Главная страница

Билет 19. Рассуждение как функциональносмысловой тип речи типология, композиционные и языковые особенности. Оптимизация рассуждения


Скачать 36.94 Kb.
НазваниеБилет 19. Рассуждение как функциональносмысловой тип речи типология, композиционные и языковые особенности. Оптимизация рассуждения
АнкорBilety_19-21.docx
Дата25.09.2018
Размер36.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_19-21.docx
ТипРазъяснение
#25063

Билет №19. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи: типология, композиционные и языковые особенности. Оптимизация рассуждения.

Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте. Цель - углубление наших знаний об окружающем мире.

Суть рассуждения - объяснение какого-либо утверждения или обоснование истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в Р. преобладают причинно-следственные отношения.

Языковые особенности рассуждения:

  1. наличие абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений

  2. большое количество сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения.

  3. используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания (поэтому, потому что, далее, во-первых, во-вторых, следовательно, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему, …)

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности. В любом рассуждении, какой бы путь построения его ни был избран автором, как правило, имеются три части:

  • часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться;

  • объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы

  • заключительная часть - вывод

Последовательность названных частей зависит от формы построения рассуждения, от количества положений, которые будут разъясняться или доказываться, от способа доказательства.

В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные:

  • Индуктивный путь — это умозаключение от частного, конкретного к общему.

  • Дедуктивный путь — это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

От способа логического рассуждения зависит форма построения текста, т. е. его композиция:

  • В рассуждении, построенном индуктивным путем, вначале излагаются мысли и факты, а затем на их основании делается общий вывод, обобщение.

  • В рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность.

Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором (или кем-либо) основного положения — тезиса. В зависимости от этого мы можем различать рассуждения-утверждения или рассуждения-опровержения.

Доказательство выдвинутого положения — основная, главная часть рассуждения. Различаются рассуждения:

  1. с прямыми доказательствами, т. е. рассуждения с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса

  2. с доказательством от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому.

В качестве аргументов могут быть использованы:

  1. факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;

  2. факты, взятые из литературных источников;

  3. ссылки на литературу (цитирование);

  4. сопоставление фактов;

  5. логические умозаключения и пр.



Ошибки в рассуждениях

  1. Нарушения законов логики:

  • не отклоняйся от темы

  • не противоречь себе

  • помни о комплементарных антонимах (их значения исключают друг друга)

  • приводи аргументы

  1. В индуктивных рассуждениях:

  • перечислить ряд конкретных примеров, но не сделать из них никакого вывода. Точнее, вывод может подразумеваться, но не быть высказанным явно.

  • не все примеры, приведенные говорящим/пишущим, соответствуют сделанному им выводу.

  • из приведенных человеком примеров вытекает не тот вывод, который он сделал.



  1. В дедуктивных рассуждениях:

  • Проблема - контроль полноты. Если человек высказывает какое-то обобщающее суждение, следует обязательно подкрепить это суждение конкретными примерами.

  • Вторая проблема – это контроль соответствия. Примеры должны подкреплять именно данный вывод, а не какой-либо иной.


Билет №20. Определение: композиционные и языковые особенности. Некорректные определения: причины возникновения и приемы улучшения.

Определение – способ изложения, цель которого состоит в раскрытии содержания какого-либо понятия путем перечисления его наиболее существенных признаков, позволяющих отличить определяемый предмет или явление от сходных с ним.
Для определения крайне важно, что все признаки, привлекаемые к раскрытию содержания понятия, установлены, доказаны и общепризнаны.

Любое определение состоит из двух частей:

  1. определяемогослова или понятия, содержание которого раскрывается

  2. определяющей части – той части, которая его толкует.

Виды определения:

  1. Регистрирующее:используется, когда в тексте встречается понятие, неизвестное читателю, но употребляемое в общепринятом смысле. Фиксирует общепризнанные и общеизвестные существенные признаки понятия (его можно найти в энциклопедии, словаре).

  2. Уточняющее: используется, когда нужно уточнить, дополнить общепринятое понятие или трактовать его по-своему. Всегда основывается на соответствующем регистрирующем.

  3. Учреждающее: используется, когда формируется новое понятие или когда узкоспециальный термин становится общеупотребительным. Оно впервые фиксирует существенные признаки нового, неизвестного в данной области понятия. Не опирается уже на традиции употребления слова в языке, поэтому отбор и оценка признаков затруднены.

Также определения делятся на:

1) вербальные, т.е. они даны с помощью ср-в языка

2) остенсивные, демонстрируют реальный объект (фото, рисунок)

В деловой, научной, учебной и справочной литературе определения строго следуют композиционным, логическим и лексическим образцам:

  1. Двусоставное предложение: начинается определяемым в именительном падеже, далее связка «это» и определяющая часть также в именительном падеже

  2. Определяющая часть дается в начале, а определяемая вводится словом «называется» и стоит в творительном падеже в конце предложения

В текстах массовой коммуникации форма определений более разнообразна: определения могут вводиться как второстепенные члены предложения, вставные конструкции, более или менее развернутый кусок текста. Выбор языковой формы зависит от темы, жанра, стиля, аудитории издания.

Определение должно быть:

1) соразмерным: применимо по отношению лишь к тем определениям, где уточняется термин, значение которого в большей или меньшей степени уже известно

2) ясным: в определении не должны использоваться метафоры, сравнения. Значения терминов, используемых в качестве определяющих, должны быть заранее известны.

3) не заключающим в себе круга: определяемое понятие не должно непосредственно или опосредованно использоваться в определяющей части. Непосредственно – когда определяемый термин входит в определяющую часть своего определенияКоличество – характеристика предметов с количественной стороны»). Опосредованно – когда термины, входящие в определяющую часть, сами в свою очередь определяются за счет определяемого термина. Правильное мышление – мышление, соответствующее законам логики», «Законы логики – требования, делающие мышление правильным»)

4) не отрицательным (по возможности).


Соответственно ошибками в определении станут нарушения этих правил.

1) нарушение правила «определение должно быть соразмерным»:

А) слишком узкое определение,

В) слишком широкое определение

С) перекрещивающееся определение.

2) нарушение правила «определение должно быть ясным»: неясное определение.

3) нарушение правила «определение не должно заключать в себе круга»: см. выше примеры в скобочках

Билет №21. Чужая речь и ее виды: формальные особенности и коммуникативный потенциал. Аллюзия как особый вид чужой речи. Требования к содержанию и форме передачи чужой речи.

Чужая речь – это определенным образом синтаксически организованное введение в авторское повествование речи или мыслей другого лица. Форма чужой речи определяется тем, от чьего лица дается высказывание.

В процессе общения у нас часто возникает необходимость передать чужую речь (под этим термином обычно понимают и речь другого лица, и свою речь, но произнесенную ранее). При этом в одних случаях нам важно передать не только содержание, но и саму форму чужой речи (ее точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других — только содержание; следовательно, в одних случаях точное воспроизведение чужой речи обязательно, а в других — необязательно.

Формы чужой речи:

  1. Прямая речь:

  • Предложения с прямой речью - бессоюзное объединение частей




  • В авторских словах — устанавливается самый факт чужой речи и называется ее источник, а так же могут входить слова, указывающие на адресата прямой речи, на различные обстоятельства, ей сопутствующие, слова, характеризующие манеру произнесения. Слова, вводящие прямую речь, могут точно обозначать процессы речи или мысли (сказал, приказал, думал, спросил и т. д.), а так же действия или чувства, им сопутствующие (усмехнуться, прищуриться, расстроиться, прийти в ужас и т. д.)




  • В прямой речи — воспроизводится сама чужая речь. В прямой речи воспроизводятся любые конструкции разговорной речи, в том числе включающие в себя междометия, обращение, различные вводные слова и другие элементы, характерные для живого речевого общения.




  • Авторские слова по отношению к прямой речи могут занимать пре-, пост- и интерпозицию:


1) При препозиции авторских слов предложение может члениться: а) на две части (авторские слова — прямая речь) или б) на три части (авторские слова — прямая речь — продолжение авторского повествования). В этих случаях прямая речь поясняет, раскрывает содержание стоящего перед ней слова со значением речи или мысли.

2) При постпозиции авторских слов предложение членится на две части (прямая речь — авторские слова). В таком случае прямая речь поясняется авторскими словами, которые здесь менее самостоятельны, чем при препозиции.

3) При интерпозиции авторских слов предложение членится на три части (прямая речь — авторские слова — продолжение прямой речи). При интерпозиции авторских слов они близки по своей роли к вводным предложениям.


  • В прямой речи местоимения употребляются не с точки зрения автора, передающего чужую речь, а с точки зрения того, кому она принадлежит.



  • свидетельствует о достоверности чужого высказывания



  • косвенно передает уважение к источнику информации и сказанному им



  1. Косвенная речь:



  • Форма косвенной речи представляет собой обработку чужого высказывания, что может привести к сознательному или бессознательному его искажению. В этом случае на первом плане оказывается не само чужое высказывание, а понимание его автором текста. Отсюда может быть  прием манипулирования (Президент пообещал одной девочке лично подарить компьютер, а журналист написал косвенной речью, что президент пообещал установить компьютеры во всей школе). Предложения с косвенной речью, даже самые сложные по составу, не воспроизводят точно чужую речь, а лишь передают ее содержание.



  • Разная степень развернутости: от стремящейся включить фрагменты дословного высказывания до предельно обобщенной.



  • СПП с придаточными изъяснительно-объектными



  • Многие формы разговорной речи не могут входить в речь косвенную: обращения, междометия, многие модальные слова и частицы, формы повелительного наклонения, ряд инфинитивных конструкций и др.



  • В косвенной речи не может быть выражено интонационное своеобразие чужой речи.



  • Местоимения и личные формы глаголов в косвенной речи употребляются не с точки зрения того, кому принадлежит чужая речь, а с точки зрения автора, передающего содержание чужой речи.



  • В плавной части таких предложений дается та же информация, что и в словах автора при прямой речи. Но косвенная речь вводится только словами, прямо указывающими на речь или мысль (говорит, сказал, подумал, спросил, попросил и др.)



  • В предложениях с косвенной речью взаиморасположение частей более постоянное: часть, передающая содержание чужой речи, чаще находится в постпозиции.



  • Тон, настроение, интонация сохраняются (пробурчал, нахмурил брови, …)



  1. Несобственно прямая речь:



  • Совмещает признаки прямой и косвенной речи.



  • Частично она сохраняет лексические, грамматические и другие особенности речи говорящего, а форма лица местоимений и глаголов соответствует косвенной речи, но при этом в несобственно-прямой речи не используются никакие вводящие глаголы речи и мысли, то есть отсутствует формальный сигнал перехода от авторской речи к чужой. Автор как бы перевоплощается в своих героев и, рассказывая об их мыслях, передавая их речь, прибегает к тем грамматическим, лексическим и фразеологическим средствам, к которым прибегли бы его герои в изображаемой ситуации.



  • Представляет собой литературный прием, с помощью которого писатель может вводить специфическую речь героев в авторское повествование, характеризуя тем самым своих героев.



  • Не имеет специальных синтаксических форм. От косвенной речи - употребление местоимений, различные конструкции и лексика, характерные для живой разговорной речи, от прямой — сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи.



  • Самостоятельное предложение или их ряд, которые непосредственно включаются в авторское повествование, или продолжают один из способов передачи чужой речи, или следуют за упоминанием предмета, темы чужой речи, развивая эту тему.



  • В форме несобственно-прямой речи чаще передаются невысказываемые мысли героя. Поэтому в предыдущих предложениях часто употребляются такие глаголы, как думать, вспоминать, чувствовать, жалеть, тревожиться и др.

+ Несобственно-авторская речь - ??? (нигде ничего не нашла)

Аллюзия - наличие в тексте элементов, функция которых состоит в указании на связь данного текста с другими текстами или же отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам. Такие элементы называются маркерами аллюзии, а тексты и факты действительности, к которым осуществляется отсылка, называются денотатами аллюзии. Аллюзию, денотатом которой являются «внетекстовые» элементы, т.е. события и факты действительного мира, иногда называют реминисценцией.


написать администратору сайта