Государственная политика. Ответы на билеты. Гос политика билеты. Билет 1 Культурная политика как междисциплинарная область исследований
Скачать 96.06 Kb.
|
Билет № 11Сравнительный анализ культурной политики европейский стран и РФ Европейские страны. Европейская политика культуры имеет три основных направления: - поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов; - социальная поддержка работников культурной сферы; - сохранение европейского культурного наследия. Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности. Цели: - сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития - поощрять творчество и участие в культурной жизни - защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры - способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования - предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы. Россия. Основная цель государственной культурной политики — формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. «Целями государственной культурной политики также являются: • укрепление гражданской идентичности; • создание условий для воспитания граждан; • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; • обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам». Основными принципами государственной культурной политики документ называет: • «территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; • открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; • соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; • свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; • делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам» Культурная политика России 90-х ХХ века. На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: - разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, - создание условий для развития национальных культур РФ, - обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, - обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, - создание условий для самореализации талантов, - сохранение памятников истории и культуры, - ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры. Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е гг. были приняты Законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993–1996 гг., на 1997–1999 гг., на 2001–2005 гг.). Однако острейшим вопросом оставалось выполнение государством обширного перечня взятых на себя обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 1990-е гг. произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания — активизация внутренних сил культуры, усиление самоорганизации культурных процессов. Еще в 1992–1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х гг., когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40 % по сравнению с 1994 г., а в 1996 г. — на 43 % по сравнению с 1995 г. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1996 г. средств на культуру выделено 42 % от запланированных, а в 1997 г. — только 40 %. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999 г., по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура была профинансирована на 100 %, а федеральные программы — на 90 %. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83 %, а в 2000 г. — 0,55 % от бюджета. Установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2 %) на федеральном уровне не только не выдерживались, но и уменьшались. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий. |