Главная страница
Навигация по странице:

  • Бернская конвенция но охране литературных и художественных произведений

  • Принцип национального режима

  • Принцип территориального режима

  • Срок охраны определяется законом страны, в которой истребуется охрана

  • Право на судебную защиту

  • Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве

  • = жизнь автора плюс 25 лет

  • Договор ВОИС по авторскому праву

  • Ассамблея

  • МЧП. Билет Понятие и предмет мчп 4 Билет Нормативный состав мчп 7


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеБилет Понятие и предмет мчп 4 Билет Нормативный состав мчп 7
    Дата17.04.2022
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_GOS_1.docx
    ТипЗакон
    #480411
    страница56 из 76
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   76

    Билет 55. Охрана авторских прав в МЧП.


    I. Бернская конвенция но охране литературных и художественных произведений 1886 г.

    В 1886 г. была принята Бернская конвенция но охране литературных и художественных произведений (действует в ред. 1979 г.). Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС). Для России конвенция вступила в силу в 1995 г. Основа Конвенции - материально- правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах.

    Бернская конвенция закрепляет три принципа международной охраны авторских прав:

    1. Принцип национального режима заключается в том, что произведения, созданные в одной из стран – членов Союза, должны получать во всех других странах – членах Союза такую же охрану, которая предоставляется произведениям собственных граждан;

    2. Принцип территориального режима означает признание охраны в отношении произведения, впервые опубликованного на территории государства – члена Союза, вне зависимости от гражданства автора.

    3. Принцип ретроохраны означает, что действие Бернской конвенции определяется моментом прекращения авторского права и моментом вступления в силу Бернской конвенции для страны, где возникло авторское право, и для страны, где испрашивается охрана (конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны).

    Бернская конвенция предоставляет охрану литературным и художественным произведениям независимо от формы и способа выражения. Конвенция устанавливает примерный (не закрытый) перечень видов таких произведений.

    Охрана предоставляется авторам в отношении их произведений независимо от того, опубликованы они или нет. Согласно Бернской конвенции охрана предоставляется исходя из страны первого опубликования произведения (если это страна Союза, охрана предоставляется) (охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза). Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств —членов Союза.

    Срок охраны = все время жизни автора и 50 лет после его смерти (для анонимных произведений - 50 лет с опубликования). Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. Срок охраны определяется законом страны, в которой истребуется охрана, однако если законодательством этой страны не предусмотрено иное, срок охраны не может превышать срок, установленный в стране происхождения произведения.

    Конвенция предусматривает две группы авторских прав:

    1. Личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается требование об охране.

    2. Специальные права:

      1. исключительное право автора на перевод своего произведения,

      2. право на его воспроизведение и публичное исполнение,

      3. право на передачу по телевидению и радио,

      4. право на переработку, магнитную запись и т.д.

    Предусмотрено ограничение права автора на перевод — система неисключительных лицензий для развивающихся стран (по истечение 3 лет с даты опубликования, гражданин такой страны может выпустить перевод на язык, являющийся общеупотребимым в развивающейся стране).

    Конвенция регулирует случаи свободного использования произведений. Бернская конвенция (в отличие от Всемирной конвенции) регулирует право следования в отношении оригиналов произведения — автор (а после его смерти, уполномоченные лица) пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения. Право следования является неотчуждаемым.

    Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, которая выражена в национальном законодательстве европейских государств: возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает фактом создания произведения.

    Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.

    II. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952г. (редакция 1971г.)

    В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция — 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Берн­ская (Россия является участником с 1973г.)

    В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель — дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их.

    Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем Бернская конвенция. Для стран —участников Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права.

    Всемирная конвенция не содержит положений о ретроохране. Согласно ст. VII она не применяется к произведениям или правам на произведения, охрана которых на дату вступления ее в силу в государстве-участнике, где испрашивается охрана, окончательно прекратилась или никогда не существовала.

    Принципы Всемирной конвенции:

    1. принцип национального режима;

    2. принцип государственной охраны авторских прав;

    3. принцип соблюдения формальностей - Если в соответствии с внутренним законодательством какого-либо государства – участника обязательным условием предоставления охраны произведению признается соблюдение каких-либо формальностей, то в отношении любого произведения, которое впервые опубликовано за пределами территории такого государства и автор которого не является гражданином такого государства, все требования о соблюдении формальностей должны считаться выполненными, если все экземпляры произведения, выпущенные с согласия автора или иного правообладателя, содержат знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет (опубликования) произведения, помещенный таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.

    Всемирная конвенция не использует термин «опубликование произведения» . В ней применяется термин «выпуск в свет» (воспроизведение в какой-либо материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять другим образом). Всемирная конвенция предусматривает для применения конвенционной охраны сочетание национального и территориального принципов: охрана предоставляется авторам, являющимся гражданами государства – участника Всемирной конвенции + за государствами сохранено право приравнять в национальном законодательстве к своим гражданам любое лицо, постоянно проживающее на его территории.

    Срок охраны авторских прав = жизнь автора плюс 25 лет после его смерти или 25 лет со дня первого выпуска в свет, если такая система исчисления сроков охраны принята в национальном законодательстве.

    Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников.

    Всемирная конвенция, в отличие от Бернской конвенции, не регулирует личные неимущественные права авторов. Всемирная конвенция устанавливает, в частности, исключительное право автора на перевод и воспроизведение своего произведения.

    Автор утрачивает исключительное право на перевод (аналогичная система неисключительных лицензий), если он в течение 7 лет не воспользовался этим правом.

    Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулированиеприменение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

    В настоящее время Всемирная конвенция в значительной степени потеряла свое значение, поскольку практически все государства-участники подписали Бернскую конвенцию.

    III. Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г.

    В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договорДоговор ВОИС по авторскому праву.

    Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права:

    1. Впервые в мировой практике указано, что авторская охрана распространяется только на форму выражения произведения, а не на идеи и процессы;

    2. объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

    3. Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. С течением времени и техническим прогрессом правомочия автора расширяются, договор ВОИС определяет их необходимый минимум на сегодняшний день.

    Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.
    Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить:

    1. Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г.,

    2. регламенты и директивы Европейского совета (директива Совета ЕС о правовой охранекомпьютерных программ 1991 г.),

    3. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского нрава 1993 г.


    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   76


    написать администратору сайта