Главная страница
Навигация по странице:

  • В ряде стран создавались филантропические, религиозные, националистические и др. женские организации.

  • Особую роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую в рабочем движении.

  • В эти годы ряд женских рабочих организаций Великобритании и Франции примкнул к I Интернационалу.

  • Билет №15 Специфика и характерные черты феномена насилия в семье. Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве.

  • Билет №16 Международные документы и международное сотрудничество по обеспечению прав женщин. Роль семьи в формировании гендерных различий.

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • КОНВЕНЦИИ ООН

  • ДЕКЛАРАЦИИ ООН

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ООН

  • Билеты по гендерным исследованиям. Билет 1 Основные понятия гендерной теории


    Скачать 130.59 Kb.
    НазваниеБилет 1 Основные понятия гендерной теории
    Дата24.01.2019
    Размер130.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по гендерным исследованиям.docx
    ТипДокументы
    #65114
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    В 60-х гг. 19в. в Великобритании в обстановке развернувшейся борьбы вокруг готовившейся избирательной реформы усилилось движение за предоставление избирательных прав женщинам.

    В конце 19 - начале 20 вв. сеть буржуазных женских организаций имелась в большом количестве стран. Зародилось женское движение в Латинской Америке, носившее преимущественно феминистский характер. Первые шаги делало женское движение в Японии, Индии, Индонезии, затем в Турции, Иране.

    В ряде стран создавались филантропические, религиозные, националистические и др. женские организации. В 1910г. был основан Всемирный союз католических женских организаций.

    Особую роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую в рабочем движении.

    Во второй половине 19в. стало формироваться пролетарское направление женского движения, ставящее задачей повышение классового самосознания женщин-работниц, вовлечение их в общественно-политическую жизнь, в революционное движение. Выполнению этой задачи служили основанные на идеях К. Маркса решения I Интернационала об охране труда работниц, раскрывавшие не только глубину эксплуатации женского труда капиталистическими предпринимателями, но и несостоятельность воззрений прудонистов, видевших в женщине лишь хранительницу домашнего очага.

    В эти годы ряд женских рабочих организаций Великобритании и Франции примкнул к I Интернационалу. 

    В конце 19 - начале 20вв. продолжается создание предпосылок для значительного расширения и укрепления пролетарского женского движения. Отдельные аспекты женского движения и женского вопроса рассматривались на конгрессах II Интернационала. В 1893г. Цюрихский конгресс указал, что долг рабочих всех стран энергично выступать за законодательную защиту женского труда. Состоявшееся в 1896г. совещание делегаток Лондонского конгресса II Интернационала высказалось за общие организации пролетариев обоего пола, указав одновременно на необходимость полного размежевания рабочего женского движения с феминизмом. Важными вехами в развитии рабочего женского движения были 1-я (1907, Штутгарт) и 2 я (1910, Копенгаген) Международные конференции женщин-социалисток.

    Во время 1-й мировой войны 1914-18гг. не только буржуазные; но и большинство социал-демократических женских организаций стали на шовинистические позиции. Важную роль в объединении социалисток, оставшихся на интернационалистских позициях, сыграла созванная по инициативе    большевиков Бернская международная женская социалистическая конференция 1915г., хотя конференция и приняла пацифистскую резолюцию, вопреки проекту, предложенному большевиками. В этот же период зарождается международное пацифистское женское движение. В 1915г. в Гааге по инициативе американской общественной деятельницы Джейн Аддамс был основан пацифистский Международный комитет женщин за прочный мир (с 1919г. - Международная лига женщин за мир и свободу). Годы войны были отмечены голодными выступлениями женщин воюющих стран.

    В зарубежном женском движении в обстановке революционного подъёма, связанного с последствиями 1-й мировой войны и влиянием Октябрьской революции в России, проходил процесс дифференциации. Многие буржуазные женские организации стали по мере предоставления женщинам избирательных прав всё более открыто выступать в защиту капиталистического строя. Усилили свою деятельность среди женщин социал-демократические партии.

    Наступление фашизма в Германии и ряде других стран в начале 30-х гг. 20в. сопровождалось существенными изменениями в расстановке сил в международном женском движении. В странах, где к власти пришёл фашизм, прогрессивные женские организации, а также буржуазные организации, ставившие целью эмансипацию женщин, были разгромлены. Вместе с тем фашистская опасность привела к зарождению демократического антифашистского женского движения, которое становилось частью движения единого антифашистского народного фронта.

    Несмотря на все достижения феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что равноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к женщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии - «женское освободительное движение» (Women's liberation).

    Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве.

    Феминистское движение 60-х - начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой - давал повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.

    В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода - это право, а не обязанность женщины.

    В 80-90-е годы «женская революция» вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали превращаться в «смешанные». Суфражистки конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин - членов политических партий. Например, в 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей в штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их представительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981 г. Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании - 7,8%. И эти цифры продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская революция» изменила представление о роли женщины в современном обществе.

    Билет №15

    1. Специфика и характерные черты феномена насилия в семье.

    2. Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве.

    1.
    смотреть конспект

    2.

    Предметом феминистской теологии является категория женского в поле религии, публичной теологии, духовных практик и ритуалов.

    В современном западном феминистском богословии выделяются следующие четыре направления:

    • Ревизионистское направление выступает за устранение сексизма из церковных практик и корректную с точки зрения гендерного равенства интерпретацию священных текстов.

    • Реформистское направление считает нужным включить в церковную службу ритуалы, отражающие женские представления и делают упор на введение женщин в церковную иерархию.

    • Революционное направление выступает за ограничение влияния традиционных религий и выдвигает идею построения «новой женской спиритуальности», основанной на смешении различных обычаев, в наибольшей степени отражающих женский опыт постижения Бога.

    • Реджектионистское направление является наиболее радикальным, поскольку его приверженцы считают, что сексизм настолько глубоко проник в традиционные религии, что для удовлетворения женского духовного развития необходимо создание абсолютно новых альтернативных форм веры и спиритуальных обрядов[2].

    Тема женщины в религии была и продолжает оставаться актуальной в наши дни. Поднимая вопрос о роли женщины в политике, образовании, семье и других областях социальной жизни, мы не можем пройти мимо такой важной сферы, как религия, ибо именно в этой сфере лежат корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, отстаивая права женщины.

    Не секрет, что религиозные парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы. В истории христианской цивилизации есть немало примеров, когда религиозные взгляды общества влияли на его светский облик, а, следовательно, становились определяющим фактором в решении многих вопросов, в том числе и в оценке женщины.

    Какой должна быть женщина? Какие качества должны быть ей присущи? Какое место должна занимать женщина в общественной жизни? Различные религиозные традиции предлагают нам свои ответы на эти вопросы. Немалую формирующую роль в восприятии образа женщины нередко играют представления о божествах (2; 46-49).

    Современное христианство, представленное тремя направлениями (православие, католичество, протестантизм), так же, как и несколько веков назад, расходится в вопросе о роли женщины в жизни Церкви и мира. На первый взгляд, различия во мнениях не слишком заметны. Единая традиция, восходящая ко временам Христа, говорит о женщине как неутомимой помощнице, чуткой слушательнице, верной жене-мироносице. И лишь присмотревшись внимательнее мы можем увидеть различные подходы по отношению к женщине в православии, католицизме, протестантизме.

    Точка зрения большинства православных священнослужителей на данный вопрос подчас консервативна. Женщина принимается церковной традицией как сестра или мать. Состояние между девственностью и материнством оценивается как блуд. Любая попытка возвысить женственность зачастую воспринимается православной традицией сродни возвышению "вавилонской блудницы", а, следовательно, - предвестием царства антихристова.

    Билет №16

    1. Международные документы и международное сотрудничество по обеспечению прав женщин.

    2. Роль семьи в формировании гендерных различий.

    1.

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifВсемирная конференция по правам человека. Венская декларация и программа действий (1993)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifПекинская декларация и Пекинская платформа действий (1995)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifСогласованные выводы Комиссии по положению женщин (ООН) относительно важнейших проблемных областей, определенных в Пекинской платформе действий (1996-1999 гг.)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifРегиональное подготовительное совещание по вопросу о проведении в 2000 году обзора осуществления Пекинской Платформы действий (Женева, 19-21 января 2000 г.)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifДоклад Специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifФакультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1999)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКомплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами (Gender Mainstreaming) - Доклад Группы специалистов Отдела по проблемам Равенства между женщинами и мужчинами Управления по правам человека в Совете Европы (Страсбург, май 1998 г.)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gif"Участие женщин в управлении городами" (сборник информационных материалов Агентства по вопросам городов Организации объединенных наций (Хабитат), 2000 г.)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gif"Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин" (сборник информационных материалов Департамента общественной информации ООН, 2001 г.)

    КОНВЕНЦИИ ООН

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1981)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1951)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1953)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о политических правах женщины (1954)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о гражданстве замужней женщины (1958)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о дискриминации в области труда и занятий (1960)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1964)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifКонвенция о правах ребенка (1989)

    ДЕКЛАРАЦИИ ООН

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifДекларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993)

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifДекларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974)

    РЕКОМЕНДАЦИИ ООН

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifМодельное законодательство о насилии в семье. Рекомендации ООН

    ДОКЛАДЫ НКО

    http://www.owl.ru/win/docum/blueball.gifИнституциональные механизмы улучшения положения женщин в странах Центральной и Восточной Европы. Региональный доклад НПО

    Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется как на основании договоров об общих правах человека, так и в соответствии со специальными соглашениями. Принцип недискриминации по признаку пола закреплен во многих международных правовых документах.

    Конвенция о политических правах женщин 1952 г. устанавливает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на общественной и государственной службе, выполнять общественные и государственные функции наравне с мужчинами.

    Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. не допускает заключение брака без согласия обеих сторон. Устанавливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представителя власти, имеющего право на оформление брака. Государства обязаны принять законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст.

    В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. предусмотрена обязанность государств ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин. Дискриминация в отношении женщин означает любое различие или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе принципа равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод во всех областях жизни.

    Государства обязаны включить в национальное законодательство принцип равноправия мужчин и женщин, запретить всякую дискриминацию в отношении женщин, установить санкции и создать возможность юридической защиты прав женщин на равной основе с мужчинами. Женщины обладают равной с мужчинами правоспособностью и одинаковыми возможностями для ее реализации.

    Женщинам обеспечивается право голосовать на всех выборах и референдумах, занимать государственные посты, участвовать в общественной и политической жизни страны, равные права в области гражданства, образования, права на труд, социального обеспечения, здравоохранения. Государства должны принимать все меры для пресечения торговли женщинами и эксплуатации проституции.

    Контроль за соблюдением норм этих документов возложен на специальный орган – Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции 1979 г. Он состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами, компетентностью и выступающих в личном качестве. Эксперты избираются государствами – участниками Конвенции с учетом принципов справедливого географического распределения, представительства различных форм цивилизации и основных правовых систем. Комитет рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб.

    Достижению гендерного равенства содействует концепция гендерного подхода, выраженная в Пекинской декларации и Платформе действий 1995 г. Реализация этой концепции возложена на Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), ОБСЕ и Отдел ООН по улучшению положения женщин. По просьбе СБ ООН Генеральный секретарь ООН представил в 2005 г. Общесистемный план действий для осуществления резолюции СБ ООН № 1325 2000 г. "Женщины, мир и безопасность".

    В 1974 г. ГА ООН приняла Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах. Эта Декларация провозгласила:

    • 1. Нападение на гражданское население и бомбардировка его, причиняющие неисчислимые страдания, особенно женщинам и детям, которые составляют наиболее уязвимую часть населения, запрещаются и осуждаются.

    • 2. Все формы репрессий и жестокого, бесчеловечного обращения с женщинами и детьми, включая заключение в тюрьмы, пытки, расстрелы, массовые аресты, коллективные наказания, разрушение жилищ и насильственное изгнание с мест жительства, совершаемые воюющими в ходе военных операций или на оккупированных территориях, считаются преступными.

    Женщины и дети, оказавшиеся в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, не должны лишаться крова, пищи, медицинской помощи и других неотъемлемых прав.

    2.

    Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В связи с этим назрела необходимость педагогизации родителей. Под педагогизацией понимают целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, схем, способов деятельности и поведения, оценок, помогающих им эффективно решать свои педагогические задачи в семье: выстраивать бесконфликтные, доверительные отношения с близкими, предотвращать появление отчужденности в отношениях с детьми, успешно реализовывать социальные роли сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, сознательно готовить своих детей к выполнению этих социальных ролей.

    Оценивая семью как фактор гендерной социализации ребенка, отмечают следующие предпосылки необходимости педагогизации родителей: 1) хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие детей; 2) семья влияет на ребенка через систему отношений – родителей между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребенком; 3) успешность влияния семьи во многом зависит от степени его согласованности с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности-феминности; 4) семья служит своего рода преломляющим фильтром на пути вхождения ребенка в гендерную культуру.

    В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.

    Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка

    - "социализация через манипуляции",

    - "вербальная апелляция",

    - "канализация",

    - "демонстрация деятельности".

    Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, родители могут постоянно вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки.

    Вербальная апелляция — это усиление действия первого способа. Родители подчеркивают прекрасные физические данные ребенка, его внешность, красоту, силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и может не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, отца, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно, а для мальчика приоритетным направлением развития становится занятие спортом, боевыми искусствами.

    «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной гендерной роли в семье, например, девочкам на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкторы, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на домашнюю сферу. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу".

    "Демонстрация деятельности" означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа».

    Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

    По своей сути, в настоящее время для родителей, жестко влияющих на гендерную социализацию своего малыша, на формирование его гендерной роли в семье, ребенок — материал для конструирования некоего вымышленного ими образа, из которого они лепят все, что им захочется, не учитывая реальных потребностей, способностей, возможностей и желаний самого ребенка. Но ведь для того, чтобы ребенок вырос человеком, способным бороться со всеми тяготами жизни, самостоятельным, решительным, сильным, ответственным, имеющим собственное мнение, процесс социализации в семье должен предусматривать его активность, освоение гендерной роли через его собственный анализ отношений между членами семьи. Таким образом, важнейшим условием правильного протекания процесса полоролевой идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных половых ролей. Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Необходимо также осуществлять воспитание детей не как бесполых существ, а как сыновей и дочерей, мужчин и женщин с учетом всех половых и индивидуальных особенностей личности. Так как достигнуть этих условий в жизни удается не всегда (вряд ли все семьи будут полными), то следует учитывать возможные отклонения в становлении гендерной идентичности ребенка и по возможности предупреждать их.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта