Билеты по философии. билеты философия. Билет Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков. Натурфилософия
Скачать 133.19 Kb.
|
Билет 37. Сформулировать философское осмысление современного психоанализа. Фрейд и неофрейдизм. Психоанализ – философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный 3. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. Истоком психоанализа является фрейдизм, который придал многим гипотезам бессознательного философско-антропологический статус. Рождение психоанализа оказалось поворотным пунктом в судьбе психологии. Оно сказалось и на философии, поскольку сложилось новое философское направление. Психоанализу присущ динамический взгляд на все стороны умственной жизни, сознания и бессознательного. 3. Фрейд опирался на богатую философскую и психологическую традицию. Гипотеза о неисчерпаемости психики складывалась у многих мыслителей. В основании психоанализа лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных "комплексов", прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений), на поведение, мысли и поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание. Фрейд весьма существенно обогатил философию, введя понятие структуры психики. Психика, по Фрейду, есть единство трех систем, которые находятся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психики называется "Оно". Это резервуар психической энергии, "кипящий котел" влечений, которые стремятся немедленно реализоваться. Неофрейдизм – обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к концу 1930-х гг. Основателями неофрейдизма стали К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и А. Кардинер. Первоначально они примыкали к фрейдовской школе. Под влиянием американских социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать огромное значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преображения. Так, оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, "социологизируют" психологию. Билет 38. Сформулировать понятие: Философия экзистенциализма. Ж.П. Сартр. А Камю. Н. Бердяев. Экзистенциализм – одно из влиятельных направлений западной философии XX в., для которого характерна антропологическая ориентация; в центре его внимания – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы, ответственности. Наиболее известные представители экзистенциализма: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Г. Марсель и др. Начало формирования – 20-30-е гг.; во время и после Второй мировой войны. Экзистенциализм оказал значительное воздействие на умонастроение западной интеллигенции, в особенности гуманитарной; его идеи проникли в литературу и искусство. У экзистенциалистов свобода состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества. С их точки зрения, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через интерпретацию своей деятельности в контексте общей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности. Сартр утверждает, что ключевым и определяющим понятием экзистенциализма является то, что существование человека предшествует его сущности. Тезис «существование предшествует сущности» впоследствии стал максимой экзистенциалистского движения. Проще говоря, это означает, что ничто не может диктовать характер человека, его жизненные цели и т. д.; только сам индивид может определить их сущность. Согласно Сартру, «человек прежде всего существует, сталкивается с самим собой, обнаруживается в мире — и определяет себя впоследствии». Также он описывает заброшенность как одиночество, которое испытывают атеисты, когда они понимают, что нет Бога, предписывающего образ жизни, нет руководства для людей о том, как жить. Сартр завершает свою работу, подчеркивая, что экзистенциализм, поскольку он является философией действия и определяет себя, оптимистичен и свободен. Камю отрицал какое-либо своё причастие к экзистенциальной философии, хотя один из его основных философских вопросов касался вполне экзистенциальной темы — проблемы самоубийства. По этому поводу он писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». По этим и другим причинам Камю обычно причисляют к континентальным философам и экзистенциалистам. Единственным возможным достоверным данным о мире Камю считает своё собственное существование и существование окружающего мира. Науки и логические построения, особенно выделяя психологию и философию, он рассматривает исключительно как вымысел и догадки. Бердяев начал свою философскую деятельность как марксист, но потом он все более склонялся к философии экзистенциализма и персонализма. Н. А. Бердяев и другие религиозные экзистенниалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним воэможна лишь в духовном опыте, в свободе, в экзистенциальном общения, до отнюдь не в мире объективации, где имеют место отчужденность объекта от субъекта, поглощенность неповторимого индивидуального универсальным безличным и усредненным, детерминация извне, закрытие свободы и уничтожение всякой оригинальности в мнениях. Таким образом, у Н. А. Бердяева человеческая личность есть свобода и независимость по- отношению к природе, обществу, государству, поскольку она не детерминирована ничем, даже Богом Билет 39. Сформулировать философские взгляды на человека С. Кьеркегора. Философские взгляды Кьеркегора возникли как своего рода реакция на Гегеля. Он резко выступал против последнего, критикуя его за субъективизм. В философии Гегеля Кьеркегору не нравилась идея, согласно которой индивид рассматривался как носитель заранее определенной судьбы. Роль этого рока играл исторический процесс как проявление абсолютного духа. Кьеркегор считал, что такая позиция выражает стремление исключить самостоятельность и свободу личности, снять с нее ответственность за действия. Такому пониманию личности датский философ противопоставил идею абсолютной свободы личности. Он утверждал, что человек не зависит от природных явлений, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Стать личностью, по Кьеркегору, можно только освободившись от всего внешне существующего. Человек должен сам принять на себя полную ответственность не только за себя, но и за свои поступки. Будучи основоположником религиозного экзистенциализма, Кьеркегор защищал в своих трудах «истинное христианство». Вёл активную полемику со спекулятивной философией и критиковал в своих работах Гегеля. Философская позиция Кьеркегора — это абсолютная свобода личности, свобода выбора. Кьеркегор считает, что на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живёт лишь переживаниями отдельных моментов; этическую, когда он живёт заботой о будущем, исходя из взятой на себя ответственности за прошлое; и религиозную, когда живёт ощущением вечности. Кьеркегор утверждает, что философия начинается не с удивления, а отчаяния. Именно поэтому «отчаяние — категория духовная». Кьеркегор утверждает, что человек — это синтез души и тела, синтез временного и вечного, но в основе этого синтеза положен дух. Билет 40. Сформулировать философские взгляды Абая. Философские взгляды Абая тесно связаны с его просветительскими идеями. Он выступал идеологом прогрессивной части казахского крестьянства, стремившейся к экономическому и культурному сближению с великим русским народом и понимавшей полезность изучения русской науки и русских знаний, выгоды просвещения. Именно поэтому философские взгляды Абая Кунанбаева пронизаны идеями научного прогресса и просвещения народа. Абай возвышает человеческий разум и осуждает невежество и мракобесие. У Абая нет специальных философских произведений, в которых в систематическом виде были бы изложены его взгляды на природу и общество, у него нет целостной и стройной философской системы. Он был поэтом-просветителем, посвятившим свои произведения благородному делу просвещения своего народа. Но в своих произведениях, где он говорит о полезности изучения науки, приобретения знаний, обучения искусству и о необходимости осуждения бескультурья и невежества, Абай изложил свои философские взгляды. Необходимо отметить, что философские взгляды Абая очень противоречивы. С одной стороны, мы видим материализм в познании явлений мира и его закономерностей, с другой, — веру в бога и бессмертие души. Эта противоречивость в философских взглядах Абая обусловливается особенностью той общественно-политической среды, в которой жил и творил выдающийся казахский поэт-мыслитель. Изучение его моралистических назиданий и стихов показывает, что Абай не был метафизиком, рассматривающим мир в состоянии застоя, неизменности. В произведениях Абая появляются элементы диалектического подхода к явлениям действительности. Явления природы и общества Абай рассматривает в движении и изменении. Билет 41. Дать понятие материи. Основные Свойства и структурные уровни организации материи. Понятие материя - фундаментальная категория в философии и естествознании. В переводе с латинского materia означает вещество. Первоначальные представления о материи возникли уже в античности, где представители различных философских школ отождествляли ее с материальной субстанцией, лежащей в основе бытия: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит) и т. д. В средние века материю понимали, в основном, как материал, из которого сделаны вещи. Материя как философская категория не развивалась, хотя мы и находим у Августина Блаженного понятия «материя духовная и телесная». Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и неуничтожимость; вечность существования во времени и бесконечность в пространстве; материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие детерминированность всех явлений; причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий; отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры, взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления; качественная неисчерпаемость свойств материи — материю невозможно определить путём перечисления некоторой конечной совокупности её свойств. Согласно современной науке, Вселенная, окружающий людей мир и человек представляют собой различающиеся, но генетические связанные системы неорганический, органический (биологический) и социально организованный порядки материи. В каждом из них выделяются структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим специфическим законам. На основе современных научных данных сделан вывод о том, что на конкретном историческом этапе развития Метагалактики в отдельных планетарных системах могут появиться условия для возникновения из некоторых неорганических форм существования компонентов живой природы. В ней выделяются следующие уровни организации систем: 1) доклеточный (нуклеиновые кислоты ДНК и РНК, вирусы, белки); 2) клетка и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) виды; 5) популяция; 6) биоценозы; 7) биосфера. Возникшая на определенном этапе развития биосферы популяции животных, благодаря предметной орудийной деятельности, создает и реализует возможность перехода от биологических форм к человеческим способам бытия. Билет 42. Сформулировать философское учение о сознании. Сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Нет сознания без знания, сознание без знания пусто и бессодержательно. Человек совершенствует сознание в жизни, трудовой деятельности, самостоятельных исследованиях. Человек обретает интеллект только при условии постоянного познания действительности. Следовательно, можно утверждать: нет сознания без познания. Итак, сознание – это субъективная реальность, духовный феномен. Сознание противоположно материи только в плане основного вопроса философии. Во всех других случаях сознание не противопоставляется материи, ибо является её атрибутом. Среди фундаментальных философских и ряда научных проблем одно из главных мест занимает сознание. Оно не только предельное понятие философии, но и естествознания. Как только появилось сознание, его и начали изучать. В нем, как правило, различают два уровня - конкретно-чувственный и абстрактно-логический. Однако познать, определить его и, тем более, описать сам феномен человеческого сознания весьма затруднительно, так как оно само не обладает тем качеством, каким обладают многие материальные объекты бытия. Более того: все, что современные люди знают о сознании, его содержании, они знают только благодаря ему самому, осознанию самого сознания как их духовного мира. «Сознание» понимается сегодня как наивысшее психическое бытие в его социально-культурном состоянии. Это есть, по сути, восхождение психического начала живой материи (человека) к высшей ее стадии - духовному состоянию мыслящей материи (мозга). Билет 43. Дать понятие диалектики. Основные принципы и законы Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Принципы: принцип развития (движение основной атрибут материи) принцип всеобщей связи (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.) принцип тождества логики и теории познания (единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество) принцип восхождения от абстрактного к конкретному (аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания) принцип единства исторического и логического (помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. ) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Закон перехода количественных изменений в качественные. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета. Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого Билет 44. Сформулировать проблему бытия в истории философии. Впервые термин «бытие» ввел в философию древнегреческий философ Парменид для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы своего времени. В IV в. до н.э. люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиции. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия. Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Материалистическая философия о «бытии»: Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Материалисты считают, что таким бытием является природа, материя. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие — это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Экзистенциализм о «бытии»: в философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек). |