Билеты по философии. билеты философия. Билет Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков. Натурфилософия
Скачать 133.19 Kb.
|
Билет 8. Сформулировать концепцию «осевого времени» в философии К. Ясперса. Концепция была создана немецким ученым Ясперсом (1886-1963), нашла отражение в его работе «Смысл и назначение истории». Ясперс считает, что человечество и культура имеют единое происхождение и единый путь развития. Ось мировой истории, если она существует, может быть обнаружена только эмпирически. Ее следует искать там, где с поразительной плодотворностью шло формирование человеческого бытия. И для Востока, и для Запада общие рамки понимания можно отнести к тому духовному процессу, что шел между 800 и 200 гг. до и. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, появляется человек такого типа, который сохранился по сей день. Это время называется осевым. Осевое время - время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству и философии, пришедшей на смену мифологии. Почти одновременно, независимо друг от друга, образовались несколько духовных центров, внутри родственных друг другу. Рисуя схему человеческой истории, Ясперс выделяет 4 гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время), эпоха развития техники. Прометеевская эпоха составляет доисторию человечества. Существенные моменты в превращении доисторического человека в человека культуры: использование огня и орудий, появление речи, способы формирующего насилия человека над собой (табу), образование социальных групп и собственности, в целом, это жизнь, сформированная мифами. Великие исторические культуры древности возникают одновременно в 2 районах: древний Восток (Египет, шумеро-вавилонская цивилизация, культуры древнего Китая и Индии), эгейская культуры (античности, Греция и Рим). Характерные черты: наличие письменности и технической рационализации. Осевое время - эпоха духовного основоположения тех культур, которые ныне составляют культурную дихотомию Восток-Запад. Суть основных учений этого периода: человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. В это время происходит становление истории человечества как мировой истории (до этого лишь история локальных культур). Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской, ей свойственны такие же процессы, только на более высоком уровне. Эта эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, которые заложат основы для второго осевого времени. Историко-культурный процесс Ясперс представляет в виде 2 дыханий: от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени; начинается с эпохи науки и техники и может быть приведет через образования, которые окажутся аналогичными великим культурам древности к новому, еще невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека. Билет 9. 9. Раскрыть проблему истины в познании. Понятие объективной, абсолютной, относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины. Истина, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике его развития. Постоянным и необходимым спутником истины на всех этапах ее развертывания является заблуждение. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. При этом его следует отличать ото лжи – преднамеренного искажения действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Здесь же следует отметить, что если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности. Основу концепции истины образует учение об абсолютности, относительности и конкретности истины. Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной и той же объективной истины и выражают лишь различные ступени человеческого познания объективного мира. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин. Относительность истины связано с тем, что мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно меняются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. Одним из основных принципов в теории познания является признание конкретности истина, которая предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. В завершении необходимо дать оценку критерию истины, т.е. средству проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: то, что признается многими людьми; то, что является выгодным, полезным или приводит к успеху; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания. Но все же основным критерием истины является практика. Этот критерий одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Критериями истины являются: Соответствие логическим законам. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук. Простота, общедоступность формулировки. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам. Парадоксальность. Практика. Билет 10. Объяснить проблему пространство и время, атрибуты материи. Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения. Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств. Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств, практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость. Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности. Билет 11. Сформулировать философию Гегеля: система объективного идеализма. Г. Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ. Исходным пунктом его философии является тождество бытия и мышления. Сознание человека нельзя вывести из материи, ибо нельзя объяснить, как неживая материя могла породить разум. Это утверждение направлено против материализма. Материю невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это направлено против субъективного идеализма. Если ложны и материализм, и идеализм (под которым Гегель подразумевает только субъективный идеализм), то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, считает Гегель, является Абсолютная идея, то есть внечеловеческое, мировое сознание. Данная позиция называется объективным идеализмом. Абсолютная идея представляет собой тождество бытия и мышления. По Гегелю этот принцип тождества заключается в том, что вначале природа, человек и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально, а затем Абсолютная идея, развиваясь, сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т. д. Философская система Гегеля состоит из трех частей: Абсолютная идея саморазвивается (познает себя) в трех формах: логика, философия природы, философия Духа. Первая часть системы — Логика. Здесь Абсолютная идея воплощена в наиболее простой и абстрактной форме — в диалектической связи категорий мышления (бытие и небытие, качество и количество, явление и сущность и т. д.). Все противоречия и синтезы реализуются в самом чистом виде. Вторая часть (своеобразный антитезис Логики) — это Природа. Абсолютная идея воплощается в системе законов физики, химии, биологии, поднимаясь от наиболее простых (механических) до наиболее сложных (органических) явлений, включая и телесную природу человека. Третья часть (синтез природного и абстрактно-логического) — Дух, т. е. человек и общество как носители духовности. Как и все существующее, Дух имеет триадическую структуру. Субъективный дух — это сознание отдельного человека. Объективный дух — это рациональность, проявляющаяся в общественных отношениях, государстве, нравственности. Абсолютный дух — это формы общественного сознания (религия, искусство, философия), т. е. формы, в которых Абсолютная идея познает саму себя. Билет 12. Раскрыть проблему чувственного познания и его формы Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. Ощущение - это простейшая форма психических процессов мозга; это элементарный чувственный образ, в котором отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. Органы чувств воспроизводят воздействия в определённом диапазоне, т.е. есть «порог чувствительности». Ощущения - субъективны по форме (они всегда являются ощущениями конкретного субъекта познания) и объективны по своему содержанию (отражают объективный мир). В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. Восприятие - это конкретно-чувственный наглядный образ предмета, возникающий при воздействии предмета или явления на органы чувств человека; это целостный образ на основе выделения и объединения отдельных ощущений; в восприятии предмет предстаёт как тождественный себе. Восприятие в той или иной степени осмыслено. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Представление - это конкретное, целостное воспроизведение в сознании ранее воспринятой вещи или явления. Представление связано с памятью и вызывается ассоциативно; это некоторое обобщение, которое даёт возможность оперировать с предметом или его свойствами без контакта с ними. Представление носит абстрактный характер, выражается словом и отражает предшествующий опыт человека; оно имеет самостоятельную ценность в процессе познания. Чувственное познание, реализуемое в формах ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик и свойств: является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром; несмотря на определенную роль сознания на этой ступени познавательной деятельности, чувственное познание часто характеризуют как «пассивное»; на этом уровне человек способен зафиксировать лишь «вещное», данное в органах чувств. Мы не способны проникнуть за оболочку внешних, чувственно воспринимаемых свойств предметов, не способны постичь их сущность, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Эта характеристика иллюстрирует недостаточность чувственного познания с точки зрения формирования целостной картины мира. Билет 13. Раскрыть проблему рационального познания и его формы. Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом. Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве). Суждение - форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается или отрицается что- либо о чём-либо. Это предложение как материализованная мысль (Светает). Суждение - это такая связь понятий, в которой одно понятие характеризуется через другое; в суждения облекается основная масса знаний. Суждения классифицировал Аристотель, выделив общие, частные, единичные и другие суждения. Умозаключение - это операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок с использованием определённой логики выводится новое суждение. Умозаключение - это метод получения новых знаний; логическая теория умозаключений связана с теорией доказательства; теория умозаключений разрабатывалась математической логикой. Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного: оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов; носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения; рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств; рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания. Итак, рациональное познание занимает особое место в познавательной деятельности. Оно не только является отличительной особенностью человека, но и дает ему возможность сформировать целостную картину мира, не будучи ограниченным сферой чувственно воспринимаемых свойств материальных объектов. Билет 14. Раскрыть проблему философских аспектов в решении глобальных проблем. В решении трудных и сложных задач на помощь человеку всегда приходила наука, и философии Многое из того, что когда-то казалось непреодолимым, выходящим за пределы человеческих возможностей, было со временем преодолено именно с ее помощью. Естественно поэтому, что уже первые упоминания и предостережения об опасности со стороны глобальных проблем заставили людей обратить взоры на науку, а ученых задуматься над способами решения этих проблем. Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем, хотя и существует мнение, что она (философия) изучает слишком общие вопросы, достаточно отвлеченные от повседневной жизни и практики людей. Однако это не совсем правильное, а точнее, поверхностное суждение о философии, ибо хорошо известно, что обобщающие теории, если рассматривать их в более широкой перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания. Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие политических и других решений, хотя и этот момент вовсе исключать не следует. Но все-таки главная ее функция состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественно-научные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук. Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частностей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обусловливают друг друга. Иными словами, философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Такое исследование предполагает прежде всего выявление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения. |