Главная страница

Билеты по гендерным исследованиям. Билет 1 Основные понятия гендерной теории


Скачать 130.59 Kb.
НазваниеБилет 1 Основные понятия гендерной теории
Дата24.01.2019
Размер130.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты по гендерным исследованиям.docx
ТипДокументы
#65114
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Билет №1

  1. Основные понятия гендерной теории.

  2. Женское движение как субъект продвижения гендерного равенства

1.

Гендер ( род, представление) – указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в соц. пространстве.

Пол – термин, который обозначает те анатомо-биолог. особенности, на основе которых люди определяются как мужчина и женщина.

Гендерная идентичность – осознание индивидом своей гендерной роли: является ли он мужчиной или женщиной.

Гендерная дифференциация - наделение биологических различий между мужчинами и женщинами социальным значением в целях социальной классификации.

Гендерное равенство - идеологию, что человек будь то мужчина или женщина имеет одинаковые социальные права и возможности.

Ге́ндерное неравенство — характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы, в данном случае — мужчины и женщины, обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе.

Половой диморфизм - подразделение людей на лиц женского и мужского пола (мужчин и женщин).

2.

Женское движение - это совокупность многих женских организаций с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения интересов различных социальных слоев женщин, а также корректировки государственной политики для достижения гендерного равенства в различных сферах общественной жизни.

Характерные черты: активные формы; отстаивание прав и интересов женщин; поддержка, формирование и развитие института женского лидерства.

Функции женского движения: просветительство; идейное объединение женщин; политическая социализация; осуществление правовой и соц защиты.
Билет №2

  1. Биологическое и социальное в понятиях «пол» и «гендер».

  2. Гендерные роли и гендерные конфликты.

1.

Биологический пол — термин, который обозначает те анатомо-биолог. особенности , на основе которых люди определяются как мужчина и женщина.

Гендер — то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.

2.

Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин.

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и в соответствующих культурных нормах. На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль производна от особенностей конкретной личности.

Гендерный конфликт - взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Мужчины и женщины по-разному прочитывают послания друг друга, и тогда ошибки восприятия и реагирования приводят к конфликтности взаимоотношений. Рассказ о невзгодах, неприятностях для женщин является, прежде всего, попыткой получить сочувствие: они и не ожидают конкретных действий на свои жалобы. Мужчины же чувствуют себя обязанными среагировать "делом" на высказанные проблемы. Обмен мелкими деталями информации для женщины - средство и свидетельство достижения близости, мужчина не любит вдаваться в незначительные детали. Хотя, конечно, индивидуальные различия здесь более важны. Кроме осознания проблем, имеющих личную значимость для участников, могут иметь значение и объективные социальные причины столкновения - из-за распределения домашних обязанностей и лидерства в семье, по поводу конкуренции на высокооплачиваемые и престижные рабочие места, участия во властных структурах и т. п. В конечном итоге, конфликтные противоречия возникают не между мужчинами и женщинами как таковыми, а между традиционными и новыми ролями представителей разного пола. Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах.
Билет №3

  1. Основные направления рассмотрения понятия «гендер».

  2. Телевидение как инструмент гендерных технологий.

1.

Гендер — это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола.. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях:

гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и моделей поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической;

гендер как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола;

гендер как политика равных прав мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов ее реализации.

Например, Ольга Воронина выделяет три направления понимание гендера:

гендер как социальная конструкция через механизмы социализации, разделения труда, гендерных ролей, масс-медиа, стереотипизирования;

гендер как сеть, структура или процесс, то есть понимание гендера как стратификационной категории вместе с другими стратификационными категориями;

гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях.

2.

Стремительно возрастающий объем массовой информации стал отличительной особенностью современного общества. Информационный взрыв в значительной мере определяет психологический тип современного человека. Одной из самых актуальных проблем в изучении коммуникации, являются проблемы оценки и измерения психологических аспектов телевизионного воздействия на человека. Телевидение уделяет значительную часть экранного времени показу насилия. Корреляционные и экспериментальные исследования, описанные Д. Майерсом, сходятся во мнении о том, что просмотр сцен насилия по телевидению создает почву для усиления агрессивного поведения, снижает восприимчивость зрителей к агрессии и искажает их представления о реальности.

Не агрессивные наклонности делают людейлюбителями «крутых» фильмов, а напротив, боевики способныспровоцировать человека на совершение насилия. Если же человек от природы предрасположен к насилию, то эффект, оказываемый сценами насилия, особенно силен, когда привлекательный положительный герой совершает справедливый, реалистичный, но не травмирующий чувства зрителя акт насилия и остается безнаказанным.

Помимо агрессивного поведения, телевидение также преподает уроки позитивного поведения. Телевизионные про социальные модели имеют даже большее влияние, чем антисоциальные модели. Люди, смотрящие позитивные, неагрессивные передачи более готовы к сотрудничеству, склонны к помощи и способны более точно определять свои чувства.

В восприятии телеизображения участвуют, так или иначе, все органы чувств человека и особенно зрительный. Телевидение создает искусственную  среду общения,  которую все склонны воспринимать как реальный мир. Телевидение, которое объединяет зрительный образ и устную речь, более приближено к межличностному общению, чем печать.

Телевидение является не только средством социализации личности, но и способом формирования гендерных стереотипов и ролей у мужчин и женщин. При этом формируются как позитивные, так и негативные гендерные роли, а также отношение к ним. Гендерные стереотипы являются очень устойчивыми и с годами меняются очень незначительно. Гендерные стереотипы, представленные в средствах массовой информации, в том числе и на телевидении, воздействуют на оценки, мнения, поведение людей. С помощью телевидения происходит «навязывание» людям определенных гендерных ролей.
Билет №4

  1. Понятие и концепции феминизма.

  2. Гендерные конфликты: диагностика, коррекция, профилактика.

1.

Феминизмом (от лат. «femina» — женщина) в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов (или теорию, философию, идеологию), центральной идеей которых является гражданское равноправие женщин и мужчин; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма.

Под «женским движением» понимается многообразие форм организованной деятельности, направленной на реализацию идеи равноправия женщин и мужчин, на защиту социальных интересов женщин.

Современный феминизм отличается разнообразием форм и традиций. К его важнейшим направлениям относят: либеральный  феминизм,  радикальный  (а в его рамках — культурный) феминизм, марксистский и социалистический феминизм, «черный» феминизм, психоаналитический феминизм, постмодернистский феминизм (постфеминизм). Менее известны такие его версии, как анархо-феминизм, гуманистический феминизм, консервативный феминизм. В числе новейших феминистских потоков называют эко- и киберфеминизмы.
Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX вв. Основное ее содержание сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. С середины XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. Третья волна феминизма начала зарождаться в 1980-е - 1990-е годы и сущность которой в равной з/п за равный труд, отпуска по беременности и родам, право деторождения, проблемы насилия, секс насилие, секс преследования.

Направления:
Радикальный феминизм - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Ключевым понятием является патриархат; с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др. В фокусе исследований радикальных феминисток такие социальные институты и практики как брак, материнство, аборты, контрацептивные практики, насилие в отношении женщин, гетеросексуальность как единственно возможное проявление сексуальности.
Радикальные феминистки указывают на необходимость создания организации независимых женских (исключительно) движений, указывая, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и активно участвуют в воспроизводстве данного механизма подавления и контроля.
Либеральный феминизм. Либеральный феминизм основывается на либерально-демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии; его целью является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике социального взаимодействия. Либеральный феминизм исторически связан с движением и идеологией суфражизма, целью которого являлось достижение абсолютного юридического и политического равенства женщин с мужчинами. Поэтому в рамках данного направления феминизма основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин считаются реформы законодательства, отменяющие и предотвращающие дискриминационные практики в отношении женщин.
Основными методами либерального феминизма являются разработка законов и лоббирование интересов женщин как дискриминируемой и маргинализуемой социальной группы, создание коалиций, групп поддержки, работа с конкретными проблемами (создание кризисных центров, центров поддержки, приютов, и т. д.).
Социалистический феминизм — направление феминизма, направленное как на публичные, так и на частные стороны жизни женщин, и утверждающее, что неравенство может быть преодолено только путём принятия мер против культурных и экономических источников угнетения женщин. Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.
Социалистические феминистки отвергают основные претензии радикального феминизма, согласно которым патриархат является единственным или основным источником угнетения женщин.

2.

Билет №5

  1. Феминизм второй волны: философия, идеология, социальные движения.

  2. Сущность и специфика гендерных конфликтов.

1.

Вторая волна феминизма началась в 60-х годах. Активисты обратили внимание на неравенство в социальной сфере. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Феминистки начали обсуждать репродуктивные права женщин, право на аборт и доступную контрацепцию, а также проблемы насилия.

Во время второй волны появляются первые научные исследования и работы, посвященные критике патриархата и проблемам женщин. Критикуются патриархальная культура, политика, экономика, патриархальный уклад в семейных и сексуальных отношениях. Неожиданно стало понятно, что социальная политика связана с приватной жизнью. Лозунг второй волны феминизма: «Личное – значит, политическое».

Появляется радикальный феминизм. Идеология радикального феминизма: корень проблем — это «трансисторические» патриархат и патриархальные гендерные отношения и жесткая патриархальная система власти.

2.

Гендерный конфликт – столкновение интересов или целей в области восприятия гендерных ценностей, ролей и гендерных отношений.

Гендерные конфликты могут быть:

– внутриличностными;

– межличностными;

– межгрупповыми.

Общество проецирует и ожидает от мужчин и женщин особого поведения, наделяет их специфическими и отличающимися друг от друга характеристиками. Если индивидуальные типы характера не совпадают с общественными ожиданиями, у личности, испытывающей негативные чувства и эмоции по этому поводу, может возникнуть гендерный внутриличностный конфликт. В случае персонифицирования стандартных ожиданий и их проекции от конкретного человека может развиться межличностный конфликт. Например, стандартные ожидания трудового коллектива от руководителя-женщины или руководителямужчины. Коллектив приписывает руководителю черты, присущие, на их взгляд, его полу. Отсутствие этих черт вызывает негативную реакцию, и иногда конфликт выражается в открытой форме.

Межгрупповой характер носят гендерные конфликты, разворачивающиеся в борьбе общественных движений и организаций за права женщин. Женское движение, начавшее свою историю с конца XVIII в. , нацелено на удовлетворение интересов различных социальных слоев женщин, добивается корректировки в политике государств в сторону создания гендерного равенства в обществе.

Специфика гендерного конфликта выражается:

– в биологической направленности (дифференциация полов, различные природные функции и биологическая система в целом);

– психологической составляющей (различия в информационных моделях психики мужчины и женщины и индивидуальные различия всех людей вообще);

– социальной направленности (объективные социальные функции и положение в обществе мужчин и женщин вызывают столкновения).

Во второй половине XX в . произошли значительные изменения гендерных ценностей и ожиданий. Мужская монополия в общественной жизни постепенно трансформировалась. Движения женщин, модели занятости (например, Постфордистская модель) запустили многие социальные процессы, благодаря которым сейчас женщины занимают властные посты, служат в армии, участвуют в ранее недоступных спортивных соревнованиях и многих других закрытых до этого сферах общественной жизни.

Статус и роли мужчин и женщин постоянно видоизменяются, порождая столкновение интересов, гендерную дискриминацию. Во многих социальных институтах (школа, семья) гендерное неравенство продолжается долгое время. Многие из них не выражены остро, но не разрешаются никогда, так как глубинные противоречия сосредоточены в стереотипах, которые меняются очень медленно.

Билет №6

  1. Теории маскулинности.

  2. Мужчина в современном обществе.

1.

Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику мужской группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность — это то, что вкупе с анатомией создает мужскую гендерную роль.

Современной наукой сформулированы четыре парадигмы изучения маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и пост-модернистская. Первые две рассматривают маскулинность как данность природы, вторые же считают ее продуктом культуры и навязанными человеку в ходе общественных отношений представлениями и образами.

Биологическая парадигма маскулинности заключается в биолого-эволюционном подходе к изучению. Согласно этому подходу маскулинность трактуется как совокупность природных качеств, отличающих мужчин (самцов) от женщин (самок).

Психоаналитическая парадигма маскулинности полагает, что свойства мужского характера и поведенческие особенности не заданы биологически, а формируются в процессе индивидуального развития и в результате взаимодействия ребенка с родителями. Начиная эмоциональную жизнь, каждый ребенок идентифицирует себя с матерью. Однако если девочки идентифицируются с матерью навсегда, получая удовольствие и испытывая необходимость в таких отношениях, мальчики, узнав, что отличаются от своих матерей, испытывают необходимость сформировать свою мужскую идентичность и чувство самости как чего-то автономного от матери. Это достигается путем эмоционального отчуждения от женщин, утверждения своего мужского превосходства, персонификацией которого является культ фаллоса.

Социально-психологическая парадигма в маскулинности видит продукт истории и культуры, а «мужские свойства» считает производными от существующей в том или ином обществе системы гендерных ролей, которые усваивает ребенок в процессе социализации. К этой парадигме разные науки (психология, социология и антропология) приходили каждая своим путем. Результатом исследований,  длящихся с конца 19 века и по конец 20 века стало мнение, что мальчик становится тем, кем становится, не столько в результате прямого воспитания со стороны взрослых, сколько в результате взаимодействия с себе подобными в рамках мальчиковых групп, где неизбежно множество индивидуальных и межгрупповых вариаций. Таким образом, в рамках рассматриваемой парадигмы маскулинность трактуется не как единое и стабильное целое, а как изменчивая множественность.

Важным аспектом постмодернистской парадигмы является комплексное изучение феномена «третьего пола» и гомосексуальности. «Нормализация» гомосексуальности облегчает жизнь не только представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, но и гетеросексуальным мужчинам, чьи особенности телосложения или поведения не соответствуют жесткому и заведомо нереалистичному канону маскулинности, предлагаемой гегемонной (нормативной) теорией маскулинности.

Сама гегемонная маскулинность — это не свойство конкретного мужчины, а нормативный канон, на который мальчики и мужчины ориентируются, даже если их собственные свойства ему не соответствуют. Однако, хотя и успешная симуляция черт, необходимых для соответствия канону маскулинности, может поспособствовать социальному успеху, это же может создать повышенные риски, в том числе для здоровья мужчины.

2.

В ходе исследования Species, проведенного Лондонской Discovery Networks, были опрошены более 12 000 молодых мужчин (25-39 лет) из 15 стран Европы, Ближнего Востока и в Африки (EMEA). Исследование показало, что сложность и неоднозначность мужской роли в современном обществе привели к новому этапу эволюции мужского идеала, оставив «метросексуалов» и «альфа-самцов» в прошлом.

Установлено: сегодня мужчины устроены сложнее, чем когда-либо

«Кубики» брюшного пресса, толстый бумажник или доброе сердце – в XXI веке не существует единого мнения, что такое настоящая мужественность, и у каждого мужчины есть свой образ, отвечающий запросам современного общества. На работе, дома и в жизни в целом мужчины должны лавировать между современностью и традициями, создавая свой собственный стиль жизни и определяя свою роль в современном обществе равноправия.

Нельзя сказать, что происшедшие перемены повергли мужчин в кризис. Но, стремясь быть успешным во всех сферах жизни, мужчина испытывает все большее давление со всех сторон. Из-за экономических перемен найти и сохранить работу стало труднее. Социальные перемены предписывают мужчинам и обеспечивать семью финансово, и выполнять домашние обязанности. Культурные перемены приводят к тому, что мужчинам приходится прикладывать больше усилий, чтобы стиль их жизни соответствовал тем картинкам успеха, которые они видят в СМИ.

Молодые мужчины не торопятся проходить традиционные вехи взросления – зачастую к реализации главных этапов жизни (покупке дома, рождению ребенка), свидетельствующих о зрелости, мужчины приступают к сорока годам. Средний возраст вступления в брак у мужчин увеличился до 30 лет. В результате они стали дольше получать образование и позднее начинать полноценную трудовую деятельность. Проведя день в зале заседаний, они нередко отправляются ночевать в родительский дом на свою двухъярусную кровать. Так или иначе, современные мужчины стали дольше находиться в материальной зависимости от родителей, чем предшествующие поколения, они не спешат «остепениться» и обзавестись семьей.

Равноправие мужчин и женщин делает их взаимоотношения как никогда сложными – женщины подают мужчинам противоречивые сигналы. Они хотят немного старомодного патриархата соединенного с феминизмом наших дней, и молодым мужчинам приходится искать баланс между традиционной и современной моделями отношений. Несомненно, сегодня существует большее равенство в отношениях мужчин и женщин, а также становятся более частыми и попытки идти на компромисс. Для многих мужчин это означает и новое качество физической близости. Для других же равенство в спальне стало причиной закомплексованности, поскольку современные женщины не боятся просить большего, жаловаться и даже критиковать.

Молодые люди не спешат заводить детей, но вовсе не потому, что они этого не желают – помимо финансового обеспечения семьи, молодые мужчины хотят более активно участвовать в жизни своих детей, чем это делали их собственные отцы. Эмоциональная близость с детьми очень важна для них. Как показало исследование, мужчины считают, что могут воспитывать ребенка не хуже, чем женщины, и они переживают из-за того, что социум не дает им возможность играть более значимую роль в жизни ребенка. 
Молодые мужчины тратят все больше времени и денег на свой внешний вид. Однако забота об имидже может стать поводом не только для гордости, но и для беспокойства – молодые мужчины больше заботятся о своей внешности, понимая, что забота об имидже помогает им приобрести определенный статус в обществе.

Эти ключевые установки, определенные исследованием Discovery Networks Europe, позволили выделить четыре основных типа мужчин:

  1. «Обремененные обязательствами» (в среднем 26%) – классические семьянины с консервативными взглядами на гендерные и социальные роли; самый большой процент мужчин этого типа — в Румынии (72%).

  2. «Современные и на шаг впереди» (в среднем 34%) – мужчины, имеющие современный взгляд на распределение гендерных ролей и балансирующие между множеством взятых обязательств; наибольшая доля мужчин этого типа – в Швеции (57%) и Франции (42%).

  3. «Эгоцентрики» (в среднем 26%) – молодые мужчины, для которых важнее они сами, чем отношения с другими людьми, не ориентированные на семейную жизнь; наибольший процент мужчин этого типа – в Германии (48%) и Нидерландах (43%).

  4. «Ноль обязательств» (в среднем 14%) – молодые мужчины, живущие сегодняшним днем и избегающие серьезных обязательств и ответственности.

Российские мужчины оказались эталоном европейской маскулинности

«В целом, Discovery «Species» подтверждает мысль, что современный мужчина, как и его предки, обладает достаточными адаптивными способностями, чтобы справиться с социальными вызовами эпохи. И уж тем более нет никакой угрозы мужчинам со стороны женщин. Однако ему необходимо считаться с новыми социальными реалиями и не равняться на один-единственный, причем заведомо упрощенный и идеализированный образец гегемонной маскулинности», — говорит Игорь Кон.

Билет №7

  1. Особенности гендерной социализации: условия, факторы, агенты и механизмы.

  2. Женское движение как субъект продвижения гендерного равенства.

1.

Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола.

Гендерная социализация включает две взаимосвязанные составляющие:

Усвоение индивидом приемлемых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов.

Влияние общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, которые являются социально принятыми для женщин и мужчин в данном социокультурном пространстве.

Выделяют две фазы гендерной социализации:

Адаптивную — внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям. Интериоризационную — помощью образцов идентификации, усвоенных в детстве. И мальчики, и девочки первоначально отождествляют себя со своими матерями. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжают отождествлять себя с матерями. В возрасте 4—6 лет мальчики оказываются вынужденными сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям.

8. Теория андрогинности С.Бем. Этот американский исследователь предположила, что усвоение гендерной идентичности происходит успешно не только в том случае, если приобретается идентичность, соответствующая «своему» (биологическому) полу, но и когда в результате социализации индивиды, как женщины, так и мужчины, приобретают смешанные, андрогинные черты (успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств). В 1974 г. она предложила тест измерения максимального психологического благополучия, исходя из соответствия личности маскулинному, феминному или андрогинному типу.

2.

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.1

В результате осуществления социальной диагностики и постановки диагноза выявляется комплекс причин, который необходимо лечить. Для этого нужна социальная терапия. Это система профессионального воздействия на состоянии, поведение, психику индивида или групп с целью их оздоровления и устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании.3

Семейная терапия, как один из видов, направлен на оказание необходимой помощи в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению.

Построение генограммы является рекомендуемым методом работы с семьей, где постоянно происходит насилие.1

Она хороша тем, что это графическая запись информации о семье. Она начинается с простой беседы, где выясняет первые вспышки насилия и в течение проведения метода выясняется состав семьи, чаще три поколения, эмоциональная атмосфера, влияние рождения ребенка на физические и психологические особенности, образование, профессия и здоровья. Это помогает установить в схемах взаимоотношения в семье и как они общаются между собой.2

Одним из методов, который эффективно помогает, - это арт-терапия.3 Она используется в социальной работе, бизнесе, педагогике.

Метод психодрамы – это первый метод социально – психологической2 работы. Для нее характерна групповая работа.3Участники должны спонтанно выразить свои чувства. Она тесно связана с тревожностью: с ее повышение уровень тревоги падает. Участники «театра спонтанности» разыгрывают сценки,4 взятые из собственного жизненного опыта.

Другие два метода связаны между собой – это социальная реабилитация и социальная коррекция. Каждый из них помогает восстановить свое здоровье, социальный статус и помочь вести активную жизнь.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.6 Дело в том, что многие люди замыкаются в себе, после того как пострадали от насилия, и им совершенно не интересна жизнь. Они просто опускают руки и ничего не делают. А реабилитация, используя многие тренинги, помогает поднять свою самооценку, восстановить доверие к другим людям и рассмотреть проблему насилия более подробно.1

Наиболее эффективный метод считается песочная терапия. Она эффективно применяется как с детьми, так и с взрослыми. Основными материалами являются песок, вода, миниатюрные фигурки. Все делается на специальном подносе и в конце занятия клиент рассказывает о своем творении, специалист фиксирует абсолютно все: первая композиция, особенности поведения, действия.

Согласно П. Левину человек, который пережил насилие, начинает действовать на автомате, как будто играет в игру, он постоянно рискует, не замечает комментарий других и нет эмоций.3 Это отклонение от нормального поведения и такое отключение может грозить негативными последствиями: замкнутость, недоверие, попытка самоубийства, причинение вреда окружающим, вплоть до убийства.4

Для этого нужна социальная коррекция. Это комплекс мер воздействия на социальный объект с целью ослабления или устранения негативных отклонений в его функционировании посредством изменения его поведения, оценочных установок, настроения и т. д.1

Основной фактор успешного преодоления последствий насилия служит воля человека, без нее ни один метод не будет эффективным.

Существуют специальные социальные службы. Они включает в себя организации и учреждения, осуществляющие социальную поддержку пострадавших от семейного насилия, независимо от форм собственности. К специализированным учреждениям социального обслуживания относятся:

  • консультативно-профилактические центры (кризисные центры);

  • центры социальной помощи семье и детям;

  • социальные приюты для детей и подростков;

  • социальные гостиницы для пострадавших от насилия (убежища);

  • центры социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (отделения дневного пребывания);

  • социально-реабилитационные центры для детей и иных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • предприятия и учреждения милосердия (хосписы).2

Таким образом, в социальной работе существуют формы и метода, помогающие людям, пережившим насилие. Многие из них используют терапевтические способы, которые не раз доказывали свою эффективность. Кроме этого существуют специализированные учреждения, в которых осуществляется эта деятельность.

Билет №9

  1. Факторы конструирования гендерной идентичности.

  2. Насилие в отношении женщин.

1.

Гендерная идентичность – осознание себя с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе, идентифицирование себя с этой группой в связи с культурными определениями мужественности и женственности, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [3]. Гендерная идентичность связана с представлениями людей о своем социокультурном поле – чувствуют ли они себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. Самоидентификация – это не просто индивидуальное установление половой идентичности, это – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в системе гендерных отношений. Для того чтобы подчеркнуть момент определенной свободы выбора человеком собственной модели гендерного поведения, в некоторых работах используется понятие «множественной идентичности».

Как считал Дж.Г. Мид [4], при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Являясь одним из видов социальной идентичности, гендерная идентичность не дается индивиду автоматически при рождении, хотя основывается на врожденных половых различиях людей их заданной биологической программе, и вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности гендерной идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. По словам Джоан Скотт, «осознание гендерной принадлежности – конструирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами…» [5].

Гендерная идентичность формируется в ходе социализации, конструируется социально относительно принятой в обществе гендерной схемы, которая в свою очередь социальноконструируема. Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных механизмов определения гендерных ролей. В широком смысле понятие роли означает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции в обществе и отвечающий принятым в данном обществе нормам, предписаниям и ожиданиям. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали, как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Гендерная социализация – практика причисления к определённому полу и гендеру, и, как её следствие, принятие гендерной идентичности (я – мальчик, я – девочка), категоризация по гендеру – происходит с ранних лет и не зависит от внутреннего выбора. Каждый шаг ребенка подталкивают к тому, чтобы смотреть на мир через призму его пола, и об этой призме говорят, как о половой схеме. Принятие детьми определённой гендерной идентичности «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг (отслеживание и контроль) своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной идентичности. Никто не рассказывает детям прямо об этой схеме. Повседневная жизнь незаметно преподает детям урок половой схемы.

Гендерный контекст идентичности раскрывается через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта полоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Мнения, суждения и оценки окружающих людей относительно выраженности у субъекта полоспецифичных характеристик, особенностей его поведения, как соответствующего или не соответствующего эталонам «мужское» и «женское» стимулируют рефлексию личности в направлении сравнения себя с эталонными моделями «настоящей» маскулинности и фемининности. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей гендерной группы может либо удовлетворять, либо не удовлетворять личность, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении).

2.

Насилие над женщинами — это индивидуальные или коллективные насильственные действия, совершаемые преимущественно или исключительно в отношении женщин. Как и преступления на почве ненависти, такое насилие направлено на конкретную группу и его основным мотивом является гендерная принадлежность жертвы.

По определению ООН, насилие в отношении женщин — это «любой акт насилия, совершённый на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни»[1].

В докладе ЮНИСЕФ «Женщины в переходный период» предлагается следующая классификация насилия над женщинами в соответствии с возрастными стадиями их жизни[17].

Жизненный период

Вид насилия

Младенчество

Убийство новорожденных девочек; моральное и сексуальное надругательство, физическое насилие; неравный доступ к питанию и медицинскому обслуживанию

Детство

Ранние браки; женское обрезание; сексуальные посягательства и психологические издевательства со стороны родственников и незнакомых людей; неравный доступ к питанию и медицинскому обслуживанию; детская проституция и порнография

Подростковый возраст

Насилие во время свиданий и при ухаживании; принуждение к сексуальным контактам путём экономического давления; инцест; сексуальные домогательства на рабочем месте; изнасилование; изнасилование жены мужем; принудительная проституция и порнография; торговля женщинами; принудительная беременность

Репродуктивный возраст

Насилие со стороны партнёров; изнасилование жены мужем; жестокое обращение и убийство из-за приданого; убийство партнёром; психологические издевательства; сексуальные домогательства на рабочем месте; сексуальные посягательства; изнасилование; принудительная проституция и порнография; торговля женщинами; злоупотребления в отношении женщин-инвалидов

Пожилой возраст

Сексуальные посягательства; психологические издевательства и физическое насилие

Наиболее высокому риску насилия женщины подвергаются со стороны людей, с которыми их связывают близкие отношения, прежде всего со стороны интимных партнёров. Удельный вес домашнего насилия в насилии над женщинами в целом можно оценить по следующему примеру: от 40 до 70 % убийств женщин совершаются их мужьями или партнёрами[18]. Домашнее насилие может принимать форму не только физического, но также психологического и вербального насилия[19]. Женщины, пострадавшие от насилия со стороны интимного партнёра, часто не заявляют о насилии в полицию, поэтому многие эксперты считают, что реальный масштаб проблемы плохо поддаётся оценке[20].

Насилие в близких отношениях возникает также в отношениях между женщинами, в частности между матерями и дочерьми, в лесбийских отношениях, между соседками по комнате или квартире[24].
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта