Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 29. Сформулировать сущность познание. Основные проблемы гносеологии.

  • Билет 30. Сформулировать сущность философии Гегеля и его диалектический метод.

  • Билет 31. Объяснить, что такое философия лингвистического анализа (общий обзор).

  • Билет 32. Сформулировать философию Аристотеля. Метафизика. Учение о душе.

  • Билет 33. Объяснить, что такое натурфилософия древних греков (Демокрит, Эпикур).

  • Билет 34. Объяснить, что такое основная проблематика русской философии 19-нач. 20 вв

  • Билет 35. Сформулировать философские взгляды Маркса и Энгельса.

  • Билет 36. Характеризовать понятие: идеализм и материализм -два основных направления в философии.

  • Билеты по философии. билеты философия. Билет Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков. Натурфилософия


    Скачать 133.19 Kb.
    НазваниеБилет Сформулировать проблему первоначала в натурфилософии древних греков. Натурфилософия
    АнкорБилеты по философии
    Дата26.11.2022
    Размер133.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты философия.docx
    ТипЗакон
    #813349
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Билет 28. Объяснить, что такое Философская антропология (общая характеристика).

    Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении. Часто под философской антропологией называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин “философская антропология” закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.

    Задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия.

    Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни. Специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Человек как биологическое существо должен решать задачу своего выживания. В силу этого человек является действующим существом.

    Действие – это форма человеческого овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. “Труд создал человека”. В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее.

    Билет 29. Сформулировать сущность познание. Основные проблемы гносеологии.

    Гносеология - теория познания – раздел философии, исследующий особенности субъективного освоения человеком внешнего мира. К основным проблемам гносеологии относят:

    1. Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Выяснение условий познавательного процесса. Условия, при которых возникает познавательный феномен: 1) природа; 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства).

    2. Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

    3. Проблема субъекта познания (Что такое субъект познания?).

    4. Содержание, форма и закономерность процесса познания. Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции.

    5. Оценка результатов познания. Дж. Локк писал: "Поиски разумом истины представляют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере"

    В гносеологии изучаются проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности.

    Билет 30. Сформулировать сущность философии Гегеля и его диалектический метод.

    Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики.

    В основе философии Гегеля лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. Гегель говорил: «Логика есть изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».

    Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.

    Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия.

    Законы диалектики Гегеля:

    1. Закон единства и борьбы противоположностей. Существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться; 2. Закон перехода количественных изменений в качественные; 3. Закон отрицания отрицания. Ничто не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

    Билет 31. Объяснить, что такое философия лингвистического анализа (общий обзор).

    Философия лингвистического анализа - направление аналитической философии в неопозитивизме. Цель анализа видит в прояснении языковых выражений; отрывает содержание от его языковой формы, что приводит к растворению философских исследований в лингвистических науках. Лингвистическая философия возникла в 30-х гг. XX века под влиянием идей Л. Витгенштейна. Задача новой философии состоит в том, чтобы построить такой идеальный язык, который в силу своей однозначности автоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы» (бытия и сознания, свободы воли и этики).

    К середине XX я. и получило распространение в Великобритании и отчасти в США. Основополагающими для лингвистической философии стали идеи Дж. Мура и Л. Витгенштейна. продолженные в работах Дж. Остина, Г. Райла, Л.Ф. Стросона, Д.Уиздома, Р.Хеара и др. Мур, следуя «философии здравого смысла», рассматривает обиходные выражения и сознательно использует их для опровержения философских парадоксов. В изучении языка морали он видит ключ к се пониманию. Витгенштейн считает, что метафизические трудности — псевдопроблемы разума, завороженного словом; их устранение посредством лингвистического анализа — истинная задача философии.

    Остин создал теорию «речевых актов», показывая, что речь характеризуется; 1) в локутивном акте (говорения как такового), истинным или ложным; 2) в иллокутивном акте (описания, вопроса, предупреждения, обещания, приказа) способом воздействия; 3) в перлокутнвком акте (целенаправленно вызываемых изменениях сознания и поведения людей, к которым обращена речь) результатом воздействия.

    Билет 32. Сформулировать философию Аристотеля. Метафизика. Учение о душе.

    Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.

    Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию о четырёх «первоначалах»:

    1. Материя – то, из чего состоят окружающие предметы. Материя вечна, она не может появиться из ниоткуда или исчезнуть в никуда. Материя пассивна и инертна. Бесформенная материя – это небытие. А первичное оформление материя получает в виде пяти первоэлементов – воздух, вода, огонь, земля и эфир.

    2. Форма – сущность предметов, их внешнее оформление, стимул и цель. Бытие каждой вещи, таким образом, представляет собой слияние материи и формы.

    3. Производящая причина – момент времени, с которого вещь начинает своё бытие. Самой главной причиной всего, согласно Аристотелю, является бог.

    4. Цель, или конечная причина – то, ради чего вещь существует. Конечной, высшей целью всего является благо.

    Ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия. Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность, расписанная по дням и часам.

    Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником. Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

    Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. Также Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же, разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику.

    Метафизика – философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

    1. Сама материя.

    2. Идея предмета.

    3. Возможности, скрытые в предмете.

    4. Результат акта создания.

    Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

    Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

    Билет 33. Объяснить, что такое натурфилософия древних греков (Демокрит, Эпикур).

    Натурфилосо́фия — исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

    Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

    Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе, в качестве которой он рассматривал воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”.

    Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (460 — 370 гг. до н. э.). Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению.

    По Эпикуру, материя существует вечно, она не возникает из ничего и не исчезает: «ничто не происходит из несуществующего». Вселенная вечна, неизменна: «Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменяется». Вселенная состоит из тел и пустоты. Тела двигаются в пространстве. Все состоит из неделимых атомов. Вселенная безгранична «и по количеству тел и по величине пустоты (пустого пространства)».

    Билет 34. Объяснить, что такое основная проблематика русской философии 19-нач. 20 вв

    Русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: декабристская философия; философия Чаадаева; консервативная религиозная и монархическая философия; философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; революционно-демократическая философия; либеральная философия.

    Характерными чертами русской философии являются:

    1. Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

    2. Специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство.

    3. Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    4. Большая роль проблем морали и нравственности;

    5. Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

    В разные отрезки времени были свои представители русской философской мысли. Были сформированы следующие философские суждения: о Боге как о творце мира; о человеке, сотворенном по образу и подобию Бога; о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души; о царе-наместнике Бога на земле, который заботится о своем народе. Следующий период обозначен в истории как Русское Просвещение. В этот период сохраняется образ средневековых христианских форм, но уже появляется влияние западноевропейской культуры. Русская философия этого периода нашла отражение в литературе таких известных личностей, как А.Н. Радищев, М. М. Щербатов, Григорий Сковорода и др., представивших ряд аргументом в пользу бессмертия души человека.

    Духовный ренессанс России, является третьим периодом развития русской философии. К особенностям этой эпохи относится тесная связь русской философии с западноевропейской философией. Круг вопросов, изучаемых философами, делится на три относительно автономные, но тесно взаимодействующие области: «вера-знание»; «аполитизм-революция»; «альтруизм-эгоизм». Ярко выраженной особенностью русской философии того времени является то, что, будучи естественной частью мировой философии с проблематикой, основанной на традициях и культуре русских, она представляет многообразие философских доктрин, основанных на двух противоположностях: коллективности либо индивидуальности. И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала. Они отрицательно относились к событиям, угрожавшим распадом крестьянской общины и европеизацией страны. Философия в России этого периода также была представлена: Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, которые были ориентированы в знании на науку и питали идеологию «народничества». События, произошедшие в период советского строя и после октября 1917 года, оказали сильнейшее влияние на русскую философскую мысль. Марксистские идеи, став основной идеологией советской власти, уничтожили все остальные на многие десятилетия, что отрицательно повлияло на развитие наук в нашей стране, на образование и духовную нравственность общества.

    Билет 35. Сформулировать философские взгляды Маркса и Энгельса.

    Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

    Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

    Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

    Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

    Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.

    Билет 36. Характеризовать понятие: идеализм и материализм -два основных направления в философии.

    Впервые два направления описал в своих работах немецкий философ Ф. Шлегель. Материализм утверждает первичность материи, принимает ее как изначальное, то из чего происходит все остальное, в том числе и мир, и сознание человека.

    Материалисты считают, что сознание является продуктом материи, оно отражает внешний окружающий мир, который в свою очередь является вечным, а также бесконечным во времени и пространстве. Познавание окружающего мира, по мнению материалистов, происходит через наши знания о нем, через реальный опыт и практику взаимодействия с ним. Знания о мире, полученные в процессе его познавания, являются достоверными и эффективными в дальнейшей деятельности человека. Идеализм является полной противоположностью материализма и утверждает первичность идеи, духа, сознания, при котором все материальное есть лишь продуктом духовного.

    Объективный идеализм окружающий мир идей считают независимым от материи и сознания человека. Познание такого мира невозможно для человека. Субъективный идеализм, который был тесно связан с мистикой и религией, признавал возможность познания мира, но при этом связывал ее с волей бога и другими потусторонними силами.

    Так как некоторые явления в природе было сложно объяснить логически, то проще было принять это как нечто неосязаемое, сотворенное богом. Но с развитием науки и увеличением интереса к познанию сути вещей более популярным становился материализм. Последователями этого течения были заинтересованные в правильности познания окружающего мира и становлении власти над природой, такие как Гераклит, Ф. Бэкон, К. Маркс и т.д.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта