Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 19. Задание 1

  • Задание 2

  • Задание 2.

  • Билет 21 Задание 1

  • Задание 3

  • Билет 24 Задание 1

  • Билет 25 Задание 1

  • Билеты по русскому языку и литературе Шоманова Г.К. Билет 1 Задание Прочитайте выразительностихотворениеА. С. Пушкина Монастырь на Казбеке


    Скачать 99.6 Kb.
    НазваниеБилет 1 Задание Прочитайте выразительностихотворениеА. С. Пушкина Монастырь на Казбеке
    Дата10.06.2022
    Размер99.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по русскому языку и литературе Шоманова Г.К.docx
    ТипДокументы
    #582913
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Билет 18
    Задание 1. Прочитайте выразительно стихотворение «Родина» В.В. Набокова
    Бессмертное счастие наше

    Россией зовётся в веках.

    Мы края не видели краше,

    А были во многих краях.
    Но где бы стезя ни бежала,

    Нам русская снилась земля.

    Изгнание, где твоё жало,

    Чужбина, где силы твоя?
    Мы знаем молитвы такие,

    Что сердцу легко по ночам;

    И гордые музы России

    Незримо сопутствуют нам.
    Спасибо дремучему шуму

    Лесов на равнинах родных,

    За ими внушённую думу,

    За каждую песню о них.
    Наш дом на чужбине случайной,

    Где мирен изгнанника сон,

    Как ветром, как море, как тайной,

    Россией всегда окружён. (1927 г)
    Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:
    1) Объясни какова мысль стихотворения?

    2) Почему автор повторяет слово «Родина» несколько раз?

    3) Можно ли сказать, что автор так и не обрёл своей Родины за границей?

    4) Подумай и ответь, что он этим хочет подчеркнуть?
    Задание 3. Перепишите предложения из стихотворения В. Набокова, расставляя недостающие знаки препинания, объясняя их постановку.

    1. Но где бы стезя ни бежала // нам русская снилась земля. 2. Мы знаем молитвы такие//что сердцу легко по ночам. 3. Наш дом на чужбине случайной // где мирен изгнанника сон // как ветром как море как тайной // Россией всегда окружён.
    Билет 19.

    Задание 1. Прочитайте текст, разделите по микротемам на части.
    Оноре де Бальзак — французский писатель, выдающийся прозаик XIX века. Дебютным в литературе считается произведение “Кромвель” (1820). Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года “Шагреневая кожа”. В 1831 году Бальзак задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее “Человеческой комедией”. В эпопею,состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения. Произведения Бальзак отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.

    Написанная Оноре де Бальзаком в январе 1830 г. повесть “Гобсек” входит в цикл сочинений “Человеческая комедия”. Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто. Основная тема произведения— страсть к обогащению. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, писатель изучает человеческие страсти: любовь к богатству, власти, тщеславие; с другой, — в повести исследуется образ старого ростовщика. Автор показывает, что под личиной умудренного жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и разрушительная страсть — тяга к золоту, накоплению, непрерывному обогащению.


    Задание 2. Составьте 2 тонких и 2 толстых вопроса.
    Задание 3. Запишите числительные прописью: 1831, 11, 19, 27, 2022

    Билет 20
    Задание 1. Прочитайте, перескажите сохраняя точность текста
    Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
    У ароматных сладких дынь свой ряд. Они товар нежный. Их не ссыпают навалом, их раскладывают в ряд на циновках. Есть дыни круглые, четко оформившиеся, с мягкими, обтекаемыми гранями – их зовут здесь кубышками. Но больше всего они похожи на какой-то внутренний орган неведомого чудовища – почку или сердце. Мясо у них оранжево-желтое или насыщенно-зеленое, как шартрез. А есть еще дыни длинные, конические, как мины или межпланетные снаряды (так в то время их рисовали в журнале «Вокруг света»). Есть дыни золотистые, как осень, как листопад, как закат в спокойной воде пруда. Есть дыни, похожие на головы огромных тропических гадов, они в пятнах, потеках, пересветах, в хищных змеиных узорах. От дынь исходит еле уловимый аромат, и каждый, кто проходит по этим рядам, дышит им. И продавцы в этом ряду тоже иные, и покупатели тут не те, что табунятся вокруг арбузных пятитонок. Продавцы в этом ряду старые, солидные люди, узбеки или казахи – аксакалы с истовыми бородами, с бурыми иконописными лицами, в черно-белых тканых тюбетейках. Они не волнуются, не бегают, не кричат, они только поют: «А вот ароматные сладкие дыни». Подходи, смотри, плати деньги и уноси. Пробовать дыни дают не всякому. Это целый ритуал. Сначала ее секут напополам, потом снимают тончайший прозрачный срез, и к лицу покупателя на острие длинного и тонкого, как жало, ножа возносится прозрачный розовый лепесток, бери в рот и оценивай. И покупатель здесь свой. Около арбузов мальчишки, тетки, сезонники, шоферы, любители выпить. Арбуз, если нет ножа, просто колют о колено, а надколов, разрывают руками. Едят тут же, чавкая, истекая сладостью, урча, уходя в корку с носом, с глазами, чуть не до волос. Повсюду на земле валяются горбушки и шкурки. Дыню под мышкой уносят домой. И когда там ее положат на белое фаянсовое блюдо и поставят среди стола, то стол тоже сразу вспыхнет и станет праздничным. Такая она нежно-цветистая, такая она светящаяся, изнизанная загаром и золотом, в общем, очень похожая на дорогую майоликовую вазу.
    Задание 2. Выпишите из текста прилагательные (эпитеты). Сделайте морфологический разбор выделенных прилагательных.
    Задание 3. Разберите, чем осложнено данное предложение, расставьте знаки препинания:
    Есть дыни золотистые как осень как листопад как закат в спокойной воде пруда.

    Билет 21
    Задание 1. Прочитайте и перескажите текст.

    Николаевич Толстой – великий русский прозаик, драматург, критик и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ямная Поляна, Тульской области в аристократической дворянской семье. Здесь прошли его детские годы. Он рано лишился родителей. В возрасте 13 лет переехал в Казань, к одной из сестер своего отца, где прожил шесть лет.

    В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет, сначала на восточный, а затем на юридический факультет.

    Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Шесть лет работал он над своей автобиографической трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность» (1851-1856).

    В творчестве Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. В 1851 году он поступил на военную службу, был сначала юнкером, затем получил младший офицерский чин. События Кавказской войны Толстой описал в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1863) и несколько десятилетий спустя – в повести «Хаджи - Мурат» (1896-1904).

    Семь лет напряженного труда Толстой посвятил созданию романа – эпопеи «Война и мир» (1863-1869). Писатель не преувеличивал, когда писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться». Это были исторические труды русских и французских ученых, воспоминания современников, участников Отечественной войны, биографии исторических лиц, документы той эпохи. Толстой беседовал с ветеранами, встречался с вернувшимися в 1856 году из Сибири декабристами, ездил на Бородинское поле. По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе. В этом романе нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба.

    В 1859 году Толстой решил заняться педагогикой и открыл в окрестностях Ясной Поляны более 20 школ для крестьянских детей. В начале 70-х годов он составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них в наше время с увлечением читают дети.

    С годами интерес к творчеству к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет.
    Задание 2. Составьте вопросный план к тексту
    Задание 3. Составьте кластер о жизни и творчестве Л. Н. Толстого на основе текста.

    Билет 22

    Задание 1. Прочитайте текст

    Бородинское сражение.

    В течение июня 1812 г. французская армия под руководством императора Наполеона вторгается в Россию. Русские войска постоянно отступают в сторону Москвы и избегают генерального сражения.

    За несколько дней до Бородинского сражения русская армия располагается слева у деревни Бородино в 125 км от Москвы. По словам Толстого: «Бородинское поле оказывается не самым удачным местом для сражения и выбирается русскими случайно». Готовясь к предстоящему сражению, русская армия располагает слева фланг в деревне Шевардино, справа фланг – около села Новое, а центр – в деревне Бородино. За два дня до Бородинского сражения, 24 августа 1812 г., допоздна происходит бой у Шевардинского редута. В этом бою русские теряют 6 тысяч человек. Потеряв Шевардинский редут, русская армия вынуждена сменить позицию.

    Толстой об этом говорит так: «Левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24-го числа, был отнесен назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место».

    В первый день сражения французы быстро занимают село Бородино и допоздна атакуют мост между селами Горки и Бородино. Позже русские отбивают этот мост и сжигают его.

    Л. Толстой описывает: «Батарея Раевского без остановки ведет стрельбу по французам. Однако к 10 часам утра французы все чаще обстреливают курган Раевского, здесь появляются раненые. Русские не теряют оптимизма и продолжают бить по противнику. Главное действие Бородинского сражения происходит на участке между Бородино и флешами Багратиона у деревни Семеновское».

    На поле попеременно берут верх то русские, то французы, то снова пехота, то снова кавалерия.

    Наполеон не может видеть того, что происходит на Бородинском поле. Ему трудно хорошо руководить войском издалека, так как новости к нему поступают с задержкой. Французские войска действуют спонтанно, следуя приказам офицеров на местах, которые лучше владеют ситуацией, а не следуя приказам генералов и Наполеона, которые порой неуместны.

    В ходе сражения французы отступают влево и занимают Багратионовские флеши (укрепления), то есть получают преимущество в бою. Но эта новость не радует Наполеона. Его беспокоит, что за 8 часов боев французы так и не победили, а значит – почти проиграли. В свою очередь Кутузов очень беспокоится, узнав о том, что французы оттеснили вправо артиллерию.

    В Бородинском сражении французская армия получает "смертельную рану" и обрекает себя на неизбежную гибель.

    Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции.

    Бородино - величайшая битва в истории. В которой решалась судьба России, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении проявился патриотический дух русской армии и простого народа. Бородино- великое поражение Наполеона, начало его заката, окончательная гибель его «непобедимой армии».
    Задание 2. Разделите текст на 3 части.

    1) Определите микротемы каждой части.

    2) Выделите 3 главных предложения.

    3) Выделите 3 главных слова
    Задание 3: Выпишите из текста в первый столбик наречия с приставками «в, на, за»; во второй столбик выписывают наречия с приставками «из, до, с».

    Билет 23

    Задание 1. Прочитайте отрывок и выпишите из текста глаголы совершенного вида.
    … Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом — расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

    Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

    Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

    Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» — она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны — слишком она далека от «местного крестьянского дела». В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с песком. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело». Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — похожий ни иву кустарник шелюгу.

    В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

    На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

    Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада. Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы. Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас». Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник. Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню…

    Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом.
    Задание 2. Составьте со следующими словами предложения: труд, тунеядец, польза, труженик
    Задание 3. Выпишите из текста простые предложения, выделяя графически.


    Билет 24
    Задание 1. Прочитайте и перескажите текст.
    На протяжении многих веков степь была для кочевников святыней. Она и кормила, и укрывала его; казахи веками обживали степь, пасли скот, обзаводились семьей. Она научила казаха-кочевника жить на этой земле, растить детей, учить их ремеслу. Сегодня мы познакомимся с двумя ремёслами казахского народа.

    Ремесла условно делились на мужские и женские. Женскими казахскими ремеслами можно считать валяние шерсти и ковров, а также и ткание ковров, вышивку различными стилями и техникой, пошив одежды. При изготовлении войлочных полотнищ для покрытия юрты, различного вида ковров, приданного невесте: одежды, постели, домашней утвари, работали, как правило группами, при этом взрослые женщины обучали девочек всем этим ремеслам. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи. Особенность казахского прикладного искусства - коллективность творческого процесса, в чем можно видеть своего рода синергетику, т. е. слаженное сотрудничество, комбинированное действие, при котором достигается максимальный эффект как технический, так и художественный, поскольку за ходом творческого процесса осуществляется своего рода контроль со стороны коллектива. В процессе создания войлочных, тканых изделий принимает участие целый коллектив.

    Однако мастера по дереву и металлу чаще работали в одиночку, передавая по наследству свой опыт, навыки и секреты ремесла, а также инструментарий

    В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высоким качеством производства, разнообразием цвета и тонов. Подавляющее большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение.
    Задание 2. Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания
    Задание 3. Выпишите имена существительные, образованные путем слияния двух основ.

    Билет 25

    Задание 1. Прочитайте текст
    И – тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она – вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу – в ноги, в грудь, в лицо; ослабли бабушкины объятия, земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последней потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветьем красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся еще один – отчаянный, режущий уши визг ли, плач? …Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка. Я застыл, как вкопанный, не понимая, что мне нужно предпринять. Ее крик резал мне уши. А может, не было крика? Может, я вообразил, что она кричала? Может, она беззвучно открывала рот и бежала не в степь, а в горы, и камни шарахались от нее.

    "Она погибнет, ее надо спасти, надо бежать за ней, догнать ее, – подумал я и крикнул: – Кенже!.. Кенже!.. Кенже!..".

    Я ринулся за ней, и вдруг меня осенило: наверное, она сошла с ума! Потрясенный неожиданной догадкой, я споткнулся и упал. В эту же секунду надо мной пролетел большой камень, и я понял, что Аллах спас меня. Кенже сошла с ума, сошла с ума… Я настигал ее. Худые плечи ее вздрагивали, она бежала и плакала, теперь я точно слышал ее душераздирающий крик:

    – А-а-а!.. Пространство вдруг заново озарилось всполохами. Я настиг Кенже, и мы рухнули на землю. Тяжелый топот сапог приближался, и не успел я обернуться, как нас накрыли тяжелой кошмой.

    Я услышал грубый голос:

    – Лежать! Не подниматься! – Кенже легко сжала мою руку.

    – Не бойся, – шепнул я ей, но она не ответила. Прикосновение влажных ее пальцев – разве забудешь такое?..

    Земля вновь задрожала, теперь еще сильнее, она билась, как в падучей, и сердце мое билось – вниз-вверх, вниз-вверх, и душа замирала. Я забыл о Кенже, я забыл обо всем на свете, я понял – на меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками. Я думал только о себе, смерть стояла надо мной с занесенным топором, вжик-вжик-вжик – и лезвие опустится на мою детскую шею, я терял сознание, ощущая в некоем мерцании, как холодеет рука Кенже. "Она умерла", – успел подумать я, ибо мое замутненное сознание медленно возвращалось на круги своя. Под кошмой, в полной темноте рядом с мертвой Кенже я мелко-мелко дрожал, обливаясь холодным потом.

    Своим мальчишеским сердцем я внезапно понял, что был влюблен в эту маленькую болезненную девочку. Я зашевелился, пытаясь приблизиться к лицу Кенже, поцеловать ее в первый и последний раз.

    – Не рыпаться! Тихо лежать! – услышал я прежний грозный голос, но все же успел рывком дотянуться до нее и поцеловал, кажется, в лоб. На меня опять прикрикнули, но голос звучал глухо, и я понял, что его обладатель тоже говорит из-под кошмы. И казалось, что наступил конец света.

    Задание 2. Составьте тонкие и толстые вопросы. Отвечая на заданные вопросы, попытайтесь раскрыть содержание отрывка.

    Задание 3. Прочитайте предложения, выделите СПП, расставьте знаки препинания

    Я видел, высунувшись из-под кошмы как огромный гриб заполонил небо. Огнедышащие сполохи которые достигали проплывающих облаков играли невообразимо буйным соцветьем красок. Я видел, что огненный гриб тяжело поднимался над землей. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу потому что такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы когда с грохотом катились вниз огромные камни.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта