культуроохранные технологии. Организация театрального дела

    Культурный комплекс имеет в своей структуре две крупные подотрасли: культурное просвещение и искусство. К культурно-просветительным (культурно-досуговым) учреждениям относятся организации культуры (библиотеки, музеи, выставки, учреждения культуры клубного типа, парки культуры и отдыха...) и образовательные организации (детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств, система повышения квалификации ....). Целью всех этих организаций является распространение среди населения различных знаний, умений и навыков и организация содержательного досуга.

    В подотрасль искусство входят театры, кинотеатры, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли, хоры, оркестры, радио и телестудии, другие зрелищные предприятия и учреждения. Их цель - эстетическое и духовное развитие личности.

    Поддержка художественного творчества.

    Сохранение и развитие народного художественного творчества стало в России одним из приоритетов современной государственной политики. На заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» 26 декабря 2006г. подчеркивалось, что основной целью государственной политики в области культуры является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей. Особенно возрастает роль государства в сохранении и развитии традиционного народного искусства. Оно нуждается в целевой программе и финансовой поддержке. Государственная поддержка должна быть направлена на развитие всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, певцов, сказителей, танцоров, исполнителей на народных музыкальных инструментах, развитие музыкальной культуры и сохранение народных промыслов, воспитание в обществе чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории Родины и лучшим ее традициям. Назрела необходимость в разработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых, адекватных современным условиям развития российского общества механизмов сохранения, поддержки и развития традиционных культур, а также создания условий для сохранения нематериального культурного наследия, развития и популяризации традиционной народной культуры. Это государственная концепция по сохранению материального культурного наследия народов России, это создание законодательной базы в сфере сохранения и государственной поддержки нематериальной культуры народов Российской Федерации, нормативно-правовой базы по защите ее культурного наследия, авторских прав носителей народных художественных традиций. Это грантовая поддержка творческих коллективов и проектов на федеральном и региональном уровнях. Это укрепление материальнотехнической базы учреждений культуры, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров. Это особое внимание поддержке народного творчества в сельской местности, аутентичных фольклорных коллективов, хранителей народных эпосов, сказителей. Это широкое освещение в средствах массовой информации состояния и развития национальной культуры, создание на государственных и региональных ГТРК и радиоканалах циклов передач, направленных на популяризацию нематериального культурного наследия народов России. Это создание региональных программ, нормативно-правовой базы для поддержки народных мастеров, хранителей и популяризаторов народных эпосов, сказителей и носителей различных направлений традиционной культуры народов России.
    Культуроохранные технологии

    Культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

    Культуротворческие технологии в скд направлены на создание и обогащение культурных ценностей, творческое развитии детй,подростков и взрослых,детельное участие в организации свободного времени населения.

    Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одаренности и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

    Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий.

    Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.).

    Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

    Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

    Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество и, прежде всего, различные виды социально-политической деятельности.

    Таким образом, культуротворческие технологии в системе социально-культурной деятельности направлены на создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых, деятельное участие в организации свободного времени населения.
    Организация театрального дела.

    При всем разнообразии видов театрального искусства, создание сценического произведения проходит ряд необходимых одинаковых этапов, требующих определенной организационной работы.
    Первый – выбор литературной основы спектакля (на самых ранних, архаичных стадиях – выбор сюжета, повода для создания действа: праздник календарного цикла, подготовка к охоте и т.д.). Это большой подготовительный период, который проходит под руководством художественного руководителя театра. Его главными «действующими лицами» становятся коммерческий директор (продюсер) и главный бухгалтер театра: прежде всего, необходимо определить и утвердить финансовую смету спектакля. Этот, казалось бы, технический аспект театрального производства на деле закладывает основу как художественного решения, так и дальнейшего успеха будущего спектакля. Конечно, далеко не всегда можно выводить прямую зависимость крупного художественного достижения от размера суммы, вложенной в подготовку спектакля. Однако можно с уверенностью говорить о том, что недостаточное финансирование наверняка обеднит художественное решение постановки, а возможно и погубит ее.

    Следующая статья расходов – гонорар режиссера-постановщика. Здесь недостаточное финансирование повышает фактор художественного риска: молодой «недорогой» приглашенный режиссер может быть талантливым, но зачастую недостаток постановочного опыта может привести как к творческой неудаче, так и к непредвиденным дополнительным расходам, необходимость которых обнаружится уже в период репетиций. Те же самые проблемы встают перед руководством театра при определении всей постановочной группы (которое производится уже при участии постановщика спектакля и с учетом всех его пожеланий): сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера, постановщика сценического движения и т.д. Финансовая смета будущего спектакля учитывает не только гонорары постановочной группы, но и сами средства его художественной выразительности: визуальное декоративное оформление, принципы музыкального оформления, световое решение спектакля и т.д.

    В подготовительный этап входит распределение ролей с учетом не только творческих возможностей актеров, но и сметы оплаты их работы. В репертуарном театре распределение ролей производится, как правило, на штатных актеров труппы. В этом случае, казалось бы, не приходится думать о дополнительных гонорарах – актеры участвуют в репетициях нового спектакля «за зарплату».

    Когда утверждена финансовая смета спектакля и составлен график работы над ним, наступает время второго этапа – подготовка к самому действию. Сюда входят два взаимодополняющих аспекта: репетиционный процесс; а также изготовление материальной части (костюмов, реквизита, декораций и т.д.).

    На этом этапе особую важность приобретает координация всего репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать тест, танцы, пластические элементы и пр. – только на этих условиях подготовка спектакля будет развиваться по поступательной, без срывов и остановок. Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т.д.
    Параллельно с репетиционным процессом идет подготовка к последнему важнейшему этапу – организации проката спектакля. Так как без зрителя театр невозможен, необходимо создать оптимальные условия для показа спектакля максимальному числу зрителей. Это – главное условие как для художественного, так и для коммерческого успеха представления.
    Еще до премьеры организуется рекламная кампания спектакля: разрабатываются и печатаются афиши, плакаты, буклеты, программки и т.п. К разработке рекламной кампании и графика проката привлекается заведующий литературной частью театра, организующий публикацию статей и интервью в прессе, на телевидении и в других средствах массовой коммуникации.
    Успешное осуществление работы на всех трех этапах подготовки спектакля суть организации театрального дела. В зависимости от формы спектакля, типа театра, его географического положения, количества сотрудников, степени известности коллектива или отдельных «звезд» варианты прохождения этих этапов чрезвычайно многообразны – как по времени и объему работы, так и по количеству занятых в нем специалистов. Каждый из этих этапов может быть подробен и растянут во времени, а может быть осуществлен в «свернутом» виде.

    1. Государство и культура: определение, функции, теории.


    Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом

    В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

    Определение: соотношение, отражающее социокультурные аспекты функционирования Г. как одного из важнейших институтов современной цивилизации, и явление, раскрывающее регулирующее и предписывающее воздействие Г. как субъекта на различные сферы материальной и духовной К. Г., имеющее свои политические и экономические цели, является внешним институтом по отношению к К. как саморегулирующейся системе. Г. и К. связывают прежде всего социальные аспекты их деятельности, хотя отношения между ними традиционно не носят равноправного характера. К. может лишь опосредованно влиять на Г., в то время как для Г. свойственна активная позиция по отношению к культурным процессам. Особое место в социальной культурологии занимает вопрос об отношениях между Г. и гуманитарными, духовными сторонами культуры. Именно на этой линии развития культурного процесса существуют различной степени остроты коллизии между тенденциями Г. к централизации культурной деятельности и потребностями ее дальнейшей демократизации и свободного развития.

    Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

    ■ финансирование ряда видов культурной деятельности;

    ■ осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры;

    ■ регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.

    Финансирование. Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры

    Производство. Предоставление многих видов культурных благ осуществляется государственными организациями. Соотношение государственных и частных организаций варьируется по областям сферы культуры и отдельным странам. Везде государственный сектор превалирует в музейном, архивном и библиотечном деле. Почти во всех странах существуют государственные театры, клубные учреждения, радио- и телевещательные компании.

    Регулирование.В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:

    ■ материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;

    ■ отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;

    ■ экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта