Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 54. Дать понятие: Древнеиндийская философия, (общий обзор). Индуизм и буддизм.

  • Билет 55. Сформулировать проблему основного вопроса в философии.

  • Билет 56. Раскрыть проблему: Философии как мировоззрения

  • Билет 57. Раскрыть проблему: движения материи. Формы движения материи.

  • Билет 58. Объяснить, что такое Человек: проблемы сущности и смысла жизни.

  • Билет 59.

  • Билет 60. Дать понятие: Мир идей Платона. Учение о душе. Проблема построения идеального государства.

  • Билет 61. Дать понятие, Эллинистической философии (общая характеристика, основные школы и проблематика).

  • Билет 62.

  • Билет 63.

  • Билет 64.

  • Билет 65.

  • Билет 66. Сформулировать учение о познании. Ф. Бэкона.

  • Билет 67.

  • Билет 68. Дать понятие: Философия Нового времени: проблема метода (сенсуализм, эмпиризм, рационализм).

  • Билет 69.

  • Билет 70.

  • Билет 71.

  • Билет 72.

  • Билет 73.

  • Билет 74.

  • Билет 75.

  • Билеты по философии. билеты философия. Билет Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков. Натурфилософия


    Скачать 133.19 Kb.
    НазваниеБилет Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков. Натурфилософия
    АнкорБилеты по философии
    Дата26.11.2022
    Размер133.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты философия.docx
    ТипЗакон
    #813349
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Билет 53. Дать понятие позитивизма и основные этапы его развития.

    Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом.

    В философии позитивизма обычно выделяют следующие этапы:

    • первый позитивизм

    • второй позитивизм (махизм, или эмпириокритицизм)

    • неопозитивизм

    • постпозитивизм.

    Первый позитивизм, утвердивший идеал позитивного знания, во многих отношениях был и продолжением традиционной метафизики, и попыткой ее преодоления. Так, родоначальники позитивизма в своих философско-исторических обобщениях отводили метафизике роль исторически необходимой формы и стадии человеческого духовного опыта. Но они считали эту форму уходящей в прошлое, возвещая наступление новой исторической эпохи, эпохи позитивного знания. Первый позитивизм — детище XIX в. Он был вызван к жизни существенными изменениями, происшедшими в практической жизнедеятельности и духовном опыте человечества.

    Представители эмпириокритицизма унаследовали от первого позитивизма критическое отношение к метафизике, стремясь найти в познавательном процессе источники метафизических заблуждений. Сам термин «эмпириокритицизм» означает философию критического опыта. При этом они опирались на психологию как науку о человеческом сознании. Эмпириокритики стремились обобщить практику научного познания, детально проследив путь научной мысли к истине. Психология оказывалась у них позитивным учением не только о духе, но и о мире. Они старались избежать как оппозиции идеального и материального, так и противопоставления субъективного и объективного. Мах характеризовал свою позицию как «теоретико-познавательный идеализм».

    НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг.

    ПОСТПОЗИТИВИЗМ – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену. С эволюцией от неопозитивизма к постпозитивизму связано изменение некоторых мировоззренческих установок философии науки – разочарование в безусловных, рационалистически трактуемых ориентирах культуры (в т.ч. в доминирующей роли науки и научного знания) и склонность к мозаичному, калейдоскопическому и плюралистическому видению мира и места человека в нем, акцент на относительности, исторической обусловленности познавательных ценностей и результатов.

    Билет 54. Дать понятие: Древнеиндийская философия, (общий обзор). Индуизм и буддизм.

    Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и Новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в Западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э.), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.).

    Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер и представляло собой естественный результат простого наблюдения. Центральное место в нем занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Буддийское учение о бытии не требует для своего объяснения ни боготворца, ни свободно творящих сознания и воли. Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в непрерывной казуальной, а, следовательно, «мучительной» связи. Каждый элемент – это единство объективного и субъективного. В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки. Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование.

    Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эру он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии. При этом, индуизм, до сих пор, сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, протягивая в современность традиции культуры, зародившиеся на заре истории.

    Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

    Билет 55. Сформулировать проблему основного вопроса в философии.

    Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в марксистской философии, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

    Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.) Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

    Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир.

    Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

    Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

    Билет 56. Раскрыть проблему: Философии как мировоззрения

    Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Одной из форм мировоззрения (научно-теоретической) является философия, которая изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

    Всякая философия — это мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного восприятия мира. Самая первая функция философии — представлять и выражать мировоззрение.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

    • философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

    • философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

    • философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

    Философия аккумулирует накопленные людьми опыт и знания, оказываясь наиболее полным выразителем современной ей культуры. Это происходит путем непосредственного и опосредованного взаимодействия философии с наукой, с искусством, с религией, с повседневной жизнью общества. Философия в определенной мере взаимообусловлена экономикой и характером материального производства, политикой, правом. В ней в концентрированном виде отражается уровень развития отдельной цивилизации и человеческой в целом.

    Билет 57. Раскрыть проблему: движения материи. Формы движения материи.

    Движение материи — это процесс взаимодействия противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений, смены качественных состояний.

    Движение материи:

    • возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

    • всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

    • постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

    То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

    Движение представляет собой единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

    Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения.

    В соответствии с этими требованиями и данными современной науки выделяются три основные группы форм движения материи:

    • в неорганической природе;

    • органической (живой) природе;

    • обществе.

    И в каждой из этих групп имеется множество форм движения материи.

    Выделяются следующие формы движения:

    • механическое;

    • физическое,

    • химическое,

    • биологическое

    • социальное.

    Билет 58. Объяснить, что такое Человек: проблемы сущности и смысла жизни.

    Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии.

    Жизнь является высшей общечеловеческой ценностью. Человек проживает жизнь сознательно, ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Иными словами, он приписывает жизни особый смысл. Общий для всех смысл жизни можно выводить из естественных законов самой жизни (натуралистический подход) или из абсолютных ценностей, лежащих за пределами жизни (авторитарный подход).

    Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

    Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

    Несколько сложившихся в истории философии концепций смысла жизни человека:

    • Эвдемонизм полагает смыслом жизни достижение счастья, которое понимается обычно отрицательно – как отсутствие нравственных и физических страданий.

    • Альтруизм, напротив, требует от человека известного самоотречения, жизни на благо других. Заметим, что альтруизм совпадёт с эвдемонизмом только в обществе альтруистов.

    • Стоицизм, близкий к утверждению абсурдности жизни, видит главную ценность в умении благородно переносить испытания судьбы – выпадающие на долю человека счастье и невзгоды.

    Билет 59. Дать понятие: Софисты и Сократ. Значение Сократа в истории философии.

    Софистами называли учителей красноречия и мудрости, которые странствовали, переезжая из города в город. Софисты выступали на праздниках, произносили торжественные речи, надгробные речи, восхваление кого-либо, панегирики городу и т.д. Софисты преподавали риторику, логику, грамматику и другие дисциплины.

    Внимание софистов было обращено на социальные вопросы человека и на проблемы, возникающие между аудиторией и оратором в процессе коммуникации. Софисты стремились научить убедительности и в этом порой доходили до абсурдности. Они считали, что можно (и нужно) доказать или опровергнуть всё, что угодно в зависимости от интересов и потребностей человека и от ситуации, в которой он находится. Таким образом, софисты порой были абсолютно безразличны к истинности в своих доказательствах или опровержениях того или иного факта.

    Философ Сократ (469—399 гг.) считается одним из величайших философов. Во многом Сократ расходился с софистами, отвергая их познавательный нигилизм. По Сократу, ораторское искусство является поваренным искусством и характерно для души. Ораторское искусство призвано потакать прихоти толпы. Ораторы в своих речах не затрагивают вопросы о справедливом и должном. Сократ пытается вести поиск объективной истины и справедливости. Путь поиска заключается в правильном рассуждении. Сократ уделяет внимание вопросу: будет ли человек знать, что же такое справедливость в процессе обучении риторике.

    • 1.Софисты считали, что истина относительна: все истинно в зависимости от того, как посмотреть.

    • 2.Сократ полагал, что истина абсолютна: есть только один абсолютный ответ на любой вопрос.

    • 3.На вопрос, что есть красивое, софисты отвечали: красивый конь или красивое дерево. Сократ искал красоту саму по себе, которая ни с чем не сравнима.

    В истории философии, пожалуй, нет более известной и значимой фигуры, чем Сократ. Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений. Отношение к Сократу было различным в различные времена, для одних он был великим философом, для других - скучным моралистом, для третьих - политическим реакционером. Поэтому я решила тоже обратиться к этой теме и отразить в своем реферате основные периоды жизни и роль Сократа в истории философской мысли.

    Билет 60. Дать понятие: Мир идей Платона. Учение о душе. Проблема построения идеального государства.

    Платон — первый идеалист в истории философии. Он считал, что кроме видимого физического мира существует невидимый, где содержатся идеальные формы всех вещей. Философ применял свою теорию об идеях не только к материальным объектам, но и к этическим принципам, таким как справедливость, добродетель, благо. Он считал, что в нашем мире можно найти лишь несовершенные копии этих понятий.

    Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего.

    Книга Платона «Государство» стало последней. В ней он изложил достаточно ясно теории идей или форм. К первому классу относятся крестьяне, торговцы и ремесленники. Их души являются примитивными, поэтому их обязанностью является лишь подчинение воле вышестоящих. Они не должны иметь чрезмерное количество материальных благ. Людей, относящихся ко второму классу, он сравнивал с породистыми собаками. Они послушны и готовы к бою. Этот класс следит за тем, чтобы все граждане имели занятия, соответствующие их природным наклонностям, а также предупреждают различные конфликты внутри государства. К третьему классу относились правители (стражи). В их ряд могли попасть лишь те, кто больше других любит свою страну. Такие люди должны отличаться усердием в работе для процветания своего отечества, они способны созерцать Благо. Кратко говоря, первый класс воздерживался от желаний, второй характеризовался смелостью и мужеством, третий – мудростью. У правителей не может быть частной собственности, кроме совершенно необходимого. Государство ставит своей целью создать счастье для всех. Богатство и бедность вредны в одинаковой степени в идеальном государстве Платона.

    По мнению Платона, справедливость состоит в том, чтобы каждый наилучшим образом выполнял свою собственную работу, и не вмешивался в чужие дела и не претендовал на чужое место. Государство устроено справедливо, если каждый – торговец, воин и правитель – выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.

    Билет 61. Дать понятие, Эллинистической философии (общая характеристика, основные школы и проблематика).

    Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

    Основные школы:

    Киники (рационализм и призрение к роскоши), скептицизм (все подвергать сомнениию, все меняется течет), эпикуреизм (развитие идей атомизма), стоицизм (невозмутимый философ, чужды чувства), неоплатонизм (иерархическое устроение мира).

    1.Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен и его ученик Диоген. Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь.

    2. Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). В частности, Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

    3. Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур и Лукреций Кар. Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному.

    4. Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

    Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, отважно вынесший суд над ним и казнь. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

    5. Виднейшим из неоплатоников был Плотин, живший в третьем веке. Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (то есть всех душ), а Единое — Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое — Благо.

    Особенностью эллинистической философии является некоторая утрата проблематики Платона и Аристотеля и возвращение к досократике, но без ее социальной направленности. Эпикур воскрешает Демокрита, стоики – Гераклита и других натурфилософов, скептики – софистов с их агностицизмом. И все же наиболее удивительное явление в период эллинизма – невиданный дотоле расцвет наук. Науки специализировались и отделились от философии.

    Билет 62.Дать понятие: Философия Аристотеля.

    Прежде всего, Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.

    Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

    Аристотель был первым, кто чётко разделил материальные объекты на четыре основных типа:

    • -Неживые объекты, неорганический мир;

    • -Растения;

    • -Животные;

    • -Человек.

    Также Аристотель попытался в космологическом плане доказать существование бога. Согласно ему, бог – это первичная сущность, дающая начало всем остальным предметам и явлениям в пространстве, первичный двигатель, запускающий все мировые процессы.

    Аристотель исследовал и идею души. Аристотель указал, что это нечто, связанное с телом, но само по себе бестелесное и нематериальное. Душа выражается в таких «элементах», как внимание, эмоции, память, представления, ощущения, понятия и т. д.

    Отдельная область исследований Аристотеля – этика, понятие о которой он также ввёл в науку. Под этикой он понимал учение о добродетелях, имеющихся в человеческом характере и поступках.

    Добродетели Аристотель делил на нравственные, или этические, и мыслительные, или дианоэтические. Первые приобретаются с опытом и выражаются в разумной середине между крайностями; такими добродетелями являются кротость, умеренность, щедрость, мужество, дружелюбие, справедливость и т. д. Вторые добродетели, мыслительные, приобретаются в результате обучения.

    Работы Аристотеля посвящены и политике. По мнению философа, политика – это то, что отличает человека от других животных. Аристотель был даже уверен, что у человека с рождения имеется инстинкт, подталкивающий его к общественной жизни.

    Аристотеля можно назвать первым психологом в современном смысле этого слова.

    Билет 63.Дать понятие: Мусульманская философия средних веков(Аль-Фараби).

    Аль-Фараби называют основоположником мусульманского философского направления, основанного на учениях Аристотеля. Философия аль-Фараби стала емким воплощением идей древнегреческого ученого.

    Как личность аль-Фараби формировался в обществе, в котором всецело господствовали феодальные и религиозные мировоззрения. Аль-Фараби знал, что исповедания ислама и быть правоверным мусульманином в степи оказалось достойным и почетным делом, знаком большой порядочности, чести и достоинства. На философские, социально-политические взгляды аль- Фараби, особенно на его взгляды о морали и нравственных качествах человека, оказали благоприятное влияние освободительные движения того периода, потрясавшие основы Халифата, духовные ценности своего народа, своей тюркской этнической среды, Родины, привитые ему . Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах и покорность человека ему носить всеобъемлющий характер. Аль-Фараби не оспариавает этот постулат, он в этом и глубоко убежден. Отсюда: взаимосвязь человека с богом как Абсолютом. Но Аллах изображается в Коране как существо с чисто с человеческими моральными качествами, но превосходной степени, он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Это наводит его на размышление. Аль- Фараби более склонен к трактовке Аллаха как сверхьестественного вездесущего, невидимого, и непознаваемого феномена. Все это проливает свет на сакральный характер функционирования государства и религии в арабо-мусульманском мире.

    Социально-философские и политические взгляды аль-Фараби – продукт той эпохи, в которой он жил, господствовавшего в ту пору мировоззрения – религиозной идеологии, философских, общественно-политических концепций общественных отношений и государственного устройства.

    Значительную часть своей жизни аль-Фараби провел в крупных культурных и научных центрах Арабского Халифата, прежде всего в Шаме (Дамаске). Аль-Фараби умер в 950 г. на 80 году жизни и похоронен там же.

    Философ прожил довольно скромную жизнь, не стремясь к богатству, а лишь к знаниям и духовному процветанию. Зато его идеи остаются актуальными даже спустя тысячелетие. Наследие великого мыслителя известно на весь мир и, несомненно, является предметом гордости казахстанцев.

    Билет 64.Дать понятие: Философия и теология Ф. Аквинского. Разум и вера. Доказательства бытия Бога.

    Фома Аквинский — один из самых авторитетных религиозных философов. Он считал, что между философией и религией нет противоречий, они дополняют друг друга и образуют единство. Мир — это творение Бога, и поэтому он несет в себе тайну Божественного замысла, который мы можем поп Какими способами это можно сделать? Во-первых, при помощи разума. Это не прямой путь, и он не даст нам полного понимания, потому что возможности человеческого ума ограничены. Но его тоже можно использовать, чтобы приблизиться к Богу. Таким образом, философия, при всей ее важности, все же вторична по отношению к религии. Именно Фома Аквинский впервые назвал философию «служанкой богословия». Второй путь постижения великого замысла Бога — это вера. Исходным понятием учения Фомы Аквинского было божественное откровение, нечто такое, что ускользает от человеческого разума, но при этом необходимо для спасения души пытаться разгадать.

    Пять доказательств бытия Бога

    • Доказательство через движение

    • Доказательство через производящую причину

    • Доказательство через необходимость

    • Доказательство от степеней бытия

    • Доказательство через целевую причину

    Пять доказательств вытекают из вопроса о происхождении Вселенной. Вселенная, объяснял он, это последовательность постоянных изменений и движения, струна причин и следствий, и первое доказательство тому — недвижимый движитель, некий первый движущий, который не движим ничем и никем.

    Предмет не может двигаться сам по себе, ему нужен импульс от другого движущегося объекта.. Значит, это Бог запускает события, создавая движение и не нуждаясь в импульсе от другого движителя — он и есть недвижимый движитель.

    Третье доказательство обсуждает «возможность» объектов — они могут существовать в одной точке и отсутствовать в других, необходимо полагать нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чем-то еще, но являющееся причиной необходимости прочего, и это нечто и есть Бог. Четвертое доказательство говорит о том, что одни вещи совершеннее других, но это сравнение бессмысленно, пока у нас нет эталона. А эталон и есть Бог. Наконец, в пятом доказательстве Аквинат использует идею, что у всего во Вселенной есть цель и все движется к своему конечному состоянию. У предметов не может быть понятия своего назначения, и, значит, Вселенная должна управляться разумом, который видит, куда все движется.

    Билет 65.Дать понятие: Натурфилософия эпохи Возрождения.

    Классическое естествознание зародилось в период Возрождения ввиду мыслительной работы известных философов. Толчком к этому послужила мировоззренческая революция. Человек полностью изменил свое отношение к природе, окружающему миру.

    В основе натурфилософии Возрождения лежит принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений. В процессе перехода от средневекового теоцентризма поменялись взгляды на божество.

    Бог принадлежит миру внутренне. Природу классифицировали как субстанцию, которая существует, состоит из формы и материи. Деятельность философов сводилась поиску сути природы, ее первоначала. Они отрицали возможность рождения и исчезновения в мире. Ключевые понятия натурфилософии:

    • Задача человека – обосновать материализм в мировоззрении и отношении к окружающему миру;

    • Теология и философия – в корне различные понятия;

    • Следует сформировать отдельно от понятий теологии суждение, основанное на научном обосновании;

    • Для познания мира необходим разум, чувства человека. Божественное откровение не играет в этом никакой роли;

    • Формирование нового взгляда на мир. Объединение космоса, природы и Бога в единое целое. Поиск центра Вселенной. Отказ от понятия, что центром является Земля.

    Билет 66. Сформулировать учение о познании. Ф. Бэкона.

    Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании.

    Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.

    В «Новом органоне» Бэкон писал: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».[

    Бэкон подчёркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению.

    Билет 67.Дать понятие: Европейская средневековая философия (общий обзор).

    Основными направлениями философии Средних веков в Европе были патристика и схоластика.

    Патристика – это учение "Отцов церкви", христианское богословие II–VIII вв. Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин.

    Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: "Верую, чтобы понимать". Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.

    Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла. Схоластика делится на несколько этапов: Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский. Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др. Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др. Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего.

    Билет 68. Дать понятие: Философия Нового времени: проблема метода (сенсуализм, эмпиризм, рационализм).

    Период развития философии в странах западной Европы в 17 – 18 вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники. Это повлияло на настроение в обществе. Так появилось новые направления в философии.

    Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм. Первое говорит о том, что во главе всего стоит опыт человека и то, как он воспринимает окружающую действительность. А вот роль научных теорий, по сравнению с опытом, ничтожно мала. Это философское течение сформировалось в Англии. Его яркими представителями являются: Бэкон, Гоббс и Локк.

    Рационализм – это учение о том, что возможность людей при помощи собственного разума познавать окружающую действительность и менять ее к лучшему практически безгранична. Рационализм в философии нового времени, опирается на прогресс в развитии науки и техники и соответствующих настроений в обществе. Его характерными чертами являются придание истории оптимистического окраса, восхваление человека как свободного и активного существа.

    Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположностьрационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.

    Эмпиризм – это философское направление, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания. Основателями эмпиризма считают английских философов ХVII в. Т. Гоббса и Дж. Локка. Сильнейшая сторона эмпириков состояла в том, что они ориентировались на детальный анализ чувственного познания. В развитии эмпиризма существовали материалистические и идеалистические разновидности.

    Билет 69.Дать понятие: Философия эпохи французского Просвещения.

    Идеи Просвещения первоначально зародились в Англии в 17 веке, но наиболее полное развитие духа получила уже во Франции. Философские дискуссии появлялись только между представителями самого просвещения.

    Французское Просвещение характеризуется как политический радикализм и антиклерикализм из-за кризиса феодально-абсолютистского строя, который начался в последние годы правления Людовика 14, а также нараставшего в период регентства, царствования Людовика 15 и Людовика 16, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, что в 92 году привела к свержению монархии. Была достигнута демократического апогея во время якобинской диктатуры 93-94 года.

    На протяжении долгого времени французские просветители подвергали жестокой критике институты традиционного общества: монархию, сословную структуру общества, церковь и сложившуюся систему воспитания. В общем, велась идеологическая подготовка к радикальному слому социальных структур, унаследованных от феодального прошлого. Провозглашались новые социальные идеалы, самым главным, из которых была свобода.

    Философы того времени провели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей, что привело к свободе мысли и улучшению естественных прав человека. Произошло утверждение философского разума, как высшую форму инстанции при решении всех вопросов, которые волнуют людей.

    Существенное внимание в философии XVIII века уделяется проблеме человека. Сущность человека механистические материалисты сводили к его чувственной биологической природе. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей.

    Билет 70.Дать понятие: Теория познания И. Канта.

    В соответствии с теорией Канта существует 2 Мира:

    1. Феноменальный мир (мир вещей) - мир природной причинности, т. е. человек подчиняется законам природы

    2. Ноуменальный мир (мир умопостижения) - мир свободной причинности, т. е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.

    Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений. Трансцензус невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.

    В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:

    1. Чувствовать (способность к ощущениям)

    2. Рассудок (способность к понятиям и суждениям)

    3. Разум (способность к умозаключениям)

    В настоящем существуют и априорные элементы сознания. В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума.

    Априорные формы чувственности:

    • - пространство

    • - время

    Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.

    Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику.Изучая пространство, мы создаем геометрию, изучая время мы создаем арифметику. Математика - наука о пространстве и времени. Априорными формами рассудка являются категории благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание) Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.

    Билет 71.Сформулировать социально-философские взгляды Маркса и Энгельса.

    Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

    Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

    На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

    Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

    Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

    Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.

    Билет 72.Сформулировать эволюцию понятия опыта в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли)

    Эмпиризм Нового времени во многом опирался на учение Ф.Бэкона. Все философы - эмпиристы считали, что всё, что человек знает о мире, он получает только с помощью опыта, а значит, только опыт может быть основанием научного познания мира.

    Джон Локк был сторонником эмпиризма и сенсуализма. Сенсуализм - это философское направление, сторонники которого считают, что основой наших знаний о мире являются только наши чувственные ощущения. Локк считал, что при рождении сознание человека является «чистой доской», на которой «записываются» наши ощущения. Так как Локк считал, что сознание человека при рождении является пустым, чистым, то он отрицал концепцию врождённых идей, включая идею Бога.

    Джордж Беркли английский теолог и философ. Чтобы решить одну из проблем философского эмпиризма: соответствуют ли наши ощущения реальности - Беркли утверждал, что нет вообще ничего реально существующего, кроме принципиально непознаваемого духа, души и моего Я, которое воспринимает все вещи. Согласно Беркли, существует только то, что мы ощущаем. Ведь для человеческого восприятия реальны только ощущения, а значит, не имеет смысла говорить о том, что вызывает эти ощущения. Беркли отвергал идею Локка о первичных и вторичных качествах вещей и утверждал, что всякие качества вещей вторичны, то есть формируются в процессе человеческого восприятия.

    “Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу.

    Билет 73.Объяснить проблему смысла жизни человека в современных философских системах.

    Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума.

    Смысл жизни — это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка. Смысл жизни может пониматься: ‒ с рациональных позиций; ‒ с позиций иррациональных религиозных традиций; ‒ как сугубо нравственная проблема (И. Кант); ‒ как проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); ‒ как психологическое состояние индивида и деятельное осуществление себя личностью.

    Тему смысла жизни тщательно исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Франкл утверждает понимание смысла жизни не как всеобщего, а как индивидуального, разительно различающегося не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлён только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании — это врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. На проблеме потери смысла жизни, которую сам учёный называл экзистенциальным вакуумом, основана его психиатрическая школа логотерапии.

    Билет 74.Объяснить, что такое, общественное сознание и его структура. Диалектическая взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

    Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

    По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:

    • Обыденное и теоретическое сознание.

    Оно включает в себя два уровня общественного сознания – низший и высший. Их разница в глубине понимания общественных явлений и процессов, а также в уровне их осознания.

    • Общественная психологи и идеология.

    Общественная психология и идеология являются своеобразными структурными элементами общественного сознания. В них выражается не только уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны разных социальных групп и национально-этнических сообществ.

    • Формы общественного сознания.

    Для современной социальной философии характерно несколько форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, этическое, религиозное, научное и философское. Каждая форма является отражением соответствующей стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно.

    Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

    Билет 75.Раскрыть сущность казахского просвещения и социально-политические взгляды Ш. Уалиханова.

    Ч. Валиханов по своим философским взглядам стоит на позициях признания единства природы и человеческого сознания, отстаивая идею единства человеческого тела и духа. Он придерживается идеи антропологического материализма, что отражено в «Записке судебной реформы». Природа, по признанию Валиханова, существует вне человеческого сознания, она не сотворена никаким божеством. Валиханов подходил к пониманию ограниченности антропологического принципа в определении сущности человека, но пока не имел оснований рассматривать его как социальное существо. Философия Ч. Валиханова была направлена на обоснование принципов Просвещения.

    Среди множества законченных и незаконченных трудов, созданных Чоканом Валихановым за его короткую, но насыщенную и плодотворную жизнь, невозможно найти ни одной работы, посвященной исключительно вопросам философии. Философия не входила в число целевых интересов знаменитого казахского ученого и исследователя. Тем не менее, затрагивая вопросы истории и религии различных народов, анализируя этнографические и литературные материалы, Валиханов не мог обойти стороной темы философии и мировоззрения. Из его пояснений и комментариев, встречающихся в главных произведениях и, в особенности, мало знакомых широкому читателю черновиках и дневниках, можно получить определенное представление о философии и мировоззренческих взглядах Чокана Валиханова, его убеждениях и ценностных ориентирах.

    Общественно-политические взгляды казахского просветителя пронизаны духом настойчивого поиска средств и путей достижения общественного прогресса. Все ее содержание – это яркий образец искренней озабоченности мыслителя за судьбы родного народа и всего человечества, пример мучительных поисков правильного ответа на сложнейшие вопросы своего века, которые история поставила перед казахским народом в середине прошлого столетия.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта