Билеты по гендерным исследованиям. Билет 1 Основные понятия гендерной теории
![]()
|
Гендерные роли - связанные с женщинами и мужчинами установки, способы поведения, деятельность и ответственность, которые определены в соответствии с социально-культурными традициями и акцептированы в обществе. Гендерные роли отражают представления о том, какое поведение в конкретном обществе считается подходящим для девочек и женщин, мальчиков и мужчин. Гендерные роли постоянно меняются.Гендерные стереотипы - действующие в какой-то период времени упрощенные и слишком обобщенные, глубоко укоренившиеся предрассудки и установки в отношении различий, характеров, качеств, ролей, должностей, поведения, внешнего вида и т.д. у женщин и мужчин. Гендерные стереотипы сформировались в исторически – культурном контексте, они изменились и изменяются. Гендерные стереотипы влияют на выбор профессий и предпочтения мальчиков и девочек, а через это – на их дальнейшее социально-экономическое положение и статус в обществе.2.В современном обществе масс-медиа выступают одним из основных источников информации об окружающем мире, о моделях, нормах и правилах поведения. В связи с этим особенно актуальным становится анализ массовой коммуникации в качестве института гендерной социализации. При этом необходимо учитывать сложную структуру коммуникативного процесса, в котором аудитория не является лишь пассивным объектом воздействия СМИ, но выступает активным соучастником функционирования масс-медиа.Женщина представлена преимущественно в двух ракурсах – как сексуальный объект и как домохозяйка. При изображении женщин подчеркивается их привлекательность, красота, молодость. Их ролевой набор весьма ограничен и включает традиционные социальные роли матери, жены и «хранительницы домашнего очага», а также популярную в современном обществе роль модели.Мужчина в телерекламе выполняет большее количество социальных ролей, среди которых также преобладают традиционные - мужчина представлен как добытчик, защитник, лидер и имеет более высокий социальный статус. Особый акцент делается на таких чертах как деловитость, сила, власть.В представлениях студентов о «настоящих женщинах» и «настоящих мужчинах» превалируют патриархальные стереотипы, однако наблюдается тенденция к их нивелировке. Об этом свидетельствует несогласие большинства респондентов с такими утверждениями, как «политика – не женское дело», «учитель – не мужская профессия», а также признание большинством принципа равноправия мужчины и женщине в распределении семейных и профессиональных обязанностей.Несмотря на тотальный характер функционирования массовой коммуникации, в сознании молодежи заметна трансформация гендерных представлений, намечается тенденция перехода от патриархальных стереотипов, основанных на принципе иерархии полов, к эгалитарным, связанным с отсутствием гендерной асимметрии, что свидетельствует о неоднозначной роли масс-медиа в процессе гендерной социализации.Билет №12
1. Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки, защиты. Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Отношения между членами семьи включают в себя четыре аспекта. 1. Психофизиологический – отношения биологического родства и половые отношения. 2. Психологический – открытость, доверие, забота друг о друге, взаимная моральная и эмоциональная поддержка. 3. Социальный – распределение ролей, материальная зависимость, статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение. 4. Культурный – внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры, внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании. Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений. 1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. 2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций. Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. 1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д. 2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами. 3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание. 4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности. Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка. Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. 1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других. 2. Механизм полоролевой идентификации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения. 3. Механизм социальной оценки желаемого поведения. Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения. 4. Конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения. 5. Негативизм. Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные. Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать. 2. Маскулинность» можно определить как комплекс характеристик, черт, свойств и особенностей той или иной группы людей, объединенных по признаку пола, служащий для получения мужской гендерной роли. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Современной наукой сформулированы четыре парадигмы изучения маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и пост-модернистская. Биологическая парадигма маскулинности заключается в биолого-эволюционном подходе к изучению. Согласно этому подходу маскулинность трактуется как совокупность природных качеств, отличающих мужчин (самцов) от женщин (самок). Исторически это древнейшая трактовка. Психоаналитическая парадигма маскулинности полагает, что свойства мужского характера и поведенческие особенности не заданы биологически, а формируются в процессе индивидуального развития и в результате взаимодействия ребенка с родителями. Начиная эмоциональную жизнь, каждый ребенок идентифицирует себя с матерью. Однако если девочки идентифицируются с матерью навсегда, получая удовольствие и испытывая необходимость в таких отношениях, мальчики, узнав, что отличаются от своих матерей, испытывают необходимость сформировать свою мужскую идентичность и чувство самости как чего-то автономного от матери. Нуждаясь в позиционной идентификации с разными аспектами обобщенной мужской роли, мальчики усваивают те компоненты маскулинности своего отца, которые могли бы быть направлены против них (страх кастрации). Специфические мужские страхи и коммуникативные тревоги, появляющиеся в процессе становления личности мальчика, а также степень и способы их преодоления формируют характер и психосексуальные свойства взрослого мужчины. Социально-психологическая парадигма в маскулинности видит продукт истории и культуры, а «мужские свойства» считает производными от существующей в том или ином обществе системы гендерных ролей, которые усваивает ребенок в процессе социализации. Результатом исследований, длящихся с конца 19 века и по конец 20 века стало мнение, что мальчик становится тем, кем становится, не столько в результате прямого воспитания со стороны взрослых, сколько в результате взаимодействия с себе подобными в рамках мальчиковых групп, где неизбежно множество индивидуальных и межгрупповых вариаций. Таким образом, в рамках рассматриваемой парадигмы маскулинность трактуется не как единое и стабильное целое, а как изменчивая множественность. Пост-модернистская парадигма маскулинности, получившей широкое распространение в последнюю четверть века, тесно связано с общими тенденциями не только гендерных исследований, но и всего современного человековедения. В свете этого подхода гендерные свойства не являются чем-то самодовлеющим — они органически переплетаются с половыми, расовыми, классовыми и национальными отношениями. Билет №13
1. Массмедиа, являясь ведущим агентом социализации, вносят существенный вклад в конструирование гендера. Представляя собой социальный институт, СМИ формируют гендерные установки женщин и мужчин и предписывают им определенные гендерные роли. Именно в масс-медийных практиках социальные отношения полов репрезентируются наиболее ярко. СМИ отражают, и конструируют гендерные модели поведения своей аудитории, демонстрируя желательные и нежелательные паттерны. СМИ, формируя общественное мнение, создают искаженные образы современной женщины и современного мужчины; реальные образы заменяют шаблонными стереотипами, имеющими мало общего с современной действительностью. 2. Гендерная политика — определение международными органами и государствами, политическими партиями основных гендерных приоритетов и фундаментальных ценностей, принципов и направлений деятельности, соответствующих методов и способов их воплощения, направленных на утверждение равных прав, свобод, создание условий, возможностей и шансов, гарантий обеспечения равного социально-политического статуса мужчин и женщин, на развитие гендерной демократии и формирования гендерной культуры в обществе. Гендерная политика не самодостаточна. Она требует сочетания с социальной и другими видами политики. Но гендерная политика может претендовать на свое оригинальное бытие, поскольку в ней есть интерес субъектов — мужчины и женщины, направленный на ее реализацию. Прогрессивное развитие общества возможно не вне гендерных проблем, а вместе с ними. Государственная гендерная политика — это деятельность (или бездеятельность в случае умышленного внедрения такой политики) государственных институтов, направленная на осуществление (непосредственно или косвенно) и обеспечения равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин, утверждение гендерной демократии и формирования гендерной культуры в обществе . Составляющими государственной гендерной политики являются: политика в отношении женщин, обеспечивающая им равный социальный статус с мужчинами путем гарантирования возможностей для их равноправного развития как социально-демографической группы; политика в отношении мужчин, формирование у них гендерного сознания, культуры гендерного поведения, ориентации на паритетность отношений с женщиной; государственно-правовое регулирование гендерных отношений; содействие развитию гендерной демократии и гендерной культуры в обществе. Билет №14
1. См. конспект 2. Впервые идеи феминизма были изложены Олимпией де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фон Гиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792). Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ. В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759-97) в книге «Защита прав женщины» (1792), в которой уже были намечены основные линии будущего феминистского движении. Революции 1848-49гг. в Европе дали новый толчок развитию женского движения, в том числе движения за политическое и гражданское равноправие. В 1848г. во Франции возник ряд женских клубов, боровшихся за политическое равноправие женщин, зародились первые самостоятельные организации работниц; в Германии и Австрии появилось множество женских союзов, выступавших за политические права женщин. В США в июле 1848г. состоялся первый в истории съезд в защиту прав женщин; впоследствии такие съезды стали созываться почти ежегодно. Во второй половине 19 в. в странах Европы и в США возникают женские организации (например, Всеобщий немецкий женский союз, в 1865г.), ставящие целью развитие женского образования и освобождение женского труда от всяких ограничений. |