Билет № 4
Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России. Цели и принципы современной государственной культурной политики
Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны.
Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. В равной степени невозможно утверждение общенациональной идеологии развития без формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.
Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности.
Основные цели государственной культурной политики — формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.
Целями государственной культурной политики также являются:
— укрепление гражданской идентичности;
— создание условий для воспитания граждан;
— сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
— передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
— создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
— обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Принципами государственной культурной политики являются:
— территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
— открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;
— соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;
— свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;
— делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.
Культурная политика РФ в области культурного наследия народов РФ.
Задачи государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации (согласно основам ГКП):
Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития. Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации. Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц. Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов. Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия. Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности. Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе. Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма. Поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.
Билет № 5
Стратегия социокультурного управления региона как предмет политики и практики.
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.
Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:
Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.
Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.
В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.
Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.
Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д.
Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.
Региональная стратегия социокультурного управления:регионы пользуются правом свободы при программировании, планировании культурных процессов, но при этом разделяют с федеральным центром ответственность за построение будущего
Объекты оперативного управления культурой: культуро-производящие и культуро-сохраняющие институты;
Функции региональных органов власти по разработке программ развития культуры:
· организация социально-творческого заказа;
· заключение договоров с конкретными учреждениями на разработку и выполнение культурно-досуговых программ;
· обеспечение этих программ в правовом, финансовом, организационном аспектах.
Ценности государственной культурной политики: анализ нормативно-правовой базы.
В СТАТЬЕ 27 – всеобщей декларации прав человека: каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном процессе и пользоваться его благами. КОНСТИТУЦИЯ РФ – провозглашает право каждого чела на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
СТ. 44 констит. – полностью посвящена вопросам творчества и культуры, каждому гарантируется свобода творчества: литературного, художественного, технического и др. видов, свобода преподавания, интеллектуальная собственность, охраняемая законом. Здесь же фиксируется обязанность каждого гражданина РФ сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры. СТ. 71 констит. – провозглашает, что в ведении РФ находится… установление основ федеральной политики и Ф программы в области… культурного и национального развития РФ…» "Основы законодательства РФ о культуре" гарантирует права на обеспечение и защиту конституционных прав граждан на свободу культурной деятельности; определяет принципы и нормы культ. Деятельности субъектов РФ; определенные принципы государственной политики; определенные экономические механизмы культурной деятельности.
«Целями государственной культурной политики также являются:
-укрепление гражданской идентичности
-создание условий для воспитания граждан
-сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования
-передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения
-создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала
-обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам»
Билет № 6
Функции органов местного самоуправления в стратегии социокультурного управления
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Основные полномочия полномочия органов МСУ прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К сфере скд применимы след.-е :
Образование, работа с детьми и молодежью
Организация досуга, оказание услуг организациями культуры, развитие народных художественных промыслов, массовый отдых жителей
Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия
Благоустройство территории и использование городских лесов
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства)
Документ 1: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021) Статья 40.
Полномочия органов местного самоуправления в области культуры:
К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского поселения;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского поселения услугами организаций культуры;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории городского поселения;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском поселении.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
осуществление полномочий, установленных абзацами вторым, четвертым и пятым части второй настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации;
осуществление полномочий, установленных частью второй настоящей статьи, на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа в области культуры относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального, городского округа;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территориях муниципального, городского округа;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном, городском округе.
К полномочиям органов местного самоуправления внутригородского района в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей внутригородского района услугами организаций культуры.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Вывод: В сфере СКД перед местными органами самоуправления стоит цель - сохранение культурных традиций муниципального образования, наработка новых традиционных форм, развитие и удовлетворение потребностей в культурно-досуговом и художественном творчестве, выполняя все это через решение следующих задач:
создание условий для обеспечения широкого участия жителей города в культурном процессе и доступа всех категорий населения ко всем благам и культурным ценностям;
развитие новых любительских форм художественного творчества;
повышение социальной роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, влияние на формирование общественного сознания и общественной системы ценностей посредством эффективного использования потенциала отрасли.
«Стратегия государственной культурной политики до 2030 года».
Распоряжение от 29 февраля 2016 года №326-р.
PDF
Структура документа:
1. Общие положения
2. Современное состояние и сценарии реализации стратегии
3. Цели, задачи и приоритеты реализации стратегии государственной культурной политики
4. Целевые показатели реализации стратегии государственной культурной политики на долгосрочный период
5. Механизмы реализации стратегии
6. Этапы реализации стратегии
7. Ожидаемые результаты реализации стратегии Подготовлено Минкультуры во исполнение перечня поручений Президента по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета по культуре и искусству 24 декабря 2014 года (Пр-93 от 22 января 2015 года, пункт 1, подпункт «а»), Указа Президента от 24 декабря 2014 года №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Подписанным распоряжением утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года.
Основные цели Стратегии :
формирование ценностно ориентированной модели государственной культурной политики;
выравнивание условий доступности и качества услуг для жителей регионов с учётом нормативного уровня обеспеченности и модернизации инфраструктуры;
создание эффективной и ресурсно обеспеченной системы сохранения объектов культурного наследия;
обеспечение использования исторического и культурного наследия для воспитания и образования граждан России.
Приоритетные направления Стратегии:
усиление и расширение влияния российской культуры за рубежом;
сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской культуры ценностей и норм;
сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры.
Стратегия государственной культурной политики будет реализовываться в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы и других государственных программ, связанных с отдельными областями культуры.
Стратегию предполагается реализовать в два этапа: первый этап – 2016–2020 годы; второй – 2021–2030 годы.
Реализация Стратегии будет способствовать:
увеличению финансирования культуры за счёт всех источников, включая частные инвестиции,
повышению доступности услуг для жителей малых городов и сельских территорий,
включению профессиональных сообществ, союзов и общественных организаций в сфере культуры в реализацию государственной культурной политики. Билет № 7
Основные подотрасли культурного комплекса. Поддержка художественного творчества. Культуроохранные технологии.
Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие
Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная охранно-реставрационная служба по ряду причин не может в одиночку решить всех проблем регенерации культур исторической среды того или иного региона.
Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. В охранно-реставрационной деятельности усилия государственных и негосударственных структур сосредоточены, как правило, на трех приоритетных направлениях -охране, реставрации, использовании культурных ценностей.
Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.
Непосредственно с ними связаны реставрационные технологии по возвращению памятников и культурных сооружений; технологии музеефикациичастных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.)
Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры.
Цели и задачи, приоритетные направления реализации «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года».
Распоряжение от 29 февраля 2016 года №326-р.
Подготовлено Минкультуры во исполнение перечня поручений Президента по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета по культуре и искусству 24 декабря 2014 года (Пр-93 от 22 января 2015 года, пункт 1, подпункт «а»), Указа Президента от 24 декабря 2014 года №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Подписанным распоряжением утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года.
Основные цели Стратегии:
формирование ценностно ориентированной модели государственной культурной политики;
выравнивание условий доступности и качества услуг для жителей регионов с учётом нормативного уровня обеспеченности и модернизации инфраструктуры;
создание эффективной и ресурсно обеспеченной системы сохранения объектов культурного наследия;
обеспечение использования исторического и культурного наследия для воспитания и образования граждан России.
Приоритетные направления Стратегии:
усиление и расширение влияния российской культуры за рубежом;
сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской культуры ценностей и норм;
сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры.
Стратегия государственной культурной политики будет реализовываться в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы и других государственных программ, связанных с отдельными областями культуры.
Стратегию предполагается реализовать в два этапа: первый этап – 2016–2020 годы; второй – 2021–2030 годы.
Реализация Стратегии будет способствовать:
увеличению финансирования культуры за счёт всех источников, включая частные инвестиции,
повышению доступности услуг для жителей малых городов и сельских территорий,
включению профессиональных сообществ, союзов и общественных организаций в сфере культуры в реализацию государственной культурной политики.
Билет № 8
Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства
Под культурной политикой принято понимать «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». Культурная политика задает приоритеты в развитии культурных процессов и практик в контексте того или иного государства, региона, муниципалитета.
Основными направлениями культурной политики являются обеспечение условий по сохранению культурного наследия, процессов по производству и распространению культурных продуктов, поддержка творчества, исследований, подготовки персонала и образования в сфере культуры.
Основными организационными механизмами, через которые происходит реализация культурной политики, являются многочисленные организации культуры, культурные институты, осуществляющие культурную деятельность.
Инструментами культурной политики являются:
• создание и развитие сети культурных учреждений;
• обеспечение условий для осуществления культурной деятельности;
• формирование законодательной и нормативной базы для деятельности учреждений культуры.
Система подготовки кадров в стране зависит от политики государства.
Система профессиональной подготовки специалистов для сферы культуры:
1)Начальное образование:
- детские школы искусств, музыкальные школы, художественные школы
2)Среднее образование – СУЗ – средние учебные заведения:
- Музыкальные колледжи
- Хореографические училища,
- Училища, колледжи культуры,
- Училища изобразительного искусства
- Библиотечные техникумы, колледжи.
3)Высшее профессиональное образование:
- институт (Консерватория)
- академия (Академия им. Гнесина)
- университет (МГУКИ)
Персонал учреждений культуры – это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими.
Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки:
• Психосоматическое здоровье - физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность.
• Профессиональная компетентность – достаточный уровень образования
• Личностно-нравственные качества – добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность.
Помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д.
Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.
Механизмы реализации «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года».
• Государственные и федеральные целевые программы.
• Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, иные координационные и консультативные органы.
• Многоканальная (инновационная) система финансирования
(налоговые льготы, маркированные налоги, поступления от индивидуальных бюджетных назначений, лотерея).
К системе прямых бюджетных поступлений на разных этапах Стратегии и при разных сценарных условиях подключается инновационная система финансирования государственной культурной политики. Благодаря налоговым льготам в сферу культуры обеспечивается поступления от спонсоров и меценатов.
Система маркированных налогов:
• 50% акцизов на табак и алкоголь направлять в сферу культуры
• Оплата налогов 2% НДФЛ физическими лицами (т.е. выбор куда направить наши налоги)
• Использование налогов для финансирования культурной сферы от азартных игр
• Главным источников финансирования культуры может стать гос. лотерея (например, в ЕС на культурные потребности направляется около 28% дохода от лотерей).
Институты развития ГКП (фонды и пр.)
Институтами развития в сфере государственной культурной политики выступают существующие и планируемые к созданию государственные и негосударственные (но поддерживаемые государством) структуры, чья деятельность направлена на:
• развитие культурной (в широком и узко¬м понимании) инфраструктуры,
• привлечение корпоративных и частных инвестиций,
• преодоление инфраструктурных ограничений культурной сферы,
• выравнивание диспропорций регионального развития,
• содействие развитию государственно-частного партнерства.
Среди существующих институтов развития - Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), чья миссия - поддержка отечественного кинематографа (включая продюсеров и прокатчиков национальных фильмов), укрепление структуры производства массовых фильмов.
Деятельность Российского фонда культурного развития (РФКР), предусмотренного Основами государственной культурной политики, должна быть направлена на: обеспечение реализации, проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный, межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач государственной культурной политики.
Создание Российского фонда культурных инвестиций (РФКИ), чья деятельность была бы ориентирована на реализацию (софинансирование) крупных частных или общественно-государственных инфраструктурных и комплексных проектов.
Билет № 9
Нормы международного законодательства о культуре. Работа международных организаций по сохранению и развитию культурного наследия.
Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством. К международным документам по вопросам культуры относятся:
• соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);
• конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к соглашению;
• Гаагская конвенция (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции;
• ККонвенция по охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г.) и др.;
• декларации ЮНЕСКО (учреждение по вопросу образования, науки и культуры при ООН): Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.);
• Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (28.11.1978 г.) и др.;
• рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических раскопок (05.12.1956 г.);
• Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.);
• Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.);
• Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.);
• Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.);
• всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.);
• Конвенция о международном обмене изданиями (03.12.1958 г.);
• Рекомендации о международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);
• документы ИКОМОС (международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест): Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианская хартия» 31.05.1964 г.);
• Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.);
• Хартия по охране исторических садов (21.05.1981г.);
• Дрезденская декларация (18.11.1982 г.);
• Международная хартия по охране исторических городов (01.10.1987 г.);
• Хартия по охране и управлению археологическим наследием (10.10.1990 г.);
• акты Совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе:
• Европейская конвенция по культурному наследию (19.12.1954 г.);
• Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренный вариант 16.01.1992 г.);
• Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности.
Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов.
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Как субъект власти и права государство обязано:
• обеспечивать базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по соблюдению международных и государственных норм в области культуры;
• создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры;
• не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком;
• обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей;
• поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благотворительности в сфере культуры;
• стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры;
• способствовать установлению международных культурных контактов, связей и сотрудничества.
Эти и другие идеи, и положения легли в основу проекта «Декларации прав культуры», разработанной по инициативе Почетного гражданина Санкт-Петербурга академика Д. С. Лихачева.
Культурная политика СССР с 1953 по 1964 г.
После смерти Сталина в культуре вместе с внешними изменениями стали происходить и значительные содержательные перемены. На перемены в жизни общества, прежде всего, откликнулась литература.
Литература эпохи «оттепели»
Символом этого времени стал журнал «Новый мир», в котором была опубликована статья «Об искренности в литературе» В.М. Померанцева, где подвергался критике принцип партийности в литературе. Там же вышли рассказы В.В. Овечкина «Районные будни», в которых автор отошел от приукрашивания действительности. В 1954 г. был опубликован новый роман И. Эренбурга «Оттепель», по названию которого послесталинский период получил свое название. Среди писателей произошел настоящий раскол между «ретроградами» и «новаторами». В 1954 г. А.Т. Твардовский был снят с должности главного редактора журнала «Новый мир», но в 1958 г. вновь занял эту должность. При нем ежемесячный журнал стал настоящим символом эпохи, на страницах которого «шестидесятники» могли делиться своими идеями. По личному разрешению Н. С. Хрущёва в нем была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962), посвященная ГУЛАГу. Вследствие крупных успехов советских ученых в освоении космоса, советские читатели обратились к научной фантастике. Появились романы и повести И.А.Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н.Стругацких.
Кино, поэзия. Н.С.Хрущев и интеллигенция
Это время характеризуется бурным развитием киноискусства, на экранах появляются фильмы и актеры, сделавшие имя советскому кинематографу. Так, в 1958 г. фильм М. Калатозова «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
В 60-е годы в Политехническом музее на сцене Большого зала музея при громадном интересе аудитории выступали блистательные поэты своего времени - Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский.
С 1957 г. стали регулярно проводиться встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, на которых Н.С.Хрущев в своих выступлениях предостерегал писателей и художников от «опасных тем и трудных материалов». В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление, в котором признавались несправедливыми прежние оценки советских композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и др., подвергнутых критике при Сталине. В тоже время Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей за публикацию за границей романа «Доктора Живаго», принесшего ему Нобелевскую премию. Из-за давления советских властей, угрожавших ему высылкой из страны, писатель был вынужден отказаться от нее. В 1962 г. Н.С.Хрущев лично раскритиковал произведения художников-авангардистов, выставленных в Манеже.
С конца 50-х гг. начались новые гонения на Русскую Православную Церковь: резко сокращалось количество приходов, массово закрывались монастыри, тысячи священников лишились всех средств к существованию, у церкви отбиралось имущество и земля. Прошли аресты церковных иерархов. Эти меры предпринимались и в отношении других конфессий.
Противоречивая политика властей привела к появлению «самиздатовской» литературы, в которой публиковались произведения молодых или запрещенных писателей.
Билет № 10
Принципы культурной политики Евросоюза.
КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ ЕС: ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Основные принципы культурной стратегии ЕС состоят в следующем:
1. Продвигать культурное разнообразие и уважать права человека
Государство должно уважать свободу творческого самовыражения и защищать его на законодательном уровне. Это основа плюралистического подхода к построению международных отношений в сфере культуры.
2. Благоприятствовать взаимному уважению и налаживанию межкультурного диалога
Умение слушать друг друга и вести диалог является основой для объединения различных культур. Крайне важным аспектом построения прочных международных партнерских отношений и осмысления роли коммуникации посредством Интернета является понимание местных особенностей.
3. Гарантировать уважение взаимодополняемости культур и приоритетности низшего звена в принятии решений
ЕС стремится не только координировать культурные отношения между странами-участницами, но и сотрудничать с культурными организациями из третьих стран. Таким образом ЕС учитывает культурные особенности каждой страны-партнера.
4. Способствовать комплексному подходу к культуре
Сфера действия культуры не ограничивается только лишь искусством. Она также содействует образованию, развитию туризма и креативных индустрий. Культура способствует борьбе за мир и устойчивому развитию, а данная стратегия указывает способы продвижения этой концепции.
5. Продвигать культуру на основе сотрудничества
ЕС использует разнообразные географические модели и тематические программы развития международных отношений в сфере культуры. Например, программа «Креативная Европа», «Европейский фактор в области демократии и прав человека» и т. д.
Культурная политика СССР с 1965 по 80-е годы ХХ в.
В официальной идеологии незыблемыми остаются руководящая роль партии, социалистический патриотизм и интернационализм, социалистический гуманизм.
Общественное сознание второй половины 60-х годов заряжено потенциалом оттепели. По всей стране прокатилась волна новаторства.
Мышление населения крайне идеологизировано. Главный вопрос – «какая идея?». Люди просто страдают, если книга или зрелище ими не определены. Это бесит, начинаются жалобы. Причем, эту идею нужно подсказать, ждущих подсказки становится все больше.
Поколение молодежи продолжает бунтовать, в моду входят рок и хиппи. Среди них были и очень интеллектуальные ребята, и неучи и бездельники. Для многих быть хиппи, совсем не означало только носить брюки клеш и длинные волосы. В этой среде возрождается интерес к философии, религии, литературе. Хиппи заняли определенную политическую позицию.
Образование. В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более, чем в два раза выросло число студентов высших и средних учебных заведений. Однако в целом в советской системе образования мало что изменилось. Школы от начальной до высшей получали заказ на функционера, а не на творца.
Основные тенденции в литературе и искусстве. В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и кинематографии. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно.
В литературе, кино, театре насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал – партия всегда права.
Подпольная культура стала массовым порядком прорываться за рубеж. Более 3000 живописных полотен советских художников 70-х оказались в картинных галереях и в частных собраниях.
В удушливой атмосфере запретов расцветает авторская песня. Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, заявившие о себе еще в годы «оттепели» надолго, без преувеличения, стали кумирами всего населения страны. Их произведения были наполнены свободой духа, уводили от унылой картины современной жизни.
Большой популярностью пользовались сатирические песни В. Высоцкого.
Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить».
Театр также находился под неустанным вниманием цензуры.
В молодежной музыке джаз сменил рок.
|